Использование и охрана природных ресурсов
Охрана природных ресурсов – комплекс мероприятий, направленных на сохранение возобновимых и невозобновляемых ресурсов, средовоспроизводящих и ресурсовоспроизводящих функций природы.
Рациональное использование природных ресурсов
Еще в конце прошлого века внимание ученых обратилось на влияние хозяйственной и иной деятельности человека на биосферу. Наращивание темпов материального производства отрицательно сказывается на состоянии окружающей среды, производя неравноценный обмен ценных ресурсов на отходы и токсичные вещества, не подлежащие утилизации. Это создает непосредственную угрозу не только для человеческого существования, но и для всей экосистемы планеты, поэтому рациональный подход к природопользованию, максимально избавленные от негативных воздействий природные ресурсы и охрана окружающей среды являются единственным оптимальным решением проблемы.
Рациональное использование водных ресурсов является одной из главных проблем, решение которой заключается в следующих процессах:
- применение одностадийных процессов производства вместо многостадийных;
- переход от жидких процессов переработки к газовым;
- замена воды в промышленности на другие растворители;
- извлечение из сточных вод полезных веществ;
- перевод промышленных предприятий на безотходную технологию производства;
- переход к комплексной переработке сырья.
Рациональное использование почвенных ресурсов – также одна из главных проблем в связи с активизацией засоления почв и уничтожения многолетних растений из-за употребления избыточного количества пестицидов и удобрений. Существенной проблемой является также вырубка лесов из-за увеличения спроса на древесное топливо, ведущая к их деградации и сокращению лесных площадей. Главное, на что направлена охрана окружающей среды, – это обеспечение безопасности населения и сокращение вырубки лесов в целях предотвращения угрозы тотальной нехватки кислорода и, как следствие, растущей статистики заболеваемости болезнями дыхательных путей.
Основные принципы охраны и рационального использования природных ресурсов
К принципам охраны и рационального использования природных ресурсов относятся:
- Принцип комплексности, означающий повсеместное и организованное использование природных ресурсов в различных хозяйственных отраслях.
- Принцип региональности, подразумевающий учет особенностей местных условий при использовании и охране природных ресурсов.
- Принцип единства охранительной деятельности и использования природных ресурсов, под которым понимается охрана природы одновременно с использованием природными ресурсами.
- Принцип прогнозирования, подразумевающий предвидение возможных негативных последствий хозяйственной и иной деятельности для природы и их своевременное предотвращение.
- Принцип повышенной интенсивности освоения природной среды, означающий повышение интенсивности наряду с учетом особенностей осваиваемых территорий и устранением значительных потерь полезных ископаемых при их добыче и переработке.
- Принцип значения природных явлений и объектов, подразумевающий использование ресурсов природы с учетом интересов различных хозяйственных отраслей.
- Принцип косвенной охраны, подразумевающий исключительное внимание к косвенной охране природных объектов наряду с основной охраной и устранение возможности нанесения им вреда.
Мероприятия по охране природных ресурсов
Использование и охрана природных ресурсов в России предполагают проведение определенных мероприятий по их восстановлению и улучшению.
Статья 23 Закона РФ «О недрах» от 21 февраля 1992 года гласит, что главными направлениями рационального использования недр являются:
- полное извлечение из них полезных ископаемых, как основных, так и совместно залегающих;
- прогрессивную методику геологического изучения недр для верной оценки наличия полезных ископаемых, их количественного и качественного состава, а также для изучения особенностей территорий, не предназначенных для добычи полезных ископаемых.
Охрана недр включает в себя проведение мероприятий, главными из которых являются:
- охрана от пожаров, обводнения, затопления и прочих негативных факторов полезных ископаемых;
- охрана ценных месторождений от снижения качества добываемых ресурсов или от осложнений по их переработке;
- предотвращение загрязнения при проведении работ по пользованию недрами.
Статья 1 Водного кодекса РФ гласит, что охраной водных объектов является направленная на их сохранение и восстановление деятельность. Главная необходимость, на которую указывает статья 11 этого же кодекса — профилактика и максимальное устранение возможных негативных последствий использования водных объектов. Игнорирование этой необходимости приводит к появлению правовых последствий.
Лесной кодекс РФ в статье 2 устанавливает обеспечение рационального пользования лесными ресурсами, их охрану и воспроизводство как основное направление правовой деятельности лесного законодательства.
Главные мероприятия по охране лесов:
- ведение лесных работ ограничивающими отрицательное воздействие на используемые территории способами;
- применение мер по восстановлению лесов;
- очистка лесосек.
Охрана объектов животного мира Федеральным законом «О животном мире» от 24 апреля 1995 г. определяется как направленная на стабильное существование животного мира и сохранение животного генофонда деятельность, сопряженная с созданием правовых условий для использования объектов животного мира без негативных последствий.
Охрана земель, согласно статье 12 Земельного кодекса РФ, преследует следующие цели:
- предотвращение деградации, захламления, нарушения и загрязнения земель под воздействием хозяйственной деятельности человека;
- восстановление и улучшение подвергшихся негативному воздействию человеческой деятельности земель.
Согласно статье 1 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», охраной атмосферного воздуха называется комплекс мер по улучшению свойств атмосферного воздуха с целью пресечения вредного воздействия оного на окружающую среду.
