Конспект урока по живописи «Постановка с чучелом птицы»
Конспект урока «Постановка с чучелом птицы» преподавателя МОУ ДОД «Детская художественная школа» г. Городец Железновой Елены Сергеевны .
Предмет : живопись 3 класс ДХШ
Цель урока : выполнение начала цветового решения постановки натюрморта с чучелом птицы.
1. научить передавать в цвете окраску и форму птицы сойки, выявив её анатомическое строение в целом, фактуру оперения;
2. развивать способность видеть градации светотеневого тона в живописи;
развивать умение смешивать и искать различные оттенки,
развивать наблюдательность и понятие о взаимодействии цветов;
3. воспитывать эстетическое отношение к окружающим предметам.
· бумага (А3) с линейным рисунком постановки,
· образцы работ учащихся ДХШ,
Оборудование для учащихся :
· бумага (А3) с линейным рисунком постановки,
2. Постановка художественной задачи.
3. Педагогический показ, объяснение материала.
4. Практическое выполнение учащимися работы.
План-конспект урока «Постановка с чучелом птицы».
1.Приветствие, организация рабочего места учащихся.
Приветствие, проверка готовности к уроку: ученики сидят за мольбертами, на мольбертах кнопками закреплена работа в карандаше, выполненная на предыдущем уроке. На табуретках около каждого ученика приготовлены акварельные краски, кисти, палитра, вода для рисования.
На стенде расположены работы учащихся с чучелом птиц.
2. Постановка художественной задачи.
— На этом занятии мы начнём выполнять постановку с чучелом птицы сойки в цвете.
Нам надо прописать весь натюрморт, установив главные цветовые отношения. Ввиду того что нам предстоит ещё работать над постановкой цвет берите не слишком густо.
В ходе работы следует всё время следить за характером светотеневых изменений тёплых и холодных цветов, стараться уловить разницу между ними.
— Чего достигает художник с помощью светотени? От чего зависит светотень?
(От формы и источника света)
— Какие градации светотени вы знаете?
(Свет, блик, полутень, тень, рефлекс, падающая тень)
— Какие бывают тени? (Собственные, падающие)
— От чего зависит форма падающей тени? (От формы предмета)
— Чем достигается мягкость перехода от тени к свету в законченном рисунке?
(Градацией теней, разной их силой, оттенками цвета)
4. Педагогический показ, объяснение материала.
Учитель прикалывает кнопками линейный рисунок постановки, подготовленный заранее. Дети подходят к учителю и встают полукругом к его мольберту, чтобы лучше было видно.
Учитель показывает как нужно работать, объясняя и проговаривая вслух материал.
— В процессе работы надо идти от общего к деталям.
Сначала проложить на рисунке общие светотеневые и цветовые отношения, а потом уже выписывать детали.
В живописи нет точных правил с чего начинать с самого яркого предмета или с фона, иногда яркий цвет приберегают к концу, сначала создав ему окружение из более спокойных цветов.
Начнём работу с самого яркого пятна переднего плана- с вазы. Внимательно проанализируйте куда падает свет, где находится блик, где область собственной тени, рефлекс сродни цвету горизонтальной плоскости плюс цвет предмета в тени , но темнее полутона. Падающая тень под предметом темнее, у переднего края четче, по мере удаления её контраст ослабевает- изменяет тон. Мазки накладывайте по форме предмета, как бы ощупывая кистью его в пространстве.
После прокладки самого яркого предмета первого плана пишем окружение этого предмета таким, каким оно кажется. Такой способ ведения работы от центрального , самого яркого пятна можно назвать работой «от куска».
Чтобы передать пространство, надо по мере удаления предметов в глубину снижать яркость цвета и тоновой контраст относительно первого плана, тем более, что драпировки на заднем плане нашей постановке сами по себе намного светлее по тону нижней драпировки.
Чтобы правдиво изобразить на плоскости объёмную форму предмета, его материальность, расположение в пространстве, необходимо передать светотеневые градации на предмете, обязательно взяв их в правильных отношениях по сравнению с цветовым окружением.
