Тема: «Перелетные птицы»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Цель: Закрепление знания признаков весны, представлений о перелетных птицах, обобщающего понятия “перелетные птицы”. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи (практическое употребление предлогов, согласование числительного с сущ., образование сущ. с суффиксами -ат, -ят, изменение сущ. по падежам), слоговой структуры слов, связной речи.
Дидактическое обеспечение: предметные картинки перелетных птиц, разрезные картинки к игре “Собери картинку” (перелетные птицы), карточки для игры “Считай и называй”, сюжетные картинки к игре “Исправь ошибку”, сюжетные картинки к сказке “Грач, Росток и Гусеница”, мяч, зеркало на каждого ребенка.
Способы достижения цели:
Игровое упражнение с мячом «Назови признаки весны»
— Сейчас вы по очереди будете называть признаки весны и передавать мяч соседу. Свое предложение начинайте со слов “Весной”
Попробуйте отгадать загадки о перелетных птицах.
— Кто это? Как вы догадались?
— Это грач. Он кричит “Крак!” и любит червяков.
Воспитатель помещает картинку грача на магнитную доску.
Аналогичная работа проводится с другими загадками.
Кто на елке, на суку счет ведет: “Ку-ку. Ку-ку”? (кукушка).
И в полях поет, поет (жаворонок).
Из травы и глины (ласточка).
Бродит по болотам грязным,
Бестолковых попрыгушек (цапля, журавль).
— Давайте повторим названия птиц. (Повторяют хором и по — одному.)
— Кто это? Как назвать одним словом?
— Почему вы думаете, что это птицы?
— Почему мы этих птиц не видели зимой?
— Они улетали в теплые края.
— Как называют птиц, которые зимой улетают в теплые края, а весной возвращаются снова?
Компьютерная игра «Аналогии»
Игра “Собери картинку”.
Воспитатель раздает детям конверты с разрезными картинками, на которых изображены перелетные птицы.
— Достаньте разрезанные на части картинки и попробуйте собрать их.
Детям, затрудняющимся в выполнении, воспитатель дает зрительную опору в виде целостной картинки.
— Расскажите, чьи изображения вы сложили.
— Правильно. Сравни свое изображение с целой картинкой. И т.д.
— Молодцы. Вы выполнили очень сложное задание. Сложите разрезанные картинки в конверты, а целые положите поближе.
Упражнение “Выпусти птицу”. [Развитие мелкой моторики.]
Воспитатель предлагает детям закрыть картинку ладонью так, чтобы каждый пальчик закрыл нарисованную птицу.
— Представьте, что птица сидит в клетке, а вы хотите выпустить ее. Необходимо поочередно приподнимать пальцы и “выпускать” птицу, произнося слова: “Я из клетки выпущу”.
Игра повторяется с обеими руками поочередно.
Игра с мячом “У кого кто”.
Воспитатель приглашает детей на ковер.
— Давайте поиграем в игру с мячом “У кого кто”. Я буду бросать “звучащий” мячик каждому из вас и называть взрослую птицу. Вы будите ловить мяч, называть птенцов этой птицы и возвращать мяч мне.
Динамическая пауза. Игра “Кто как передвигается?”
Развитие речевого слуха, творческого воображения, подражательности. Совершенствование грамматического строя речи (изменении сущ. по падежам).
Перед игрой воспитатель нацеливает детей на то, что они должны показать, как животное передвигается. Ласточка, медведь, белка, цапля, заяц, змея, грач, петух.
— Вокруг себя повернись и в ласточку превратись.
— Вокруг себя повернись и в детей превратись.
— Каких птиц вы изображали? (Ласточку, цаплю, грача, петуха.)
Игра “Исправь ошибки”.
Воспитатель предлагает детям вернуться на свои места, раздает контейнеры с условно — графическими схемами предложений.
Детям демонстрируется картинка, произносится предложение. Ребенку необходимо исправить неправильную фразу, т.е. заменить предлог.
— Внимательно посмотрите на картинку и исправьте ошибку в предложении, которое я произнесу.
Аналогично проводится работа с другими предложениями.
