Композитор автор балетов жар птица петрушка

Стравинский: «Жар птица» и «Петрушка»

Два шедевра вывели антрепризу Сергея Дягилева Ballets Russes на авансцену европейского музыкального театра. В 1910 году в парижском театре Шатле невероятным успехом пользовался балет «Жар-птица» на музыку прежде никому не известного композитора Игоря Стравинского. В следующем году Дягилев привез в Париж новый спектакль, и он поразил не только балетную публику, но и самых искушенных меломанов. «Петрушка» создавался как синтетическое произведение: Игорь Стравинский писал музыку и сочинял либретто вместе с Александром Бенуа, который одновременно выступил художником-постановщиком и директором труппы. Хореограф Михаил Фокин и другие единомышленники Дягилева активно участвовали в процессе создания этого opus magnum «Русских сезонов» 1911 года.

«Жар-птица» развивает и доводит до пределов допустимого поздне-романтический музыкальный язык, который Стравинский перенял у своего учителя Николая Андреевича Римского-Корсакова. «Петрушка» – это первый из многих стилевых прорывов Стравинского. Этот, по выражению Бенуа, «балет-улица» построен на площадных народных мотивах, полон неслыханных прежде тембровых, ритмических, политональных находок и открывает путь европейскому неофольклоризму.

Музыка одноактных балетов «Жар-птица» и «Петрушка» прочно вошла в мировой концертный репертуар. В исполнении musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса сюита из балета «Жар-птица», сделанная Стравинским в 1945 году, и полная музыка балета «Петрушка» в оркестровой редакции 1947 года прозвучат в один вечер. Концерт продемонстрирует, как музыкальный XIX век шагает в XX столетие, и какой мощный резонанс этот шаг вызывает спустя еще столетие.

Источник

Удивительная русская хтонь. Четыре балета Стравинского

Александр Коньков/ТАСС

Игорь Стравинский — ключевая фигура в истории мировой культуры. Он не заканчивал музыкальных вузов, поступил на юридический, но все время тянулся к искусству. Брал частные уроки, занимался у Николая Римского-Корсакова, прославленного композитора, участника знаменитой «Могучей кучки», музыканта, который писал просто удивительные партитуры для оркестра. Под его руководством Стравинский и создал свои первые произведения, а блестящая по своей глубине и таланту инструментовка, так свойственная мэтру, будет чувствоваться в каждом произведении Игоря Федоровича.

Стравинскому несказанно повезло в жизни, ведь правду говорят: успех — это не только талант, но еще и удача. У музыканта было вдоволь и того и другого, и еще множество идей, которые ждали своего воплощения, чтобы ошеломить зрителей со всего мира. Судьба свела его с Сергеем Дягилевым — известным в мире антрепренером, организатором «Русских сезонов» в Париже. Вместе с Дягилевым Стравинский создал несколько великолепных балетов, которые были поставлены в Париже, а сам композитор завоевал мировую славу.

Читайте также:  Lilac breasted roller птица

В творчестве Стравинского было несколько периодов, и каждому любителю и исследователю его музыки нравится что-то свое. Кто-то больше восхищается его первыми произведениями, еще не так далеко ушедшими от классических стандартов. А кто-то больше любит позднее творчество, когда Стравинский увлекался авангардом и такой техникой, как сериализм (чтобы писать в которой, нужно обладать не только музыкальным талантом, но и определенным математическим складом ума). В честь дня рождения композитора мы предлагаем вспомнить четыре балета Стравинского, которые подняли его (и еще нескольких других артистов) на вершину славы.

«Жар-птица»

В 1909 году еще молодой и малоизвестный композитор после отдыха вернулся в Петербург, где планировал продолжить работу над своей оперой «Соловей». Эту оперу Стравинский, конечно, закончил, правда, значительно позже. Именно в этот момент к нему обращается Дягилев с предложением написать музыку к балету «Жар-птица». Сам Стравинский, как позже напишет он в своих мемуарах, был воодушевлен, но немного напуган этой перспективой: он опасался, что не успеет закончить произведение в срок. Работа с Дягилевым бок о бок с выдающимися деятелями того времени накладывала определенную ответственность.

Но никакие дедлайны и обязательства Стравинского не сломили, и он начал писать балет. Либретто к нему создал знаменитый хореограф Михаил Фокин. Он хотел поставить что-то на тему русской сказки, но так получилось, что многие эти сюжеты уже выносил на сцену другой прекрасный композитор, Николай Римский-Корсаков. Только жар-птица, волшебное создание, исцеляющее все болезни и слепоту, оставалось нетронутым. Дягилев уже отчаялся претворить эту задумку в жизнь: написать музыку не смогли ни Анатолий Лядов, ни Николай Черепнин, уже известные и зрелые композиторы.

Источник

Лучшие произведения Стравинского

Лучшие произведения Стравинского

Игорь Стравинский (17 июня 1882 – 6 апреля 1971) считается одним из самых важных и влиятельных композиторов 20-го века. Хотя он сочинял шедевры почти для всех жанров, он особенно известен своей балетной музыкой, которую он сочинил для балета Дягилева, включая «Жар-птицу», «Петрушку» и «Весну священную», которая, как известно, вызвала бунт на своей премьере в Париже. В течение долгой карьеры Стравинский сочинил удивительно широкий спектр музыки, и его работы охватывали такие разные стили, как романтизм, неоклассицизм и сериализм. И все же Стравинский – один из самых узнаваемых из всех композиторов. Отличительные черты стиля Стравинского – русские народные интонации, ритмическая энергия и оркестровая виртуозность.

