- Прокурор разъясняет — Прокуратура Псковской области
- Прокуратура Псковской области
- Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации.
- Юридическая социальная сеть
- Кому на самом деле принадлежат природные ресурсы России – что говорит закон
- Статья 9 Конституции
- Статья 36 Конституции
- Статья 1.2 закона РФ «О недрах»
- Итог
Прокурор разъясняет — Прокуратура Псковской области
Природные ресурсы — достояние всего общества. К природным ресурсам традиционно относят: землю, недра, леса, воды, воздушное пространство, растительный и животный мир. Особое выделение в Конституции РФ природных ресурсов имеет свои экономические и исторические причины. Что касается причин экономического характера, то, в отличие от большинства иных предметов материального мира, природные ресурсы не созданы трудом человека, а потому возможность нахождения их в собственности конкретных лиц всегда подвергалась сомнению. Одновременно трудно переоценить значение этих ресурсов для экономики. Природные ресурсы являются ограниченными (их количество, конечно), и большинство из них потребляемы, а, следовательно, невозобновляемы. Соответственно, поскольку природные ресурсы являются исчерпаемыми, то при эксплуатации их месторождений должны быть учтены интересы и будущих поколений. Режим эксплуатации не должен наносить непоправимый вред, как самим природным ресурсам, так и территории, на которой они расположены.
Из конституционных норм следует, что народам, проживающим на территории того или иного субъекта Российской Федерации, должны быть гарантированы охрана и использование земли и других природных ресурсов как основы их жизни и деятельности, т.е. как естественного богатства, ценности (достояния) всенародного значения. Однако это не может означать, что право собственности на природные ресурсы принадлежит субъектам Российской Федерации. Конституция РФ не предопределяет обязательной передачи всех природных ресурсов в собственность субъектов Российской Федерации и не предоставляет им полномочий по разграничению собственности на эти ресурсы.
Обеспечение рационального и эффективного использования, а также охраны земли и других природных ресурсов предполагает осуществление всеми субъектами соответствующих мероприятий в данной сфере, а органами государственной власти — контроля за указанной деятельностью.
Конституция РФ отдельно выделяет такой объект права собственности, как земля и иные природные ресурсы. Вопрос о собственности на природные ресурсы достаточно сложен. Ранее они провозглашались исключительной собственностью государства. Ряд этих объектов (например, воздух) вообще не может выступать объектом права собственности в силу своих физических особенностей.
Исходя из действующего законодательства, природные ресурсы находятся в государственной собственности, преимущественно федеральной, либо в собственности Федерации и субъектов Федерации. Единственным исключением является земля. Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ предусматривает государственную, муниципальную и частную собственность на землю. Несмотря на некоторые ограничения в части оборота отдельных категорий земельных участков, по отношению к собственности на землю представлены все формы собственности.
Следует отметить, что такое разграничение собственности на природные ресурсы не противоречит Конституции России, равно как и не будет противоречить ей передача их в частную и иные формы собственности. Представляется, что в данном случае гибкость конституционной нормы является скорее ее недостатком, чем достоинством, поскольку вопросы собственности на природные ресурсы требуют большей определенности законодательных положений.
Прокуратура
Псковской области
Прокуратура Псковской области
Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации.
Природные ресурсы — достояние всего общества. К природным ресурсам традиционно относят: землю, недра, леса, воды, воздушное пространство, растительный и животный мир. Особое выделение в Конституции РФ природных ресурсов имеет свои экономические и исторические причины. Что касается причин экономического характера, то, в отличие от большинства иных предметов материального мира, природные ресурсы не созданы трудом человека, а потому возможность нахождения их в собственности конкретных лиц всегда подвергалась сомнению. Одновременно трудно переоценить значение этих ресурсов для экономики. Природные ресурсы являются ограниченными (их количество, конечно), и большинство из них потребляемы, а, следовательно, невозобновляемы. Соответственно, поскольку природные ресурсы являются исчерпаемыми, то при эксплуатации их месторождений должны быть учтены интересы и будущих поколений. Режим эксплуатации не должен наносить непоправимый вред, как самим природным ресурсам, так и территории, на которой они расположены.
Из конституционных норм следует, что народам, проживающим на территории того или иного субъекта Российской Федерации, должны быть гарантированы охрана и использование земли и других природных ресурсов как основы их жизни и деятельности, т.е. как естественного богатства, ценности (достояния) всенародного значения. Однако это не может означать, что право собственности на природные ресурсы принадлежит субъектам Российской Федерации. Конституция РФ не предопределяет обязательной передачи всех природных ресурсов в собственность субъектов Российской Федерации и не предоставляет им полномочий по разграничению собственности на эти ресурсы.
Обеспечение рационального и эффективного использования, а также охраны земли и других природных ресурсов предполагает осуществление всеми субъектами соответствующих мероприятий в данной сфере, а органами государственной власти — контроля за указанной деятельностью.
