25.3 Комплексный инженерно-экологический мониторинг
Информация о состоянии окружающей природной среды, об изменениях этого состояния давно используется человеком для планирования своей деятельности. Уже более 100 лет наблюдения за изменением погоды, климатом ведутся регулярно в цивилизованном мире. Все шире становится круг наблюдений, число измеряемых параметров, все гуще сеть наблюдательных станций.
В развитии мониторинга различают формы – глобальный, региональный, локальный, точечный.
Еще более многочисленны объектные виды мониторинга: мониторинг атмосферного воздуха, гидросферы, почвенный, биологический, сейсмический, ионосферный, Солнца, гравиметрический и др. Все эти виды в свою очередь подразделяются на подвиды.
Сам термин «мониторинг» впервые появился в рекомендациях специальной комиссии СКОПЕ (Научный комитет по проблемам окружающей среды) при ЮНЕСКО в 1971 г., а в 1972 г. уже появились первые предложения по Глобальной системе мониторинга окружающей среды. Однако по сей день такая система не создана из-за разногласий в объемах, формах и объектах мониторинга, распределения обязанностей между уже существующими системами наблюдений.
Инженерно-экологический мониторинг как вид научно-производственной деятельности основан на комплексе знаний и достижений таких наук, как физическая и конструктивная география, ландшафтоведение, геология, геокриология, метеорология, гидрология, биология, экология и др. Структура и состав инженерно-экологического мониторинга целиком определяются целями его проведения и возможностями материального обеспечения. В зависимости от этих факторов определяется соотношение дистанционных и прямых методов наблюдений состояния компонентов природной среды или геотехнической системы.
Функциональный состав инженерно-экологического мониторинга включает две самостоятельные его разновидности:
1.Экологический мониторинг как систему наблюдений за антропогенными изменениями природной среды и прогнозирования её состояния, включая переход в область экологически экстремальной ситуации;
2. Геотехнический мониторинг как систему оценки техногенного источника и экологического риска в процессе функционирования объекта.
Экологический мониторинг ставит своей целью дать ответы на следующие вопросы:
- Каково состояние природной среды в рассматриваемый отрезок времени в сравнении с предшествующим техногенезу состоянием и какие изменения (положительные и отрицательные) ожидаются в природной среде в прогнозируемый отрезок времени;
- В чем причины происшедших изменений и возможных изменений в будущем и что явилось, является или будет являться источником этих изменений;
- Какие воздействия на данную локальную природную среду являются вредными (нежелательными или недопустимыми);
- Какой уровень техногенных воздействий, в том числе в совокупности с естественными или стихийными процессами и воздействиями, происходящими в рассматриваемой природной среде, является допустимым для природной среды и какие резервы имеются у природной среды для саморегенерации состояния, принятого за состояние экологического баланса;
- Какой уровень техногенных воздействий на природную среду, отдельные её компоненты и комплексы является допустимым или критическим, после которого восстановление природной среды до уровня экологического баланса является неосуществимым.
Система геотехнического мониторинга решает задачи:
- Определение состояния природной среды в заданный отрезок времени;
- Фоновые наблюдения;
- Обеспечение сравнительных данных текущего момента и времени, предшествующего техногенезу;
- Прогноз ожидаемых изменений в природной среде под воздействием техногенных факторов;
- Оценка причин происходящих и возможных изменений и степени их губительного влияния на природу, на человека, источники этих воздействий (в т.ч. прогнозирование возможных источников вредных веществ);
- Определение уровня техногенных воздействий (в комплексе, либо отдельные компоненты), являющиеся недопустимыми, критическими, исключающими самовосстановление природной среды до уровня экологического баланса и т.п.
Наличие комплексного инженерно-экологического мониторинга повышает требования к соблюдению экологических правил и норм, позволяет реализовать систему превентивных мер и снижения экологического риска на основе аналитического прогноза фактической безопасности конкретной геотехнической системы (рис. 68).
Рисунок 68 — Структура аналитического прогноза экологической безопасности на основе комплексного мониторинга
Для проведение экологического мониторинга в России сформирована, функционирует и развивается единая государственная система экологического мониторинга (ЕГСЭМ), основными функциями которой являются:
-получение полной, достоверной и сопоставимой информации об изменениях окружающей природной среды, антропогенном воздействии для всей территории РФ и омывающих её морей;
-оценка состояния окружающей природной среды, показателей состояния биосферы и функциональной целостности экосистем;
-обоснование корректирующих мер и средств по достижению устойчивого экономического развития и благополучию регионов, обеспечению экологической безопасности страны;
-обеспечение необходимой информацией государственных органов и потребителей при подготовке и реализации организационных мер по выполнению федеральных и административно-территориальных природоохранных программ и проектов, а также международных обязательств России в области охраны окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов и экологической безопасности.
Создание ЕГСЭМ осуществляется на основе территориально-ведомственного построения, предусматривающего максимальное использование возможностей уже существующих государственных и ведомственных систем мониторинга.
ЕГСЭМ формируется на трех основных организационных уровнях – федеральном, субъектов РФ и локальном (объектном).
Функционирование ЕГСЭМ осуществляется на основании Государственной программы экологического мониторинга, которая разрабатывается при создании ЕГСЭМ и регламентирует участие исполнительных органов федеральной исполнительной власти, их региональных и территориальных подразделений, органов исполнительной власти субъектов РФ, предприятий, организаций в части наблюдения за состоянием окружающей природной среды, сбора, хранения, обработки и передачи экологических данных.
