Классный час «Помоги зимующим птицам»
классный час на тему
Классный час посвящён зимующим птицам.Рассказывается. кто такие зимующие пицы,чем их кормить,из чего делать кормушки.Прививается любовь к природе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
1.расширить знания детей о птицах;
2.дать представление о разновидностях птиц, их питании, образе жизни;
4.прививать любовь и бережное отношение к родной природе.
5.вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам.
1)- Тема нашего урока спрятана в загадке
— На улице зима. Земля, вода и лес — все покрыто снегом, кажется, все кругом погрузилось в сон. Замерли травы, кусты и деревья. Под снежным покрывалом затаились, застыли многие животные. Замерли, но не умерли. Хорошо тому, у кого теплое, уютное логово, берлога, норка или гнездо. Хорошо тому, у кого запасов полная кладовая. Поел, свернулся калачиком — спи крепко, смотри сладкие сны. Но у нас много птиц, которые зимуют .
А птицы сильно страдают зимой от холода и голода. Ледяной ветер гуляет, носится между домами и деревьями, забирается и под тугие перышки. Не усидеть маленьким птичкам ни на земле, ни на ветке: все покрыто снегом, стынут лапки. Надо прыгать, летать, чтобы как-нибудь согреться. Ох, как трудно им приходится! Ищут они, где бы укрыться от холода, от страшного зимнего ветра.
2) Сценка: — К нам летит лесная гостья. Отгадайте , кто это.
— К нам прилетела сорока. Чем же она знаменита? (Новости разносит.)
Давайте, поскорее впустим её, какие же она нам новости на хвосте принесла?
(входит сорока, держит телеграмму)
— Кто из вас знает, что обозначает этот сигнал? ( (ответы детей)
— Какой ужас! Ребята, как вы думаете, кто написал эту телеграмму? (ответы детей). Да, я тоже думаю, это птицы. Им очень трудно пережить зиму, особенно если зима холодная. Проходи, сорока, погрейся, а мы как раз говорим о птицах
3 )Работа в группах : Узнаем интересного о птицах ( на карточках написано :9 тысяч видов,2 метра высота, размером бабочки ;в лесу, в горах, на берегу моря; рыбу, насекомых, зверей, ягоды, семена;)
Птиц на земле очень много –( 9 тысяч видов.)
Есть птицы очень большие- (2 метровой величины)
Есть совсем крошечные -( как бабочки).
Птицы живут- (в лесу, в горах, на берегу моря.)
Птицы едят (рыбу, насекомых. зверей, ягоды , семена. )
— Какую пользу приносят птицы?(спасают поля, радуют песнями, украшают природу)
— Ребята, чтобы помочь, надо хорошо знать зимующих птиц и чем они кормятся. Давайте вместе разгадаем загадки и узнаем зимующих птиц.
— Почему птичку зовут синицей? (поёт си-си-си)
Синица очень подвижна. Она всеядна, кроме насекомых, она ест семена, мясо, сало, рыбу. Интересно наблюдать, как синица, найдя твёрдую пищу, быстро взлетает на ветку и, зажав семечко или что — то другое между пальцами цепких ног, быстрыми и точными ударами крепкого острого клюва скоро раздалбливает скорлупу или оболочку семени. Пёстрый наряд синички помогает ей затеряться среди солнечных бликов в ветвях. Песня у неё звонкая — «Тинь -тинь!» Синица очень сообразительна: легко разрывает полиэтилен, в котором вывешивают или выставляют на балкон рыбу, мясо, сало; она легко открывает бутылки с молоком и сливками, ест масло.
3 . Я весь день ловлю жуков,
— Почему воробей имеет такое название?
Он такой же хитрый, как и ворона. Та хлеб найдёт, а воробей незаметно кусочек стащит, а когда кто-то берёт не свое, говорят: «Бей вора, вора бей!»
Учёный — орнитолог: По воробьям я узнаю температуру. Если воробьи на кормушке гладенькие да аккуратненькие, значит, тепло на дворе. А если взъерошенные, будто надутые – тут уж береги уши и нос! Я давно заметила: если ударит мороз – воробьи сразу взъерошиваются. А для чего, не пойму. Может, вы, ребята, объясните причину такому явлению? (Так воробьям теплее: вокруг тела увеличивается прослойка воздуха, удерживающая тепло)
4. Красногрудый, чернокрылый
С первым снегом на рябине
Снегирь в основном питается ягодами и семенами растений.
