Кого называют друзьями природы

Материалы к уроку окружающего мира по теме «Будь природе другом!» (2 класс)

Цели урока: сформулироватьправила поведения в природе, направленные на ее сбережение (правила друзей природы).

1. Формировать ответственность за свои поступки и действия.

2. Развивать внимание, мышление и воображение, умение работать в парах и группах.

3.Воспитывать чувство бережного отношения к окружающей природе.

Планируемые результаты.

Предметные: определить правила поведения и их применение в природе; обозначить их условными экологическими знаками.

Познавательные : формировать умение извлекать необходимую информацию, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные: планировать учебную деятельность, следовать точным инструкциям учителя.

Коммуникативные : уметь договариваться между собой, высказывать свое мнение, слушать и вступать в диалог, работать в паре и в группе, участвовать в коллективном обсуждении.

Личностные: развивать познавательный интерес, чувство бережного отношения к природе, овладевать приёмами самооценки результатов своей деятельности.

Оборудование: презентация «Будь природе другом», наглядность, рабочая тетрадь, задания для групповой работы.

1. Организационный момент.

Добрый день! Добрый день солнцу и птицам,

Добрый день улыбчивым лицам,

И каждый становится добрым, доверчивым.

Добрый день длится до вечера.

— Меня зовут ОюнаБаировна! Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

— Дорогие дети, давайте поприветствуем друг друга, улыбнемся и поделимся своим хорошим настроением и все вместе скажем: «Добрый день».

— Вижу у Вас сегодня хорошее настроение.

2. Повторение изученного на прошлом занятии.

— Ребята, посмотрите на экран!

-Что вы видите на слайде? (разные книги).

— Какая книга привлекла ваше внимание? (красная книга).

-Что вы знаете об этой книге? (она говорит об опасности).

-Что в ней написано? (туда занесены редкие и исчезающие животные).

— Зачем создали эту книгу? (Чтобы люди знали, какие виды исчезают).

-Значит, эти растения и животные нужно беречь? А зачем?(их мало).

— Нужно ли человеку заботиться о природе?

— Кем,по-вашему, должен быть человек природе? (другом или врагом)

— Давайте посмотрим, что означает слово «друг» в словаре Ожегова.

— Друг – сторонник, защитник кого-нибудь или чего-нибудь.

— Как вы понимаете такое толкование?

3. Актуализация знаний ( мотивировка, создание проблемной ситуации, постановка проблемы исследования)

— Ребята, а теперь вы поработаете в парах.

– Пользуясь кодом, расшифруйте название темы урока.

— Кто расшифровал тему урока?поднимите руку

–Итак, тема нашего урока: (читают дети)Будь природе другом! слайд

— А что мы узнаем сегодня на уроке,как думаете? (ответы детей) слайд

ü Узнаем, какие поступки людей разрушают природу, а какие помогают её защитить.

ü Составим правила поведения друзей природы.

— Ребята, предположим, если мы будем знать правила поведения в природе то ,что сможем? (Предположения детей: если мы будем соблюдать правила поведения в природе ,то сможем стать другом природы).Висеть на доске

Читайте также:  Интересно знать факты о природе

4. Первичное освоение новых знаний

А для того чтобы стать друзьями природы мы с вами отравимся

— А куда, вы узнаете, отгадав загадку.

Есть у ребят
Зеленый друг,
Веселый друг, хороший,
Он им протянет
Сотни рук
И тысячи ладошек.
(Лес)

— Ребята, зачем мы идем в гости в лес? (ответы детей). Совершенно верно! Чтобы услышать пение птиц, увидеть красивые лесные цветы, набрать в лукошко ягод, орехов, грибов, насладиться свежим душистым воздухом, полюбоваться красотой леса.

— Но не забывайте: мы в гостях!А какие правила нужно соблюдать в лесу? (ответы детей)

— Да ребята, в лесу нужно соблюдать определенные правила. А какие мы сейчас узнаем.

-Откройте учебники С.92. Внимательно рассмотрите схему. слайд

— Ребята! Попробуйтерассказать с ее помощью, почему многие растения и животные встречаются все реже? (Дети перечисляют: убивают животных, вырубают леса, ловят рыб сетями, ловят сачками бабочек, срывают цветы, заводы сливают грязную воду в водоемы).

