- Тема 4. Коммуникативная природа социального и гуманитарного познания. Тема языка в современной философии, социальных и гуманитарных науках
- Тема 5. Основные тенденции в сфере современного социального и гуманитарного познания. Значение этического дискурса
- Глава 2. Специфика социально-гуман итарного познания . 269
- Глава 3. Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании. 329
- Глава 4. Объяснение, понимание, интерпретация в социальных и гуманитарных науках. 338
- Глава 5. Вера, сомнение, знание в социально-гуманитарных науках. 379
- Глава 6. Жизнь как категория наук об обществе и культуре . 408
- Глава 7. Роль социально-гуманитарных наук в процессе социальных трансформаций. 430
Тема 4. Коммуникативная природа социального и гуманитарного познания. Тема языка в современной философии, социальных и гуманитарных науках
Коммуникативная природа социального и гуманитарного познания. Тема языка в истории европейской мысли. «Возвращение» языка в поле социального и гуманитарного познания в конце XIX в. Открытие Ф. Ницше «философско-филологического пространства».
«Лингвистический поворот» в аналитической философии XX в.: перевод философских проблем в сферу языка. Проблема значения. Л. Витгенштейн: границы языка как границы «мира» («мира фактов»). Концепция «языковых игр», язык как деятельность, система коммуникации.
Философский структурализм: распространение методов структурной лингвистики на исследование различных областей культуры. Означаемое и означающее, синхрония и диахрония, структура и история. Структура языка как образец объективных структур, исследование языка – основа научности гуманитарного знания. Культура как текст. Социальные и культурные установления как языки различного рода (К. Леви-Стросс, Р. Барт). Структуры языка и механизмы бессознательного (Ж. Лакан). М. Фуко о трактовке языка в ренессансной, классической и современной «эпистемах» (слово – символ, слово – образ, слово – знак в системе знаков). Задача познания языка в его собственном («самозамкнутом») бытии. Структурализм о «смерти человека», о субъекте как «точке пересечения дискурсивных практик». Аналитика конечного человеческого бытия как задача философии и гуманитарных наук.
Тема языка в фундаментальной онтологии М. Хайдеггера. «Язык – это дом бытия». Язык как «с-казывание» неутаенного, истины бытия. Обращение к поэзии как хранительнице языка. Конституирование мира в языке. Язык как среда понимания мира, самого себя и другого. Язык, традиция, диалог культур.
Постмодернизм: выход философского мышления из лингвистической плоскости в плоскость «событийности», «телесности». Размыкание структуры в контекст. Философствование без субъекта. Реальность как текст («нет ничего, кроме текста»). «Архиписьмо» как предусловие всякой речи и письма, всех дискурсивных различений в культуре. Деконструкция – исследовательская стратегия по отношению к тексту.
Тема 5. Основные тенденции в сфере современного социального и гуманитарного познания. Значение этического дискурса
Дисциплинарная структура современного социального и гуманитарного знания, тенденции ее изменения. Различие оснований социальных наук и гуманитарных дисциплин. Значение гуманистической традиции для гуманитарных наук. Х.-Г. Гадамер о ведущих гуманистических понятиях (образование, здравый смысл, способность суждения, вкус). Различие этического и социологического дискурсов, «этического человека» и «актора». Возвращение этического дискурса в социальное познание. Этические концепции П. Рикера, Ю. Хабермаса. Философская антропология в ее отношении к социальным и гуманитарным наукам. Тенденция к интеграции естественнонаучного и социально-гуманитарного знания. Особенности позиции ученого в сфере социальных и гуманитарных исследований.
Источник
Глава 2. Специфика социально-гуман итарного познания . 269
Глава 3. Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании. 329
2. Основные философские теории ценности. „.. 331
Глава 4. Объяснение, понимание, интерпретация в социальных и гуманитарных науках. 338
1. Научное объяснение и его типы. 338
2. Герменевтика — «органон наук о духе» (В. Дильтей, Г. Г. Гадамер)….. . 344
3. Понимание как метод социально-гуманитарного познания. 349
4. Интерпретация — Общенаучный метод и базовая операция . социально-гуманитарного познания. 360
5. Язык, «языковые игры», языковая Картина мира. 365
Глава 5. Вера, сомнение, знание в социально-гуманитарных науках. 379
1. Понятия «вера», «достоверность», «сомнение»в познании. 379
2. Вера и понимание в контексте коммуникации. 388
Глава 6. Жизнь как категория наук об обществе и культуре . 408
1. Социокультурное и гуманитарное содержание категории «жизнь». 408
2. Культура как одна из форм объективации жизни во времени. 418
Глава 7. Роль социально-гуманитарных наук в процессе социальных трансформаций. 430
1. Формирование дисциплинарного корпуса социально-гуманитарных наук в контексте трансформации общественной жизни (XIX—XX вв.). 430
2. Участие социально-гуманитарных наук в экспертизах социальных проектов и программ. 438
3. Пределы компетенции социальной инженерии (социальной проективности): позиция идеологии либерализма. 442
Источник