Скворец вылетел от скворечника. (из) Аист улетает из поля. (с)
Коллективное составление схемы 2-го предложения. Самостоятельное составление схемы 3-го предложения.
Артикуляционная гимнастика.
“Голодные птенчики” Максимально широко открывать рот (язык лежит на дне ротовой полости, кончик упирается в нижние зубы) и произносить слоги: “Ам-ам-ам-ам-ам”.
“Птенчики глотают пищу” Сглатывание слюны.
“Клювы разных птиц” Медленно всасывать щеки в зазор между зубами. Губы плотно сомкнуты и вытянуты вперед.
“Птенчики ждут пищу” Сделать из языка “чашечку” и удерживать ее под счет до “шести”.
“Очень вкусная пища!” Присасывать “широкий” язык к небу, затем произносить звук а.
“Дятел” Поднять язык за верхние зубы и постучать произнося: “Тдд-тдд-тдд-тдд”.
“Аист” Вытянуть “острый” язык как можно дальше изо рта и удержать под счет до “шести-восьми”.
Воспитатель раздает детям индивидуальные зеркала. После каждого упражнения обязательно дает детям время для расслабления, напоминает, что нужно проглотить слюну. Каждое упражнение выполняется по 3-4 раза.
Упражнение “Считай и называй”.
— Я внимательно следила за птицами и сфотографировала их. Помогите мне посчитать сфотографированных птиц.
Каждый ребенок получает свою фотографию и подсчитывает количество птиц. Далее заслушиваются ответы каждого.
— Сколько грачей на твоей фотографии?
— На моей фотографии пять грачей, и.т.д.
— Молодцы. Вы очень хорошо справились с подсчетом птиц.
Пересказ сказки по серии сюжетных картин. [Развитие речевого слуха, мышления, через формирование причинно-следственных связей.]
Воспитатель размещает на магнитной доске сюжетные картинки к сказке.
— Внимательно послушайте сказку.
Наступила весна. Посадила Таня в землю семечко подсолнуха. Из земли появился росток. А червяки и гусеницы тут как тут. Подползла гусеница к ростку и говорит: “Ты росток зеленый, молодой и сладкий. Я тебя съем”.
Попросил Росток: “Пожалей меня, гусеница. Дай мне вырасти!”
Засмеялась гусеница в ответ и подползла к Ростку совсем близко. А тут летит мимо Грач. Закричал Росток: “Грач, помоги! Гусеница меня съесть хочет”.
Услышал Грач голосок Ростка, схватил Гусеницу и был таков. Поблагодарил его Росток. А летом превратился в красавца Подсолнух и угостил грача своими семечками.
— Какое время года наступило?
— Кого Росток попросил о помощи?
— В кого превратился Росток летом?
Воспитатель дает образец пересказа сказки по серии сюжетных картин. Далее воспитатель предлагает детям пересказать сказку, если необходимо, оказывает помощь (одна картинка – один ребенок; один ребенок — все картинки).
— Какую пользу приносят перелетные птицы?
Воспитатель убирает все картинки и предлагает детям вспомнить, чем они сегодня занимались на занятии, в какие игры играли, что им понравилось делать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
| 30.5 КБ |
Источник
Беседа «Перелетные птицы»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Задачи: Уточнить и расширить представления у детей о перелетных птицах, особенности внешнего вида, образующей среды обитания.
Активизировать словарный запас, упражнять в подборе определений. Формировать умение выразительно выполнять упражнения в играх и имитациях. Развивать связанную речь, память, мышление зрительное внимание, общую моторику, координацию речи с движениями. Учить изображать птицу, опираясь на обобщенные знания о птицах
Воспитывать бережное отношение к природе, птицам.
Оборудование: мяч, разрезные картинки птиц, аудиозапись голосов птиц, картинки птиц.
Лицом повернулись, улыбнулись.
Руку правую подали, руку левую пожали,
-Дети, внимательно посмотрите, кто к нам заглянул в гости?
-А почему этих птиц называют перелетными?
— Правильно. Перелетными называют птиц, которые прилетают к нам весной, а осенью улетают.