— Можно ли сказать по этой схеме, что человек дружит с природой? Почему? (Ответы детей).

– Правильно, ребята! Эти действия людей вредят природе.

-А как же должны поступать мы?

— А что для этого нужно знать? (Ответы детей).

5.Первичная проверка новых знаний

– Многие правила поведения можно сообщить не только с помощью слов, но и с помощью специальных знаков.

— Вспомните, где можно увидеть знаки? (Ответы детей)

— Верно, на дорогах вешают знаки, которыми руководствуются водители на дорогах.

— А могут ли быть в лесу знаки?(не все знаки висят в лесу).

А мы с вами составим правила для тех, кто не умеет себя правильно в лесу.

-А для этого мы поработаем в группах.

Работа в группах.

Разделить детей по3 чел на группы

— Ребята, возьмитесь за руки друг друга и подняли ручки вверх. Это ваша группа. Работайте дружно!

У вас на столе лежит листочек с заданием,у каждой группы свое, внимательно читаете,совещаетесь и выполняете ее, кто то один должен будет выступить,подумайте , кто это будет.Внимательно читаем и выполняем задание. Чья группа закончила, поднимите руки вверх. На выполнение заданий 5 мин.

Прочитайте задачу.В нашем классе 11 учеников. Каждый сорвёт по 1 цветку. Сосчитайте, сколько цветов сорвут ученики?Правильно ли они поступают? Почему? Выведите правило, приклейте подходящий знак.

Ира наловила сачком для гербария бабочек, шмелей, стрекоз. Выведите правило, Приклейте подходящий знак.

Дима был в лесу и разбил там бутылку.Выведите правило, Приклейте подходящий знак.

Доскажи правило и приклейте подходящий знак

«Не кричи в лесу и парке, потому что …..»

Защита заданий (1 ученик выходит к доске, рассказывает о проделанной работе, показывает продукт совместной деятельности группы, делает вывод).

Читайте также:  Какие могут быть природные системы

Результат работы групп:

Группа №1 Сосчитала сорванные цветы и сделала вывод, что нельзя рвать цветы в природе. Это может привести к их исчезновению.

Группа №2 . Нарисовала запрещающий знак по заданию и сформулировала правило: нельзя ловить бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.

Группа №3. Сделала вывод, что нельзя в лесу стекло кидать и бутылки разбивать, потому что осколки острые опасны – о них порежешься ужасно.

Группа №4 . Досказала начатое правило, нарисовала и сделала вывод о недопустимости кричать в лесу.

https://fs00.infourok.ru/images/doc/159/183159/img13.jpg

— Ребята, мы сейчас работали в группах и выполняли разные задания. Зачем?(Ответы детей)

Вывод: — Молодцы, ребята! Мы составили Правила Друзей Природы, чтобы другие ребята тоже берегли родную природу.

5. Физкультминутка.

Закачалось деревцо. (Наклоны вправо-влево.)

Ветер тише, тише, тише, (Присесть, спина прямая.)

Деревцо все выше, выше. (Встать на носки.)

-Сколько много информации мы собрали о том, как вести себя в лесу.

-А теперь вернемся к теме урока. (Будь природе другом).

-Доказали ли мы, что человек природе друг? При каких условиях?

-Откройте рабочую тетрадь с.63 придумайте и нарисуйте экологический знак (выборочный опрос норм детей) .

Давайте сделаем вывод и составим синквейн

Составим предложения об охране природы

Как по другому сказать слово природа? Это мир, богатство, Земля.

Мы- друзья природы, будем охранять и беречь ее!

6. информация о домашнем задании, инструктаж

а) Написать сообщение на тему: «Я – защитник природы».

7. рефлексия. Итог урока

Прочитать гипотезу: если мы будем соблюдать правила поведения в природе ,то сможем стать другом природы. Слайд

-мы доказали что можно сохранить нашу природу?каким образом?что мы для этого сделали?( создали правило друзей природы ,т е правило поведения в природе)

-Как оцениваете свою работу на уроке? Выберите смайлик и поднимите его.

