Конкретный носитель природно обусловленных свойств единичный представитель человеческого рода

Банк эссе

Суть данного высказывания заключается в том, что личностью может считаться лишь тот, кто сочетает в себе и природную и социальную среду. Человек создан природой, но только общество делает из него личность.

Человек — биосоциальное существо, высшая ступень развития живых организмов на Земле. Биологические качества человека проявляются в его анатомии, физиологии, а социальные качества проявляются в готовности к общественно полезному труду, сознании и разуме. Существуют 2 подхода к сочетанию в человеке биологического и социального. Преобладание в человеке биологического — это биологизаторский подход, а преобладание социального — социологизаторский. Природа делает человека индивидом. Индивид — это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель природно обусловленных свойств. А общество делает из индивида личность. Личность — это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, которые он реализует в общественной жизни. В личности в равной степени сочетаются биологические и социальные качества, устранив какой-либо компонент человека (биологический или социальный), человек перестанет быть личностью.

Для того, чтобы доказать данное высказывание хочу обратиться к случаю из СМИ. В 1912 году в Индии самка леопарда украла младенца из семьи. Несколько лет ребенок жил с ней, отлученный от общества. Так, спустя 3 года, они нашли бедное дитя. Ему были присущи повадки животного, он передвигался на четвереньках, на коленях были затвердевшие мозоли, пальцы рук располагались под прямым углом. Отделившись от общества, он перестал быть похожим на настоящего человека, процесс социализации у него не начался.

Вторым примером может послужить произведение В.Г. Короленко «Дети подземелья». Главная героиня произведения — Маруся — бедная девочка, проживающая со своей семьей в темном подземелье, до которого никогда не доходило солнце. От недостатка пищи, солнечного света, тепла девочка умирала с каждым днем. Она не была целиком отделана от общества, но, фактически, она была отделена от природы, поэтому ее состояние ухудшалось. Девочка думала только о том, как бы выжить в таких условиях, она не развивалась, следовательно, она не становилась личностью. Маруся была лишь индивидом. В конечном итоге девочка умирает, потому что человек не может быть отделен от природы.

Таким образом, можно сказать, что Н.А. Бердяев был прав, говоря о том, что человек не может стать личностью, отделившись от природы.

Источник

1.1. Природное и общественное в человеке.

БИОСОЦИАЛЬНОЕ СУЩЕСТВО, ОБЛАДАЮЩЕЕ МЫШЛЕНИЕМ И РЕЧЬЮ, СПОСОБНОСТЬЮ СОЗДАВАТЬ ОРУДИЯ ТРУДА И ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ИМИ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА, высшая ступень развития живых организмов на Земле, субъект исторической деятельности и культуры, обладающий сознанием, речью, нравственными качествами и целеполаганем

Читайте также:  Исчерпаемыми невозобновляемыми природными ресурсами являются

то, что является частью природы и вместе с тем неразрывно
связан с обществом. Биологическое (природное) и социальное (общественное) в человеке слиты воедино, и
только в таком единстве он существует.

то, что принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид
Homo sapiens. Биологическая
природа человека проявляется в
его анатомии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной,
нервной и другими системами.
Его биологические свойства жёстко не запрограммированы
возможность приспосабливаться к различным условиям существования

сущность человека, которая неразрывно связана с обществом. общественные отношения, в общение с другими. Социальная
сущность человека проявляется через такие свойства, как
способность и готовность к
общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и
ответственность

Объясняет природу человека, исходя из социально значимых
факторов. Человек — «чистая
доска», на которой общество пишет нужные слова

Человек обладает мышлением и членораздельной
речью, может размышлять о своём прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем,
мечтая и строя свои планы, передать другим информацию об окружающем
мире, обладает способностью выделять в своей
речи главное, способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности

1. Моделирует
своё поведение
и может выбирать различные
социальные
роли. 2.Обладает способностью
предвидеть отдалённые
последствия своих действий, характер и направленность развития
природных процессов. 3.Выражает ценностное отношение к действительности

1. существо уникальное (открытое миру,
неповторимое, духовно незавершённое). 2.существо универсальное (способное
к любому виду деятельности). 3. существо целостное (интегрирует
в себе физическое,
психическое и духовное начала).

преобразует окружающую действительность, создаёт необходимые ему материальные и духовные блага и ценности. Осуществляя практически преобразующую деятельность, человек творит «вторую природу» —
культуру.
Животные приспосабливаются к окружающей среде, которая и определяет их образ жизни. Они не могут
производить коренных изменений в условиях своего существования.

Источник

Урок 1. ЧЕЛОВЕК КАК РЕЗУЛЬТАТ БИОЛОГИЧЕСКОЙ И СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ЭВОЛЮЦИИ. Обществознание, 10 класс, профиль. Конспект урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока. Необходимо работать в комплекте с ученическим материалом.

Просмотр содержимого документа
«Урок 1. ЧЕЛОВЕК КАК РЕЗУЛЬТАТ БИОЛОГИЧЕСКОЙ И СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ЭВОЛЮЦИИ. Обществознание, 10 класс, профиль. Конспект урока»

Человек как результат биологической и социокультурной Эволюции

Цели: обобщить имеющиеся у учащихся знания о человеке как результате биологической и социокультурной революции.

