Классный час береги природу человек

КЛАССНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ: «БЕРЕГИ ПРИРОДУ, ЧЕЛОВЕК!»

принятию личного участия в решении экологических проблем.

2. Способствовать развитию творческого мышления, умения предвидеть

последствия природообразующей деятельности человека; развитию

исследовательских навыков, умений; развитию речи, памяти, кругозора

3. Содействовать воспитанию начальных навыков экологической

культуры, воспитание доброты, ответственного отношения к природе

и к людям, которые живут рядом, к потомкам, которым нужно оставить землю

пригодной для полноценной жизни и к себе.

Тип урока: интегрированный урок-спектакль изучения нового материала.

Методы и приемы: устно-словесный (беседа, рассказ, объяснение), метод

проблемной ситуации, наглядно-иллюстративный (демонстрация слайдов,

иллюстраций), практический (работа в тетради), инсценирование сказки

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (Установление психологического комфорта)

— Если у вас хорошее настроение, улыбнитесь сначала партнеру по лицу,

— Если вы любите свою школу, похлопайте в ладоши.

— А если вы хотите получить удовольствие от урока, прошу вас быть

II. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА О ПРИРОДЕ

(Звучит стихотворение «Посмотри, юный друг…»)

Все, что нужно, год от года,

Наш зеленый природный дом!

III. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА

-Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проведем кл. час по окружающему миру. Ребята, попробуйте догадаться, на какую тему мы будем беседовать сегодня? (Ответы учащихся).

-Правильно, ребята, мы сегодня поговорим об охране природы, об экологии.

-Давайте попытаемся ответить на несколько вопросов теста об охране

окружающей среды (в которой сравниваются знания и точки зрения учеников по

теме до и после выполнения «упражнения-раздражителя» для активации

мышления (видео, картинка, рассказ и т.д.):

Что нужно делать человеку для охраны окружающей

-убрать все дымящиеся трубы

— экономить электроэнергию, воду, тепло

-отказаться от сосисок, конфет, горячей воды в ванне -вообще от всех удобств

-закрыть колбасный завод, кондитерскую фабрику

-просчитывать свои действия и не строить то, что вредит природе, что губит ее

заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих

-собирать макулатуру и металлолом

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

— Что же такое экология? Кто как понимает значение этого слова? (Ответы учащихся).

-Слово «экология» образовалось из двух греческих слов: «экос», что значит «дом», и «логос», что значит «наука». Выходит, экология – наука о доме. О каком доме говорится? О том, который строитель выстроил из кирпича и бетона? Нет. Речь идет о «природном доме», который есть у каждого растения, животного, человека. Все то, что окружает их в природе, вот их дом.

Экология – это наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой.

-Экология – это наука о связи живых существ со средой обитания.

Мы читали рассказы о воздухе. Яд с неба попадает потому, что дым фабрик

и заводов загрязняет воздух. Я думаю, что для того чтобы воздух был

чистым, надо придумать специальные фильтры.

— Мы читали рассказы о природе. Мне больше всего понравились

рассказы о животных. По этой теме я прочитал рассказы о том, как

Читайте также:  Нормативные документы министерства природных ресурсов

хищники ловят больших животных: рыси – косуль, волки – лосят, оленей.

Хищники – санитары природы. Они очень красивы. Многие занесены

в Красную книгу. Беречь их – значит беречь красоту природы.

— Мы читали рассказы о природе. Мне больше всего понравились

рассказы о воде и воздухе. Их загрязняют нефть, отходы, кислотные дожди.

Человеку приносит пользу природа. Я думаю, что, когда я вырасту, я буду

— Ребята, давайте проследим по иллюстрациям, что дает природа

человеку? (отдых, материал для пошива одежды, бумагу, кисти, краски, воду

для питья, стирки, принятия ванн, еду, мебель, дома, воздух, лекарства)

— Природу мы называем нашим общим домом, домом, где мы живем.

Чтобы природу защищать, охранять, не губить, а приумножать, несомненно,

нужно очень много о природе знать, многое изучить. Читаете вы книги

о природе? (+). Хорошо, посмотрим, как уверенно вы будете отвечать на мои

(Зачитываются загадки о сосне и муравьях).

