Классный час «Перелётные птицы»
Цель: познакомить с перелётными птицами.
познакомить детей с особенностями строения птиц и местами их обитания;
дать представление о перелетных и зимующих птицах;
воспитывать бережное отношение и любовь к природе;
развивать кругозор и любознательность.
На доске: карточки с птицами, плакат с деревом.
Встали, поздоровались, у всех хорошее настроение! Улыбнитесь друг другу.
II Актуализация опорных знаний
— Закройте глазки и прислушайтесь. Что вы слышите? (голоса птиц)
— А в какое время года мы можем услышать как поют птицы? (весной, летом)
— А сейчас поют птицы? Почему?
— Ребята, а почему никаких птиц не видно? (стало холодно и некоторые птицы улетели в тёплые края)
— Как называют птиц, которые летом живут у нас, вьют гнезда, а с наступлением холодов улетают на всю зиму в жаркие страны, чтобы потом весной вернуться в родные места? ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ (на доске).
III Мотивация познавательной деятельности
-О том, какие птицы прилетают из теплых стран и улетают с наступлением холодов пойдет речь на нашем классном часе.
IV Организация познавательной деятельности
— Птиц, которые остаются с нами зимовать, как называют? ЗИМУЮЩИЕ.
— Ребята давайте вспомним зимующих птиц.
— Выбрать зимующих птиц и повесить на дерево.
— Птицы, которые не улетают в тёплые края называют осёдлыми. Зимняя пора – трудное время для пернатых. И хотя осёдлые птицы не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы, и всё-таки тяжело им зимой. Из десяти, может быть, одна-две доживают до весны. Как мы вместе можем помочь птицам?
— Мы должны их подкармливать зимой, чтобы нам не пришлось встречать весну без песен.
— Ребята, есть птицы, которым мы не можем помочь когда становится холодно. Им нужны насекомые: личинки, жуки, червячки. Поэтому они осенью улетают в тёплые края. Давайте узнаем кто же это!
Всех перелетных птиц черней,
Враг личинок, друг полей,
Взад — вперед по пашне вскачь
И зовется птица :(грач)
Прослушивание записи голоса грача
— Грачи прилетают одними из первых на родину. Они не боятся холодов. И пока поля не освободились от снега, грачи вместе с воронами ищут зерна и остатки пищи у жилья человека. Потом начинают строительство гнезд.
Грач приносит прутики, а грачиха строит гнездо. Потом они меняются, но от гнезда одна из птиц не улетает, иначе гнездо займет другая пара птиц.
— Но вот послышался в лесу чей — то голосок.
звучит запись голоса кукушки
— Чей это голос? Что вы знаете об этой птице?
Солнцем залита опушка,
Загорелся только день,
И проказница кукушка
Куковать уселась в тень
Где она? Никто не знает,
На каком сидит суку,
В прятки с солнышком играет
И кричит ему : ку — ку.
Летели кукушки через три избушки
Так суетились, так торопились.
Головками вертели, крыльями махали
А куда летели, так и не сказали!
— Кукушка не строит гнездо и не сидит на яйцах. Она откладывает их на землю, а затем переносит клювом в гнездо к какой — нибудь маленькой птичке. И вот у хозяина гнездышка появляется прожорливый кукушонок. В отсутствии своих приемных родителей он выталкивает из гнезда братишек и сестренок, и тогда птицам ничего не остается делать, как выкармливать его одного.
— А теперь отгадайте еще одну загадку.
На шесте — дворец
Во дворце — певец
А зовут его: Скворец
Прослушивание записи голоса скворца
— Посмотрите на его массивное тело и короткую шею, он нам покажется неуклюжим, тяжелым, хотя весит всего 75 грамм.
Широким и важным шагом, беспрестанно кланяясь и озираясь по сторонам, постоянно шествует он за плугом. Выдергивает из отваленных пластов земли дождевых червей и жуков. Осенью , правда, стаи скворцов совершают налеты на сады. Но этот вред не сравним с той пользой, которую они приносят, выкармливая птенцов. Летом за долгий световой день оба родителя прилетают к гнезду до 300 раз! Вот и представьте, сколько гусениц, жуков и червяков уничтожает одна пара птиц.
— Скворец еще и пересмешник. С поразительной похожестью умеет он передавать все, что услышит в дальних своих странствиях. В его концертах можно услышать не только голоса других птиц и их песенки, но и отчаянный мальчишеский свист, кваканье лягушек, рычание собаки и даже скрип тележного колеса.
— Кажется еще одна птица подлетает. Отгадайте, кто она?
Спереди — шильце,
Сзади — вильце,
На груди белое полотенце
Прослушивание записи голоса ласточки
— Наша гостья ласточка (изображение ласточки).
— Ласточки прилетают в середине мая. Ее легко узнать по черному оперению и белой грудке. У ласточки быстрый непрерывный полет, она не просто летает, а ловит в воздухе мух и комаров.
Лепят гнезда ласточки под крышами домов, делая узкое горлышко, чтобы не забралась в гнездо кошка. Строительный материал — его много: грязь, глина, а склеивается все слюной самой птицы.
— Вот сколько птиц прилетают к нам.
