Классификации природных ресурсов. Понятие о ресурсообеспеченности 10 класс
Цель: Дать понятие ресурсообеспеченность», сформировать представления о классификации природных ресурсов.
2. Продолжить формирование умений работать с текстом учебника, анализировать и делать выводы.
3. Воспитывать чувство бережного отношения к природе.
Оборудование: тетрадь, книга, Презентация Power Point, атлас, контурные карты.
Тип урока: коммбинированный
Методы урока: Фронтальная беседа, лекция, объяснительная наглядность
2.этап проверки домашнего задания
3.этап подготовки учащихся к активному и сознательному восприятию нового материала
4.этап изучения новых знаний и способов деятельности
5.этап информации о домашнем задании
7. этап подведения итогов занятия .
1. Орг.момент . (готовность класса). Озвучивание темы, цели урока.
2. Проверка домашнего задания .
· дать понятие географической среды.
· В каких состояниях бывает природная среда?
· Каково ант ропогенное воздействие на окружающую среду?
3. Актуализация полученных знаний : Как было сказано раннее ГС- среда, удовлетворяющая потребности развития и деятельности общества, важнейший источник РЕСУРСОВ.
4. Изучение нового материала
Ресурсы — совокупность объектов, пригодных для использования человечеством.
История человечества свидетельствует о постоянном возрастании потребностей человека, обо все возрастающем изъятии у природы ее ресурсов, потребляемых в разных частях мира в неодинаковых количествах. Разнообразие ресурсов, их принадлежность к тому или иному кругу явлений природы или отраслей материального производства позволяет судить об их сложной классификации.
США, КИТАЙ, ИНДИЯ, БРАЗИЛИЯ, АВСТРАЛИЯ, РОССИЯ- государства, имеющие прикт ически все известные природные ресурсы.
-почему КАЗАХСТАН имея богатейшие запасы полезных ископаемых не входит в этот список?
2. Классификация ресурсов.
I. Природная классификация:
II. Хозяйственная классификация:
• Ресурсы материального производства:
• Ресурсы непроизводственной сферы: А)прямого потребления Б) косвенного потребления В)эстетического потребления
• Классификация по признаку исчерпаемости ресурсов: А) исчерпаемые (возобновимые и нево зобновимые)
3. Понятие о ресурсообеепеченности.
Географическая оболочка обладает огромными и разнообразными природными ресурсами. Од нако запасы их видов далеко не одинаковы, да и распределены они неравномерно. В
результате отдельные страны, регионы, материки имеют различную ресурсообеспеченность. Государства, имеющие практически все известные природные ресурсы: Россия, США, Китай, Индия, Бразилия, Австралия.
Ресурсообеспеченность — это соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования. Она выражается либо количеством лет, на которые должно хватить данного ресурса, либо его запасами из расчета на душу населения. В первом случае при определении ресурсообеспеченности запасы ресурсов деляг на их добычу, во втором — запасы ресурсов — на численность населения.
4. Хозяйственная (экономическая) оценка ресурсов.
Хозяйственная оценка — анализ качественного и количественного состояния тех или иных ресурсов в разных регионах мира и на планете в целом, их предварительная разведка, выявление и инвентаризация.
Для хозяйственного освоения наиболее выгодны территориальные сочетания полезных ископаемых, которые облегчают комплексную переработку сырья и формирование крупных территориально — производственных комплексов.
Экономическая эффективность освоения полезных ископаемых -объем необходимых капиталовложений, себестоимости добычи, платежеспособного спроса, сроков окупаемости, которые зависят от масштабов использования тех или иных ресурсов и уровня экономического развития страны.
1. На основе данных таблицы определите, на сколько лет хватит мировому сообществу угля, нефти, газа и железной руды.
Уголь (включая антрациты, лигниты, битуминозные и бурые угли), млн. тонн
Железная руда (оценка по содержанию металла), млн. тонн
2. Обоснуйте актуальность хозяйственной оценки природных ресурсов.
НОМЕНКЛАТУРА: записи в тетрадях
А)Нефть — США, Саудовская Аравия, Россия. Б) газ — Россия, США, Канада, Нидерланды.
B) уголь: Китай, США, Россия, Индия. Лучшие условия добычи и страны- экспортеры —
Австралия, США, ЮАР.
Г) алюминий — Франция, Индия, Суринам, США. Д) железо — рудное сырье — США, Китай, Россия. Е) св инец и цинк — США, Канада, Австралия. Ж) медь — Замбия, Заир, Чили, США.
В наши дни известно около 250 видов полезных ископаемых и почти 200 видов поделочных и драгоценных камней. Однако вовлечение их в хозяйственный оборот происходило постепенно на протяжении всей человеческой цивилизации.