Нельзя писать птицу, яблоко, вазу отдельно, как бы изолированно. Надо писать натюрморт одновременно, сравнивая предметы и фон по светлоте, цвету и насыщенности цвета. При этом надо смотреть на всю натуру в целом.
Чтобы добиться цельности впечатления, следует ограничить себя в стремлении воспроизвести в работе все краски, которые мы видим в натуре. Для этого надо научиться обобщать некоторые нюансы цвета и уметь подчинять одни цвета другим. В нашей постановке розовато-фиолетовые оттенки встречаются на всех предметах: драпировках, птице, яблоке, вазе, ягодах, где-то больше, где-то меньше.
Любой предмет в натюрморте имеет цветовую характеристику и обладает определённой светлотой, т.е. тоном.
Цвет может быть более или менее ярким, интенсивным.
Итак, при выполнении работы в цвете мы должны стремиться передать:
· Объём предметов натюрморта . Это значит, что в тени и на свету одни и те же краски под влиянием освещения и сопутствующего окружения кажутся разными, поэтому нужно сразу подбирать соответствующий цвет.
Нельзя в тени и на свету писать одной и той же краской.
(Это сообщение преподаватель иллюстрирует практическим показом.)
· Фактуру предметов (их материальность)
В нашей постановке есть гладкая и блестящая вишня, ваза и есть птица с перьями, лежащая веточка и каждый из этих предметов имеет сою фактуру.
· Плановость натюрморта (передний, средний и задний планы)
Всё это можно достигнуть, применяя различные методы или техники письма акварельными красками.
— Ребята, перечислите их, пожалуйста. (ответы)
1 метод – «по сырому» ( ala prima )
Техника вливания одного цвета в другой. Нужно сразу определять самые светлые и самые тёмные места, наиболее и наименее насыщенные по цвету.
2 метод – «по-сухому» или мозаичный, техника лессировки.
Можно постепенно перекрывать первый цветовой слой другим, усиливая цветовой тон.
Помните, что акварельная живопись требует осторожности, в одном месте должно быть не более трёх мазков, иначе бумага не будет просвечивать (в чём и заключается красота самой акварели).
В результате многократного наложения цветовых пятен получится грязь.
Не нужно стараться писать очень уж аккуратно, пусть краска где-то течёт, растекается и работа тогда будет « сочной». Будьте аккуратны, но не «засушивайте» работу.
В мазке должно присутствовать три цвета – локальный цвет (цвет предмета), цвет гаммы (в какой гамме наша постановка) и цвет света (он может быть как холодный так и тёплый)
Законы светопередачи всегда остаются те же самые, и никогда не меняются.
Блик – показывает материал, из которого сделан предмет.
Рефлекс — есть отраженный свет от рядом лежащей формы или плоскости.
Группа света – свет, блик, полутон света.
Группа тени — полутон тени, тень, рефлекс.
Связывает эти две группы нулевой полутон. В нулевом полутоне – локальный цвет, абсолютная величина, и зависит она от общего светотеневого тона.
3 метод – комбинированный.
Этим методом можно написать драпировки и птицу сойку
Главные цветовые отношения сделать в технике «по сырому», первые пятна цвета, которые послужат основой для создания текстуры оперения.
А затем, поверх моделируйте оперение короткими и длинными мазками «по- сухому» более тёмным цветом.
— Не забывайте, ребята, что мазки накладываются по форме предметов. Например, нижняя часть вазы и яблоко напоминают нам форму шара, поэтому мазки накладываем по окружности (по форме овала).
Горлышко вазы по форме цилиндрическая – мазки – по вертикали лили горизонтали.
— Ребята, перед началом практической работы, давайте с вами уточним задачу нашего задания – это выполнение начала цветового решения натюрморта, то есть первоначальная раскладка предметов по светотеневому и цветовому контрастам.
Дети рассаживаются на свои места и начинают работу.
Преподаватель индивидуально подходит к ученикам поправляет, направляет, советует.
— В каком жанре живописи мы сегодня с вами работали? (жанр натюрморт)
— Для кого из вас эта работа оказалась сложной? (ответы детей)
Учитель выделяет удачные работы.
Источник
План-конспект урока:»Натюрморт с геометрическим предметом и чучелом птицы».
