Конспект занятия Зимующие птицы
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
• вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам.
• уточнить и расширить знание детей о зимующих птицах;
• формировать умения и навыки наблюдения за птицами.
Оборудование: Картинки, фотографии зимующих птиц; слайдовая презентация «Зимующие птицы»; запись пения птиц; кормушка; корм для птиц.
Воспитатель: Послушайте стихотворение, которое называется «Письма» А.Тараскина.
На снегу, как на страничке,
Воспитатель: Так кто же написал письмо?
Воспитатель: А чем они писали? На чём?
Дети: На белом снегу своими лапками птицы оставили следы.
Воспитатель: Это и есть письмо, которое можно прочитать. О чём просят птицы?
Дети: Чтобы сделали кормушки.
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? Какой месяц? Какой сегодня день недели?
Воспитатель: Итак, сегодня мы будем знакомиться с зимующими птицами. О зимующих птицах мы будем читать стихи, слушать их голоса, вспомним, чем они питаются, а также я постараюсь рассказать вам об их жизни.
Воспитатель: Вначале мы отправимся с вами на птичью выставку.
Воспитатель: Какая птица умеет ворковать?
Картинка с изображением голубя появляется на слайде .
Воспитатель: Голуби – воркуют, доверчивые птицы. Живут вблизи домов людей. Народное названия птицы — сизак, сизарь. В разговорной речи часто употребляются слова «гуля», «гулька» (отсюда поговорка «с гулькин нос», то есть очень мало).
Воспитатель: Как голубь воркует?
Воспитатель: Как зовут нашего следующего гостя?
Картинка с изображением воробья появляется на слайде.
Воспитатель: Какой звук издаёт воробей?
Воспитатель: Воробей — весёлый, шустрый, маленький. Воробьи строят свои гнёзда рядом с домами людей. Это очень неприхотливые птички.
Маша читает стихотворение .
Воробей скачет по дорожке,
Воспитатель: Следующая наша гостья
Картинка с изображением сороки появляется на слайде.
Воспитатель : Послушайте, как трещит сорока.
Сорока — белобокая, длиннохвостая, непоседа. Она очень любопытная. Увидит что-нибудь блестящее, монетку, стёклышко, и разглядывает круглым глазом. Потом схватит, и утащит в своё гнездо.
Картинка с изображением вороны появляется на слайде.
Воспитатель: Послушайте, как ворона каркает.
Ворона — важная, горластая. Вороны бывают как полностью черного цвета, так и чёрными с серым. Обычно вороны летают стаями. В каждой вороньей стае одна из ворон всегда выполняет роль сторожа, предупреждая остальных об опасности.
Воспитатель: О какой птице так говорят?
Картинка с изображением дятла помещается на выставку-доску.
Воспитатель: Послушайте, как стучит дятел.
Дятел — большую часть времени проводит сидя на стволе дерева и стуча по нему клювом, чтобы извлечь насекомых. Дупло в стволе служит гнездом.
Даня читает стихотворение.
Дятел – врач лесного царства,
Дятел лечит без лекарства.
Воспитатель: Встречайте следующего гостя. Угадайте, кто это?
И вдруг вспорхнули яблоки,
Картинка с изображением снегиря появляется на следующем слайде.
Воспитатель: Послушайте, как снегирь поёт.
Снегирь – самая зимняя птичка. Когда выпадает снег, снегирь повсюду становится очень заметным, благодаря своей красной грудке. Держатся снегири на рябине, клёне, кустах калины, обрывая ягоды и расклёвывая семена.
Мира читает стихотворение.
Воспитатель: Что это за птица?
На слайде появляется картинка с изображением синицы.
Воспитатель: Послушайте, как синичка поёт.
Синица – это небольшая птичка с желтеньким брюшком, а на голове чёрная шапочка. Это очень шустрые и бойкие птички. Синицы не улетают на зиму в тёплые края, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В снежную зиму пищи совсем немного, и птицам приходится нелегко. В поисках еды они прилетают к жилью человека.
Настя читает стихотворение.
Пусть снег вокруг искрится
Воспитатель: Отгадайте, о ком идёт речь?
Картинка с изображением клёста появляется на слайде.
Воспитатель: Познакомимся ещё с одной интересной, красивой птицей.
Воспитатель: Итак, ребята, какие птицы есть на нашей птичьей выставке?