5. Всё у этой птицы не как у других –
клюв не прямой и не кривой, а крестообразный.
И птенцов она выводит не летом, а зимой. (Клесты)
Учёный- орнитолог: Самцы у клестов – красные. А самочки – зеленоватые. У птенцов клеста клюв совсем прямой, а у родителей загнут крестообразно. Достают семена из-под твёрдых чешуек шишек только взрослые птицы.
Учитель: Итак, многие зимующие птицы едят разную пищу — это помогает им пережить холода. Пища зимующих птиц — насекомые, черви, почки, семена, ягоды, не стоит давать свежий хлеб. В сильные холода птицы жмутся к человеческому жилью, где легче найти пищу. Лапы, клюв и окраска птиц хорошо приспособлены к добыванию пищи.
2)Видиофильм «Зимующие птицы»
— Сейчас мы немножко отдохнём и проведём игру «Не ошибись». Встаньте. Если я буду называть какую-то птицу, то вы должны присесть, если эта птица зимует у нас, и замахать руками, как крыльями, если птица улетает на юг
(Соловей, дятел , клёст ласточка, утка, синица , свиристель , кукушка, скворец, воробей , аист, жаворонок, снегирь , ворона , сорока , журавль, тетерев , галка , грач,)
1.А мы тоже физкультминутку проведём, которая называется «Весёлый мячик»
(дети перекатывают мячик друг другу по столам и поют)
(стук в дверь, почтальон отдаёт письмо)
Почтальон. Тут письмо вам, ребята.
«Сделайте, дети нам кормушки!»
-.Ребята, кто уже сделал кормушки и угощает птиц?
— Хорошо! Но оказывается, ребята, не всегда птички бывают довольны нашим угощением.
(выходят птицы в масках – воробей, синица, клёст, снегирь)
Воробей. Безобразие! Пришёл перекусить, а корм снегом засыпало. Хоть бы на кормушку навес сделали, что ли!
Синица . Могли бы и сальца несолёного вывесить, у нас от солёного животы болят, солёное – это яд для нас.
Клёст. А я вообще голодным остался. Обед ветром сдуло. Кто сделал кормушку без бортиков?
Снегирь. А где семена сорняков? Где рябина, калина? Где арбузные и дынные семечки?
— Успокойтесь птицы, всё будет в порядке. Как видите, ребята, мало сделать кормушку – она должна быть не только удобной для птиц, но ещё надо хорошо знать, какой корм нужен птицам. А кормушки можно сделать вот такими:
— А какие советы вы бы могли дать ?
— не распугивать птиц возле кормушки;
-стараться подкармливать птиц в одно и то же время;
-кормушки должны быть удобными для подлета и сидения птиц.
Снегирь: .Молодцы, ребята, правильные советы. Мы знаем, что вы сделали много кормушек и повесили в нашем школьном саду. За это вам птицы очень благодарны.
Детям предлагается из карточек со словами выбрать то, что можно положить в кормушку без вреда для их здоровья. Можно предложить поднос угощениями.
- Рябина.
- Макароны
- Семечки.
- Ягоды шиповника
- Ржаной хлеб.
- Белый хлеб
- Шоколадные конфеты
- Яблоко
- Пшено (крупа)
- Гречневая каша
- Сало соленое
- Кусочки сырого мяса и др.
Проверка задания: с блюда с «угощениями» для птиц выбираются полезные и вредные продукты
Не выбрасывайте семена арбузов, дынь, тыквы, кабачков. Они очень нравятся птицам. Для свиристелей, снегирей, зябликов заготовьте ягоды рябины, калины, бузины, слегка подсушив ягоды. Синицы и поползни охотно едят семена подсолнечника, крапивы, крошки белого хлеба, сало. Семена репейника-лопуха – лакомство для щеглов. Их совсем легко сохранить, собрав большие комки и поместив в сарае
— Хорошо известно: кто сыт, тому холод не страшен, поэтому мы должны помогать своим маленьким, слабым пернатым друзьям. Им много не надо. Кто даст зернышек, кто — сальца, кто — ягод, кто — хлебных крошек. А сколько их можно спасти от голодной смерти!
1 уч: Покормите птиц зимой.
3 уч: Приучите птиц в мороз
Чтоб без песен не пришлось
Источник