Объектами экологического мониторинга являются природные среды и ресурсы, к которым относятся: атмосферный воздух, поверхностные воды суши, морские воды, почвенный покров, геологическая среда, растительный и животный мир. Кроме того, объектами являются антропогенные воздействия и их источники:
-связанные с поступлением в окружающую среду токсичных для человека и опасных для фауны и флоры веществ, а также других видов воздействия (электромагнитного, шумового и др.);
-приводящие к изменению сложившегося или естественного состояния природных сред, а также к сокращению или изменению биологического разнообразия, изменению ландшафта;
-связанные с изъятием или изменением состояния природных ресурсов.
С помощью экологического мониторинга контролируются состояние экологических систем, в том числе природно-технических подсистем, а также медико-гигиенические показатели среды обитания человека.
Вся информация, получаемая на всех уровнях ЕГСЭМ в рамках Государственной программы экологического мониторинга, является государственной собственностью, право владения, пользования и распоряжения которой регламентируется соответствующими законами РФ, и в полном объеме входит в состав ЕГСЭМ.
Для контроля функционирования объектов хозяйственной деятельности организуются системы мониторинга источников воздействия на окружающую природную среду и зон их непосредственного влияния.
Предприятия и организации, осуществляющие хозяйственную деятельность, оснащаются средствами контроля за воздействиями на окружающую среду, производимыми в процессе функционирования предприятия. Решение о необходимости наличия у предприятия таких систем контроля принимает территориальный орган Минприроды РФ на основании критериев, разработанных совместно головными организациями базовых функциональных подсистем. Системы контроля воздействий (мониторинг источника воздействий) создаются за счет средств субъектов хозяйственной деятельности, которые обеспечивают их регламентное функционирование. Системы контроля подлежат аттестации по правилам, утвержденным руководящими органами ЕГСЭМ.
Системы мониторинга связаны с экологической экспертизой и проведением оценки воздействия на окружающую среду.
Источник
.2 Осуществление мониторинга окружающей природной среды
Экологический мониторинг окружающей среды предусматривает наблюдение за происходящими биосфере и техносфере процессами с целью прогнозирования вероятных изменений их качества, возможных ухудшений среды обитания человека. Собственно, сама система мониторинга окружающей среды не включает в себя деятельность по управлению качеством окружающей среды. Она является источником информации, необходимой для принятия экологически важных и своевременных решений.
Основные процедуры экологического мониторинга:
1. Выделение объекта наблюдения и его обследование.
2. Составление информационной модели для выделенного (определенного) объекта.
. Оценка текущего состояния объекта наблюдения.
. Идентификация информационной модели объекта наблюдения.
. Прогнозирование изменения текущего состояния объекта.
. Предоставление полученной информации потребителю в удобной для него форме.
Важными элементами структуры экологического мониторинга являются:
Системы объектов мониторинга — воздух, вода, почва и др.
Системы производственных работ — виды работ, включающие организацию и проведение экологического мониторинга.
Системы научных и методических разработок — разработка комплекса методик, необходимых при планировании и проведении мониторинга, при анализе результатов наблюдений и их оценке, при прогнозировании и выдаче решений.
Системы технического обеспечения — лабораторное оборудование, аппаратура для сбора информации, компьютеры, технические средства, транспорт, средства связи и др.
Поскольку компонентами окружающей среды являются воздух, вода, минерально-сырьевые и энергетические ресурсы, биоресурсы, почвы и др., то выделяют соответствующие им подсистемы мониторинга. При этом важно создавать не разрозненные, а комплексные системы. Комплексный экологический мониторинг окружающей среды — это организация системы наблюдений за состоянием объектов окружающей природной среды для оценки фактического уровня загрязнения и предупреждения о создающихся критических ситуациях, вредных для здоровья людей и других живых организмов (рис. 5).
Рисунок 5 — Мониторинг окружающей природной среды
При проведении комплексного экологического мониторинга окружающей среды:
а) проводиться постоянная оценка экологических условий среды обитания человека и биологических объектов (растений, животных, микроорганизмов и т.д.), а так же оценка состояния и функциональной целостности экосистем;
б) создаются условия для определения корректирующих действий в тех случаях, когда целевые показатели экологических условий не достигаются.
Система комплексного экологического мониторинга предусматривает:
выделение объекта наблюдения;
обследование выделенного объекта наблюдения;
составление для объекта наблюдения информационной модели;
оценку состояния объекта наблюдения и идентификацию его информационной модели;
прогнозирование изменения состояния объекта наблюдения;
предоставление информации в удобной для использования форме и доведение ее до потребителя.
Источник
Федеральный проект «Комплексная система мониторинга качества окружающей среды»
Федеральный проект «Комплексная система мониторинга качества окружающей среды» реализуется в рамках Государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 326) и национального проекта «Экология».
Проект направлен на создание комплексной системы мониторинга состояния окружающей среды на территории Российской Федерации, обеспечивающей всестороннее и своевременное информирование органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц (населения) достоверной и полной информацией о состоянии окружающей среды, а также прогнозирование ее изменений.
Для достижения целей федерального проекта в 2023-2024 годах планируется сформировать нормативную правовую базу для функционирования комплексной системы мониторинга состояния окружающей среды; проанализировать существующую систему экологического мониторинга и возможные пути развития; обеспечить функционирование комплексной информационной системы мониторинга состояния окружающей среды на всей территории Российской Федерации. Также будет спроектирована цифровая модель экологического мониторинга состояния окружающей среды на территории Российской Федерации, включающая сеть сбора данных о состоянии компонентов природной среды, объекты негативного воздействия на окружающую среду и объекты накопленного вреда окружающей среде.
Источник