- 31. Философия природы. Идея коэволюции общетва и природы.
- 32. Учение о человеке в структуре философского знания.
- 28. Концепция биосферы. Коэволюция общества и природы. Понятие ноосферы.
- 10.3. Концепция коэволюции природы и общества. История человечества с точки зрения коэволюции
- Тема 11. Проблемы философии культуры
- 11.1. Понятие культуры. Динамика развития культуры
- 11.2. Кризис культуры современного техногенного общества
- 11.3. Формы культуротворчества
31. Философия природы. Идея коэволюции общетва и природы.
Природа — вся совокупность естественных условий существования человека и человеческого общества. Живая природа – базис, без кот. не было бы ни челов-ва, происшедшего от животных предков, ни общ-ва, кот. пришло на смену первобытному стаду этих предков. В мире — процесс обмена веществ м/у человеком, обществом и природой. Общество есть продолжение природы.
Противоречивость отношений в системе общество-природа просматривается уже в том, что, с одной стороны, по мере развития общества оно во все большей степени овладевает силами природы и ее богатствами. Все это реализуется в развитии производственных сил. С другой стороны, чем больше человек подчиняет себе природу, тем больше он от нее зависит. Из этой усиливающейся зависимости на горизонте просматриваются мысли о грядущих экологических проблемах.
Пути к решению экологических проблем призвана находить наука Экология.. Она появилась как следствие появления глобальных экологических проблем. Одним из вариантов решения экологических проблем сводится к тому, что избежать эти проблемы путем сокращения своей численности, свертывования материальных ПС и отказа от современных орудий труда и технологий. Эта концепция называется «Нулевым ростом экономики».
Прежде всего необходим коренной поворот человечества к природе. Создать такие технологические способы производства которые как бы сливались с природой. Другими словами должен произойти переход чел-ва из биосферы в ноосферу, т. е . в сферу разума. Именно такой переход позволит человеку выполнить свою основную миссию – сохранение природы на Земле как уникальную колыбель жизни в нашей части Вселенной.
Во взаимоотношениях общества и природы основополагающую роль должны играть экологические императивы и принцип коэволюции, т. е. совместного развития человека и биосферы. Автором концепции коэволюции природы и общества является выдающийся русский ученый XX в. Н. Тимофеев-Ресовский.
Идея коэволюции акцентирует внимание не на борьбе за существование и естественном отборе, а на процессах сотрудничества, взаимного обмена энергией. Это наиболее реалистическая и здравая идея преодоления разницы между природой и обществом, она соединяет их в одно целое, развивая концепцию динамического равновесия, стабильного развития человечества. Благодаря этой концепции человек предстает носителем коэволюции, целостности природы и общества.
32. Учение о человеке в структуре философского знания.
Фил-я стремится выяснить, что такое человек вообще, какова его природа, его сущность. Познание человека — центральная проблема философии. Все разделы философского знания прямо или косвенно служат поискам ответов на вопросы о человеке. Для философии вполне справедливо изречение древнего философа Протагора о том, что человек есть мера всех веще. Для философии первостепенное значение имеет познание «родовой» природы человека. В разные эпохи утверждался свой взгляд на человека и на его сущность. И сейчас существуют различные подходы к рассмотрению этой проблемы. Анализ их приводит к выводу о чрезвычайной сложности и многосторонности человеческой природы. Человек представляет собой совокупность телесного и духовного, биологического и социального, личного и общественного, индивидуального и универсального, субъектного и объектного. Философская проблема человека имеет длительную историю развития. Древнегреческие софисты первыми обратили внимание на человека и сделали его предметом своего рассмотрения. Античность создала идеал человека, соразмерного упорядоченному космосу. Индивид — часть мироздания, поэтому все проблемы человека решаются в связи с его ролью и местом в космосе. В средневековой философии человек редуцируется до субъекта спасения. Цель его бытия — спасение души и соединение с Богом. Желание личности стать самостоятельной и свободной трактуется как греховное. Эпоха Возрождения создала свой идеал — свободной гармоничной личности. Теперь на первый план выступает тема жизни и деятельности человека в мире ради достижения счастья. В философии Нового времени и эпохи Просвещения человек рассматривается прежде всего как субъект рационального познания, как механизм особого рода, который может быть изучен, познан. В нем нет тайн. Надо отметить, что ни в Античности, ни в Средневековье, ни тем более в философии Нового времени человек не был проблемой, а был одной из возможных тем философствования. Только в постклассический период развития философии представители «философии жизни» и экзистенциализма сделали судьбу и свободу человека, смысл и цель его существования предметом философского рассмотрения.