Почему только в XX веке людям понадобилось такое количество минеральных ресурсов?
Каким закономерностям подчиняется размещение полезных ископаемых в земной коре?
Выделите основные направления поиска минеральных ресурсов в настоящее время.
2. Практическая часть.
А) На основе текста учебника и карт атласа составьте классификацию минеральных ресурсов. Приведите примеры стран, обладающих макс имальными запасами указанных вами ресурсов.
Примечание: учащимся можно предложить заполнить таблицу (флипчарт).
Топливно-энеогетичес кие ресурсы
Природные строи тельные материалы
Б) На контурной карте отметьте месторождения основных видов минеральных ресурсов с указани ем их объема добычи
В) Перечислите страны, испытывающие дефицит в основных видах минерального сырья.
· Насколько остро в наши дни стоит проблема обеспечения минеральными ресурсами в миро вом и региональном масштабе?
· Предложите пути рационального использования минеральных ресурсов. В чем состоит суть комплексного освоения сырья?
Комплексное освоение сырья — безотходное использование ресурсов в быту и промышленности. Ученые предполагают, что в ближайшем будущем наступит эра оборотного (повторного) использования ресурсов, то есть, когда в экономике главным сырьем станут отходы, а естественные ресурсы будут являться резервными источниками снабжения.
5. Домашнее задание:
6. Этап рефлексии:
На уроке я узнал …Мне было трудно …Мне понравилось …
7. Итоги урока-оценки.
Источник
География природных ресурсов
В 10 классе ученики изучают природные ресурсы как часть географической оболочки, а также ресурсообеспеченность разных стран. В статье анализируется география природных ресурсов, проблемы, связанные с их недостатком или интенсивным использованием.
Виды ресурсов
Географические ресурсы подразделяются на группы в зависимости от их применения.
Основные виды ресурсов: минеральные, земельные, лесные, водные.
По скорости расходования выделяются исчерпаемые и неисчерпаемые. Неисчерпаемые не зависят от человека, это носители энергии (ветровой, водной и другой), климатические и космические. Исчерпаемые человек активно использует (полезные ископаемые, леса, плодородные почвы).
Минеральные ресурсы
К этой группе относятся все полезные ископаемые. Топливные (нефть, газ, каменный уголь) сегодня считаются наиболее важными.
Лидеры по добыче нефти Саудовская Аравия, Россия, США, но многие месторождения истощены и уровень добычи падает. Россия ведет поиск новых месторождений, США пытаются перейти на другой источник нефти (горючие сланцы).
На шельфе Баренцева моря с 2014 года действует российская нефтяная платформа «Приразломная» – единственная в Арктике.
Первое место по добыче газа занимает Россия, открывая новые газоносные районы, используя передовые способы добычи.
В тройку «угольных» стран входят Китай, США, Россия.
Земельные ресурсы
В данную группу входят пашни, пастбища, луга, сады. Из всех стран мира наибольшими сельхозугодьями обладают США, Индия, Россия. В РФ в 90-е годы большие площади плодородных земель были выведены из оборота. В настоящее время происходит активное освоение заброшенных площадей. Сегодня Россия занимает первое место по урожаям зерновых культур и их экспорту.
Лесные ресурсы
На планете наблюдаются северный и южный лесные пояса. В северном преобладают хвойные виды (тайга), в южном – влажные леса экватора и прилегающих пространств. Почти 60% северных лесов принадлежит России, но для использования годится менее половины. Леса южного пояса сосредоточены в Латинской Америке, Австралии, Африке.
В XX-XXI веках леса вырубка лесов под строительство, пашни, для заготовки топлива, производства мебели приводит к обезлесению многих территорий. Мероприятия по восстановлению лесов недостаточны.
Водные ресурсы
Главный водный ресурс – пресная вода, составляющая 0,6% всех вод Земли. Обеспеченность чистой питьевой водой является проблемой для многих стран. Почти 50% жителей планеты не имеет водопровода. В засушливых областях женщины и дети проходят несколько километров до ближайшего источника, общего для людей и животных.
Потребление также отличается – жители США ежедневно расходуют 350-400 л воды, африканцы 10-15 л и меньше.
Для ликвидации дефицита питьевой воды прибрежные страны строят опреснительные станции.
Что мы узнали?
Мы узнали о географии мировых природных ресурсов, о лидерах по добыче топливных полезных ископаемых. Мы познакомились с проблемами недостатка питьевой воды, чрезмерной вырубкой лесов. Оказывается, пресную воду можно производить и обеспечить население чистой водой.
Источник