ОБОРУДОВАНИЕ: ластик, карандаш, лист бумаги, мольберт ЛИТЕРАТУРА: Г. Виноградова. Уроки рисования с натуры. М.: Просвещение, 1980 г.
Б) сообщение темы и целей урока.
А) рисование с натуры геометрических тел:
- Слово «натюрморт» означает в переводе с французского «мертвая натура» (неживая натура). Посмотрите, можно поставить предметы на разной глубине и в различных пространственных положениях по отношению друг к другу. Обратите внимание на конструкцию формы предмета, на основные пропорции предмета и изменение этих пропорций в зависимости от перспективных сокращений, с разных точек зрения пропорции предмета воспринимаются по-разному.
- Для выявления особенностей тела утки следует обратить внимание на туловище: оно продолговатой формы и несколько поднято спереди. Это легко проследить по наклону спины или как бы представив себе ось, проходящую через середину туловища. Туловище утки держится на коротких ногах, что придает ее телу черты неуклюжести, неповоротливости. Шея утки наклонена назад, ее воображаемая ось почти перпендикулярна оси туловища, голова небольшая, с длинным клювом.
В) порядок выполнения работы:
- Рисунок начинаем с размещения натюрморта на листе бумаги: отмечаем основные пропорции натюрморта в целом, величину конуса и чучела, учитывая их пространственное расположение. Определив границы изображения чучела ( с учетом основных пропорций модели), наносим линии осей шеи и спины птицы, характеризующие ее движение. Далее определяем в рисунке соотношение частей тела утки: туловища, головы, шеи ( шаровидная форма груди утки, веретенообразное сужение туловища к хвосту (соединение шара и конуса), цилиндрический характер формы шеи и тела. Затем прорисовываем детали. Намечаем светотень там, где она особенно нужна для выявления объема, поэтому не следует проводить резкой границы между линейной и светотеневой стадиями работы. На геометрическом предмете самое светлое пятно будет находиться на той части, которая ближе всего расположена к источнику света, все другие части не будут так сильно освещены. Сначала нужно широко проложить основные тени, нанести самое темное место, а затем переходить постепенно к более светлым.
Ход урока «Натюрморт с геометрическим предметом и чучелом птицы»
Источник
Конспект открытого занятия на тему «Тональный рисунок натюрморта с чучелом птицы»
Предварительная работа: просмотр работ предыдущего урока и выполнение линейного рисунка в карандаше.
- Организационная часть — 5-10 мин.
- Объяснение нового материала — 10-15 мин.
- Практическая работа— 15-20 мин.
- Перерыв — 5-10 мин.
- Практическая работа— 25-30 мин.
- Подведение итогов (просмотр)— 10-15 мин.
- Рефлексия, объяснение домашнего задания — 1-2 мин.
Деятельность педагога
Деятельность обучающегося
Приветствие. Проверка готовности.
Организация рабочего места.
2. Объяснение нового материала
Сегодня мы продолжаем работу над натюрмортом с чучелом утки. На предыдущем занятии вы сделали учебный объемно-пространственный рисунок натюрморта, в котором решали три основных задачи. —
Другими словами вы смотрели на натюрморт и пытались создать на листе бумаги с помощью простого карандаша иллюзию трехмерного пространства. На этом уроке задача немного иная — тот же натюрморт, то же освещение, тот же объем, но вы, глядя на трехмерные предметы, будете выявлять их плоскостные, двухмерные характеристики.
— Какие материалы вы принесли для ypока? Черно-белое графическое решение натюрморта позволяет увидеть натуру плоскостно и дает возможность более образного осмысления постановки.
Композиция строится на контрасте черных и белых элементов.
— Какие графические элементы вы знаете?
Этот урок не является просто уроком рисования с натуры (в определенный момент я закрою натюрморт драпировкой), это урок рисования по представлению и, даже немного, по воображению. Что требует более творческого подхода к осмыслению данной задачи. В этой работе вы не копируете натуру, а создаете художественный выразительный образ.
— С чего мы всегда начинаем работу? Учащийся должен решить следующие задачи:
— объем, освещение, плановость (пространство)
Источник