Комплексная охрана природных ресурсов

Использование и охрана природных ресурсов

Охрана природных ресурсов – комплекс мероприятий, направленных на сохранение возобновимых и невозобновляемых ресурсов, средовоспроизводящих и ресурсовоспроизводящих функций природы.

Рациональное использование природных ресурсов

Еще в конце прошлого века внимание ученых обратилось на влияние хозяйственной и иной деятельности человека на биосферу. Наращивание темпов материального производства отрицательно сказывается на состоянии окружающей среды, производя неравноценный обмен ценных ресурсов на отходы и токсичные вещества, не подлежащие утилизации. Это создает непосредственную угрозу не только для человеческого существования, но и для всей экосистемы планеты, поэтому рациональный подход к природопользованию, максимально избавленные от негативных воздействий природные ресурсы и охрана окружающей среды являются единственным оптимальным решением проблемы.

Рациональное использование водных ресурсов является одной из главных проблем, решение которой заключается в следующих процессах:

  • применение одностадийных процессов производства вместо многостадийных;
  • переход от жидких процессов переработки к газовым;
  • замена воды в промышленности на другие растворители;
  • извлечение из сточных вод полезных веществ;
  • перевод промышленных предприятий на безотходную технологию производства;
  • переход к комплексной переработке сырья.

Рациональное использование почвенных ресурсов – также одна из главных проблем в связи с активизацией засоления почв и уничтожения многолетних растений из-за употребления избыточного количества пестицидов и удобрений. Существенной проблемой является также вырубка лесов из-за увеличения спроса на древесное топливо, ведущая к их деградации и сокращению лесных площадей. Главное, на что направлена охрана окружающей среды, – это обеспечение безопасности населения и сокращение вырубки лесов в целях предотвращения угрозы тотальной нехватки кислорода и, как следствие, растущей статистики заболеваемости болезнями дыхательных путей.

Основные принципы охраны и рационального использования природных ресурсов

К принципам охраны и рационального использования природных ресурсов относятся:

  1. Принцип комплексности, означающий повсеместное и организованное использование природных ресурсов в различных хозяйственных отраслях.
  2. Принцип региональности, подразумевающий учет особенностей местных условий при использовании и охране природных ресурсов.
  3. Принцип единства охранительной деятельности и использования природных ресурсов, под которым понимается охрана природы одновременно с использованием природными ресурсами.
  4. Принцип прогнозирования, подразумевающий предвидение возможных негативных последствий хозяйственной и иной деятельности для природы и их своевременное предотвращение.
  5. Принцип повышенной интенсивности освоения природной среды, означающий повышение интенсивности наряду с учетом особенностей осваиваемых территорий и устранением значительных потерь полезных ископаемых при их добыче и переработке.
  6. Принцип значения природных явлений и объектов, подразумевающий использование ресурсов природы с учетом интересов различных хозяйственных отраслей.
  7. Принцип косвенной охраны, подразумевающий исключительное внимание к косвенной охране природных объектов наряду с основной охраной и устранение возможности нанесения им вреда.
Читайте также:  Всероссийского урока эколята молодых защитников природы

Мероприятия по охране природных ресурсов

Использование и охрана природных ресурсов в России предполагают проведение определенных мероприятий по их восстановлению и улучшению.

Статья 23 Закона РФ «О недрах» от 21 февраля 1992 года гласит, что главными направлениями рационального использования недр являются:

  • полное извлечение из них полезных ископаемых, как основных, так и совместно залегающих;
  • прогрессивную методику геологического изучения недр для верной оценки наличия полезных ископаемых, их количественного и качественного состава, а также для изучения особенностей территорий, не предназначенных для добычи полезных ископаемых.

Охрана недр включает в себя проведение мероприятий, главными из которых являются:

  • охрана от пожаров, обводнения, затопления и прочих негативных факторов полезных ископаемых;
  • охрана ценных месторождений от снижения качества добываемых ресурсов или от осложнений по их переработке;
  • предотвращение загрязнения при проведении работ по пользованию недрами.

Статья 1 Водного кодекса РФ гласит, что охраной водных объектов является направленная на их сохранение и восстановление деятельность. Главная необходимость, на которую указывает статья 11 этого же кодекса — профилактика и максимальное устранение возможных негативных последствий использования водных объектов. Игнорирование этой необходимости приводит к появлению правовых последствий.

Лесной кодекс РФ в статье 2 устанавливает обеспечение рационального пользования лесными ресурсами, их охрану и воспроизводство как основное направление правовой деятельности лесного законодательства.

Главные мероприятия по охране лесов:

  • ведение лесных работ ограничивающими отрицательное воздействие на используемые территории способами;
  • применение мер по восстановлению лесов;
  • очистка лесосек.

Охрана объектов животного мира Федеральным законом «О животном мире» от 24 апреля 1995 г. определяется как направленная на стабильное существование животного мира и сохранение животного генофонда деятельность, сопряженная с созданием правовых условий для использования объектов животного мира без негативных последствий.

Охрана земель, согласно статье 12 Земельного кодекса РФ, преследует следующие цели:

  • предотвращение деградации, захламления, нарушения и загрязнения земель под воздействием хозяйственной деятельности человека;
  • восстановление и улучшение подвергшихся негативному воздействию человеческой деятельности земель.

Согласно статье 1 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», охраной атмосферного воздуха называется комплекс мер по улучшению свойств атмосферного воздуха с целью пресечения вредного воздействия оного на окружающую среду.

