КЛАССНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ: «БЕРЕГИ ПРИРОДУ, ЧЕЛОВЕК!»
принятию личного участия в решении экологических проблем.
2. Способствовать развитию творческого мышления, умения предвидеть
последствия природообразующей деятельности человека; развитию
исследовательских навыков, умений; развитию речи, памяти, кругозора
3. Содействовать воспитанию начальных навыков экологической
культуры, воспитание доброты, ответственного отношения к природе
и к людям, которые живут рядом, к потомкам, которым нужно оставить землю
пригодной для полноценной жизни и к себе.
Тип урока: интегрированный урок-спектакль изучения нового материала.
Методы и приемы: устно-словесный (беседа, рассказ, объяснение), метод
проблемной ситуации, наглядно-иллюстративный (демонстрация слайдов,
иллюстраций), практический (работа в тетради), инсценирование сказки
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (Установление психологического комфорта)
— Если у вас хорошее настроение, улыбнитесь сначала партнеру по лицу,
— Если вы любите свою школу, похлопайте в ладоши.
— А если вы хотите получить удовольствие от урока, прошу вас быть
II. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА О ПРИРОДЕ
(Звучит стихотворение «Посмотри, юный друг…»)
Все, что нужно, год от года,
Наш зеленый природный дом!
III. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА
-Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проведем кл. час по окружающему миру. Ребята, попробуйте догадаться, на какую тему мы будем беседовать сегодня? (Ответы учащихся).
-Правильно, ребята, мы сегодня поговорим об охране природы, об экологии.
-Давайте попытаемся ответить на несколько вопросов теста об охране
окружающей среды (в которой сравниваются знания и точки зрения учеников по
теме до и после выполнения «упражнения-раздражителя» для активации
мышления (видео, картинка, рассказ и т.д.):
Что нужно делать человеку для охраны окружающей
-убрать все дымящиеся трубы
— экономить электроэнергию, воду, тепло
-отказаться от сосисок, конфет, горячей воды в ванне -вообще от всех удобств
-закрыть колбасный завод, кондитерскую фабрику
-просчитывать свои действия и не строить то, что вредит природе, что губит ее
заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих
-собирать макулатуру и металлолом
IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
— Что же такое экология? Кто как понимает значение этого слова? (Ответы учащихся).
-Слово «экология» образовалось из двух греческих слов: «экос», что значит «дом», и «логос», что значит «наука». Выходит, экология – наука о доме. О каком доме говорится? О том, который строитель выстроил из кирпича и бетона? Нет. Речь идет о «природном доме», который есть у каждого растения, животного, человека. Все то, что окружает их в природе, вот их дом.
Экология – это наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой.
-Экология – это наука о связи живых существ со средой обитания.
Мы читали рассказы о воздухе. Яд с неба попадает потому, что дым фабрик
и заводов загрязняет воздух. Я думаю, что для того чтобы воздух был
чистым, надо придумать специальные фильтры.
— Мы читали рассказы о природе. Мне больше всего понравились
рассказы о животных. По этой теме я прочитал рассказы о том, как
хищники ловят больших животных: рыси – косуль, волки – лосят, оленей.
Хищники – санитары природы. Они очень красивы. Многие занесены
в Красную книгу. Беречь их – значит беречь красоту природы.
— Мы читали рассказы о природе. Мне больше всего понравились
рассказы о воде и воздухе. Их загрязняют нефть, отходы, кислотные дожди.
Человеку приносит пользу природа. Я думаю, что, когда я вырасту, я буду
— Ребята, давайте проследим по иллюстрациям, что дает природа
человеку? (отдых, материал для пошива одежды, бумагу, кисти, краски, воду
для питья, стирки, принятия ванн, еду, мебель, дома, воздух, лекарства)
— Природу мы называем нашим общим домом, домом, где мы живем.
Чтобы природу защищать, охранять, не губить, а приумножать, несомненно,
нужно очень много о природе знать, многое изучить. Читаете вы книги
о природе? (+). Хорошо, посмотрим, как уверенно вы будете отвечать на мои
(Зачитываются загадки о сосне и муравьях).
