Конспект неживая природа весной 2 класс

Конспект урока по окружающему миру 2 класс Перспектива «Весна в неживой природе»
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Цели деятельности учителя: Формирование знания признаков весны в неживой природе в сравнении с зимними признаками; установление причины наступления весенних изменений в неживой природе.

-научатся устанавливать взаимосвязи между объектами неживой природы;

— узнают о весенних изменениях в неживой природе;

-разовьют представление о природном явлении: половодье.

-продолжат формирование бережного отношения к природе.

Тип урока: изучение нового знания

Оборудование: учебник по окружающему миру УМК «Перспектива» (2 класс, 2 часть) Плешаков А.А., Новицкая М.Ю., рабочая тетрадь, презентация.

Ребята, проверьте готовность к уроку, настройтесь на активную работу. Сегодня солнышко радует нас теплом, надеюсь, что также тепло будет и в нашем классе. Желаю каждому успеха.

Коммуникативные (умения устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации)

Сегодняшний урок я хочу начать со стихотворения. Послушайте его:

Что это сделалось с городом нашим?

Право, совсем не узнаешь его!

Сдернута с неба завеса туманов.

По небу блеск, на земле торжество!

Точно какой победитель вступает

В город – и все пробудилось от сна…

Да, победитель! И вот уже птицы

Словно уж грянули: «Здравствуй, весна!» (А. Майков.)

— Какое настроение хотела я создать на нашем уроке?

— Почему для нашего урока я подобрала эти стихи?

— Чему был посвящен предыдущий урок?

— Какие весенние месяцы вы знаете?

— Назовите первый месяц весны, третий, второй.

— Назовите четвертый месяц года, пятый, третий.

— Какие старинные названия весенних месяцев знаете?

— Почему люди так называли месяцы?

Отвечать на вопросы учителя.

Коммуникативные(умения устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации)

Познавательные(осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, устанавливать причинно-следственные связи)

III. Постановка учебной задачи

-Посмотрите на экран (на экране картинки солнца, облаков, капли воды, озеро, почва, дерево). Что объединяет эти картинки?

-Какая картинка лишняя? Почему? (дерево, т.к. является объектом живой природы)

— Что отличает живую природу от неживой?

-Кто догадался, какую природу будем изучать сегодня?

-На какие вопросы будем отвечать сегодня? (Какие явления в неживой природе можно наблюдать весной? Почему происходят эти явления?).

А еще должны научиться видеть эти явления в природе.

Отвечать на вопросы учителя.

Определять тему и задачи урока.

Коммуникативные(умения устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации)

Познавательные(осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, устанавливать причинно-следственные связи)

IV. Изучение нового материала

Давайте выясним, какие весенние явления нам известны, а какие надо исследовать.

Группам раздаются карточки с явлениями природы.

-Выберите весенние явления природы. Остальные явления уберите в конверт.

Карточки для работы: Солнце светит ярче, увеличение светового дня, таяние снега, иней, дожди, почва оттаивает, ледостав, позёмка, вьюга, гололедица, уменьшение светового дня, ледоход, половодье, потепление.

После обсуждения в группах:

Давайте обменяемся мнениями: каждая группа называет явление, названное явление не повторяем.

Читайте также:  Данься охраняемые природные территории китая

Итак, вот что у нас получилось (слайд: Солнце светит ярче, увеличение светового дня, таяние снега, дожди, почва оттаивает, ледоход, половодье, потепление.)

Давайте проясним значения некоторых явлений. Как вы понимаете, что такое ледоход? Что такое потепление? (Ледоход – проговорить об опасностях; потепление – ночью вода в лужах не замерзает).

— Какое слово вызывает затруднение?( слайд: ПОЛОВОДЬЕ)

— Ваши предположения, что это?

— Как можем проверить? (посмотреть в учебнике, справочнике, словаре, книге)

Сейчас мы объединимся в группы, чтобы найти ответ на этот вопрос. Но сначала вспомним правила работы в группе(слайд).

Вспомните правила работы в группе:

  • Каждый работает на общий результат.
  • Один говорит, остальные слушают.
  • Несогласие высказываем вежливо.

Итак, первая группа работает с научным текстом из учебника на стр.63, вторая с художественным текстом из учебника на этой же странице, а то есть по иллюстрации данной в учебнике — вы определяете, что такое половодье, третья – с толковым словарем.(выдаю толковый словарь)

— Выберите участника группы, который будет отвечать.

Участники групп представляют добытую информацию.

Вот мы и выяснили, что такое половодье.

Отвечать на вопросы учителя.

Вспоминать правила работы в группах.

Источник

Урок окружающего мира по теме: «Весна в неживой природе», 2 класс УМК «Перспектива»
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Оборудование: учебник 2 класса «Окружающий мир» Плешаков А.А., 2 часть, тетрадь на печатной основе 2 часть, карточки с заданиями, картина весны, презентация, компьютер, проектор, экран, магниты.

Цель: создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс

— Здравствуйте, я рада вас видеть.

Ребята, в конце урока мы с вами нарисуем необычную картину. А какую, поймете позднее. Картину мы составим по фрагментам, которые получим за работу в группах.

Проявлять положительную мотивацию и интерес к учению.

Цель: актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания: внимание, мышление, организовать фиксацию затруднений в выполнении учащимися задания

Послушайте внимательно стихотворение и скажите, о каком времени года в нем говорится?

