Конфликт интересов правовая природа

Прокурор разъясняет — Прокуратура Республики Калмыкия

Прокуратурой республики в рамках мониторинга средств массовой информации и сети «Интернет» отмечены факты распространения пользователями в мессенджерах, интернет-сообществах и иных пабликах сведений о предполагаемых нарушениях законодательства о противодействии коррупции в части непринятия должностными лицами мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов на государственной (муниципальной) службе.

Одним из основных способов предупреждения коррупции является закрепление обязанности принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов с целью обеспечения надлежащего функционирования служебных правоотношений.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Федеральный закон № 273) под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Под личной заинтересованностью в ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 273 понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями ( ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 273).

Помимо данного определения понятие конфликта интересов также раскрывается в ст. 19 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в отношении государственных гражданских служащих и в ст. 14.1 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» в отношении муниципальных служащих.

Безусловно, указанные формулировки действующего антикоррупционного законодательства представляются довольно громоздкими и сложными для восприятия гражданами, не имеющими юридического образования, поэтому в целях лучшего понимания положений Федерального закона № 273 прокуратура республики разъясняет сущность правового института конфликта интересов.

Конфликт интересов включает в себя три элемента: личную заинтересованность должностного лица; наличие у него служебных полномочий в конкретной ситуации для получения выгоды; причинную связь между ними. А теперь остановимся на этих элементах подробнее.

Личная заинтересованность

Установление наличия у должностного лица личной заинтересованности, то есть возможности получения дохода самим работником или его близкими, — одно из условий для квалификации конфликта интересов. К «близким» лицам относятся в первую очередь близкие родственники или свойственники: родители, дети, братья и сестры служащего, его супруга (супруг) и те же родственники по линии супруги (супруга) служащего, а также супруги детей. Однако перечень таких лиц в Федеральном законе № 273 не очерчен строгими рамками: общий критерий для отнесения к нему граждан — это связанность с работником какими-либо близкими отношениями, что актуально для нашей национальной республики.

Читайте также:  Картины маслом мастер класс природа

Формами получения дохода (выгоды), с извлечением которого связана личная заинтересованность служащего могут выступать такие объекты гражданских прав, как вещи (недвижимое и движимое имущество, в том числе наличные деньги), иное имущество, включая имущественные права (безналичные денежные средства), результаты работ (например, строительства дома) и некоторые другие объекты, перечисленные в ст. 128 Гражданского кодекса РФ.

Личная заинтересованность также может быть связана с получением имущественных выгод, в том числе с освобождением от имущественных обязательств (например, списанием долга, предоставлением кредита с выгодной процентной ставкой за пользование им, передача автомобиля во временное использование). Таким образом, к доходу можно отнести все то, что может улучшить либо сохранить материальное положение служащего. При этом возможны выгоды и иного свойства (карьера, ускорение сроков оказания услуг, желание получить взаимную услугу), которые предполагаются работником к получению не сейчас, а в ближайшем будущем.

Фактическое наличие у должностного лица полномочий для реализации личной заинтересованности

Указанный элемент, выступает по сути центральным признаком, в отсутствие которого нельзя говорить о конфликте интересов. Должностное лицо в данном случае обладает необходимыми для исполнения должностных обязанностей полномочиями, которые, в частности, выражаются в его праве принимать управленческие решения или участвовать в принятии таких решений, в том числе участвовать в подготовке проектов нормативных правовых актов, локальных актов организаций и т.д. В рамках реализации своих полномочий должностное лицо может:

— самостоятельно совершить действия (бездействие) для реализации личной заинтересованности;

— давать поручение или оказать иное влияние на подчиненных или подконтрольных ему лиц, в компетенцию которых входит непосредственное совершение действия (бездействие), которые приводят (могут привести) к получению доходов или выгод должностным лицом и (или) лицами, с которыми связана его личная заинтересованность.

Для понимания этой правовой конструкции приведем несколько типичных ситуаций конфликта интересов:

— конфликт интересов, связанный с реализацией служащим государственных или муниципальных функций, касаемо его родственников. На практике это выглядит как участие, к примеру, служащего в аттестационной комиссии, если проверка проводится в отношении его близкого родственника; либо служащий является участником конкурсной комиссии на замещение должности, если среди кандидатов на должность присутствует член семьи этого служащего.

— конфликт интересов, связанный с нахождением в собственности у государственного гражданского и муниципального служащего или членов его семьи и близких акций, вкладов тех юридических лиц, с которыми государственный гражданский и муниципальный служащий связан по работе, осуществляя в их отношении некоторые функции государственного или муниципального управления;

Читайте также:  Какие серологические исследования могут подтвердить стрептококковую природу ревматизма

— конфликт интересов, связанный с принятием дара или услуг самим государственным гражданским и муниципальным служащим или его близкими родственниками от граждан или юридических лиц, которые зависимы от служащего и исполняемых им рабочих обязанностей.

Причинная связь между получением (возможностью получения) доходов или выгод должностным лицом и (или) лицами, с которыми связана его личная заинтересованность, и реализацией (возможной реализацией) должностным лицом своих полномочий

Иными словами, получение выгоды служащим, (или) лицами, с которыми связана его личная заинтересованность, должно быть закономерным, а не случайным итогом исполнения им своих служебных обязанностей.