— Сейчас мы знаем, что перелетные птицы улетают на зиму в теплые края. А раньше люди этого не знали. Конечно, они замечали, что зимой некоторые птицы исчезают, а весной вновь появляются. Лишь со временем ученые узнали, куда улетают перелетные птицы.
— Как же это удалось сделать ученым?
Птицам надевали на лапки маленькие кольца. На каждом кольце был номер и адрес, где была окольцована птица. Когда кто — то в других странах встречал окольцованную птицу, он сообщал об этом по данному адресу. Так ученым удалось узнать, где зимуют птицы.
Я сейчас буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь и вы услышите что — то другое, то нужно хлопать. Начнем:
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи: Что неправильно? Мухи-насекомые.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы.
Аисты, вороны,
Галки, макароны!
Прилетели птицы:
Голуби, синицы.
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки:
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Аисты, кукушки,
Даже совы — сплюшки,
Лебеди, скворцы:
Все вы молодцы!
— Какие птицы улетают с наступлением холодов? (грач, ласточка, скворец, кукушка, соловей)
— Но есть и такие птицы, которые прилетают к нам зимовать. Кто же это? Отгадайте загадки.
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (синица)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (снегирь)
Вот птичка так птичка,
Не дрозд, не синичка,
Не лебедь, не утка
И не козодой.
Но эта вот птичка,
Хоть и невеличка,
Выводит птенцов
Эти птички с хохолком
И красивые притом,
На рябину прилетели.
Птички эти — … . (свиристели)
— А этих птиц называют «кочующими». Кочующие птицы прилетают к нам зимой с далекого холодного севера. Наши зимние гости – это чечетки, свиристели, клесты, снегири. В их родных краях зимой такой мороз и стужа, что им кажется, что у нас тепло! Да и корм у нас есть! Свиристели и снегири лакомятся рябинкой. Клесты – шишками, а чечетки – семенами. Для них наша средняя полоса как будто юг.
— Давайте выполним такое задание: соедините птицу с ее названием.
На свете очень много разнообразных птиц. (См. выставку с птицами) — Птицы дороги нам, как часть чудесной природы нашей Родины.
Их мелодичные, веселые, звонкие голоса, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость. Без птиц природа мертва. Несомненно, первые мысли о воздухоплавании, стремление научится летать зародилось у людей при взгляде на птиц.
Птицы — вестники радости. Каждый год они приносят нам на крыльях весну.
— Ребята о чем же мы говорили?
— Каких вы теперь знаете птиц?
Вместе с родителями сделать кормушку для птиц
Источник
Классный час «Зимующие и перелётные птицы»
-формировать представления о зимующих и перелётных птицах.
-расширять кругозор учащихся, воспитывать бережное отношение к птицам, к природе.
-формировать доброту, милосердие, отзывчивость.
-демонстрационный материал: «Зимующие птицы и перелётные птицы»,
-стенд для оформления выставки.
Подготовительная работа:
-подготовка детьми сообщений по теме: «Зимующие птицы и перелётные птицы»;
1. Прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц».
-Что можно сказать о звуках, которые вы услышали в аудиозаписи?
— Сегодня мы поговорим о птицах , вы приготовили сообщения о них и сейчас каждый из вас поделится информацией. После этого вместе с вами оформим стенд, для детей нашей школы «Зимующие птицы и перелётные птицы ».
-Ребята, что случится, если птиц вдруг не станет?
-А чтобы этого не случилось, что должны мы делать для этого? (птиц знать, охранять и беречь).
Поделитесь с птицами едой,
Чтоб они, как только снег растает,
Пронеслись над полою водой
До своих гнездовий шумной стаей.
Поделитесь с птицами едой,
С малыми друзьями, земляками,
Если дорожите дружбой той
И сердца в груди у вас не камень.
Поделитесь с птицами едой,
И они отплатят доброй песней.
Ну а с песней жить то интересней,
До ста лет все будешь молодой…
Поделитесь с птицами едой!
Кто знает, чем подкармливать птиц зимой?
-Молодцы! Вы знаете, чем подкармливать птиц. Для того чтобы и другие дети узнали, мы с вами на наш стенд прикрепим памятку «Чем подкармливать птиц»
Охрана птиц – очень важная задача! Природа гибнет и просит у нас защиты. Многие растения и животные стали редкими. Они занесены в Красную книгу.
(показ Красной книги). Красной она называется потому, что красный цвет – сигнал опасности. Международную Красную книгу создали в 1966 году, а в 1974 году была создана Красная книга и у нас в России.
В Красную книгу России включено 63 вида птиц, из которых 26 – на грани полного исчезновения (например: белый журавль, бородач, кречет), а 37 редких видов нуждаются в особой охране (например: дальневосточный аист, фламинго, дрофа). Давайте беречь и защищать пернатых друзей и помощников.
Послушайте стихотворение .
Дерево, цветок, трава и птица
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда.
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живётся с нами рядом.
Охраняются Красной книгой
Столько редких животных и птиц.
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери, охраняются птицы,
— Согласитесь, ребята, что птицы очень интересные существа. Давайте вспомним, что мы сегодня о них узнали?
— Я думаю, что после этой беседы, вы будете по-другому относиться к нашим маленьким, беззащитным, пернатым друзьям.
Источник