I. Организационный момент.

II. Повторение изученного материала.

Проблема человека — одна из основных в философии. Большое значение для понимания сущности человека, путей его развития имеет выяснение вопроса о его происхождении.

Теория происхождения человека, где рассматривается процесс его возникновения и развития, получила название антропогенез (от гр. anthrpos – человек и genesis – происхождение).

Читайте также:  Компании реализующие природный газ

Существует несколько подходов к решению вопроса о происхождении человека.

Естественнонаучные (материалистические) теории

Ч. Дарвин – английский естествоиспытатель, создатель эволюционной (от лат. evolutio – развёртывание) теории

Ф. Энгельс – немецкий социальный мыслитель, политический деятель

Божественное происхождение человека.

Душа – источник человеческого в человеке

Человек – создание пришельцев из космоса, которые, посетив Землю, оставили на ней человеческие существа

Человек как биологический вид имеет естественное, природное происхождение и генетически связан с высшими млекопитающими

Главная причина появления человека – труд. Под влиянием труда сформировались специфические качества человека: сознание, язык, творческие способности

Человек высшая ступень развития живых организмов на Земле. Биологически человек принадлежит к млекопитающим гоминидам, человекоподобным существам, которые появились около 550 тысяч лет назад.

Человек по своей сути есть существо биосоциальное: он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое (природное) и социальное (общественное) в человеке слиты воедино, и только в таком единстве он существует.

Основные отличия человека от животного

1. Человек обладает мышлением и членораздельной речью.

Только человек может размышлять о своём прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, мечтая и строя свои планы.

Коммуникативные возможности имеют и некоторые виды обезьян, но только человек может передать другим людям объективную информацию об окружающем мире. Люди обладают способностью выделять в своей речи главное. К тому же человек умеет отражать действительность не только с помощью речи, но и с помощью музыки, живописи и других образных форм.

2. Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности.

2.1. Моделирует своё поведение и может выбирать различные социальные роли (роли пассажира, пешехода, покупателя, зрителя и др.).

2.2. Обладает способностью предвидеть отдалённые последствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов.

2.3. Выражает ценностное отношение к действительности.

Животное в своём поведении подчинено инстинкту, его действия изначально запрограммированы. Оно не отделяет себя от природы.

3. Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создаёт необходимые ему материальные и духовные блага и ценности. Осуществляя практически преобразующую деятельность, человек творит «вторую природу» – культуру.

Животные приспосабливаются к окружающей среде, которая и определяет их образ жизни. Они не могут производить коренных изменений в условиях своего существования.

4. Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ.

Высокоорганизованные животные могут применять естественные орудия (палки, камни) для определённых целей. Но ни один вид животных не способен изготавливать орудия труда с помощью ранее сделанных средств.

Читайте также:  Какие явления живой природы можно наблюдать зимой 2 класс окружающий

5. Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности. Удовлетворение духовных потребностей связано с формированием духовного (внутреннего) мира человека.

1. существо уникальное (открытое миру, неповторимое, духовно незавершённое)

2. существо универсальное (способное к любому виду деятельности)

3. существо целостное (интегрирует в себе физическое, психическое и духовное начала)

Понятия «индивид», «индивидуальность», «личность» в научной и популярной литературе употребляются как близкие по значению, но они не являются синонимами.

Соотношение понятий «индивид», «индивидуальность» и «личность»

Индивид (от лат. individuum – неделимый, неразделённый) – это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель природно-обусловленных свойств

Индивидуальность – это неповторимое своеобразие проявлений человека, подчёркивающее непохожесть на других людей

Личность (от лат. persona – особа) – это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни

Пол, биохимические и физиологические особенности, возраст, тип конституции, нейродинамика, биологические потребности, эмоции, задатки

Индивидуальные особенности, характер, социально обусловленная деятельность, самооценка, жизненный опыт, «Я концепция», потребность в самореализации

Направленность (влечение, желание, стремление, идеал, ценности, установка, мировоззрение), социальные потребности, социальный статус, социальная роль, сознательные цели

Человек как отдельная особь среди других людей

Человек как один из многих, но с учётом его личных особенностей: внешний облик, манера поведения, характер и т. д.

Человек с социально значимыми качествами

Потребности – это осознание и переживание человеком нужды в том, что необходимо для поддержания жизни и развития личности (человеку необходимы вода и воздух, пища и тепло, различные предметы материальной и духовной культуры и др.). Они лежат в основе направленности личности.

III. Закрепление умений и навыков

Задание 1. Выбрать правильный ответ:

Человек представляет собой единство трёх составляющих: биологической, психологической и социальной. Социально обусловлены:

1) возрастные физические особенности

3) проявления наследственности и изменчивости

4) мировоззренческие отличия

Задание 2. Выберите верные суждения о соотношении биологического и социального в человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Биологическое у человека не существует в чистом виде, оно социально обусловлено.

2) Все люди рождаются с одинаковыми генетическими задатками, а главную роль в развитии их способностей играет общество.

3) Как биологическое существо человек принадлежит к высшим млекопитающим.

4) В биологической природе человека заложены качества, которые принципиально выделяют его из живого мира.

5) Человек является существом не только социально-деятельностным, но и социально мыслящим и социально чувствующим.

Задание 3. Проанализировать суждения о человеке. Запишите цифры, под которыми они указаны.

Источник

Оцените статью