Конкретные знания о природе

Система первоначальных знаний о природе как основа развития элементов экологического сознания

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное значение, т. к. закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры.

Публикация «Система первоначальных знаний о природе как основа развития элементов экологического сознания» размещена в разделах

Главная цель экологического воспитания – формирование основ экологической культуры, т. е. правильного отношения ребёнка к природе, к себе и людям как части природы, к вещам и материалам природного происхождения.

Экологическое воспитание и образование формирует:

1. знания и представления об окружающем мире (природа и общество);

2. понимание взаимосвязи между этими составляющими мира;

3. выработку правильных форм взаимодействия с окружающей средой;

4. развитие эмоционально-положительного отношения к природе.

Основы экологических знаний начинают закладываться в раннем возрасте, когда ребенок впервые начинает познавать мир природы, начинает выделять себя из окружающей среды, формируются основы нравственно-экологической позиции личности. Они проявляются во взаимодействии ребенка с природой, в создании неразрывности с ней.

Формирование у детей правильного отношения к природным явлениям и его объектам строится на изучении особенностей жизни объектов живой природы, это роста и развития отдельных живых существ и влияние на них неживой природы.

Формирование экологического воспитания строится в направлении расширений знаний. В раскрытии единства живого и неживого. Наряду с растениями и животными в природе рассматривается и человек.

В содержании программы учитывается научность и доступность понятий. На каждом этапе экологические представления углубляются, насыщая содержание темы и переходя в понятия, которые формируются определенные знания. В соответствии с возрастом материал дается по принципу «от простого к сложному».

Результатом экологического воспитания является экологическая культура личности. Составные экологической культуры личности дошкольника — это знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности (в играх, труде, быту).

2. Познавательные возможности детей дошкольного возраста

Детский сад — первое звено системы непрерывного экологического образования.

Ведущую роль в экологическом воспитании детей играет формирование у них познавательного интереса к природе. Интерес, с одной стороны, является стимулом развития бережного отношения к природе, с другой – его результатом. Воспитание бережного отношения к природе идёт от углубления имеющихся интересов к формированию новых знаний, чувств, умений, а от них – к интересу не более высокой ступени.

В процессе пробуждения и развития эмоционального восприятия природы важную роль играет отношение воспитателей и родителей к природе и интересам детей, связанным с ней. Внимание взрослых, поддержка, одобрение содействуют развитию увлечения и успеху деятельности.

Читайте также:  Карта особо охраняемых природных территорий краснодарского края

Признаки интереса к природе :

a) проявление интеллектуальной активности (вопросы воспитателю, участие в обсуждении природоохранных тем на занятиях и прогулках, активное оперирование знаниями);

b) проявления интеллектуальной активности (вопросы воспитателю, участие в обсуждении природоохранных тем на занятиях и прогулках, активное оперирование знаниями).

Средства формирования интереса к природе :

1) прогулки и экскурсии на природу;

2) фенологические наблюдения;

3) использование элементов исследовательской работы;

4) изучение загадочных явлений природы;

5) деятельность по оказанию помощи природе;

6) чтение книг и просмотр видеофильмов о природе;

7) проведение плановых и ситуационных бесед о природе и бережном отношении к ней.

3. Формирование у дошкольников представлений о многообразии живых существ

Проблему формирования у детей дошкольного возраста представлений о многообразии живых существ и их влияния на развитие интеллекта ребенка подробно исследовала С. Н. Николаева.

Исследования по формированию знаний о многообразии животного мира проводились А. М. Федотовой. Они были направлены на:

1. изучение особенностей знаний о животных у детей старшего дошкольного возраста, сформировавшихся как в результате обучения, так и стихийно;

2. изучение характера и объема конкретных и обобщенных знаний о птицах, рыбах, млекопитающих (зверях, насекомых, домашних и диких, хищных и нехищных животных;

3. выявление умения детей группировать животных по указанным признакам, а также по самостоятельным определённым признакам (в заданиях на свободную группировку);

4. выяснение, владеют ли старшие дошкольники умениями, необходимыми для формирования обобщений.

Знания включают в себя конкретные и обобщённые представления.

Игра (дидактическая) является эффективным средством формирования личности дошкольника, в игре реализуются потребность воздействия на мир.

5. Формирование обобщений в дошкольном возрасте

Основная цель формирования обобщенных представлений в дошкольном возрасте: интенсивное развитие соответствующих возрасту особенностей мыслительной деятельности, развитие способности обобщать, использовать приобретенные знания для самостоятельной продуктивной ориентировки в окружающем природном мире.

С раннего возраста: дети знакомятся с отдельными растениями и животными, учатся различать их по окраске, форме и другим внешним признакам, осваивают под руководством взрослых приемы ухода за ними, помогают выращивать молодые растения и животных.

В старшем дошкольном возрасте эти конкретные знания могут быть суммированы, обобщены.

a) Формирование обобщенных представлений осуществляется в процессе специальной беседы, стержнем которой является система вопросов. Их специфика:

Читайте также:  Как мы бережем природу цель

b) формулировки носят общий характер, так как они охватывают не одно, а ряд конкретных явлений;

c) содержание вопросов направлено на выявление тех существенных и характерных признаков, на основе которых строится обобщённое представление;

d) каждому признаку соответствует специальный вопрос.

Важное место в беседе занимает формулировка выводов (заключений)собственно построение обобщений: частных по каждому значимому признаку и затем общего по комплексу признаков, — которое и соответствует обобщенному представлению.

