Имя твое — птица в руке,
Имя твое — льдинка на языке.
Одно-единственное движенье губ.
Имя твое — пять букв.
Мячик, пойманный на лету,
Серебряный бубенец во рту.
Камень, кинутый в тихий пруд,
Всхлипнет так, как тебя зовут.
В легком щелканье ночных копыт
Громкое имя твое гремит.
И назовет его нам в висок
Звонко щелкающий курок.
Имя твое — ах, нельзя! —
Имя твое — поцелуй в глаза,
В нежную стужу недвижных век.
Имя твое — поцелуй в снег.
Ключевой, ледяной, голубой глоток…
С именем твоим — сон глубок.
👀 Стихотворение «Имя твое — птица в руке» Марина Цветаева, вопреки мнению дилетантов от пера, посвятила не мужу, Сергею Эфрону, а своему поэтическому кумиру, Александру Блоку. Он был единственным поэтом, перед которым Цветаева боготворила, ему он посвятила несколько стихов и «Имя твоё» одно из самых ярких.
Чем так привлекал Блок поэтессу – это ария из другой оперы, возможно, её влекло к великому символисту то, чего не хватало в ней самой – загадочности строк и игры с символами. Надо сказать, что в этом стихотворении символизм используется в полной мере, об этом в анализе ниже.
☝ В строках активно используется символизм (простите за повтор). Птица в руке – это умение держать свою свободу под контролем, чего Марине не хватало. Льдинка на языке – это глубина блоковских строк, при чтении которых хочется молчать, а серебряный бубенец – это кисло-сладкое послевкусие после прочтения произведений Блока.
💕 Цветаева находит символы, с которыми сравнится имя поэта, вокруг себя. Это и щёлканье ночных копыт, и звук камня, брошенного в пруд, и даже щелчок курка возле виска.
И назовет его нам в висок
Звонко щелкающий курок.
Хорошо не зная Блока близко, Цветаева пытается приблизиться к поэту хотя бы в стихах:
✨ Есть в стихотворении загадка, которая вызывает вопросы у тех, кто не знает грамматики тех лет. Почему:
☝ Блок – это 4 буквы, откуда пять? Всё просто, в языке того времени на окончании фамилии Блока стояла буква «ять», по простому, твёрдый знак «Блокъ». Вот вам и пять букв.
Заканчивается стихотворение сравнением имени героя с поцелуем в снег, но финальную точку Цветаева ставит тем, что с этим именем сон глубок. Сон же у нас всегда ассоциируется со спокойствием и доверием. Завершая стихотворение, Цветаева удовлетворена своей работой, довольна тем, что ещё раз воздала по заслугам любимому поэту.
💥 Из стихов делаем вывод, что Блок вызывал у Цветаевой бурю эмоций, его творчество и загадка всегда привлекали поэтессу, и во многом она брала пример в творчестве с него. Строила ли Марина из Блока кумира, сейчас сказать нельзя, но то,что она ставила его во главе русской поэзии – это факт.
📝Произведение написано в жанре любовной лирики, но это не про чувства двух тел, а за любовь двух душ.
Стихотворный размер – дактиль с пятистопным ямбом, а композиция состоит из трех строф по шесть строк, связанных единой темой послания (или признания, как удобнее).
☝ Рифмовка парная (смежная) – (руке – языке – губ – букв – лету – рту), где в первом шестистишии все рифмы открытые, во втором закрытые, а в третьей строфе они смешаны.
✨ Как видим, из троп доминируют метафоры, которые помогают Цветаевой слепить образ Блока и подать отношение к нему в оригинальном виде на поэтический стол читателя.
💕 К Блоку поэтесса обращается в стихах ни раз, самый очевидный пример – это стихотворение «Я тебя отвоюю у всех земель…», написанное в 1916 году. Рекомендуем перейти по ссылке и перечитать для полноты созданного образа.
Глубже понять тему поможет романс со словами стихотворения.
Источник