Воспитатель показывает птицу, а дети называют её.
Воспитатель: Как можно назвать этих птиц одним словом?
Дети: Птицы остаются на зиму, не улетают в теплые края.
И все вернёмся назад. (Дети повторяют движения).
Дидактическая игра на внимание «Какой птички не стало?»
(На доске — пять – шесть картинок с изображением зимующих птиц. Дети закрывают глаза, а воспитатель незаметно убирает одну картинку и спрашивает детей, когда они открывают глаза: «Какой птички не стало?»)
Воспитатель: Птицы нам приносят пользу. Зима – очень трудное время года для птиц, особенно, если она морозная и снежная. Ребята, а как мы можем помочь птицам зимой?
Дети: Сделать кормушку и подкармливать птиц.
Горсть одна – и не страшна
А ведь в нашем сердце есть
Воспитатель: Ребята, в детском саду мы с вами ходим на прогулку. На нашем участке мы повесили кормушку и насыпаем в неё корм. Может быть, за зиму мы спасём не одну птицу. А летом птицы помогут нам, они будут поедать насекомых-вредителей и продолжать охранять сады, парки.
Воспитатель: Еда с нашего стола для птиц не годится. Для корма птицам пригодны семена различных растений: подсолнуха, дыни, арбуза. Овёс, пшено клюют только воробьи, для них также годятся хлебные крошки. Синицы, кроме семян, любят сырое несолёное сало или мясо. Вороны – всеядные птицы. Снегири предпочитают ягоды рябины, облепихи, барбариса, семечки арбуза, тыквы. Голуби любят крупу и хлеб. Клёст очень любит еловые и сосновые шишки, крепкий клюв крестом ловко шелушит шишки. Ещё клёст удивителен тем, что в трескучий мороз выводит птенцов.
Воспитатель: Ребята, а вы хотите покормить птиц? Вот у нас есть две кормушки: на одну прилетели снегири, а на другую – воробьи. Чем же их кормить? Кто мне поможет? (дети по желанию выходят и сыплют на кормушку тот корм, который предпочитает птица).
- Ребят, посмотрите на слайд и найдите одинаковых птиц.
- На следующем слайде посчитайте сколько голубей, ворон, воробьев, снегирей, синиц, сорок, сов, свиристелей.
- На следующем слайде посчитайте сколько оранжевых, желтых, синих птиц, сколько гнезд, сколько листочков.
- А на этом слайде скажите мне кто лишний в 1, 2, 3 строчке.
- На этом слайде посчитайте сколько синичек, снегирей и сколько их всех вместе.
Дидактическая подвижная игра «На кормушке».
Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем. На столе лежат картинки птиц, подойдите, пожалуйста, и возьмите ту птицу, которая вам понравилась.
Дети подходят, берут птицу и садятся на своё место.
Воспитатель: Представьте, ребята, что вы — птицы. Я читаю стихотворение, та птица, которая услышит о себе «прилетает» на «кормушку» (дети прикрепляют птицу на магнитную доску — кормушку).
В гости в первый день недели
А в четверг со всех краёв
В пятницу в столовой нашей
В воскресенье, в воскресенье
Воспитатель: Итак, ребята, какие птицы у нас на кормушке.
Воспитатель: А как их назвать одним словом?
Воспитатель : Ребят, вам понравилось занятие?
Воспитатель: Молодцы ребят. Занятие окончено.
Источник
Конспект беседы о зимующих птицах в старшей группе (3 фото)
Цель: учить детей доброте, бережному отношению к природе. Воспитывать бережное отношение к птицам, формировать обобщение представление о зимующих птицах; знакомить с особенностями их жизни, учить различать их по существенному признаку; дать представление, как можно спасти птиц от гибели; дать детям элементарные сведения о том, чем кормят птиц зимой.
Публикация «Конспект беседы о зимующих птицах в старшей группе» размещена в разделах
Классификация птиц :
Зимующие (воробей, ворона, синица, сорока, дятел, снегирь, голубь,галка);
Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им в зимних условиях.
Материал: интерактивная доска: картинки с изображением птиц, рассматривание иллюстраций «Зимующие птицы», иллюстрации к игре «Прилетели птицы…».
