Кого называл ушинский природными педагогами

Учение Константина Дмитриевича Ушинского о роли природы в первоначальном обучении и воспитании детей

Для становления экологического образования дошкольников в России огромное значение имеет учение К. Д. Ушинского (1824–1870), демократа-просветителя, великого русского педагога о роли природы в первоначальном обучении. Распространение в стране теоретических воззрений передовых общественных деятелей содействовало разработке содержания первоначального обучения и воспитания детей. Создатели оригинальной теории дошкольного воспитания (К. Д. Ушинский, Е. И. Водовозова, Е. И. Тихеева, А. С. Симонович и другие) рекомендовали знакомить дошкольников с предметами и явлениями окружающей природы и общественной среды.

Педагогическая система К. Д. Ушинского оказывала огромное влияние именно на школьную практику. В своих произведениях он не говорил непосредственно о воспитании детей дошкольного возраста. Но все положения, которые он предлагал для воспитания школьников, можно с большим успехом применять в дошкольном деле.

К. Д. Ушинский изучал труды представителей мировой педагогики: Д. Локка, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Спенсера и других. На основе анализа их трудов и отбора всего разумного, критического рассмотрения данных своих наблюдений и педагогического опыта К. Д. Ушинский создает капитальный труд, психолого-педагогический трактат «Человек как предмет воспитания» (1 ч. – 1867 г., 2 ч. – 1869 г.)

В 1840–1850 гг. в России стало развиваться так называемое биологическое направление. Ярким его представителем был профессор К. Рулье, когда там учился К. Д. Ушинский. Он основал научно-популярный журнал «Вестник естественных наук», и в журнале, и на лекциях пропагандировал идеи эволюционизма в природе. В частности, основной идеей, которую он развил, была идея, что «в природе нет ничего от начала существующего. Все образуется путем медленного развития». Основную причину эволюции К. Рулье видел во влиянии внешних условий на организм. Он горячо выступал против идей о неизменности природы. Передовые идеи додарвиновского эволюционизма отразились в практическом естественнонаучном материале К. Д. Ушинского, представленном в «Детском мире» и «Родном слове». К. Д. Ушинский был знаком и с учением Ч. Дарвина об эволюции органического мира, считал, что оно «придает живой смысл всему естествознанию и может сделать его самым могучим «образовательным предметом для детства и юношества». К. Д. Ушинский ратовал за использование в воспитании детей естествознания, оплодотворенного могучими идеями Дарвина, считал, что мысль Ч. Дарвина «придает смысл и жизнь той части наук, которая известна под именем описательной ботаники и описательной зоологии». Указывал, что учение Дарвина может принести практическую пользу в области воспитания. Однако в оценке учения Ч. Дарвина он проявлял непоследовательность. Принимая и разделяя его идеи об естественном отборе, о борьбе за существование как движущей силе этого отбора, К. Д. Ушинский пытался «осмыслить и уточнить» основные положения учения. Эта попытка привела Ушинского к идеалистическим выводам о том, что причиной вечного процесса творчества и совершенствования природы является «неведомая, но чувствуемая нами причина, перед которой и самый гордый ум склоняется с благоговением». Некоторые ошибки в толковании природных явлений, которые встречаются в «Родном слове» и «Детском мире» связаны именно с этой непоследовательностью в естественнонаучных взглядах К. Д. Ушинского.

Читайте также:  Брокар ароматы природы сирень

Ученый комитет не допустил книгу «Детский мир» для преподавания в школах – обилие в книге статей по естествознанию могло развить в детях материализм и прочие дурные качества, антирелигиозные настроения.

К. Д. Ушинский большое значение придавал освоению многообразных знаний о природе. Его книги «Родное слово» и «Детский мир» дают яркое представление о том, как высоко ценил он роль естествознания в общей системе воспитания, он разработал целостную программу знакомства детей с природой. Пламенно и горячо ратовал К. Д. Ушинский за приближение первоначального обучения детей к природе. «Если мы взглянем на самые наклонности детского возраста, то увидим, что предметы естественных наук начинают занимать детский ум прежде всего» [60]. Особое место К. Д. Ушинский отводил изучению природы, называл ее одним из «великих наставников человечества», прекрасным воспитателем молодого поколения, оказывающим глубокое влияние на развитие эстетических чувств.

В пособии «Родное слово» дети знакомятся с насекомыми, дикими и домашними животными, птицами, деревьями, грибами и другими представителями растительного и животного мира, используя стихи, загадки, пословицы, поговорки, сказки. Вот как К. Д. Ушинский рассказывает о пауке: «Паука нельзя назвать красивым животным, многие к нему чувствуют отвращение и дети его боятся: такой у него разбойный вид. Но не забудем, что ядовитые змеи бывают иногда очень красивы… паук же не только безвреден, но даже очень полезен, истребляя множество наших крылатых мучителей – комаров и мух».

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник

33. К. Д Ушинский — основатель русской педагогической науки. Природоведческие основы педагогической системы к.Д. Ушннского.Идеи народного воспитания.