Красной меди столб точеный,
Зимой и летом одним цветом.
-Молодцы, правильно, это сосна. (Выступление ученика.)
— Я читал о сосне. Научное название этого дерева в переводе означает
«скала». Сосна может расти и на неприступных горных обрывах. В сосновом
лесу легко дышится. Хвоя сосны выделяет в воздух большое количество
веществ, которые убивают бактерии. Только на одном взрослом дереве
общая длина хвоинок составляет 200 км!
— Спасибо. А вещества, которые выделяет сосна, называются
Много мастеров срубили избу без углов. (Муравьи.) Кто знает что-нибудь
— Муравьи живут семьями, в которых есть крылатые самцы и самки,
бескрылые строители, добытчики пищи, няньки, воины. Своими усиками-
антеннами они передают друг другу всякие запахи, звуки, сведения. Они очень
полезны, так как истребляют вредных личинок, насекомых, которые губят
деревья. Муравьи средней величины из одного муравейника могут
уничтожить 15-20 тысяч вредных насекомых в день.
— Отлично! Вы справились и с загадками, и дополнительный материал,
прочитанный вами, умело используете.
VI. ПРАВИЛА ДРУЗЕЙ ПРИРОДЫ
— А что же нужно делать, чтобы окружающая нас природа оставалась
такой же красивой, кормила бы нас, поила, одевала, укрывала от непогоды?
— Хорошо. Давайте попытаемся сами создать своеобразный Кодекс (свод
законов) или просто Правила друзей природы:
1. Не срывайте цветов! Пусть красивые растения остаются в природе.
Не ломай ветки деревьев и кустарников!
2. Не оставляйте костры и мусор в лесах: лес дает нам кислород!
VIII. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА (продолжение)
— Отдохнули? Продолжим работу, ребята.
3. Не сбивайте ногой в лесу грибы, которые не знаете (или знаете, что
-Почему? (Ядовитые грибы ядовиты для нас; для лосей, к примеру, они
очень даже полезны, они ими лечатся).
4. Не обижайте животных в лесу: не ловите бабочек, стрекоз, других
насекомых, не ловите и не уносите домой из леса животных.
(Случай с ежом в одной из квартир города: из леса принесли ежа домой. Он в поисках тепла залез в батарею и застрял там. Пришлось вызывать службу МЧС. Батарею сломали, залили оставшейся после зимы в батареях водой соседей внизу. К счастью, обошлось без жертв, еж остался жив, хотя и измучен. А горе-хозяевам, решившим приютить у
себя лесного гостя, пришлось делать ремонт у себя и у соседей).
5. Не шумите в лесу, иначе вы можете побеспокоить птиц на гнездах
и других лесных обитателей.
6. Ходите только по тропинкам, не нужно вытаптывать траву.
7. Не бросайте мусор на землю, – для этого есть урны.
-Вообще-то в последнее время на плакатах общественной агитации
можно увидеть такое высказывание: «ЧИСТО ТАМ, ГДЕ НЕ СОРЯТ!»
-В любой семье ежедневно что-то выбрасывают. А в год на каждого
жителя крупного города приходится целая тонна мусора! В одной из стран
подсчитали: если весь мусор, который образуется в стране ежегодно, ссыпать
в одну гору, то потребуется почти три миллиона грузовиков, чтобы эту гору
Часть мусора сжигают, часть – закапывают. И то, и другое – не лучший
выход из положения. При сжигании мусора нередко образуются вредные
вещества, загрязняющие воздух. А при закапывании может произойти
отравление почвы и подземных вод. Сейчас часть мусора перерабатывают –
оказывается, из него еще можно получить немало полезного. Ученые
и инженеры ищут новые способы переработки мусора. Ведь нельзя допустить,
чтобы повсюду на Земле выросли целые горы отходов…
— В экологическом календаре есть День воды, День птиц, День защиты
животных и другие дни. Но, наверное, там не хватает еще одной даты –
Международного дня борьбы с мусором. Как вы думаете, стоит нам
8. Не говорите грубые слова друг другу. Развивайте свой разум
и душу – вам будет легче жить на свете.