Конституция РФ отдельно выделяет такой объект права собственности, как земля и иные природные ресурсы. Вопрос о собственности на природные ресурсы достаточно сложен. Ранее они провозглашались исключительной собственностью государства. Ряд этих объектов (например, воздух) вообще не может выступать объектом права собственности в силу своих физических особенностей.
Исходя из действующего законодательства, природные ресурсы находятся в государственной собственности, преимущественно федеральной, либо в собственности Федерации и субъектов Федерации. Единственным исключением является земля. Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ предусматривает государственную, муниципальную и частную собственность на землю. Несмотря на некоторые ограничения в части оборота отдельных категорий земельных участков, по отношению к собственности на землю представлены все формы собственности.
Следует отметить, что такое разграничение собственности на природные ресурсы не противоречит Конституции России, равно как и не будет противоречить ей передача их в частную и иные формы собственности. Представляется, что в данном случае гибкость конституционной нормы является скорее ее недостатком, чем достоинством, поскольку вопросы собственности на природные ресурсы требуют большей определенности законодательных положений.
Источник
Юридическая социальная сеть
11.3М
11.3М
Кому на самом деле принадлежат природные ресурсы России – что говорит закон
На сегодня эта публикация уже заработала 948,85 рублей за дочитывания В конкурсе от 17.11.2020 эта публикация заработала 1 000,00 рублей Зарабатывать
Одна очень крупная компания, занимающаяся добычей природных ресурсов, называет себя в рекламных роликах «национальным достоянием». И действительно, за счет добычи и продажи нефти, газа, угля, руды и других ресурсов пополняется бюджет, который впоследствии тратится на развитие инфраструктуры, воплощение в жизнь госпрограмм, заработную плату бюджетников и т.д. То есть добывается компаниями, пополняет бюджет государства и тратится в пользу народа.
А на одну лишь нефтегазовую отрасль приходится более 1/3 доходов бюджетной системы. Но какое отношение к ресурсам имеет сам народ, и кому принадлежат «национальные богатства»: всем гражданам, государству или отдельным лицам – собственникам? Ответ на этот вопрос можно найти в Конституции РФ и законе «О недрах».
Статья 9 Конституции
В первую очередь, следует обратить внимание на статью 9 Конституции РФ, в которой говорится, что земля и природные ресурсы могут находиться в государственной, частной, муниципальных и иных формах собственности. То есть каких-то ограничений для частных собственников нет и ресурсами могут владеть все вышеперечисленные.
Статья 36 Конституции
В этой статье указано, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно. То есть и здесь никаких ограничений нет – ресурсы могут находиться в частной собственности, и собственник имеет полное право распоряжаться ими как угодно.
Можно было бы на этом и закончить, но предлагаю заглянуть немного глубже.
Статья 1.2 закона РФ «О недрах»
Статья четко разграничат ресурсы, содержащиеся в недрах и добытые из них. Так, в части 1 указано, что все полезные ископаемые и природные ресурсы, содержащиеся в недрах, являются государственной собственностью. И государство может решать вопросы владения, пользования и распоряжения ими.
При этом во второй части отмечается, что участки недр нельзя покупать, продавать, дарить, наследовать и т.д. Право пользования регулируется исключительно федеральным законодательством.
Однако часть 3 той же статьи допускает возможность нахождения уже добытых природных ресурсов как в федеральной и муниципальной, так и в частной собственности.
Итог
То есть содержащиеся в недрах ресурсы находятся в ведении государства, которое может на свое усмотрение ими распоряжаться и допускать к их добыче компании. А те ресурсы, что уже были добыты такой компанией и едут в бочках/текут по трубам, находятся в ее собственности, и на них распространяются правила, установленные статьей 129 Гражданского кодекса РФ.
При этом указом Президента № 179 от 22 февраля 1992 года установлен перечень ресурсов, свободная реализация которых запрещена (например, уран и драгоценные камни).
Делаем вывод. Добыча природных ресурсов является одной из основных статей дохода в бюджет страны, и допускается она только с разрешения государства. Но осуществлять ее могут частные компании, которые становятся собственниками добытых ими ресурсов.
Народ получает с этого определенную пользу в виде отчислений на развитие инфраструктуры, социальные нужды и другие важные направления, но назвать его хозяином ресурсов не позволяет законодательство.
В начале этого года, когда разрабатывались поправки к Конституции, был поднят вопрос о включении в нее статьи по национализации недр. Он был раскритикован и отвергнут.
А что по этому поводу думаете вы? Делитесь своим мнением в комментариях.
Также мне очень важны ваши оценки – если публикация вам понравилась, прошу поддержать ее, нажав «ДА».
Будьте здоровы, берегите себя и своих близких. Спасибо за внимание.
Источник