Красной меди столб точеный,

Зимой и летом одним цветом.

-Молодцы, правильно, это сосна. (Выступление ученика.)

— Я читал о сосне. Научное название этого дерева в переводе означает

«скала». Сосна может расти и на неприступных горных обрывах. В сосновом

лесу легко дышится. Хвоя сосны выделяет в воздух большое количество

веществ, которые убивают бактерии. Только на одном взрослом дереве

общая длина хвоинок составляет 200 км!

— Спасибо. А вещества, которые выделяет сосна, называются

Много мастеров срубили избу без углов. (Муравьи.) Кто знает что-нибудь

— Муравьи живут семьями, в которых есть крылатые самцы и самки,

бескрылые строители, добытчики пищи, няньки, воины. Своими усиками-

антеннами они передают друг другу всякие запахи, звуки, сведения. Они очень

полезны, так как истребляют вредных личинок, насекомых, которые губят

деревья. Муравьи средней величины из одного муравейника могут

уничтожить 15-20 тысяч вредных насекомых в день.

— Отлично! Вы справились и с загадками, и дополнительный материал,

прочитанный вами, умело используете.

VI. ПРАВИЛА ДРУЗЕЙ ПРИРОДЫ

— А что же нужно делать, чтобы окружающая нас природа оставалась

такой же красивой, кормила бы нас, поила, одевала, укрывала от непогоды?

— Хорошо. Давайте попытаемся сами создать своеобразный Кодекс (свод

законов) или просто Правила друзей природы:

1. Не срывайте цветов! Пусть красивые растения остаются в природе.

Не ломай ветки деревьев и кустарников!

2. Не оставляйте костры и мусор в лесах: лес дает нам кислород!

VIII. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА (продолжение)

— Отдохнули? Продолжим работу, ребята.

3. Не сбивайте ногой в лесу грибы, которые не знаете (или знаете, что

-Почему? (Ядовитые грибы ядовиты для нас; для лосей, к примеру, они

очень даже полезны, они ими лечатся).

4. Не обижайте животных в лесу: не ловите бабочек, стрекоз, других

насекомых, не ловите и не уносите домой из леса животных.

Читайте также:  Значения всех природных зон

(Случай с ежом в одной из квартир города: из леса принесли ежа домой. Он в поисках тепла залез в батарею и застрял там. Пришлось вызывать службу МЧС. Батарею сломали, залили оставшейся после зимы в батареях водой соседей внизу. К счастью, обошлось без жертв, еж остался жив, хотя и измучен. А горе-хозяевам, решившим приютить у

себя лесного гостя, пришлось делать ремонт у себя и у соседей).

5. Не шумите в лесу, иначе вы можете побеспокоить птиц на гнездах

и других лесных обитателей.

6. Ходите только по тропинкам, не нужно вытаптывать траву.

7. Не бросайте мусор на землю, – для этого есть урны.

-Вообще-то в последнее время на плакатах общественной агитации

можно увидеть такое высказывание: «ЧИСТО ТАМ, ГДЕ НЕ СОРЯТ!»

-В любой семье ежедневно что-то выбрасывают. А в год на каждого

жителя крупного города приходится целая тонна мусора! В одной из стран

подсчитали: если весь мусор, который образуется в стране ежегодно, ссыпать

в одну гору, то потребуется почти три миллиона грузовиков, чтобы эту гору

Часть мусора сжигают, часть – закапывают. И то, и другое – не лучший

выход из положения. При сжигании мусора нередко образуются вредные

вещества, загрязняющие воздух. А при закапывании может произойти

отравление почвы и подземных вод. Сейчас часть мусора перерабатывают –

оказывается, из него еще можно получить немало полезного. Ученые

и инженеры ищут новые способы переработки мусора. Ведь нельзя допустить,

чтобы повсюду на Земле выросли целые горы отходов…

— В экологическом календаре есть День воды, День птиц, День защиты

животных и другие дни. Но, наверное, там не хватает еще одной даты –

Международного дня борьбы с мусором. Как вы думаете, стоит нам

8. Не говорите грубые слова друг другу. Развивайте свой разум

и душу – вам будет легче жить на свете.

