Клеймо птица на стекле

Товарные знаки и клейма стекольных заводов РСФСР

Появление товарной маркировки как знака, указывающего на производителя, в основном связано с периодом становления товарно-денежные отношений. Что касается стекла, то здесь временные рамки сдвигаются к моменту внедрения механизированных процессов производства.

Реальное появление заводского клейма на предмете связывается с изобретением в 1898 году в США бутылочного автомата и дальнейшим развитием массового изготовления прессованного стекла.

В советском стекле о появлении полноценного заводского знака можно говорить только начиная с периода так называемой оттепели, когда усилилось информационное влияние Запада. В это время СССР ратифицировал две международные конвенции о товарных марках: Парижскую 1783 года — об охране промышленной собственности и Мадридскую 1891 года — о международной регистрации товарных знаков. В 1962 году вышло Постановление Совета Министров СССР «О товарных знаках», которое позднее, в 1974 году, было дополнено специальным положением Госкомитета Совета Министров СССР.

С 1963 года, выполняя международные соглашения, СССР в лице Центрального научно-исследовательского института патентной информации и технико-экономических исследований начинает публиковать регистрируемые клейма и марки в «Бюллетене изобретений и товарных знаков». С целью введения в научный оборот мы публикуем обзорную таблицу, в которой приводятся товарные марки заводов РСФСР, заявивших выпуск художественного стекла, прессованной сортовой посуды и стеклотары, зарегистрированные в 1961—1993 годах.

Форма существования приведенных марок — в виде бумажной наклейки или клейма в стекольной массе — зависит, как правило, от класса предмета. Однако высококлассные поточные изделия из хрусталя редко поступают в музейную коллекцию, не утратив наклеенную марку, отчего становятся анонимно-немыми почти навсегда.

В исследовательском плане более информативным становится именно массовое прессованное стекло, существующее в виде тех же самых обыденных граненых стаканов и разнообразных бутылок, так как чаще обладает весьма ценным элементом — рельефным клеймом, матрица которого была заложена в форму.

И тем не менее даже сегодня изделие из стекла с клеймом — большая удача для исследователя.

Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 65 (март 2009), стр.84

Источник

Гусевской хрустальный завод

Гусевской (Гусевский) хрустальный завод – одно из старейших российских предприятий, внесшее важный вклад в развитие стекольного производства и культуры страны.

В 1756 году купец Орловской губернии Аким Мальцов построил стекольную фабрику. Полтора века владельцами предприятия были представители династии Мальцовых. Благодаря их усилиям город Гусь-Хрустальный превратился в центр российского стеклоделия. Поначалу производство было кустарным, а посуда производилась простых форм и оттенков. Дорогие изделия выпускали штучно, их декорировали гравировкой, шлифовали, филигранно расписывали золотым орнаментом.

В начале 1800-х годов Гусевской хрустальный завод превратился в большое предприятие по выпуску стеклянной и хрустальной продукции. Вся она отличалась чистотой, прозрачностью, великолепной фактурой. Большую популярность сразу же завоевал хрусталь, напоминающий лёд, и цветное стекло с невероятно глубокими оттенками. Мастера завода использовали урановые краски для создания уникальной желто-зелено-синей гаммы. Из рубиновых красителей получались золотые, малиновые и пурпурные изделия.

Читайте также:  Какие птицы поют звонков

Набор из 2 стопок с растительным орнаментом, хрусталь, золочение, травление, Гусевской хрустальный завод, г. Гусь-Хрустальный, Россия, 2000-2020 гг.

Набор из 2 стопок с растительным орнаментом, хрусталь, золочение, травление, Гусевской хрустальный завод, г. Гусь-Хрустальный, Россия, 2000-2020 гг.

С 1850-х годов Гусевской хрустальный завод вышел на первое место в России по количеству производимых товаров. На рубеже XIX-XX веков по уровню технологий, методов и приемов декорирования он превосходил все другие российские стекольные предприятия.

До 1950-х годов над созданием высокого художественного уровня изделий трудились мастера различных специальностей: выдувальщики, алмазчики, граверы, живописцы.