-Сегодня мы с вами будим разговаривать о перелетных птицах. А о каких, вы узнаете, если отгадаете загадки.
1. Кто без ног и без свирели
2. Эта птица никогда не вьет гнезда. ( кукушка)
3. Под крышей я леплю гнездо.
4. Всех перелетных птиц черней,
Взад – вперед по пашне скачет,
Да трещит весь день…. (скворец)
— Правильно вы отгадали загадки
— Почему птицы улетают в теплые края? (потому что здесь наступают холода, а зимой нет насекомых).
-Скажите, ребята. А как же люди отличают птиц друг от друга? Ведь у всех птиц одинаковое строение – голова, туловище, крылья, клюв, лапки. Все птицы покрыты перьями.
-Люди различают птиц по их размеру, по цвету и даже по их пению.
( раздаются разрезные картинки с изображением птиц).
-Ребята такое задание, вам нужно собрать картинку с изображением птицы.
Игровое упражнение : «Отгадай»
(воспитатель называет птиц перелетных, зимующих, а дети — приседают когда услышат зимующую птицу, перелетную птицу делают взмахи руками).
Ворона, соловей, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля.
Игровое упражнение с мячом: « Скажи одним словом» (детям бросается мяч, а возвращается с ответом)
— у аиста длинные ноги, он какой? (длинноногий)
— у журавля длинная шея, он какой.
-у аиста длинный клюв, он какой.
— у ласточки длинный хвост, она какая .
— ласточка любит тепло, она какая.
— у соловья звонкий голос, он какой.
Соловей маленький, а журавль ….(большой)
Сова днем спит, а охотится ..(ночью)
У синицы хвост короткий, а у ласточки…( длинный)
У дятла клюв длинный, а у синички …(короткий)
Утки серые, а лебедь …(белая)
У ласточки брюшко белое, а у кукушки…(серое)
10 птичек стайка (дети загибают пальчики)
Эта птичка –совушка, сонная головушка.
Эта птичка скворушка, серенькое перышко.
Птички, птички по домам. ( руки прячут за спину)
-Ребята, скажите, а зачем нам нужны птицы? Зачем мы должны заботиться, беречь птиц?
Птицы – санитары леса. Они поедают вредных жучков, червячков, гусениц, которые вредят деревьям. За то, что они прекрасно поют, можно ими любоваться, поедают комаров, которые причиняют неудобства людям и животным.
-О чем мы сегодня беседовали?
-Какую пользу птицы приносят?
Вторая часть занятия: Рисование « Птицы»
Вправо – влево, влево – вправо,
-Вспомните, чем похожи птицы?
— Чем отличаются друг от друга?
(цветом оперения, формой хвоста, размером крыльев)
-Подумайте, как будет расположена птица, на листке? Как она будет выглядеть. Можете нарисовать птицу летящую, плывущую, клюющую, сидящую на ветке.
Дети выполняют работу, в это время звучит музыка, (пение птиц)
В конце занятия, дети рассказывают, кто какую птицу нарисовал и почему.
Третья часть занятия: Инсценировка «Пойманная птичка»
— «О, не бойтесь: в теплый край
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»
Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект.
Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью»
Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью» Цель: закрепить .
Фотоотчет экологической акции «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!» (Подкормка птиц на участке)
Все кормушки, изготовленные во время акции, были развешаны на участке и была организована регулярная подкормка птиц. Дети заботливо относятся к птицам и ежедневно дежурят в «Птичьей столовой".
Экологический проект «Птицы, мои птицы! Изготовим дом для птиц!» в средней группе
Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним.
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Тема: «Весна. Перелетные птицы». Интеграция областей: познание, коммуникация, социализация. Программные задачи: 1. Активизировать слова
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»Тема: «Весна. Перелетные птицы».Интеграция обл.
НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \
НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н.
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию (рисование) по теме «Птицы синие и красные» (по стихотворению японского поэта Китахара Хакусю «Птица, птица красная») в старшей группе детского сада
Цели: развитие образного восприятия, эстетического чувства – чувства цвета, формирование умения оценивать свои работы, замечать выразительное решение изображения.
Источник