Предварительная работа: наблюдения на прогулке за птицам; рассматривание картинок с изображением зимующих птиц. Дидактическая игра: «Птичья столовая» Цель: Учить детей доброте. Приучать их заботиться о птицах, дать детям элементарное знание о то, чем кормят птиц зимой. Испытывать радость от сознания, что делясь крохами, можно спасти птиц от гибели.
Ход занятия
(Дети сидят на стульчиках полукругом перед интерактивной доской)
Воспитатель: Зима-очень трудное время для птиц, особенно если она морозная и снежная. Не найти птицам под снегом корма. Голодная птица сильно страдает от холода. Зимой день короткий, а чтобы выжить, не замерзнуть, пищи нужно съесть гораздо больше, чем летом. В первую очередь надо заботиться о птицах — верных друзьях леса и сада. Не только летом, но и зимой они целыми днями прыгают с ветки на ветку. Ищут щели и трещины в коре, где прячутся насекомые. Если же ветки покрылись ледяной коркой после оттепели или был сильный снегопад их поиски бесполезны. Нужно поддержать птиц. Сегодня, мы с вами будем говорить о птицах.
Посмотрите внимательно на доску и назовите мне названия всех птиц, картинки (фотографии)которых вы видите. Чем они похожи? Как можно сказать одним словом? (На интерактивной доске изображены фото зимующих птиц.)
Доска выключается. Проводится зарядка для глаз (смотрим в окно в даль, говорим, что видим, затем близко у окна).
Воспитатель: читает детям стихотворение:
О чем поют воробушки в последний день зимы?
Дети, об этом поют не только воробьи, но и другие зимующие птицы.
А как вы думаете, почему зимующие птицы (воробьи, вороны, синицы, сороки, голуби, дятлы, галки) круглый год живут у нас?
Воспитатель предлагает провести физкультминутку(«Волшебная сказка») :
Голубое облако в небе покатилось.
В белую и чистую птицу превратилось.
Птица растворилась ровной полосою.
С неба на цветочки выпала росою.
А росу улитки дружно собирали,
В чашечки цветные чая наливали.
И огонь в камине тихо разводили,
Чай из трав душистых ароматный пили.
Если сердце доброе и рука легка
Сможешь ты услышать даже облака!
(сопровождается движениями)
Зимующие птицы не боятся морозов и добывают еду даже в самые холодные зимы.
• Ребята, как вы думаете, чем питаются птички зимой? (Зимой птицы питаются обычно семенами, которые остались на ветвях деревьев, кустов и других растений, могут есть продукты (зерно, семечки, орешки, которыми запаслись еще летом, для того, чтобы перезимовать лютые морозы. Так же птицы питаются из кормушек)
• А чем питается дятел? (зимой дятел питается в основном семенами сосны и ели)
• Что такое «кузница дятла»? (щель, куда дятел вставляет сорванную шишку, шелушит ее, доставая семена, потом выбрасывает)
• Почему его прозвали лесным доктором? (Никакому жуку-вредителю и его личинке от лесного доктора не укрыться.)
• Дети, а почему синички зимой прилетают ближе к дому человека?
Воспитатель: Показывает детям картинку с изображением синички. Посмотрите, какие красивые у нее перья; на голове- чёрные, на грудке-жёлтые, на щеках белые, крылья и хвост покрыты перьями синеватого цвета, поэтому эту птичку называют синичкой. Ребята, а как вы думаете, что ест синичка весной и летом (букашек, вредных насекомых)
Видите, дети, какие полезные синички. Весной и летом они поедают много разных букашек, которых достают из-под коры деревьев своим клювом. Этим синички помогают деревьям, спасают их от вредителей.
А чем мы можем подкормить синицу зимой (семечки, семена, сало, несоленое)
Что она любит больше всего? (несоленое сало)
Синицы кроме семян, очень любят кусочки несолёного сала и мясо.
-Ребята, мы с вами назвали птиц, которые остаются с нами зимовать.
Воспитатель: ребята, а сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Прилетели птицы….»
Я сейчас буду произносить слова, которые будут обозначать названия птиц, но если только ошибусь, и вы услышите что-то другое, то тут же даёте сигнал – хлопок, называя мою ошибку. После вашего ответа на доске появится фото того, что было лишнее в игре.
Игра «Прилетели птицы…»
Прилетели птицы :
Прилетели птицы :
Прилетели птицы :
Прилетели птицы :
Источник