Природа и источники конкурентного преимущества. Выявление конкурентного преимущества
Конкурентное преимущество (по М.Портеру) — положение фирмы на рынке, позволяющее ей преодолевать силы конкуренции и привлекать покупателей.Основная идея рыночной концепции М. Портера заключалась в том, что конкурентные преимущества компании зависят не только от специфики отрасли, вида и масштаба конкуренции в ней, но и от действий самой компании на рынке.
Свойства конкурентного преимущества:
–сопоставительный характер, так как может быть оценено только путем сравнения характеристик и конкретных условий его применения, которые влияют на экономическую эффективность;
– конечно во времени — то свойство организации, которое недавно считалоськонкурентным преимуществом и обеспечивало конкурентоспособность, сегодня можетстать легко воспроизводимым конкурентами или потерять свои способности;
– не может быть всегда достаточным.
Источники конкурентного преимущества –ресурсы, позволяющие создать и развивать конкурентное преимущество:
· «низкого уровня», которые могут быть легко достигнуты или скопированы конкурентами (использование дешевой рабочей силы, обеспеченность широким спектром сырьевых ресурсов и тому подобное). Эти преимущества базируются на стоимости или доступности факторов производства и не гарантируют стабильное положение на рынке;
· «высокого уровня», которые являются следствием целеустремленной деятельности предприятия, как правило, связанные со значительными расходами и трудно поддаются копированию (современная патентованная технология; специализированы программы воссоздания рабочей силы высокой квалификации; высокая репутация предприятия, основанная на активной маркетинговой деятельности; наличие разветвленной сбытовой сети и сети технического обслуживания);
· «наивысшего уровня», к которым относится постоянная модернизация производства и видов деятельности, которая сопровождается истощением конкурента, если он их и достигает.
Выявление конкурентных преимуществпроводится путем задания вопросов:
· Как вы конкурируете? – определяется путь конкуренции: товарная, производственная и др.;
· Где вы конкурируете? – ищется целевой рынок;
· Кто вы и какой продукт производите? – выявляются ресурсы и сферы деятельности;
Пример анализа конкурентных преимуществ:
1. Составить список параметров оценки;
2. Оценить конкурентное преимущество товара компании;
3. Составить план действий по улучшению конкурентного преимущества компании.
Анализ устойчивости конкурентного преимущества.
Устойчивое конкурентное преимущество (УКП) — это устойчивая во времени ценность, значимость, создаваемая компанией для своих потребителей, в рамках единой рыночной, основанной на особом сочетании ресурсов и способностей стратегии, которую не может быть повторена конкурентами в течение длительного времени.
Устойчивое конкурентное преимущество – это результат рационального сочетания исключительных ресурсов и способностях, представляющих ценность для потребителей, которые крайне ограничены и трудно воспроизводимы. Дело не столько в самих способностях и ресурсах, сколько в уникальности и устойчивости их комбинаций. Фирмы, использующие такие комбинации, концентрируются на коллективном обучении и координации усилий всех сотрудников в деле наращивания специфических коллективных компетенций.
Методы:анализ 5 сил М. Портера, матрица БКГ, Матрица Маккинзи, SWOT-и PESTEL- анализ, и др.
Цель устойчивого конкурентного преимущества – дать обладателю рыночное преимущество среди конкурентов, а зачастую и первенство на рынке. Устойчивое конкурентное преимущество дает возможность бизнесу поддерживать и улучшать свои конкурентные позиции на рынке и выживать в борьбе с конкурентами.
Классификация конкурентных преимуществ. Существует достаточно четкая классификация конкурентных преимуществ компании. Основа этой классификации — теория конкурентных преимуществ М. Портера.
Виды конкурентных преимуществ:
· лидерство по затратам (costleadership) (низкие затраты);
Критерии уникальности конкурентного преимущества:
они предоставляют выгоды для потребителей;
они уникальны, не повторим конкурентами;
Источники конкурентного преимущества:
создание уникального торгового предложения (УТП, uniquesellingproposition — USP);
УКПзависит от способности фирмы мобилизировать политическую и культурную поддержку использованию ценных ресурсов. В экономической теории существуют три концепции, охватывающие основные источники формирования конкурентного преимущества фирмы в современной экономике: институциональная, рыночная и ресурсная.
В рамках институционального подхода источником конкурентного преимущества является интеграция фирмы в окружающую её бизнес-среду, её информационное поле и систему отраслевых и рыночных связей.
Рыночная концепция строится на том, что успешность фирмы в конкурентной борьбе зависит от специфики отрасли, вида и масштаба конкуренции, а так же. от поведения самой фирмы на рынке.
Ресурсный подход базируется на утверждении, что рыночное положение фирмы основывается на уникальном сочетании её материальных и нематериальных ресурсов и управлении ими, поэтому в качестве источника конкурентных преимуществ выступает уникальная комбинация оригинальных и трудно копируемых специфических видов ресурсов.
Идея устойчивого уникального конкурентного преимущества была обнародована в 1984 г., когда Дж. Дэй предложил типы стратегий, которые помогут сделать конкурентные преимущества устойчивыми. Термин SCA (устойчивое конкурентное преимущество) появился в 1985 г., когда М. Портер определил основные типы конкурентных стратегий фирм: низкие издержки и дифференциация, позволяющие достичь устойчивого конкурентного преимущества.
В отличие от конкурентоспособности товара конкурентоспособность организации не может быть достигнута в короткий промежуток времени. Конкурентоспособность организации имеет эффект накопительный и достигается при длительной и безупречной работе на рынке.
Дата добавления: 2018-04-05 ; просмотров: 2587 ; Мы поможем в написании вашей работы!
© 2014-2023 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.019)
Источник