К началу XX в. человек осознал себя в качестве проблемы. По мнению немецкого философа Шелера между человеком и остальным животным миром существует принципиальное различие. Оно определяется наличием у человека духа. Гелен считал, что сущность человека следует искать именно в открытости миру. Открытость миру определяет способ человеческого бытия. Смысл человеческого бытия — преодоление недостатков биологической природы. Отсутствие готовых биологических средств адаптации компенсируется культурой. Поэтому напрасно искать естественного человека, человек есть культурное существо. Проблема человека является центральной и для философии экзистенциализма. Однако, в отличие от школы философской антропологии, экзистенциализм отрицает наличие у человека определенной сущности. По мнению экзистенциалистов, человек сам создает свою сущность в процессе существования. По словам Сартра, человек — это проект самого себя. Экзистенциальная философия делает акцент на самоценности и индивидуальности бытия. Ее интересует уникальный жизненный мир личности.Если классическая философия считала центральным вопросом антропологии вопрос о сущности человека, то постклассическая мысль, отказываясь от понятия сущности, тем не менее обсуждает вопрос об особенностях природы человека. И экзистенциалисты, и постмодернисты все-таки дают ответ на вопрос о специфике человеческого бытия. Трудность этого вопроса в том, что человек не может изучать себя как объект в ряду других объектов: личность обременена культурным и историческим багажом, и то, как она понимает себя, зависит от конкретных условий ее существования.
Источник
28. Концепция биосферы. Коэволюция общества и природы. Понятие ноосферы.
Термин «биосфера» впервые употреблен в 1804 г. фр. ученым Ж. Ламарком для обозначения совок-ти живых орг-мов, населяющих земной шар. Сегодня это пон-е имеет неск. возможных толкований: 1) сов-ть всех организмов; 2) область совр. жизни; 3) особая оболочка Земли, включающая наряду с организмами и среду их обитания; 4) результат историч-ого взаимодействия живого и неживого. Совр. представления о биосфере и закономерностях ее развития основываются на классич-х представлениях В. Вернадского и его последователей. Биосферу рассматр-т в кач-ве одного из осн-х структур-х комп-тов строения нашей планеты и выдел-т такие структур-е ур-ни ее организации,как:молекуляр-й, клеточный, тканевой, организменный, популяцион-й и биогеоценотический.Философский смысл пон-е биосферы получило у В. Вернадского, к-й ввел термин «живое вещество», охватывающий сов-ть населяющих Землю орг-мов, а биосферой стал называть всю ту среду, в к-й оно находится. В биосфере существует пленка жизни с максимальной концентрацией живого в-ва. Между неживыми (косными) природными телами и живыми в-вами постоянно осуществляется энергетический обмен. Живое в-во охватывает всю биосферу, создает и изменяет ее. Неживое в-во доминирует в структуре биосферы. Появление человеческой жизни в биосфере привносит изменения в ее динамику: если живые орг-мы взаимодействуют трофическими (пищевыми) цепями и в результате изменяют живое в-во и энергию биосферы, то человек включается в связи с ней на основе трудовой деят-ти. Поэтому деят-ть человека по изменению природной среды рассматривается как закономерный этап эволюции биосферы, к-й должен привести к тому, что под влиянием научной мысли и коллективного труда биосфера Земли должна перейти в новое состояние, именуемое ноосферой. У В. Вернадского ноосфера — это качественно новый этап эволюции биосферы, определяемый истор-м развитием чел-ва, его трудом и разумом. В этом процессе ноосфера выступ-т гарантом разумной деят-ти человека во Вселенной. Концепция коэволюции природы и общества должна выстроить оптимальное соотношение интересов социума и биосферы. Идея коэволюции используется во всех работах, исследующих проблему «общество-природа», а также при создании кибернетических моделей развития биосферы. Концепция коэволюции базируется на принципах, согласно которым человечество, изменяя биосферу в целях приспособления ее к своим потребностям, должно изменяться и само с учетом объективных требований природы. Сейчас говорят о новой стадии развития биосферы Земли, так называемой этосфере как более высокой по отношению к ноосфере. Этосфера — это область бытия, основанного на принципах нравственного отношения к природе, ко всему живому на планете. Ее носителем должен стать этически разумный человек, действующий не только в своих интересах, но и в интересах Жизни на Земле. Проблема устойчивого развития системы «общество-природа». Цель стратегии устойчивого развития — обеспечить выживание человечества путем преодоления социально-экологической нестабильности и конфликтности, достигая сбалансированного социоприродного развития. Ее реализация состоит в согласовании задач социально-экономического развития, сохранения окружающей среды и природных ресурсов для удовлетворения потребностей современных и будущих поколений. Для этого разработаны национальные концепции устойчивого развития: так, в Республике Беларусь приоритетным объявлен экологический императив, обеспечивающий переход от принципа «реагирования и исправления» к принципу «активной профилактики».
Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:
Источник
10.3. Концепция коэволюции природы и общества. История человечества с точки зрения коэволюции
Идейные источники концепции коэволюции: философия русского космизма (Н.Ф. Федоров, В.С. Соловьев, В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский, Н.Г. Холодный); концепция творческой эволюции А. Бергсона; философско-теологические работы П. Тейяра де Шардена; работы представителей Римского клуба; концепции «энвироментальной истории»; теория неравновесных динамических систем И. Пригожина; теоретические работы ученых-системников Э. Ласло, Н.Н. Моисеева, А.П. Назаретяна. Концепция коэволюции как следствие антропокосмического учения о бытии.
Критика современных концепций философии истории философами и экологами ХХ века. Стадии развития человеческого общества как стадии взаимодействия общества и природы. Характерные особенности архаического общества. Возникновение и развитие аграрно-традиционного общества. Процесс возникновения динамического техногенного общества. Понятие «полигона техногенной цивилизации». Формирование концепций ноосферы в философии XXв.
Тема 11. Проблемы философии культуры
11.1. Понятие культуры. Динамика развития культуры.
11.2. Кризис культуры современного техногенного общества.
11.3. Формы культуротворчества.
11.1. Понятие культуры. Динамика развития культуры
Представления о культуре в эпоху античности. Социально-исторические предпосылки выделения культуры как предмета специального философского анализа. Роль классической немецкой философии в разработке проблем культуры и ее исторического развития.
Основные подходы к анализу культуры в философии ХХ в.: аксиологический, деятельностный, семиотический, игровой. Концепция культуры З. Фрейда. Процесс динамического развития культуры. Традиции и новации в развитии культуры. Роль философии исторической динамике культуры.
11.2. Кризис культуры современного техногенного общества
Анализ противоречий техногенного общества и его культуры в работах мыслителей конца XVIII—XIXвв. (Ж.-Ж. Руссо, К. Маркс, Ф. Ницше). Критика западной культуры в русской философии концаXIX— первой половиныXXв. Критика культуры техногенного общества в философии немецкого экзистенциализма. Анализ противоречий культуры техногенного общества в работах мыслителей второй половины ХХ в.
Концепция «культурного империализма» и их критика современными философами и культурологами. Характерные черты кризиса западной культуры и техногенной цивилизации. Социальные причины кризиса культуры современного техногенного общества.
11.3. Формы культуротворчества
Ю. Хабермас о процессе автономизации основных форм культуротворчества (морали, искусства, науки и религии) в новоевропейской культуре XVIII— ХХ вв. Мораль как форма нормативной регуляции поведения человека. Искусство и специфика эстетического отношения человека к миру. Особенности современной религиозной мысли. Роль науки в культуре современного общества.
Опасности растущей автономизации и изоляции форм культуротворчества в современную эпоху. Следствия этой изоляции: сциентизм, «поэтизм», морализаторство и религиозный фундаментализм. Понятие диалога культур. Роль философии как способа интеграции современных форм культуротворчества. Понятие диалога культур как характерная черта формирующейся эколого-футурологической парадигмы социального знания.
Источник