— Наш урок подошёл к концу. И я хочу прочитать вам стихотворение.

Любите родную природу –
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.

— Умение увидеть, осознать и сформулировать проблему.

— Умение сознательно применять логические приёмы решения.

— Умение придумать понятийный значок для обозначения предмета.

— Умение сформулировать цель исследования.

Самоанализ урока по окружающему миру «Будь природе другом!»

Тема урока: «Будь природе другом»

Тип урока: обобщение знаний.

Урок разрабатывался в соответствии с психолого-педагогическими

характеристиками, состоянием развития общеучебных умений, индивидуальными

особенностями обучающихся, способных осваивать учебный материал школьной

программы по окружающему миру.

На уроке использовались наглядные пособия для активизации познавательной активности, повышения качества образования обучающихся. Были применены следующие формы познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, которые в ходе урока сменяли друг друга. Работа в группах позволила организовать взаимодействие обучающихся между собой, создать условия для самообучения и взаимообучения .

Читайте также:  Государственный надзор особо охраняемых природных территорий

Свой урок я строила, опираясь на принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и обучающихся. Старалась ставить такие вопросы (проблемы), где у обучающихся возникала необходимость обосновывать свою точку зрения, т.е. использовался принцип обоснованного ответа.

Организационный момент включал в себя элемент стихотворной формы, что создало психологический настрой обучающихся на продуктивную работу и обеспечение нормальной обстановки на уроке.

Повторение изученного на прошлом занятии.

Цель- воспроизведение учащимися знаний. На данном этапе использовала беседу о Красной книге, которая способствовала актуализации субъектного опыта учащихся и помогла осознать тему и учебные задачи урока, а также осуществить плавный переход к следующему этапу урока. Дети самостоятельно смогли назвать тему и цели урока по опорным словам (друг, природа).

На этапе актуализации знаний была выдвинута гипотеза, которое надо было опровергнуть или согласиться.

Первичное освоение новых знаний

На данном этапе учащимся было предложено путешествие в мир природы. Школьники анализировали и обсуждали ситуацию в природе, работали со знаками, делали выводы.

Результат – понимание нового знания большинством класса. Работа с учебником помогла учащимся проверить совпадают ли их выводы с правилами в учебнике.

Первичная проверка новых знаний

На основном этапе при изучении новых знаний и способов действий для восприятия, осмысления и запоминания новых знаний, разнообразила виды деятельности. Работа с учебником предполагала наличие поисковых задач: доступность поиска программного содержания, раскрытие проблемы путём доказательного решения, стимулировало самостоятельность обучающихся. Они отвечали на вопросы,

составили Правила друзей природы.Дети активно принимали участие. Все дети справились с заданием.Дальше составлен кластер.Работа с учебником помогла учащимся проверить совпадают ли их выводы с правилами в учебнике.

Характер самостоятельной работы – творческий. Использование такого вида задания способствовало развитию творческой активности детей, развитию эстетических чувств. Дети должны были создать свой знак «Будь природе другом».

Все содержание урока носит развивающий характер, способствует развитию аналитического мышления (сравнение, сопоставление, классификация, обобщение), развитию устной речи, творческой самостоятельной деятельности. Кроме того, мобилизует память, внимание обучающихся. На уроке используются различные способы самоконтроля: составление синквейна сверка с образцом (эталоном) на экране.

Этап первичного закрепления. Детям было предложено творческое задание: изобразить и описать 2 правила друзей природы. Постаралась чётко подвести итог урока, с привлечением детей, отмечая значимость знаний, приобретённых на уроке в дальнейшем.

Домашнее задание . Детям было предложено задание: сообщение на тему: «Я – защитник природы», где была дана четкая инструкция.

Рефлексия урока носила учебную направленность и показала осознанность приобретённых знаний. На этапе рефлексии каждый ребенок сам оценил свою работу. (Смайлики) Урок соответствует требованиям ФГОС. Мне удалось реализовать намеченный план урока, решить поставленные задачи и сделать выводы. Я считаю, что урок цели достиг.

Источник

Оцените статью