Воспитание есть основа пед. системы Ушинского. Под народностью он понимал, своеобразие каждого народа, обусловленное историч. развитием, географич. и природными условиями. Лучшим выражением народности, по его мнению есть родной язык, история, география и религия.

Читайте также:  Биосферные природные заповедники россии

Идея народности образования и воспитания – основа педагогической теории К.Д.Ушинского

В основе педагогической системы К.Д.Ушинского лежит идея народности. Это стержень его педагогической системы.

Под народностью Ушинский понимал своеобразие каждого народа, обусловленное его историческим развитием, географическими, природными условиями. Принцип, идею народности он изложил в статье «О народном и общественном воспитании». К.Д.Ушинским были определены положения, на которых он строил принцип народности:

• русская педагогическая наука должна отражать воспитательные цели русского народа, его экономические, общественно-политические и культурно-просветительские интересы;

• русская педагогика должна быть самобытной, т.е.свободной от неразумного влияния педагогических теорий других стран;

• принцип народности должен быть реализован прежде всего через приоритет родного языка, как предмет школьного образования.

Важное место в трактовке народности К.Д.Ушинский отводил идее труда как ведущего фактора развития личности (видел в подготовке ребенка к трудовой деятельности вхождение в народную жизнь); знакомству детей с историей, географией страны, ее природой, обрядами, которые считал источником народного воспитания.

Идея народности предусматривала бессословное образование, обучение детей обоего пола.

34. К.Д. Ушинский о роли педагогической науки и деятельности учителя-воспитателя. Педагогика как наука и искусство.

К.Д.Ушинский о роли педагогической науки и деятельности учителя-воспитателя. Педагогика как наука и искусство.

Педагогика, писал Ушинский, наука в основном философская, она должна открывать законы воспитания, а не ограничиваться рецептами. Указывал, что теория педагогики должна быть основана на использовании законов анатомии, физиологии, психологии, логики, философии, истории, географии, статистики, политической экономии. В этих науках, считал Ушинский, обнаруживается совокупность «свойств предмета воспитания, то есть человека».

Он первым среди русских педагогов предпринял попытку суммировать научные знания о человеке, исходя их признания взаимосвязи педагогики с данными антропологических наук «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его во всех отношениях».

Ушинский продолжил традицию русского просветительства, направленную на поиск педагогических решений социально-политических проблем. Он помышлял о том, чтобы извлечь народ из «мрака нищеты и невежества», веря, что хорошее воспитание может избавить человечество от многих зол.

Читайте также:  Живая неживая природа карточки

Уже в своей первой педагогической статье «О пользе педагогической литературы» (1857) показал единство теории и практики. Предостерегал против эмпиризма в педагогике, а так же отвергал умозрительные, абстрактные, оторванные от опыта школы педагогические теории.

Анализируя понятие педагогики как науки и ее предмет– процесс воспитания, – К.Д.Ушинский приходит к заключению, что педагогику (как методику, политику) нельзя назвать наукой в строгом смысле этого слова. Это не наук, а искусство, которое имеет цель «не обучение того, что существует независимо от воли человека, а практическую деятельность, – будущее….»: искусство, которое «стремится создать то, чего еще нет и перед ним в будущем достигается цель и идеал его творчества». В этом смысле педагогика, по мнению К.Д.Ушинского, есть высочайшее из искусств, потому что оно признано удовлетворить наиболее значимую из потребностей человека – стремление к совершенствованию человеческой природы.

Овладение педагогической наукой полагал Ушинский, мост для превращения воспитания в искусство. В таком случае педагог из исправного, но малоэффективного исполнителя правил перерождается в творца, созидателя, художника своего дела. С этой точки зрения педагогика не только наука, но и искусство самое обширное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств.

Учитель, по Ушинскому, не только преподаватель, но в первую очередь наставник, воспитатель. Он подобен «плодотворному лучу солнца для молодой души». Основной инструмент учителя – обучение. Главное достоинство … преподавателя состоит в том, чтобы он умел воспитать учеников своим предметом. Считал, что воспитателем может быть тот человек, кто умеет видеть не только недостатки детей, но и свои собственные. Воспитатель тогда достигает вершин искусства в своем общении с детьми, когда немеет им большую правду подлинно народных убеждений, когда сам способен на честный гражданский поступок, чем бы для него он не завершился, чем бы он ему не грозил.

В статье «Проект учительской семинарии» 1861 г. К.Д.Ушинский разработал подробно план подготовки учителей начальных классов, наметил широкий круг наук, изучаемых будущими народными педагогами в учительских семинариях: математика, ботаника, родной язык, история, сведения по сельскому хозяйству. Огромное место в курсе учительских семинарий занимали науки педагогического цикла: психология, педагогика, а также анатомия, физиология.

По проекту Ушинского в России были открыты лучшие учительские семинарии. К.Д.Ушинский высказал идею об открытии педагогических факультетов в университетах, где бы готовили преподавателей педагогики и учителей средних школ, предлагал сконцентрировать при педфакультетах развитие и распространение педагогической науки.

Источник

Оцените статью