Классификация природных ресурсов туризма

2.Природные туристские ресурсы

Природные ресурсы и природные туристские ресурсы. Природные ресурсы и природные условия. Природные туристские ресурсы и природно-туристский потенциал. Классификации природных туристских ресурсов. Виды природных туристских ресурсов (водные, горные, лесные).

ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ— (естественные ресурсы), компоненты природы, используемые человеком. Главные виды природных ресурсов можно классифицировать: на основе их генезиса — минеральные ресурсы, биологические ресурсы (растительный и животный мир), земельные, климатические, водные ресурсы; по способу использования — в материальном производстве (в промышленности, сельском хозяйстве отраслях), в непроизводственной сфере; по исчерпаемости — исчерпаемые, в возобновимые (биологические, земельные, водные) и невозобновимые (минеральные), практически неисчерпаемые (солнечная энергия, внутриземное тепло, энергия текучей воды). Огромные объемы природных ресурсов, вовлекаемых в современную человеческую деятельность, обострили проблемы их рационального использования и охраны и приобрели глобальный характер.

В настоящее время выделяют след группы прир. тур. ресурсов.

  • по происхождению
  • Физические ( к которым относятся компоненты неживой природы)
  • Биологические (компоненты живой природы)
  • Энернго-информационные ресурсы – представляют собой специфические поля ноосферной природы, которые служат факторами в качестве местности или ландшафта. Этот тип ресурсов является базой для развития таких видов туризма как культурный туризм и религиозный.
  • По видам тур. использования (мин. воды, лечебные грязи, леса, водные объекты и др.)
  • По скорости исчерпания
  • Исчерпаемые прир. рес – те ресурсы, количество которых неуклонно уменьшается по мере добычи из природной среды.
  • Неисчерпаемые ( неистощимые)( солнечная энергия, ветер, морские приливы и т.д.)
  • По возможности самовосстановления и культивирования
  • Восстанавливаемые ресурсы
  • Невосстанавливаемые (необратимые климатические изменения)
  • По характеру вовлечения ресурсов в процессе тур. деятельности
  1. Солнечная радиация, обеспечивающая на землю поступление тепла, света, ультрафиолета.
  2. Атмосферная циркуляция, с которой связано перенос воздушных масс в атмосферных вихрях (циклонов, антициклонов и наличие зон раздела возд. масс)
  3. Подстилающая поверхность – определяющее перераспределение солнечной радиации и атмосферной циркуляции в зависимости от характера земной поверхности.
  4. Антропогенный фактор (парниковый эффект)
  • Космические (планетарные) – факторы солнечн. радиации, вращение земли, циркуляция возд. масс.)
  • Географические (широта места, подстилающая поверхность)
  • Антропогенные
  • Газовый состав
  • Степень газонасыщенности
  • Ионный состав
  • Общая минерализация
  • Определение минеральной воды Природная минеральная вода — это вода из зарегистрированного подземного источника (скважины), имеющая постоянный химический состав, с сохранённым первоначальным составом минеральных веществ. Такая вода не допускает очистки, которая может изменить ее уникальные первоначальные природные структуру и свойства. Минеральные питьевые (лечебные и лечебно-столовые) воды — это природные воды, оказывающие на организм человека лечебное действие, обусловленное либо основным ионно-солевым и газовым составом, либо повышенным содержанием биологически активных компонентов. По международным стандартам натуральная минеральная вода должна соответствовать следующим требованиям: Вода должна происходить из естественного источника, защищенного от любого загрязнения, и разливаться непосредственно в бутылки на расстоянии не более 50 метров от источника. Вода должна быть природной чистоты, недопустимо использование любых методов, которые могут изменить ее первоначальные, природные свойства. Для очистки от механических примесей допускается использование фильтров. В некоторых случаях допустимо извлечение определенных нежелательных веществ (соединения железа или серы). Если вода происходит из источника насыщенного углекислым газом, то он может быть частично или полностью удален, поскольку это влияет на характер и свойства минеральной воды. Содержание нитрата не должно превышать 30 мг в одном литре. Верхних и нижних границ для содержания минеральных веществ — нет. Классификация, виды минеральной водыПо химическому составу различается шесть классов минеральных вод: гидрокарбонатные (снижают кислотность желудочного сока), хлоридные (стимулируют обменные процессы), сульфатные (стимул моторику желудочно-кишечного тракта), смешанные (повышают лечебный эффект), биологически активные (предотвращение анемии, функции щит железы) и газированные (слабо-, средне- и сильные). В зависимости от минерализации (общего количества растворенных в воде ионов и биологически активных элементов) минеральные природные воды классифицируются на:
    • столовые (содержание солей до 1 г/л);
    • лечебно-столовые (солей от 1 до 10 г/л);
    • лечебные (с минерализацией более 10 г/л). «Кармадон» и «Ессентуки 17».

    Источник

    Классификация и виды туристских ресурсов

    Существует множество различных классификаций туристских ресурсов. В первую очередь, туристские ресурсы делят на две большие группы: непосредственные и косвенные. К первым относятся преимущественно природные и историко-культурные ресурсы, используемые самими туристами и отдыхающими (привлекательность ландшафта, оздоровительные средства местности, объекты познания и т. д.). Косвенные (социально-экономические) туристские ресурсы привлекаются для освоения и использования непосредственных туристских ресурсов; их подразделяют на материальные, технические, финансовые, трудовые и другие.