Читайте также:  Государственное бюджетное учреждение забайкальского края дирекция природного парка арей

Обобщая положения экологического законодательства об охране и использовании окружающей среды, можно сделать вывод, что мероприятия по охране природных ресурсов направлены на сохранение и улучшение видовых, качественных и количественных характеристик возобновимых и невозобновимых природных ресурсов и предотвращение нанесения им вреда.

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Источник

Тема 5.2 Организация охраны природных ресурсов

Экспертизу хозяйственных проектов осуществляют на базе экологического прогнозирования.

Экологическое прогнозирование – предсказание поведения природных систем, определяемого естественными процессами и воздействием на них человека.

Прогноз антропогенных изменений природного комплекса и их влияние на развитие хозяйства должен включать:

  1. изменения, обусловленные взаимодействием на территории хозяйства;
  2. изменения обусловленные воздействием соседних территорий;
  3. экономическую оценку антропогенных изменений, влияние их на темпы и направления развития хозяйства;
  4. оценку влияния антропогенных изменений на условия жизни и развитие населения, и его здоровье;
  5. генеральное направление рационального использования, охраны, воспроизводства улучшения природного комплекса хозяйства в интересах ускорения его развития с учетом интересов государства.

Основным направлением исследований в целях прогнозирования биосферных наблюдений могут быть следующие:

  • оценка экологических и экономических последствий нерационального природопользования;
  • трансформация;
  • изменение почвенно-гидрогеологического режима территорий агроландшафтов в результате мелиорации;
  • оценка отрицательных экологических последствий химизации;
  • оценка отрицательных экологических последствий средств механизации;
  • оценка положительных экологических последствий внедрения почвоохранных систем земледелия;
  • моделирование параметров экологически безопасных систем, технологий, процессов, обеспечивающих оптимальную продуктивность при проведении мелиорации, химизации и других средств.

Все крупные проекты, связанные с преобразованием природы, должно подвергаться государственной экологической экспертизой.

Экологическая экспертиза – оценка воздействия на среду жизни, природные ресурсы и здоровье людей комплекса хозяйственных нововведений в масштабах избранного района.

Экологическая экспертиза базируется на законах, правилах и принципах экологии, а в идеале так же и на экологических нормативах.

Экологический норматив – обязательные рамки сохранения структуры и функций экосистемы какого – то иерархического уровня, а так же всех экологических компонентов, уничтожаемых при хозяйственной деятельности.

Действие экологического норматива имеет региональные рамки, он справедлив лишь в пределах области типизации явления или процесса, за рамками которой он может действовать. При применение экологического норматива следует учитывать факторы неопределенности, риска и принципы неполноты информации.

Читайте также:  Животное природной зоны пустыни

Экологический критерий – признак на основании, которого оценивают, определяют или осуществляют классификацию экологических систем, процессов и явлений.

Экологический критерий очень важен для экологического равновесия, экологического планирования, экологической экспертизы всех типов экологических оценок природопользования.

Экологический критерий может быть:

  • природопитомники (сохранение целостности экосистем, вида живого, его местообитание);
  • антропоэкологические (воздействие человека);
  • хозяйственные (вплоть до воздействия на всю систему).

Шкалу экологического критерия в природопользовании строят с учетом всех трех типов критериев.

Нормирование качества среды (воды, воздуха, почвы) установление пределов, в которых допускается изменение ее естественных свойств.

Экспертиза проекта преобразования природы заключается в оценке эколого-социально-экономической эффективности предполагаемого изменения природной сферы на рациональном уровне.

Состоит из общей экспертизы проекта и эколого-социально-экономической экспертизы.

Проект природохозяйственный – план комплексной эксплуатации природных ресурсов в отличие от экологического равновесия не учитывающий дальнейших последствий хозяйственного использования природных ресурсов для природы и обратного влияния измененных экосистем на человека, а принимающий в расчет экономические и социальные выводы проектного периода.

Проектирование экологическое – натуральное определение наиболее рациональных размеров, функционального состояния, темпов и направления развития крупных экологических систем.

Государственную экологическую экспертизу проводят в установленном порядке государственные экспертные органы с целью контроля полноты и правильности оценки воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду определения достаточности предлагаемых мер по рациональному использованию природных ресурсов и сохранению окружающей среды.

Объектами государственной экологической экспертизы является:

  • все виды предплановой и предпроектной документации по развитию и размещению производительных сил страны и отрасли народного хозяйства.

-техника – экономическое обоснование, проекты строительства.

-документация по созданию новой техники, технологии, материалов и веществ.

-материалы, характеризующие экологическую ситуацию в регионе, формирующеюся под воздействием различных видов текущей хозяйственной деятельности.

Экологическую экспертизу проводят в 3 этапа:

Экспертный орган, проводящий государственную экологическую экспертизу, рассматривает проект и свободное заключение экспертной комиссии по проекту хозяйственной деятельности и готовит заключение государственной экологической экспертизы, которое должно содержать:

-выводы об экологических последствиях и условиях реализации проекта.

-замечание, выявившееся в ходе рассмотрения мнений и предложений заинтересованных сторон.

-рекомендации для заказчика и заинтересованных организаций и учреждений по условиям реализации рассматриваемого проекта и другим заинтересованным организациям.

По завершению экспертизы весь комплекс документации возвращают заказчику. Копии необходимых документов остаются в архиве экспертного органа, их оформляют и хранят в соответствии с установлением порядков делопроизводства.

Источник

Оцените статью