— Что же может произойти с природой, если человек все-таки решится

вторгнуться в нее? (Может нарушиться природное равновесие).

(Можно вспомнить историю с комарами и кошками и о последствии

выброса двустворчатых ракушек – моллюсков на сушу).

История с комарами и кошками

На одном далеком острове люди решили уничтожить комаров. Использовали для

этого ядохимикаты. Комары действительно исчезли. Но через некоторое время на

острове появилось множество крыс. Они полчищами нападали на поля и сараи местных

жителей, поедая зерно. Люди не могли понять, почему появилась эта «напасть».

А оказалось вот почему. Ядохимикаты, которыми уничтожали комаров, попали на

растения. Этими растениями питались тараканы (их много было на острове, и жили они

не в домах, а в природе). Тараканы не погибали от яда, но он накапливался в их тельцах.

Этих тараканов ловили и поедали ящерицы. Они слабели от яда и становились легкой

Читайте также:  Природа гор краснодарского края

добычей кошек. А вот для кошек, поедавших ящериц, яд оказался смертельным. Вскоре их совсем не осталось на острове. Ну и раздолье наступило для крыс! Крысы принесли людям огромные убытки. Вскоре пришлось на остров завозить кошек. Их доставляли на самолетах из других мест. Только так и удалось справиться с крысиной «напастью».

Всего этого, наверное, могло бы и не случиться. Да-да. Если бы жители острова,

прежде чем применять ядохимикаты, посоветовались с учеными-экологами.

Если вмешается человек…

Недалеко от одного поселка было небольшое озеро с прозрачной водой. Но вот люди

заметили, что вода в озере становится все мутнее и мутнее. Пригласили ученых, чтобы

они определили, почему мутнеет вода. Ученые пришли на берег и сразу все поняли.

Виноваты в беде были ребята, жившие в поселке. Они часто устраивали такую игру: кто

больше найдет и выбросит на берег двустворчатых моллюсков. Ребятам совсем не жалко

было животных, которые на берегу быстро погибали без воды и пищи. Не подумали

ребята и о том, что двустворчатые моллюски пропускают через свое тело очень много

воды и очищают ее от мелких остатков растений, частичек глины. В озере почти не

осталось этих живых фильтров, которые делают воду прозрачной. Вот и помутнело

озеро. А если озеро стало мутным, много неприятностей ждет его обитателей. В мутную

воду проникает меньше света. Значит, трудно будет жить подводным растениям, многие

из них погибнут. Тогда и кислорода в воду будет поступать меньше. Из-за этого нелегко

станет дышать рыбам… Вот к чему может привести бездумное уничтожение обычных

ракушек. Интересно, что продолжительность жизни наших «ракушек» около 15 лет. Но

иногда они доживают и до 20-30 лет.

IX. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. По страницам Красной книги.

— Ребята, кто знает, а что такое Красная книга? Просто книга в красной

А почему для обложки выбрали именно красный цвет? (Красный цвет –

сигнал тревоги, надвигающейся опасности, предупреждения. В эту книгу

занесены животные и растения, которых осталось очень мало на земле, они

находятся под угрозой вымирания. Их спасение невозможно без специальных

мер: запрета охоты, охраны в заповедниках, заботы об их размножении. Так,

например, спасают зубров в Беловежской пуще (Белоруссия).

— Все верно, ребята, ежедневно на Земле безвозвратно исчезает один вид

животных и еженедельно – один вид растений. Вдумайтесь, ребята!

— Но это еще не все. Есть, помимо Красной книги, Черная книга.

Страшноватый цвет. Как вы думаете, что он означает в ситуации с животными

и растениями? (Ответы учащихся.)

— Черную книгу называют еще Книгой Памяти. В нее занесены виды,

навсегда исчезнувшие с лица Земли. В исчезновении большинства из них

виноват человек. Черная книга – предостережение человеку и напоминание о

тех неповторимых созданиях природы, которых уже не вернуть.

Источник

Оцените статью