Формирование обобщенных представлений — это словесный метод работы с детьми, в центре которого — алгоритм построения обобщенного знания в процессе учебного диалога: определенная последовательность вопросов, ответов, выводов. Чтобы алгоритм достиг цели (чтобы дети усвоили обобщенное знание и в дальнейшем самостоятельно использовали его, необходимо. Обобщённые представления строятся на 3—4 сходных и значимых для всей группы признаках.

6. Значение системы знаний о природе в формировании основ экологического сознания.

С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин отмечают, что экологическое сознание – это то же самое сознание, но имеющее свою специфику, направленность, связанную со своеобразием отражения мира природы и конструктивно-творческим его преобразованием.

Формирование основ экологического сознания происходит в основном на занятиях по ознакомлению с окружающим миром. Формирование экологического сознания — важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время.

Полнее всего заданию формирования экологического сознания отвечает дидактичная игра. Обучение, активизация познания в значительной мере происходит в игровой форме. Экологизации дидактичной игры способствует принцип парности. Реализация его достигается отбором таких заданий, которые ведут ребенка путем самостоятельных решений, поиска ответов на вопросы, которые подаются в иллюстрациях, картинках, в скрытом виде.

3. Беседа с использование иллюстративно-наглядного материала;

4. Экологические сказки (детям среднего дошкольного возраста интересны сказки о животных, например такие, как «Лиса и колобок», «Подосиновики», «Пожар в лесу»);

5. Чтение художественной литературы экологического содержания ( Сказки: белорусская народная сказка «Пых», русские народные сказки: «Петух да собака», «Как петушок лису перехитрил», «Бычок — черный бочок, белые копытца»; В. Сутеев «Капризная кошка», «Под грибом», «Елка»; В. Бианки «Хитрый Лис и умная Уточка»; братья Гримм «Лиса и гуси». Рассказы: К. Д. Ушинский «Петушок с семьей»; Т. Воронина «Про зайку»; Е. Чарушин «Заяц», «Лиса», «Волк»; Л. Н. Толстой «Рассказы для маленьких детей»);

6. Трудовые поручения в уголке природы и на площадке;

7.1. Совместный экологический досуг с детьми «Вечер загадок» и т. п. ;

Читайте также:  Виды природных ресурсов ресурсообеспеченность охрана природных ресурсов

7.2. Подвижные игры «Лохматый пес», «Воробушки и кот» и т. д. ;

7.3. Сюжетные игры с игрушками животных (домашние и дикие животные);

7.4. Различные дидактические игры («Кто в домике живёт?», «Когда это бывает?», «Одень куклу на прогулку»);

7.5. Игры-эксперименты («Цветные капельки»-игры с водой; «Мыльные пузыри»-игры с мыльной водой; «Снежные фигуры» лепка из снега и др.);

7.6. Театрализация («Зимовье зверей», «Зимние забавы»);

7.7. Игры с природным материалом (песком, снегом, желуди и др).

Воспитание экологического сознания и экологической культуры дошкольников в детском саду и дома

Воспитание экологического сознания и экологической культуры дошкольников в детском саду и дома Воспитание экологического сознания и экологической культуры дошкольников в детском саду и дома В современном мире воспитание экологического.

Сенсорная коробка как основа речевого развития ребенка

Сенсорная коробка как основа речевого развития ребенка Цель : Развитие речи посредством тактильных манипуляций разнообразными предметами. Задачи • Расширять тактильный опыт, активизируя в словаре.

Фотоотчет о родительском собрании «Игра как основа развития речи дошкольника»

Фотоотчет о родительском собрании «Игра как основа развития речи дошкольника» Учитывая то, что семье принадлежит ведущая роль в развитии ребенка, семья является источником, который питает человека с рождения, знакомит.

Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников

Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников Ведущую роль в экологическом воспитании детей дошкольного возраста играет формирование у них познавательного интереса к природе. Во время.

Презентация «Модель центра экологического развития во второй младшей группе» Экологический центр в групповой комнате – это одно из условий наглядного и действенного ознакомления детей дошкольного возраста с природой.

Обобщение опыта работы «Формирование экологического сознания у старших дошкольников посредством ознакомления с природой» Меня зовут Пошивалова Наталья Юрьевна. Я работаю воспитателем в МБДОУ детский сад №12 «Светлячок», городской округ г. Бор. Стаж работы –.

Подготовка к педсовету «Система работы по организации социально-коммуникативного развития дошкольников с ОВЗ». Фотоотчёт

Подготовка к педсовету «Система работы по организации социально-коммуникативного развития дошкольников с ОВЗ». Фотоотчёт .

Сенсорная коробка, как основа речевого развития ребенка

Сенсорная коробка, как основа речевого развития ребенка Актуальность. Сенсорное воспитание в трудах ученых освещалось как одно из важных направлений развития детей дошкольного возраста. Для.

Эссе «Социальная психология как основа профессионального становления и личностного развития психолога в образовании» Необходимость изучения социальной психологии, стала для меня острым и актуальным вопросом. Например, зачем психологу аппарат социальной.

Занятие по формированию экологических знаний о воде «Вода — основа жизни на земле»

Занятие по формированию экологических знаний о воде «Вода — основа жизни на земле» Задачи: — формировать у детей познавательный интерес к природе, к ее главным богатствам, на примерах показать необходимость защиты и охраны.

Источник

Оцените статью