Коммуникативная природа социально гуманитарного познания

Глава 2. Специфика социально-гуман итарного познания . 269

Глава 3. Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании. 329

2. Основные философские теории ценности. „.. 331

Глава 4. Объяснение, понимание, интерпретация в социальных и гуманитарных науках. 338

1. Научное объяснение и его типы. 338

2. Герменевтика — «органон наук о духе» (В. Дильтей, Г. Г. Гадамер)….. . 344

3. Понимание как метод социально-гуманитарного познания. 349

4. Интерпретация — Общенаучный метод и базовая операция . социально-гуманитарного познания. 360

5. Язык, «языковые игры», языковая Картина мира. 365

Глава 5. Вера, сомнение, знание в социально-гуманитарных науках. 379

1. Понятия «вера», «достоверность», «сомнение»в познании. 379

2. Вера и понимание в контексте коммуникации. 388

Глава 6. Жизнь как категория наук об обществе и культуре . 408

1. Социокультурное и гуманитарное содержание категории «жизнь». 408

2. Культура как одна из форм объективации жизни во времени. 418

Глава 7. Роль социально-гуманитарных наук в процессе социальных трансформаций. 430

1. Формирование дисциплинарного корпуса социально-гуманитарных наук в контексте трансформации общественной жизни (XIX—XX вв.). 430

2. Участие социально-гуманитарных наук в экспертизах социальных проектов и программ. 438

Читайте также:  463 приказ министерства природных ресурсов

3. Пределы компетенции социальной инженерии (социальной проективности): позиция идеологии либерализма. 442

Источник

Тема 3. Коммуникативная природа социального и гуманитарного познания. Тема языка в современной философии, основные тенденции в сфере социальных и гуманитарных наук. Значение этического дискурса.

Коммуникативная природа социального и гуманитарного познания. Тема языка в истории европейской мысли. «Возвращение» языка в поле социального и гуманитарного познания в конце XIX в. Открытие Ф. Ницше «философско-филологического пространства».

«Лингвистический поворот» в аналитической философии XX в.: перевод философских проблем в сферу языка. Проблема значения. Л. Витгенштейн: границы языка как границы «мира» («мира фактов»). Концепция «языковых игр», язык как деятельность, система коммуникации.

Философский структурализм: распространение методов структурной лингвистики на исследование различных областей культуры. Означаемое и означающее, синхрония и диахрония, структура и история. Структура языка как образец объективных структур, исследование языка – основа научности гуманитарного знания. Культура как текст. Социальные и культурные установления как языки различного рода (К. Леви-Стросс, Р. Барт). Структуры языка и механизмы бессознательного (Ж. Лакан). М. Фуко о трактовке языка в ренессансной, классической и современной «эпистемах» (слово – символ, слово – образ, слово – знак в системе знаков). Задача познания языка в его собственном («самозамкнутом») бытии. Структурализм о «смерти человека», о субъекте как «точке пересечения дискурсивных практик». Аналитика конечного человеческого бытия как задача философии и гуманитарных наук.

Тема языка в фундаментальной онтологии М. Хайдеггера. «Язык – это дом бытия». Язык как «с-казывание» неутаенного, истины бытия. Обращение к поэзии как хранительнице языка. Конституирование мира в языке. Язык как среда понимания мира, самого себя и другого. Язык, традиция, диалог культур.

Постмодернизм: выход философского мышления из лингвистической плоскости в плоскость «событийности», «телесности». Размыкание структуры в контекст. Философствование без субъекта. Реальность как текст («нет ничего, кроме текста»). «Архиписьмо» как предусловие всякой речи и письма, всех дискурсивных различений в культуре. Деконструкция – исследовательская стратегия по отношению к тексту.

Читайте также:  Где живут эскимосы природная зона

Дисциплинарная структура современного социального и гуманитарного знания, тенденции ее изменения. Различие оснований социальных наук и гуманитарных дисциплин. Значение гуманистической традиции для гуманитарных наук. Х.-Г. Гадамер о ведущих гуманистических понятиях (образование, здравый смысл, способность суждения, вкус). Различие этического и социологического дискурсов, «этического человека» и «актора». Возвращение этического дискурса в социальное познание. Этические концепции П. Рикера, Ю. Хабермаса. Философская антропология в ее отношении к социальным и гуманитарным наукам. Тенденция к интеграции естественнонаучного и социально-гуманитарного знания. Особенности позиции ученого в сфере социальных и гуманитарных исследований.

Источник

Оцените статью