Классификация природных свойств человека

Глава 7. Человек как индивид (телесное существование человека)

Человек как индивид предстает в своих природных, биологических особенностях, как человеческий организм. Это – телесное бытие человека.

В основе понятия индивида, по А.Н.Леонтьеву, лежит факт неделимости, целостности человека, наличия свойственных ему особенностей. «Индивид, – писал А.НЛеонтьев, – это прежде всего генотипическое образование. Понятие «индивид» выражает неделимость, целостность и особенности конкретного субъекта, возникающие уже на ранних ступенях развития жизни. Индивид как целостность – это продукт биологической эволюции, в ходе которой происходит процесс не только дифференциации органов и функций, но также и их интеграции, их взаимного «слаживания» 3 . В понятии индивида содержится указание на подобие человека всем другим людям, на его общность с человеческим родом. Человек как индивид является продуктом филогенетического и онтогенетического развития.

Индивид есть другой полюс человеческой реальности, первый полюс – это родовое бытие человека. Именно бытие человека как индивида восполняет человеческую реальность до целого. Сам человек – это его одновременное противоречивое тождество и роду, и индивиду. Это противоречие разрешается в развитии: если в начале жизни человек есть родовое бытие индивида, то на высших уровнях развития человек выступает как

3 Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. М, 1983 Т.2.

индивидуализированный род (единственный в своем роде) во всей полноте его общечеловеческих способностей.

Специфика человеческой индивидности опосредована всей историей его вида, которая преломилась в наследственной программе человека. Так, только человеку присущи рекордная продолжительность периода детства; возможность пребывать при рождении в состоянии крайней «беспомощности»; вес мозга ребенка составляет всего лишь около четверти веса мозга взрослого человека (у обезьян это соотношение составляет две трети). С момента своего рождения человеческий индивид является носителем специфически человеческой биологии, сформированной предшествующим развитием в филогенезе.

Индивидность человека интересует психологию в той мере, в какой она проявляется в становлении, развитии и функционировании человеческой субъективности. Природные, телесные свойства человека составляют предпосылку и условия развития его внутреннего мира, формирования специфически человеческих способностей.

Изучение индивидных свойств человека в психологии связано с анализом фундаментальной проблемы: как конкретно органическое, природное проявляется в психическом. Психология исследует также вопрос о развитии и преобразовании индивидных свойств человека в зависимости от его образа жизни и характера осуществляемой им деятельности. Предметом психологии индивидности человеку выступает связь биологического и психического. Эту связь невозможно постулировать, ее необходимо изучать, выявлять ее конкретные формы и механизмы.

Читайте также:  Все природные ресурсы мексики

«Относительно связи биологического и психического, – писал Б. Ф Ломов, – вряд ли целесообразно сформулировать некоторый универсальный принцип, справедливый для всех случаев. В одних измерениях и при одних определенных обстоятельствах биологическое выступает к психическому как его механизм (физиологическое обеспечение психических процессов), в других – как предпосылка, в третьих – как содержание психического отражения (например, ощущения состояний организма)» 4 . Неоднозначность связи органического и психического в первую очередь объясняется неоднородностью самих индивидных свойств человека, включенностью в их число генетических, морфологических, физиологических, телесно-физических, нейропсихологиче-ских, половозрастных и других особенностей. Поэтому индивид-

4 Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984. С.383.

ность человека и ее проявления в человеческой субъективности целесообразно исследовать применительно к конкретным индивидным свойствам, изучение которых проводится в рамках пограничных с психологией дисциплин – в дифференциальной психофизиологии, психогенетике, психосоматике, нейропсихологии.

Классификация природных свойств человека

Рис. 17. Индивидные свойства человека (по Б.Г.Ананьеву)

Ананьев Б.Г. Важная проблема современной педагогической антропологии (онтогенетические свойства человека и их взаимосвязь) // Сов. педагогика. 1960. №1.

Классификация природных свойств человека наиболее полно описана Б.Г.Ананьевым 5 . Индивидные свойства подразделяются им на два широких класса: класс возрастно-половых свойств и класс индивидуально-типических свойств. В свою очередь, индивидуально-типические свойства разделяются на конституционные и нейродинамические свойства (рис. 17). Возрастные, половые, конституционные и нейродинамические свойства Б.Г.Ананьева называл первичными индивидными свойствами. Взаимосвязи между ними определяют более сложные образования индивида: структуру органических потребностей и сенсомо-торную организацию. Совокупность важнейших свойств индивида и их сложных образований выступает в наиболее интегратив-ной форме в виде темперамента и задатков.

Таким образом, индивидностъ человека и ее связь с его психологическими особенностями будут нами рассмотрены при анализе возрастных изменений индивида (биологический возраст и психофизические особенности индивида; процессы созревания и развития); при оценке влияния биологии пола на психологию человека; при изучении взаимосвязи конституционных свойств организма и психологических характеристик человека; при рассмотрении места и значения нейродинамических свойств в психологии человека.

