Конечная цель дао человек природа
Даосизм считается одной из главных философских религий Востока. В VI – V веке до н.э. на рубеже рабовладельческого и феодального строя древнекитайский мистик Лао-Цзы систематизировал и описал законы и ритуалы новой религии.
Даосизм — способ цельного существования личности, рассматривающий духовное и физическое как одно целое. Человек — неотъемлемая часть природы. Дао — все или ничего, возникает в Пустоте, которая порождает все существующее в мире. Сама Пустота возникает из Единого и Неразделенного, как первый шаг к раздельности. Мыслители объясняют ее как пустоту втулки внутри мирового колеса круговорота. Это пространство между раздельностями — Пустота. Природа вещей, событий, явлений, людей двойственная. Это череда взаимодействующих элементов: инь и янь, добро и зло, любовь и ненависть, кривое и ровное, встреча и расставание, день и ночь, рождение и смерть. Многообразие жизни создается сменой этих процессов. В идеале Дао познается практиками самоуглубления, слияния с Природой. Это смысл человеческого существования, философия абсолютного идеализма. Дао консервативна в своей основе, ведет назад к родовому строю, к упрощению. Но содержит диалектические идеи, которые привлекли богатые и низшие слои общества. До сих пор Дао исследуется, имеет более 20 миллионов последователей в мире. Дао-человек может приблизиться к пониманию Сущего, подчиняясь законам первоначальной природы, прислушиваясь к сердцу, не противореча тому, что происходит в течение жизни. Понять Дао рационально невозможно. Только мистически можно осмыслить ее суть.
Главная идея — все люди равны в правах на жизнь и свободу, скоро возникнет общество всеобщего равенства и социальной справедливости. Философия абсолютного идеализма. Главная добродетель даосизма —воздержание. Нельзя ничего делать чрезмерно (любить, верить, строить). Можно в итоге впасть в уныние, столкнувшись с обратной стороной этих понятий (ненависть, ложь, разрушение). В пословицах выражается так: «Заставь дурака Богу молиться – он и лоб расшибет», «Поспешишь – людей рассмешишь». Не становись на цыпочки, потому что долго не простоишь; не шагай большими шагами, потому что не сможешь долго идти; ничего не доказывай, если прав. Все это «лишние желания» и «бесполезное поведение», которое приведет к растрате сил, депрессии.
Во время выбора решения, как поступить, даосы придерживаются правила «недеяния». Это отрицает активные действия, идущие вразрез с естественным ходом жизни. Предполагаются только спонтанные решения, стремление к упрощению, некой «детскости». Дао спокойно, все вливающееся в него успокаивается и течет, как река. «Вечное» имеет космические истоки, является неслышимым, невидимым, единым, ведет тебя в жизни. Нужно только прислушиваться к себе, поступать спонтанно, по своему желанию, не противоречить, активно вмешиваясь в ход событий, быть «наблюдателем», «созерцателем». Все происходящее в Природе подчиняется «небесной пружине». Жизнь от рождения до смерти протекает от ее толчка. Этот путь есть у каждой вещи, у всех живущих существ. Каждый может сам решить, что для него важнее. Из потерь тоже можно получить приобретения.
Если ты идешь по пути Дао, то соблюдаешь 5 основных правил: не убивать; не пить вино; не врать; говорить то, что чувствуешь сердцем; не воровать; не нарушать супружескую верность. Со временем правила жизни дополнялись: почитать родителей; сострадать всем живым существам; не отказывать в помощи нуждающимся; отпускать на свободу животных и птиц; строить мосты, дома. Жить по Дао — вести себя спокойно, просто, естественно. Постигнув истину и овладев мудростью, они становятся странствующими, свободными, Просветленными. Китайские мудрецы, объясняли людям, что мудрость — это вера; доброта — это принятие; а удовлетворение — это простота.
Культовая ритуальная практика даосов берет начало из народных традиций Востока, включает обряды шаманского типа, праздники, собрания, поклонения умершим родственникам, духам, мантры и заклинания, талисманы и ритуалы, связанные с бытом.