— Что же может произойти с природой, если человек все-таки решится
вторгнуться в нее? (Может нарушиться природное равновесие).
(Можно вспомнить историю с комарами и кошками и о последствии
выброса двустворчатых ракушек – моллюсков на сушу).
История с комарами и кошками
На одном далеком острове люди решили уничтожить комаров. Использовали для
этого ядохимикаты. Комары действительно исчезли. Но через некоторое время на
острове появилось множество крыс. Они полчищами нападали на поля и сараи местных
жителей, поедая зерно. Люди не могли понять, почему появилась эта «напасть».
А оказалось вот почему. Ядохимикаты, которыми уничтожали комаров, попали на
растения. Этими растениями питались тараканы (их много было на острове, и жили они
не в домах, а в природе). Тараканы не погибали от яда, но он накапливался в их тельцах.
Этих тараканов ловили и поедали ящерицы. Они слабели от яда и становились легкой
добычей кошек. А вот для кошек, поедавших ящериц, яд оказался смертельным. Вскоре их совсем не осталось на острове. Ну и раздолье наступило для крыс! Крысы принесли людям огромные убытки. Вскоре пришлось на остров завозить кошек. Их доставляли на самолетах из других мест. Только так и удалось справиться с крысиной «напастью».
Всего этого, наверное, могло бы и не случиться. Да-да. Если бы жители острова,
прежде чем применять ядохимикаты, посоветовались с учеными-экологами.
Если вмешается человек…
Недалеко от одного поселка было небольшое озеро с прозрачной водой. Но вот люди
заметили, что вода в озере становится все мутнее и мутнее. Пригласили ученых, чтобы
они определили, почему мутнеет вода. Ученые пришли на берег и сразу все поняли.
Виноваты в беде были ребята, жившие в поселке. Они часто устраивали такую игру: кто
больше найдет и выбросит на берег двустворчатых моллюсков. Ребятам совсем не жалко
было животных, которые на берегу быстро погибали без воды и пищи. Не подумали
ребята и о том, что двустворчатые моллюски пропускают через свое тело очень много
воды и очищают ее от мелких остатков растений, частичек глины. В озере почти не
осталось этих живых фильтров, которые делают воду прозрачной. Вот и помутнело
озеро. А если озеро стало мутным, много неприятностей ждет его обитателей. В мутную
воду проникает меньше света. Значит, трудно будет жить подводным растениям, многие
из них погибнут. Тогда и кислорода в воду будет поступать меньше. Из-за этого нелегко
станет дышать рыбам… Вот к чему может привести бездумное уничтожение обычных
ракушек. Интересно, что продолжительность жизни наших «ракушек» около 15 лет. Но
иногда они доживают и до 20-30 лет.
IX. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. По страницам Красной книги.
— Ребята, кто знает, а что такое Красная книга? Просто книга в красной
А почему для обложки выбрали именно красный цвет? (Красный цвет –
сигнал тревоги, надвигающейся опасности, предупреждения. В эту книгу
занесены животные и растения, которых осталось очень мало на земле, они
находятся под угрозой вымирания. Их спасение невозможно без специальных
мер: запрета охоты, охраны в заповедниках, заботы об их размножении. Так,
например, спасают зубров в Беловежской пуще (Белоруссия).
— Все верно, ребята, ежедневно на Земле безвозвратно исчезает один вид
животных и еженедельно – один вид растений. Вдумайтесь, ребята!
— Но это еще не все. Есть, помимо Красной книги, Черная книга.
Страшноватый цвет. Как вы думаете, что он означает в ситуации с животными
и растениями? (Ответы учащихся.)
— Черную книгу называют еще Книгой Памяти. В нее занесены виды,
навсегда исчезнувшие с лица Земли. В исчезновении большинства из них
виноват человек. Черная книга – предостережение человеку и напоминание о
тех неповторимых созданиях природы, которых уже не вернуть.
Источник