При этом обязательно принимать во внимание следующие важные обстоятельства:

1) при конфликте интересов деяния совершаются исключительно умышленно, поэтому необходимым его признаком является осознание виновным всех элементов конфликта, включая наличие конечного получателя выгоды;

2) конфликт интересов всегда непосредственно связан с потенциальной реализацией вполне определенных служебных обязанностей, а также с возникновением правоотношений, характеризующихся различными интересами. При обязательным для квалификации действий (бездействия), совершенных в условиях конфликта интересов работник должен оказаться в условиях непосредственного принятия конкретного решения, а не предполагаемой (гипотетически возможной) ситуации.

Важно отметить, что родственные связи, дружеские отношения еще не являются единственным и достаточным признаком конфликта интересов. Скорее, эту информацию надо расценивать как повод для углубленной проверки.

Само по себе родство должностных лиц, вне какой-либо конкретной ситуации принятия управленческого решения с их стороны, не может рассматриваться как безосновательное неисполнение обязанности по принятию мер для недопущения возникновения конфликта интересов.

Подводя итог настоящему разъяснению следует отметить, что предотвращение любой возможности возникновения конфликта интересов — важная составляющая круга антикоррупционных обязанностей должностного лица (служащего).

В свою очередь проверка сведений о таких нарушениях закона и применение мер ответственности к виновным в их совершении лицам является прямой обязанностью кадровых подразделений соответствующих организаций, государственных органов и органов местного самоуправления, а также предметом надзорной деятельности органов прокуратуры.

Подразделение: аппарат прокуратуры республики

Источник

Правовая природа конфликта интересов

Распространенное понимание существа конфликта интересов сводится к констатации признаков ситуации, когда личные интересы, в том числе личная выгода одного субъекта, влияют на его обязанности, прежде всего профессиональные, и при этом могут нанести ущерб интересам другого субъекта соответствующих правоотношений. Вместе с тем далеко не во всех подсистемах общественных отношений имеется закрепленное на законодательном уровне понятие конфликта интересов, в связи с чем строго доказать наличие конфликта и применить законные меры к лицу, имеющему «противоречащий» интерес, достаточно сложно. Данное предположение иллюстрируется актуальной судебной практикой.

Читайте также:  Заповедник отличие от национального природного парка

Автором статьи поставлена задача подвергнуть исследованию правовую сущность явления и категории конфликта интересов, выявив при этом его многогранность путем обращения к прецедентной практике. В статье проанализированы различные точки зрения ученых-правоведов и юристов-практиков относительно содержания категории конфликта интересов, а также законодательные нормы, в той или иной степени регулирующие указанный вопрос. Рассмотрены релевантные судебные решения.

В результате исследования автор приходит к выводу о двояком понимании явления конфликта интересов, необходимости закрепления его легальной дефиниции, а также нормативного регулирования частных ситуаций его проявления в Федеральном законе от 26.12.1995 № 208‑ФЗ «Об акционерных обществах» и Федеральном законе от 08.02.1998 № 14‑ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», в частности с учетом того, что круг вопросов, подпадающих под ситуацию конфликта интересов, намного шире, чем только совершение сделок с заинтересованностью. Автором предложены рекомендации по разрешению ситуаций конфликта интересов.

Ключевые слова

Об авторе

Осипенко Алина Олеговна, соискатель ученой степени кандидата юридических наук кафедры гражданского права, ведущий специалист Управления корпоративной работы АО «Концерн Росэнергоатом»

Новочеремушкинская ул., д. 69, г. Москва, Россия, 117418

Список литературы

1. Агеев А. Б. Создание современной системы корпоративного управления в акционерных обществах: вопросы теории и практики. — М. : Волтерс Клувер, 2010. — 275 с.

2. Братусь С. Н. О соотношении гражданской правоспособности и субъективных гражданских прав // Советское государство и право. — 1949. — № 8. — С. 30–37.

3. Венедиктов А. В. Государственная социалистическая собственность. — М. : Изд-во Академии наук СССР, 1948. — 839 с.

4. Воробьева М. В. Конфликт интересов на государственной гражданской службе // Административное право и процесс. — 2012. — № 9. — С. 66–69.

5. Габов А. В. Сделки с заинтересованностью в практике акционерных обществ: проблемы правового регулирования. — М. : Статут, 2005. — 410 с.

6. Грибанов В. П. Интерес в гражданском праве // Советское государство и право. — 1967. — № 1. — С. 49–56.

7. Гукасян Р. Е. Проблема интереса в советском гражданском процессуальном праве : дис. … д-ра юрид. наук. — Саратов, 1970. — 190 с.

8. Дедов Д. И. Конфликт интересов. — М. : Волтерс Клувер, 2004. — 272 с.

9. Иоффе О. С. Правоотношение по советскому гражданскому праву. — Л. : Изд-во Ленинградского университета, 1949. — 143 с.

10. Мазо М. А. Конфликт интересов в акционерном обществе: понятие, виды, гражданско-правовые конструкции регулирования // Российский юридический журнал. — 2014. — № 2 (95). — С. 120–130.

11. Степанов Д. И. Интересы юридического лица и его участников // Вестник экономического правосудия Российской Федерации. — 2015. — № 1. — С. 29–83.

Источник

Оцените статью