Классификация природных ресурсов 10 класс география

Классификации природных ресурсов. Понятие о ресурсообеспеченности 10 класс

Цель: Дать понятие ресурсообеспеченность», сформировать представления о классификации природных ресурсов.

2. Продолжить формирование умений работать с текстом учебника, анализировать и делать выводы.

3. Воспитывать чувство бережного отношения к природе.

Оборудование: тетрадь, книга, Презентация Power Point, атлас, контурные карты.

Тип урока: коммбинированный

Методы урока: Фронтальная беседа, лекция, объяснительная наглядность

2.этап проверки домашнего задания

3.этап подготовки учащихся к активному и сознательному восприятию нового материала

4.этап изучения новых знаний и способов деятельности

5.этап информации о домашнем задании

7. этап подведения итогов занятия .

1. Орг.момент . (готовность класса). Озвучивание темы, цели урока.

2. Проверка домашнего задания .

· дать понятие географической среды.

· В каких состояниях бывает природная среда?

· Каково ант ропогенное воздействие на окружающую среду?

3. Актуализация полученных знаний : Как было сказано раннее ГС- среда, удовлетворяющая потребности развития и деятельности общества, важнейший источник РЕСУРСОВ.

4. Изучение нового материала

Ресурсы — совокупность объектов, пригодных для использования человечеством.

История человечества свидетельствует о постоянном возрастании потребностей челове­ка, обо все возрастающем изъятии у природы ее ресурсов, потребляемых в разных частях мира в неодинаковых количествах. Разнообразие ресурсов, их принадлежность к тому или иному кругу явлений природы или отраслей материального производства позволяет судить об их сложной классификации.

США, КИТАЙ, ИНДИЯ, БРАЗИЛИЯ, АВСТРАЛИЯ, РОССИЯ- государства, имеющие прикт ически все известные природные ресурсы.

-почему КАЗАХСТАН имея богатейшие запасы полезных ископаемых не входит в этот список?

2. Классификация ресурсов.

I. Природная классификация:

II. Хозяйственная классификация:

Ресурсы материального производства:

Ресурсы непроизводственной сферы: А)прямого потребления Б) косвенного потребления В)эстетического потребления

Классификация по признаку исчерпаемости ресурсов: А) исчерпаемые (возобновимые и нево зобновимые)

3. Понятие о ресурсообеепеченности.

Географическая оболочка обладает огромными и разнообразными природными ресурса­ми. Од нако запасы их видов далеко не одинаковы, да и распределены они неравномерно. В

Читайте также:  Где живут куланы природная зона

результате отдельные страны, регионы, материки имеют различную ресурсообеспеченность. Государства, имеющие практически все известные природные ресурсы: Россия, США, Китай, Индия, Бразилия, Австралия.

Ресурсообеспеченность — это соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования. Она выражается либо количеством лет, на которые должно хватить данного ресурса, либо его запасами из расчета на душу населения. В первом слу­чае при определении ресурсообеспеченности запасы ресурсов деляг на их добычу, во вто­ром — запасы ресурсов — на численность населения.

4. Хозяйственная (экономическая) оценка ресурсов.

Хозяйственная оценка — анализ качественного и количественного состояния тех или иных ресурсов в разных регионах мира и на планете в целом, их предварительная раз­ведка, выявление и инвентаризация.

Для хозяйственного освоения наиболее выгодны территориальные сочетания полез­ных ископаемых, которые облегчают комплексную переработку сырья и формирование крупных территориально — производственных комплексов.

Экономическая эффективность освоения полезных ископаемых -объем необходи­мых капиталовложений, себестоимости добычи, платежеспособного спроса, сроков оку­паемости, которые зависят от масштабов использования тех или иных ресурсов и уровня экономического развития страны.

1. На основе данных таблицы определите, на сколько лет хватит мировому сообществу угля, нефти, газа и железной руды.

Уголь (включая антрациты, лигниты, битуминозные и бу­рые угли), млн. тонн

Железная руда (оценка по со­держанию металла), млн. тонн

2. Обоснуйте актуальность хозяйственной оценки природных ресурсов.

НОМЕНКЛАТУРА: записи в тетрадях

А)Нефть — США, Саудовская Аравия, Россия. Б) газ — Россия, США, Канада, Нидерланды.

B) уголь: Китай, США, Россия, Индия. Лучшие условия добычи и страны- экспортеры —
Австралия, США, ЮАР.

Г) алюминий — Франция, Индия, Суринам, США. Д) железо — рудное сырье — США, Китай, Россия. Е) св инец и цинк — США, Канада, Австралия. Ж) медь — Замбия, Заир, Чили, США.

В наши дни известно около 250 видов полезных ископаемых и почти 200 видов поделоч­ных и драгоценных камней. Однако вовлечение их в хозяйственный оборот происходило постепенно на протяжении всей человеческой цивилизации.