Обобщая положения экологического законодательства об охране и использовании окружающей среды, можно сделать вывод, что мероприятия по охране природных ресурсов направлены на сохранение и улучшение видовых, качественных и количественных характеристик возобновимых и невозобновимых природных ресурсов и предотвращение нанесения им вреда.
Автор статьи
Кузнецов Федор Николаевич
Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.
Источник
Тема 5.2 Организация охраны природных ресурсов
Экспертизу хозяйственных проектов осуществляют на базе экологического прогнозирования.
Экологическое прогнозирование – предсказание поведения природных систем, определяемого естественными процессами и воздействием на них человека.
Прогноз антропогенных изменений природного комплекса и их влияние на развитие хозяйства должен включать:
- изменения, обусловленные взаимодействием на территории хозяйства;
- изменения обусловленные воздействием соседних территорий;
- экономическую оценку антропогенных изменений, влияние их на темпы и направления развития хозяйства;
- оценку влияния антропогенных изменений на условия жизни и развитие населения, и его здоровье;
- генеральное направление рационального использования, охраны, воспроизводства улучшения природного комплекса хозяйства в интересах ускорения его развития с учетом интересов государства.
Основным направлением исследований в целях прогнозирования биосферных наблюдений могут быть следующие:
- оценка экологических и экономических последствий нерационального природопользования;
- трансформация;
- изменение почвенно-гидрогеологического режима территорий агроландшафтов в результате мелиорации;
- оценка отрицательных экологических последствий химизации;
- оценка отрицательных экологических последствий средств механизации;
- оценка положительных экологических последствий внедрения почвоохранных систем земледелия;
- моделирование параметров экологически безопасных систем, технологий, процессов, обеспечивающих оптимальную продуктивность при проведении мелиорации, химизации и других средств.
Все крупные проекты, связанные с преобразованием природы, должно подвергаться государственной экологической экспертизой.
Экологическая экспертиза – оценка воздействия на среду жизни, природные ресурсы и здоровье людей комплекса хозяйственных нововведений в масштабах избранного района.
Экологическая экспертиза базируется на законах, правилах и принципах экологии, а в идеале так же и на экологических нормативах.
Экологический норматив – обязательные рамки сохранения структуры и функций экосистемы какого – то иерархического уровня, а так же всех экологических компонентов, уничтожаемых при хозяйственной деятельности.
Действие экологического норматива имеет региональные рамки, он справедлив лишь в пределах области типизации явления или процесса, за рамками которой он может действовать. При применение экологического норматива следует учитывать факторы неопределенности, риска и принципы неполноты информации.
Экологический критерий – признак на основании, которого оценивают, определяют или осуществляют классификацию экологических систем, процессов и явлений.
Экологический критерий очень важен для экологического равновесия, экологического планирования, экологической экспертизы всех типов экологических оценок природопользования.
Экологический критерий может быть:
- природопитомники (сохранение целостности экосистем, вида живого, его местообитание);
- антропоэкологические (воздействие человека);
- хозяйственные (вплоть до воздействия на всю систему).
Шкалу экологического критерия в природопользовании строят с учетом всех трех типов критериев.
Нормирование качества среды (воды, воздуха, почвы) установление пределов, в которых допускается изменение ее естественных свойств.
Экспертиза проекта преобразования природы заключается в оценке эколого-социально-экономической эффективности предполагаемого изменения природной сферы на рациональном уровне.
Состоит из общей экспертизы проекта и эколого-социально-экономической экспертизы.
Проект природохозяйственный – план комплексной эксплуатации природных ресурсов в отличие от экологического равновесия не учитывающий дальнейших последствий хозяйственного использования природных ресурсов для природы и обратного влияния измененных экосистем на человека, а принимающий в расчет экономические и социальные выводы проектного периода.
Проектирование экологическое – натуральное определение наиболее рациональных размеров, функционального состояния, темпов и направления развития крупных экологических систем.
Государственную экологическую экспертизу проводят в установленном порядке государственные экспертные органы с целью контроля полноты и правильности оценки воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду определения достаточности предлагаемых мер по рациональному использованию природных ресурсов и сохранению окружающей среды.
Объектами государственной экологической экспертизы является:
- все виды предплановой и предпроектной документации по развитию и размещению производительных сил страны и отрасли народного хозяйства.
-техника – экономическое обоснование, проекты строительства.
-документация по созданию новой техники, технологии, материалов и веществ.
-материалы, характеризующие экологическую ситуацию в регионе, формирующеюся под воздействием различных видов текущей хозяйственной деятельности.
Экологическую экспертизу проводят в 3 этапа:
Экспертный орган, проводящий государственную экологическую экспертизу, рассматривает проект и свободное заключение экспертной комиссии по проекту хозяйственной деятельности и готовит заключение государственной экологической экспертизы, которое должно содержать:
-выводы об экологических последствиях и условиях реализации проекта.
-замечание, выявившееся в ходе рассмотрения мнений и предложений заинтересованных сторон.
-рекомендации для заказчика и заинтересованных организаций и учреждений по условиям реализации рассматриваемого проекта и другим заинтересованным организациям.
По завершению экспертизы весь комплекс документации возвращают заказчику. Копии необходимых документов остаются в архиве экспертного органа, их оформляют и хранят в соответствии с установлением порядков делопроизводства.
Источник