Стеклодув – один из мастеров завода, который выдувает из стекла будущее изделие. Для этого он набирает с помощью стеклодувной трубки нужное количество горячей стеклянной массы, а до того момента, когда она застывает, успевает создать из нее неповторимый предмет нужной формы. Спустя тысячелетия этот процесс остался неизменным. Чтобы овладеть этой старинной профессией необходимо отлично чувствовать материал, иметь художественный вкус и образное мышление.

Не менее значимая специальность на хрустальном заводе – алмазчик – мастер, который создаёт на продукции алмазные грани. Именно они придают стеклянному изделию неповторимое сияние, подобное игре света на драгоценных камнях.

Подсвечник

Подсвечник «Птица счастья», стекло, Гусевской хрустальный завод, г. Гусь-Хрустальный, Россия, 1991-2010 гг.

Гравер, как и алмазчик, дорабатывает декор готового предмета. Изящная гравировка способна подчеркнуть хрупкость и благородство материала. При этом каждый мастер бережно следует вековым традициям своих предшественников.

В 1918 году хрустальный завод был национализирован и стал частью государственного объединения «Гусь- комбинат». В 30-е годы спрос на массовую стеклянную посуду вырос, и началось ее механизированное производство.

С 1941 по 1945 год предприятие обеспечивало потребности фронта — производило стеклянное волокно, фляжки, колбы для зажигательной смеси, термоса, технические стекла, а также другие бытовые и медицинские предметы.

В послевоенные годы руководство завода выбрало в качестве основного направления работы выпуск выдувной посуды. Позднее производство было расширено, кроме товаров массового потребления стали выпускать и высокохудожественные изделия.

Пепельница с рельефным декором, цветное стекло, Гусевской хрустальный завод, г. Гусь-Хрустальный, Россия, 1990-2000 гг.

Пепельница с рельефным декором, цветное стекло, Гусевской хрустальный завод, г. Гусь-Хрустальный, Россия, 1990-2000 гг.

После масштабной реконструкции в 60-е годы завод в Гусь-Хрустальном стал современным предприятием с широким ассортиментом продукции. За два дня рабочие могли произвести столько изделий, сколько завод выпускал в дореволюционное время за несколько лет.

В советский период продукция Гусевского хрустального завода могла иметь наклейку или рельефное клеймо, матрица которого была заложена в форму, со следующими товарными знаками:

В 2021 году заводу исполнилось 265 лет. За это время предприятие пережило множество взлетов и падений. Один из самых сложных периодов случился в 2010-е годы. Предприятие даже прекратило работу на целых два года, но благодаря поддержке администрации Владимирской области вновь открылось в 2013 году.

Читайте также:  Жар птица пошив штор

В наши дни старинные заводские традиции продолжают больше сотни различных мастеров. На предприятии организован выпуск хрусталя с содержанием свинца 24%, благодаря чему продукция получается более сияющей, прозрачной и тяжелой.

Источник

Каталог заводских клейм, товарных знаков и форм стеклянных прессованных бытовых стаканов, изготовленных на предприятиях СССР в период с 1917 г. до начала 1960-х гг.

Брагин, И. В. Каталог заводских клейм, товарных знаков и форм стеклянных прессованных бытовых стаканов, изготовленных на предприятиях СССР в период с 1917 г. до начала 1960-х гг. / И. В. Брагин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 24 (419). — С. 307-329. — URL: https://moluch.ru/archive/419/93045/ (дата обращения: 19.08.2023).

Необходимость составления данного каталога обусловлена рядом причин. Во-первых, изделия из стекла такого почтенного возраста постепенно выходят из оборота и использования в силу появления дефектов, морального старения и несоответствия качества изделий и предъявляемым к ним требованиям. Во-вторых, предметы возрастом в 50–80 лет всё чаще становятся объектами коллекционирования, попадают в фонды музеев, а значит, становятся объектами исследования и изучения любителями, краеведами, профессиональными историками и работниками музеев.

В России в последнее время растёт число сторонников «нетрадиционного» коллекционирования и собирательства. Среди них значительную долю составляют увлечённые коллекционированием посуды, сувениров, игрушек, украшений из стекла. Ностальгия по потерянной большой Родине — СССР — подталкивает бывших граждан этой страны к попытке сохранения и изучения её наследия. Так, в современном российском обществе укоренилось мнение о граненом стакане как об одном из символов Советского Союза, её народной легенде, наряду с авоськой, валенками, шапкой-ушанкой.