Читайте также:  Значение сохранения природного богатства

Почему только в XX веке людям понадобилось такое количество минеральных ре­сурсов?

Каким закономерностям подчиняется размещение полезных ископаемых в земной коре?

Выделите основные направления поиска минеральных ресурсов в настоящее время.

2. Практическая часть.

А) На основе текста учебника и карт атласа составьте классификацию минеральных ре­сурсов. Приведите примеры стран, обладающих макс имальными запасами указанных ва­ми ресурсов.

Примечание: учащимся можно предложить заполнить таблицу (флипчарт).

Топливно-энеогетичес кие ресурсы

Природные строи тель­ные мате­риалы

Б) На контурной карте отметьте месторождения основных видов минеральных ресурсов с указани ем их объема добычи

В) Перечислите страны, испытывающие дефицит в основных видах минерального сырья.

· Насколько остро в наши дни стоит проблема обеспечения минеральными ресурса­ми в миро вом и региональном масштабе?

· Предложите пути рационального использования минеральных ресурсов. В чем со­стоит суть комплексного освоения сырья?

Комплексное освоение сырья — безотходное использование ресурсов в быту и про­мышленности. Ученые предполагают, что в ближайшем будущем наступит эра обо­ротного (повторного) использования ресурсов, то есть, когда в экономике главным сырьем станут отходы, а естественные ресурсы будут являться резервными источни­ками снабжения.

5. Домашнее задание:

6. Этап рефлексии:

На уроке я узнал …Мне было трудно …Мне понравилось …

7. Итоги урока-оценки.

Источник

География природных ресурсов

В 10 классе ученики изучают природные ресурсы как часть географической оболочки, а также ресурсообеспеченность разных стран. В статье анализируется география природных ресурсов, проблемы, связанные с их недостатком или интенсивным использованием.

Виды ресурсов

Географические ресурсы подразделяются на группы в зависимости от их применения.

Основные виды ресурсов: минеральные, земельные, лесные, водные.

По скорости расходования выделяются исчерпаемые и неисчерпаемые. Неисчерпаемые не зависят от человека, это носители энергии (ветровой, водной и другой), климатические и космические. Исчерпаемые человек активно использует (полезные ископаемые, леса, плодородные почвы).

Минеральные ресурсы

К этой группе относятся все полезные ископаемые. Топливные (нефть, газ, каменный уголь) сегодня считаются наиболее важными.

Лидеры по добыче нефти Саудовская Аравия, Россия, США, но многие месторождения истощены и уровень добычи падает. Россия ведет поиск новых месторождений, США пытаются перейти на другой источник нефти (горючие сланцы).

Читайте также:  Времена года зимой природа

На шельфе Баренцева моря с 2014 года действует российская нефтяная платформа «Приразломная» – единственная в Арктике.

Платформа «Приразломная»

Первое место по добыче газа занимает Россия, открывая новые газоносные районы, используя передовые способы добычи.

В тройку «угольных» стран входят Китай, США, Россия.

Земельные ресурсы

В данную группу входят пашни, пастбища, луга, сады. Из всех стран мира наибольшими сельхозугодьями обладают США, Индия, Россия. В РФ в 90-е годы большие площади плодородных земель были выведены из оборота. В настоящее время происходит активное освоение заброшенных площадей. Сегодня Россия занимает первое место по урожаям зерновых культур и их экспорту.

Лесные ресурсы

На планете наблюдаются северный и южный лесные пояса. В северном преобладают хвойные виды (тайга), в южном – влажные леса экватора и прилегающих пространств. Почти 60% северных лесов принадлежит России, но для использования годится менее половины. Леса южного пояса сосредоточены в Латинской Америке, Австралии, Африке.

В XX-XXI веках леса вырубка лесов под строительство, пашни, для заготовки топлива, производства мебели приводит к обезлесению многих территорий. Мероприятия по восстановлению лесов недостаточны.

Вырубка леса на Мадагаскаре

Водные ресурсы

Главный водный ресурс – пресная вода, составляющая 0,6% всех вод Земли. Обеспеченность чистой питьевой водой является проблемой для многих стран. Почти 50% жителей планеты не имеет водопровода. В засушливых областях женщины и дети проходят несколько километров до ближайшего источника, общего для людей и животных.

Потребление также отличается – жители США ежедневно расходуют 350-400 л воды, африканцы 10-15 л и меньше.

Для ликвидации дефицита питьевой воды прибрежные страны строят опреснительные станции.

Станция по опреснению воды, Кипр

Что мы узнали?

Мы узнали о географии мировых природных ресурсов, о лидерах по добыче топливных полезных ископаемых. Мы познакомились с проблемами недостатка питьевой воды, чрезмерной вырубкой лесов. Оказывается, пресную воду можно производить и обеспечить население чистой водой.

Источник

Оцените статью