    По функциональному признаку туристские ресурсы делят на оздоровительные, познавательные и спортивные. Важное значение при этом имеет природно-эстетическая ценность территории, которая усиливает или, наоборот, снижает функциональные качества. Познавательные свойства территории обусловлены наличием природных и социально-культурных объектов (памятников истории и культуры, музеев, национальных особенностей и традиций населения, уникальных объектов природы, культуры, промышленности и др.).

    Н. П. Крачило весь комплекс туристских ресурсов делит на три группы:

    · природные: климат, водные ресурсы, минеральные источники и лечебные грязи, рельеф, пещеры, растительный и животный мир, природные памятники и заповедники, живописные ландшафты, уникальные природные объекты и другие;

    · культурно-исторические: музеи, выставки, театры, археологические, исторические, архитектурные памятники, этнографические особенности, фольклор, центры прикладного искусства и т. д.;

    · социально-экономические: экономико-географическое положение, транспортная доступность территории, уровень ее экономического развития, современная и перспективная территориальная организация, уровень обеспечения обслуживания населения, трудовые ресурсы, особенности населения, уровень развития транспортной сети.

    Популярными являются классификации туристских ресурсов, предложенные польским экономистом М. Труаси и французским экономистом П. Дефером. В основе классификации М. Труаси лежит деление туристских ресурсов на созданные и не созданные трудом человека. М. Труаси в своих работах выделяет три группы туристских ресурсов: природные туристские ресурсы, определяемые как «потенциальный туристский капитал»; туристские ресурсы, созданные трудом человека; «дополнительные» туристские ресурсы (инфраструктура, экономические удобства).

    В отличие от М. Труаси П. Дефер не относит к туристским ресурсам объекты инфраструктуры и экономические удобства. П. Дефер подразделяет все туристские ресурсы на четыре группы: гидром (водные объекты); фитом (земля, природа); литом (созданные трудом человека – архитектура); антропом (нематериальные виды человеческой деятельности – обычаи, праздники, обряды, нравы и др.).

    В зависимости от целей путешествия могут рассматриваться самые различные природные ресурсы.

    Туристская территория или акватория – географически определенное место концентрации наиболее ценных туристских ресурсов, а также объектов туристского интереса, выделяемое в составе туристского региона с указанием в реестрах и кадастрах и иных видах документации с введением режима приоритетного целевого функционирования и использования в целях туризма в ее пределах.

    Туристские ресурсы фиксируются в кадастре. Кадастр туристских ресурсов представляет собой обобщенную (экономическую или экологическую) потребительную (стоимостную или балльную) оценку туристских ресурсов. Кадастр обязательно должен быть представлен в региональной или тематической формах.

    Существуют также и другие разновидности рекреационных и туристских ресурсов. В частности, выделим в своей работе такие виды ресурсов как природные лечебные и туристские информационные. Природными лечебными ресурсами являются рекреационные ресурсы, предназначенные для лечения и отдыха населения, относящиеся к особо охраняемым природным объектам и территориям, имеющим свои особенности в использовании и защите. Туристские информационные ресурсы представляют собой информацию о территории, ее истории, культуре, природе и людях, полученную туристами непосредственно во время путешествия, в ходе подготовки к нему или по прошествии некоторого времени.

    Основой использования туристских ресурсов и туристских объектов для целей туризма является туристский интерес и туристское впечатление.

    Туристским интересом является перспектива получения туристом объективной информации, положительных эмоций и/или потенциальная возможность удовлетворения планируемой потребности туриста в конкретной, частично известной туристской услуге (работе), туристском товаре и туристском продукте, основанных на определенном комплексе туристских ресурсов, выступающих в виде объектов туристского интереса.

    К объектам туристского интереса относятся достопримечательности, природные объекты и природно-климатические зоны, социокультурные объекты показа и иные, способные удовлетворить потребности туриста в процессе осуществления туристской поездки или путешествия и потребности туристских услуг и/или туристского продукта и/или тура, адекватно прямым или спутным целям тура.

    Однако для того, чтобы эти объекты были бы реально использованы в целях туризма, необходима надлежащая инфраструктура и индустрия туризма, которая обеспечит: доведение до туриста информации о данном туристском объекте, необходимой и достаточной для уверенной мотивации выбора путешествий именно в эту местность и к этому объекту; достаточно комфортную и безопасную доставку туриста к этой местности; размещение; питание; развлечение.

    Под туристским впечатлением следует пониматькомплекс эмоций, в общем случае положительных, и душевного и физического состояния туриста, возникший или достигнутый им в результате потребления туристских услуг (работ), приобретения туристских товаров, потребления туристского продукта.

    Туристское впечатление возникает при совершении экскурсии, посещении красивых природных ландшафтов, посещении аттракционов, ресторанов, проживании в отеле и др. Туристское впечатление о туристских ресурсах и туре в целом складывается из многих компонентов. Поскольку туризм, в основной своей направленности, предназначен для удовлетворения потребности человека в отдыхе и развлечении, то человек, покупающий туристские услуги, естественно планирует или подразумевает получение положительных эмоций в процессе познания, оздоровления, осуществления приключений.

    Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

    Источник

    Читайте также:  Карта мурадымовское ущелье природный парк
Оцените статью