Здесь кроется и одна из проблем — проблема идентификации предметов, соотнесение их к конкретному периоду и месту производства. У сортовой посуды чаще всего нет авторов, которые могли бы поставить свою подпись, она рождалась в кабинетах чиновников или, в лучшем случае, художественных советов. Мы можем рассчитывать только на наличие товарного знака, клейма в виде рельефной надписи или бумажной марки. Первая попытка нанесения такой маркировки в СССР предпринята в середине 1920-х годов, но широкого распространения не получила. Вторая попытка, более успешная, осуществлена в 1962 году, когда вышло Постановление Совета Министров СССР «О товарных знаках». У бутылок, банок, граненых стаканов есть преимущество перед высокохудожественными изделиями из хрусталя, снабжавшимися бумажной этикеткой, и эту этикетку быстро терявшими. Сортовая прессованная посуда клеймилась матрицей, заложенной в форму, а значит, была более информативной.

Задача атрибуции сортовой посуды, изготовленной после 1962 г., решается более-менее объективно с помощью обзорной таблицы товарных марок заводов СССР И. Гольского (журнал «Антиквариат» 2009 г. № 6–8). С предметами возрастом постарше всё немного сложнее: заводы если и маркировали свои изделия, то делали это спорадически, бессистемно, и документации по такой маркировке очень немного. При составлении данного каталога автору приходилось опираться на свой опыт коллекционера, интуицию, профессиональное историческое образование и редкие косвенные документы. Каталог не претендует на абсолютную научную достоверность и будет редактироваться по мере поступления новых данных. Автор не ставил задачей представить все стаканы, выпускавшиеся в обозначенный период, а только наиболее характерные до введения обязательного обозначения товарного знака в1963 г.

Читайте также:  Звуки птиц дятел кукушка

В каталоге использованы схематические изображения маркировки предметов из личной коллекции, коллег по увлечению верафацетикой (от французского verre à facettes — стакан граненый), материалы, находящиеся в свободном доступе.

Список стекольных заводов и применяемая ими аббревиатура

1 КДО — завод имени 1 Коммунистического Добровольческого Отряда.

3 КДО — завод имени 3 Коммунистического Добровольческого Отряда.

Источник

Товарные знаки и клейма стекольных заводов РСФСР

Появление товарной маркировки как знака, указывающего на производителя, в основном связано с периодом становления товарно-денежные отношений. Что касается стекла, то здесь временные рамки сдвигаются к моменту внедрения механизированных процессов производства.

Реальное появление заводского клейма на предмете связывается с изобретением в 1898 году в США бутылочного автомата и дальнейшим развитием массового изготовления прессованного стекла.

В советском стекле о появлении полноценного заводского знака можно говорить только начиная с периода так называемой оттепели, когда усилилось информационное влияние Запада. В это время СССР ратифицировал две международные конвенции о товарных марках: Парижскую 1783 года — об охране промышленной собственности и Мадридскую 1891 года — о международной регистрации товарных знаков. В 1962 году вышло Постановление Совета Министров СССР «О товарных знаках», которое позднее, в 1974 году, было дополнено специальным положением Госкомитета Совета Министров СССР.

С 1963 года, выполняя международные соглашения, СССР в лице Центрального научно-исследовательского института патентной информации и технико-экономических исследований начинает публиковать регистрируемые клейма и марки в «Бюллетене изобретений и товарных знаков». С целью введения в научный оборот мы публикуем обзорную таблицу, в которой приводятся товарные марки заводов РСФСР, заявивших выпуск художественного стекла, прессованной сортовой посуды и стеклотары, зарегистрированные в 1961—1993 годах.

Форма существования приведенных марок — в виде бумажной наклейки или клейма в стекольной массе — зависит, как правило, от класса предмета. Однако высококлассные поточные изделия из хрусталя редко поступают в музейную коллекцию, не утратив наклеенную марку, отчего становятся анонимно-немыми почти навсегда.

В исследовательском плане более информативным становится именно массовое прессованное стекло, существующее в виде тех же самых обыденных граненых стаканов и разнообразных бутылок, так как чаще обладает весьма ценным элементом — рельефным клеймом, матрица которого была заложена в форму.

И тем не менее даже сегодня изделие из стекла с клеймом — большая удача для исследователя.

Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 65 (март 2009), стр.84

Источник

Оцените статью