Даосизм обладает развитой психотехникой достижения бессмертия, как высшей цели жизни. Это различные мистические созерцания, диеты, сексуальные практики, алхимия, дыхательные упражнения. В диетах Даосы стремятся, чтобы тело не нуждалось в физической пище. Они не растрачивают свою энергию на деяния злых духов. Постепенно переходя к вегетарианству, отказываясь от хлеба и круп, питаясь отварами трав, стремятся к тому, чтобы насытиться собственной слюной и росой. Добиться состояния нирваны помогают дыхательные упражнения.
В современном мире, особенно в Китае, довольно развиты даосские практики, используются даосские рецепты в диетах, популярны восточные виды боевых искусств. Не всегда эти занятия подкреплены философскими идеями Дао, имеют утилитарное значение в оздоровлении, работе над своей психикой, поведением, сознанием. Эти тренинги имеют обобщенное название Цигун и оказывают большое влияние на укрепление здоровья, концентрацию внимания, регулирование энергетических потоков организма, восстановление гармонии, накопление энергии, продление жизни.
Источник
Тема 6. Даосизм – древнейшее философское учение Китая
2. Объяснение даосами образов-понятий «Дао» и «Дэ».
3. Основные идеи даосизма.
1. Даосизм — древнейшее философское учение Китая, которое пытается объяснить основы построения и существования окружающего мира и найти путь, по которому должны следовать человек, природа и космос.
Основателем даосизма считается Лао Цзы (Старый Учитель), живший в конце VI — начале V вв. до н. э. Главные источники — философские трактаты «Даоцзин» и «Дэцзин», совместно именуемые «Даодэцзин».
2. Основными понятиями даосизма являются «Дао» и «Дэ».
«Дао» имеет два значения: путь, по которому в своем развитии должны идти человек и природа, универсальный мировой закон, обеспечивающий существование мира; субстанция, от которой произошел весь мир, первоначало, которое представляло собой энергетически емкую пустоту.
«Дэ» — благодать, исходящая свыше; энергия, благодаря которой первоначало «Дао» преобразовалось в окружающий мир.
3. Философия даосизма несет в себе ряд основных идей: все в мире взаимосвязано, нет ни одной вещи, ни одного явления, которые не были бы взаимосвязаны с другими вещами и явлениями; материя, из которой состоит мир, едина; существует кругооборот материи в природе («все происходит из земли и уходит в землю»), то есть сегодняшний человек вчера был воплощен в виде иных форм, существующих во вселенной — камня, дерева, частей животных, и после смерти то, из чего состоял человек, станет «строительным материалом» иных форм жизни или явлений природы; мировой порядок, законы природы, ход истории незыблемы и не зависят от воли человека, следовательно, главный принцип жизни человека — покой и недеяние («у-вэй»); особа императора священна, только император имеет духовный контакт с богами и высшими силами; через личность императора на Китай и все человечество сходит «Дэ» — животворящая сила и благодать; чем ближе человек к императору, тем больше «Дэ» перейдет от императора к нему; познать «Дао» и получить «Дэ» можно лишь при полном соблюдении законов даосизма, слиянии с «Дао» — первоначалом, послушании императору и близости к нему; путь к счастью, познанию истины — освобождение от желаний и страстей; необходимо во всем уступать друг другу.
Тема 7. Буддизм и его основные идеи
1. Общее понятие буддизма.
Четыре благородные (арийские) истины, открытые Буддой.
Этапы «Восьмиричного Пути Освобождения» (достижения Нирваны)’
Пять заповедей — ориентиров буддизма.
1. Буддизм — религиозно-философское учение, распространившееся в Индии (после V в. до н. э.), Китае, Юго-Восточной Азии (после III в. н. э.), а также в иных регионах.
Основателем данного учения считается Гаутама Будда (Сидхардха Ша-кьямуни) (563 — 483 гг. до н. э.), родившийся в княжеской семье в Северной Индии. Будда прошел сложный жизненный путь (наследник престола, аскет-отшельник, мудрец), после чего «прозрел» (527 г. до н. э.) и передал свои духовные достижения людям.