Читайте также:  Какие птицы едят майского жука

Обряд весны

«Весна священная», одно из лучших произведений Стравинского, впервые была исполнена Русскими балетами Дягилева в 1913 году и вызвала общественный резонанс. Зрители были настолько возмущены авангардной партитурой Стравинского и хореографией Нижинского, что многим казалось, что это работа сумасшедшего, но сейчас она широко считается одним из самых влиятельных музыкальных произведений 20 века. Леонард Бернстайн описал «Весну священную» как «самое важное музыкальное произведение ХХ века».

Лучшие произведения Стравинского

Жар-птица

«Жар-птица» – это балетно-оркестровое концертное произведение Стравинского, написанное для парижского сезона «Русских балетов» Дягилева 1910 года. Балет важен не только как первый международный успех в карьере Стравинского, но и как начало сотрудничества Дягилева и Стравинского, в результате которого были поставлены знаменитые балеты «Петрушка» и «Весна священная». Пьянящая смесь восточных музыкальных специй в «Жар-птице» выводит пикантную оркестровку Римского-Корсакова и томную мелодическую манеру Бородина на новый уровень восторженного балетного самовыражения.

Лучшие произведения Стравинского

Петрушка

Петрушка рассказывает историю любви и ревности трех кукол и объединяет музыку, танец и дизайн в единое целое. Первоначально произведение предназначалось для концертного зала, пока Дягилев не убедил Стравинского превратить музыку в балет. Для музыки характерен так называемый аккорд «Петрушка» (состоящий из трезвучий до мажор и мажор F♯, играемых вместе), устройство битональности, предвещающее появление главного героя.

Лучшие произведения Стравинского

Агон

В 1950-е годы Стравинский дал своему творческому воображению последний толчок, применив двенадцатитоновую технику Шенберга, известную как сериализм, в поздних шедеврах, включая балет «Агон». Критики назвали его премьеру в исполнении New York City Ballet в декабре 1957 года вехой в истории современного танца, «живым учебником искусства сочетания музыки и движения». Сотрудник Стравинского, хореограф Джордж Баланчин, сказал, что «Агон» – «самая совершенная работа», появившаяся в результате их долгого сотрудничества.

Лучшие произведения Стравинского

Аполлон

Аполлон – один из знаковых балетов ХХ века. Великолепная балетная партитура Стравинского стала популярной благодаря легендарному балету Дягилева «Русские балеты», в котором представлены привлекательные костюмы Коко Шанель и новаторская хореография Джорджа Баланчина. Премьера этого драматического и мощного балета состоялась в Париже в 1928 году, и он стал первым крупным сотрудничеством Баланчина со Стравинским.

Лучшие произведения Стравинского

Les Noces

«Свадьба», посвященная импресарио Сергею Дягилеву, – одно из самых замечательных достижений Стравинского. Хотя изначально она была задумана как балетная партитура о русской крестьянской свадьбе, обычно исполняется оркестровая версия. Модернистская и необычайно оригинальная партитура Стравинского основана на русских народных традициях и включает солистов, хор, четыре фортепиано и ударные.

Лучшие произведения Стравинского

Царь Эдип

«Царь Эдип» был написан к началу неоклассического периода Стравинского и считается одним из лучших его произведений этого периода его карьеры. Эта опера-оратория основана на трагедии Софокла о падении царя Эдипа, который обнаруживает, что он предал свой народ, убив своего отца и женившись на своей матери.

Лучшие произведения Стравинского

Похождения повесы

Самая популярная опера Стравинского, «похождения повесы», основана на либретто, написанном У. Х. Оденом и Честером Каллманом на основе картин и гравюр Уильяма Хогарта. Похождения повесы была вдохновлена операми Моцарта и является частью неоклассических произведений Стравинского.

Лучшие произведения Стравинского

Солдатская сказка

«Солдатская сказка» – это ритмично волнующее театральное произведение, написанное для семи инструментов, трех актеров и танцоров, о солдате, который продает свою скрипку Дьяволу в обмен на книгу, которая сделает его богатым. Стравинский недавно открыл для себя джаз, благодаря нотам, которые его друг Эрнест Ансермет привез из Америки, и настаивал на том, что джаз повлиял на то, как он задумал «Сказку о солдате». Его окончательный выбор инструментального состава в значительной степени перекликается с тем, что сейчас известно как диксиленд-джаз.

Лучшие произведения Стравинского

Симфонии духовых инструментов

«Симфонии духовых инструментов» – концертное произведение, написанное Стравинским в 1920 году для ансамбля деревянных духовых и медных инструментов. Это определяющая работа, посвященная памяти Дебюсси, которую Стравинский описал как «суровый ритуал, который разворачивается в виде коротких литаний между различными группами однородных инструментов». Даже для Стравинского «Симфонии духовых инструментов» поразительно оригинальны, основаны не на «симфоническом» жанре, а на русском православном богослужении заупокойным.

Лучшие произведения Стравинского

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Читайте также:  Джек веттриано синяя птица

Источник

Оцените статью