Читайте также:  Какие природные ресурсы иркутской области

Источник

Глава 7. Человек как индивид (телесное существование человека)

Человек как индивид предстает в своих природных, биоло­гических особенностях, как человеческий организм. Это — те­лесное бытие человека.

В основе понятия индивида, по А.Н.Леонтьеву, лежит факт неделимости, целостности человека, наличия свойственных ему особенностей. “Индивид, — писал А.Н.Леонтьев, — это прежде всего генотипическое образование. Понятие “индивид” выража­ет неделимость, целостность и особенности конкретного субъек­та, возникающие уже на ранних ступенях развития жизни. Ин­дивид как. целостность — это продукт биологической эволюции, в ходе которой происходит процесс не только дифференциации органов и функций, но также и их интеграции, их взаимного “слаживания”. В понятии индивида содержится указание на по­добие человека всем другим людям, на его общность с человече­ским родом. Человек как индивид является продуктом филогене­тического и онтогенетического развития.

Индивид есть другой полюс человеческой реальности, пер­вый полюс — это родовое бытие человека. Именно бытие чело­века как индивида восполняет человеческую реальность до цело­го. Сам человек — это его одновременное противоречивое тож­дество и роду, и индивиду. Это противоречие разрешается в развитии: если в начале жизни человек есть родовое бытие ин­дивида, то на высших уровнях развития человек выступает как индивидуализированный род (единственный в своем роде) во всей полноте его общечеловеческих способностей.

Специфика человеческой индивидности опосредована всей историей его вида, которая преломилась в наследственной про­грамме человека. Так, только человеку присущи рекордная про­должительность периода детства; возможность пребывать при рож­дении в состоянии крайней “беспомощности”; вес мозга ребенка составляет всего лишь около четверти веса мозга взрослого человека (у обезьян это соотношение составляет две трети). С момента своего рождения человеческий индивид является носителем специфиче­ски человеческой биологии, сформированной предшествующим развитием в филогенезе.

Индивидность человека интересует психологию в той мере, в какой она проявляется в становлении, развитии и функционирова­нии человеческой субъективности. Природные, телесные свойства человека составляют предпосылку и условия развития его внутренне­го мира, формирования специфически человеческих способностей.

Изучение индивидных свойств человека в психологии связа­но с анализом фундаментальной проблемы: как конкретно орга­ническое, природное проявляется в психическом. Психология ис­следует также вопрос о развитии и преобразовании индивидных свойств человека в зависимости от его образа жизни и характера осуществляемой им деятельности. Предметом психологии инди­видности человека выступает связь биологического и психического. Эту связь невозможно постулировать, ее необходимо изучать, выявлять ее конкретные формы и механизмы.

Читайте также:  Горизонт это природное явление

“Относительно связи биологического и психического, — пи­сал Б.Ф.Ломов, — вряд ли целесообразно сформулировать неко­торый универсальный принцип, справедливый для всех случаев. В одних измерениях и при одних определенных обстоятельствах биологическое выступает к психическому как его механизм (фи­зиологическое обеспечение психических процессов), в других — как предпосылка, в третьих — как содержание психического от­ражения (например, ощущения состояний организма)”. Неодно­значность связи органического и психического в первую очередь объясняется неоднородностью самих индивидных свойств чело­века, включенностью в их число генетических, морфологиче­ских, физиологических, телесно-физических, нейропсихологических, половозрастных и других особенностей. Поэтому индивидность человека и ее проявления в человеческой субъективности целесообразно исследовать применительно к конкретным инди­видным свойствам, изучение которых проводится в рамках по­граничных с психологией дисциплин — в дифференциальной пси­хофизиологии, психогенетике, психосоматике, нейропсихологии.

Классификация природных свойств человека

Классификация природных свойств человека наиболее пол­но описана Б.Г.Ананьевым. Индивидные свойства подразделя­ются им на два широких класса: класс возрастно-половых свойств и класс индивидуально-типических свойств. В свою оче­редь, индивидуально-типические свойства разделяются на кон­ституционные и нейродинамические свойства. Возрас­тные, половые, конституционные и нейродинамические свойства Б.Г.Ананьева называл первичными индивидными свойствами. Взаимосвязи между ними определяют более сложные образова­ния индивида: структуру органических потребностей и сенсомоторную организацию. Совокупность важнейших свойств индиви­да и их сложных образований выступает в наиболее интегративной форме; в виде темперамента и задатков.

Таким образом, индивидность человека и ее связь с его пси­хологическими особенностями будут нами рассмотрены при ана­лизе возрастных изменений индивида (биологический возраст и психофизические особенности индивида; процессы созревания и развития); при оценке влияния биологии пола на [психологию человека; при изучении взаимосвязи конституционных свойств организма и психологических характеристик человека; при рас­смотрении места и значения нейродинамических свойств в пси­хологии человека.

Источник

Оцените статью