Главная идея буддизма — «Средний путь» жизни между двумя крайними: «путем удовольствия» (развлечений, праздности, лени, физического и морального разложения) и «путем аскетизма» (умерщвления плоти, лишений, страданий, физического и морального изнеможения). «Средний путь» — путь знания, мудрости, разумного ограничения, созерцания, просветления, самосовершенствования, конечной целью которого является Нирвана — высшая благодать.
2. Будда вывел четыре благородные (арийские) истины: земная жизнь полна страданий; страдания имеют свои причины — жажду наживы, славы; удовольствия, жизни и т. д.; от страданий можно избавиться; существует путь, освобождающий от страданий, — отказ от земных желаний, просветление, Нирвана.
3. Буддистская философия предлагает каждому человеку план личностного самосовершенствования, целью которого является Нирвана — Великое Освобождение.
Данный план — так называемый Восьмеричный путь — предусматривает соблюдение следующих принципов: правильное видение — понимание основ буддизма и своего пути в жизни; правильная мысль — жизнь человек; зависит от его мыслей, при изменении мыслей (с неправильных на правильные, благородные) меняется жизнь; правильная речь слова человека, его речь воздействуют на его душу, характер; правильное действие — жить в согласии с собой и другими людьми, причинение другим зла; правильный образ жизни — соблюдение буддистских заповедей в каждом поступке; правильное умение — усердие и трудолюбие; правильное внимание — контроль над мыслями, так как мысли порождают дальнейшую жизнь; правильное сосредоточение — регулярные медитации, осуществляющие связи с космосом.
4. К пяти заповедям-ориентирам буддизма относятся следующие: не убий; не укради; будь целомудренным; не лги; не употребляй опьяняющих и одурманивающих веществ.
Источник
II. Философия Древнего Востока
? Какие понятия древнеиндийской философии выражали объективное и субъективное начало сущего?
? Священные истины буддизма:
!+ жизнь есть не что иное, как страдание;
!+ причина страдания – привязанность к жизни;
! все существует по воле творца;
! невозможно преодоление страдания;
? Идеи, лежащие в основе джайнизма:
! отказ от категоричных суждений;
? Понятия, характерные для индийской философской мысли:
? В индуизме установилось триединство главных божеств, два из которых:
? Конфуций полагал, что благодаря своей деятельной природе, человек занимает центральное место в универсуме, потому что:
! способен изменять сущность вещей;
! разделяет враждебные начала – Небо и Землю;
!+ поддерживает равновесие мировых основ;
! создан, чтобы покорять Природу;
? Назовите положения, которые характерны для конфуцианства?
! высшей ценностью считается индивид;
!+ необходимо следовать строгому порядку, нормам, включающим этикет;
!+ государство – большая семья, где государь и «Сын неба», и «отец и мать народа»;
! главное в жизни – получение выгоды;
! лучшая форма правления – конституционная монархия.
? Конечная цель Дао:
? Время появления философской мысли практически одновременно в трех очагах древних цивилизаций: Китае, Индии и Греции. К.Ясперс назвал «осевым временем»: Это:
? Самый ранний источник философской мудрости Древней Индии:
? Отказ от применения насильственных действий (принцип ненасилия) в индуизме:
? Учение о естественной нравственной причинности в индийской духовной мысли:
? Учитель, духовный наставник в индуизме:
? Главной для древнеиндийской философии стала проблема:
? Вера в перевоплощение характерна для мировоззрения:
? Основателем йоги является:
? Четыре священные истины составляют основу:
? Философские течения индуистской мысли подразделяются на:
!+ ортодоксальные и оппозиционные;
! демократические и консервативные;
! социально-психологические и естественно-научные;
! гносеологические и онтологические.
? Специфика древне-китайской философии состоит в том, что:
! получение знаний по астрономии, математике и медицине признавалось в ней
!+ знание оценивалось в ней, прежде всего, как путь к нравственному совершенствованию;
! она была тесно связана с мифологией, носившей зооморфный характер;
! в ней главное место занимают проблемы онтологии;
! все указанные особенности.
? Гносеологической школой индуистской философской мысли является:
Источник