Снова птицы летят издалёка,

К берегам, расторгающим лёд,

Солнце тёплое всходит высоко

-Правильно и это название нашей большой темы.

-Ребята, как вы думаете, что обозначают эти слова? Что значит зимобор, цветень, травень?

-Давайте соотнесем месяц с его народным названием.

Народные названия месяцев отмечают зато, как просыпается природа от зимнего сна.

-Что мы должны будем узнать в этом разделе?

Молодцы! Какая тема должна изучаться первой? Почему?

Ребята, чему мы сейчас учились?

Названия весенних месяцев.

Март — зимобор, апрель — цветень, май — травень.

Явления в неживой природе, в живой природе, весенний труд, охрану здоровья.

Явления в неживой природе. Потому что изменения в неживой природе влияют на явления в живой природе.

Мы учились планировать свою деятельность.

Анализ объектов с целью выделения признаков.

Выбор основания для сравнения.

Участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения.

Читайте также:  Государственные природные заповедники могут быть федерального

В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Умение ориентироваться в своей системе знаний, отвечая на вопросы.

III. Проблемное объяснение нового знания

Цель: сформулировать и согласовать цели урока, организовать использование предметных действий с моделями, организовать фиксацию нового способа действия, организовать фиксацию преодоления затруднения

1. Сегодня на уроке мы будем вести разговор о явлениях в неживой природе.

-Ребята, какая главная примета весны?

— Назовите весенние явления в неживой природе. — Что происходит с рекой, когда вода её переполняет? Таяние снега может вызывать не только половодье, но и большие наводнения, когда затапливаются и сносятся быстро несущейся водой целые селения и даже небольшие города. Особенно часто наводнения бывают на реках Сибири, так как они текут с юга на север. На юге начался ледоход, а севернее река не вскрылась, поэтому талая вода начинает идти поверх льда и затапливать всё вокруг.

Сейчас мы будем работать в группах. Давайте вспомним правила работы в группе. Выберите лидера, который будет отвечать за работу в группе

— Внимательно прочитайте задание.

-Ваш источник информации — тетрадь.

-Проверяем внимание класса.

-Каким источником информации будут пользоваться ребята?

-Значение, каких слов они будут объяснять?

Начинайте работу. Вам дается 7 минут.

1 группа: Ответь на вопросы, пользуясь тетрадью (стр.34,№1):

1.Какая главная примета весны?

2. От чего зависит потепление?

-Посмотрите, как меняется положение Солнца над линией горизонта .

— А, скажите, одинаково ли солнце светит во все весенние месяцы? Какой месяц весны самый холодный, а какой самый теплый? (на доске рисую солнышки под названием месяцев)

— А какие осадки выпадают весной?

— А бывают ли весной грозы? Когда?

Вы отлично поработали! В награду — фрагмент картины (солнце).

2 группа: Составьте рассказ, давая полные ответы на вопросы:

1. Какая река протекает в нашем посёлке?

2. Что происходит с рекой весной?

3. Как называется это природное явление?

4. Вы наблюдали это явление в природе?

5. Какое впечатление оно на Вас произвело?

— Ребята, будьте осторожны во время ледохода.

Вы отлично поработали! В награду — фрагмент картины (облако).

3 группа: Пользуясь учебником на странице 63-64, найди ответы на вопросы:

— А что происходит весной с почвой.

Награда — фрагмент картины (сугроб).

4 группа: Подумай, почему снег раньше тает в городе, чем за городом?

Награда — фрагмент картины (подснежник).

— А теперь мы подведем итог этой важной работы.

— Ребята, чему мы учились на этом этапе?

Таяние снега, ледоход, половодье.

Умение слушать друг друга, понимать друг друга, работать вполголоса, выбрать человека, который представит результат вашего труда.

Выбирают лидера (группы получают карточки)

Дать полный ответ на поставленные вопросы. Выбрать нужную иллюстрацию. Доказать свой выбор.

2.Составить текст (повторы исключить).

Вопросы при ответе читать не нужно.

Пользуясь учебником на странице 63-64, найти ответы на вопросы.

Читайте также:  Аэрокосмический мониторинг природной среды

Ледоход, половодье, наводнение.

Читать задание, выполнять, работу используя учебник и свой жизненный опыт.

Главная примета весны — потепление. Потепление зависит от наклона оси вращения Земли и положения Солнца над линией горизонта. Мы выбрали вторую иллюстрацию.

В мае солнце находится выше над горизонтом, чем в марте, поэтому в мае теплее.

Голубое, высокое, по нему плывут белые легкие облака.

В марте – снег , в апреле – снег и дождь , в мае – дождь .

Первая гроза бывает в мае.

В нашем посёлке протекает река Сынтасты. Главная примета весны — потепление, температура воздуха поднимается выше 0 0 . На реке начинается таяние снега и движение льда. Это явление называется ледоход.

Рассматривают картину ледохода в учебнике на ст. 64

От растаявшего снега и льда река переполняется водой и выходит из берегов. Такой разлив реки называется половодьем.

Ледоход – весной лёд на реке трескается, раскалывается на большие и маленькие льдины, которые быстро плывут по течению.

Наводнение — когда затапливаются и сносятся быстро несущейся водой целые селения и даже небольшие города.

Весной почва оттаивает. В ней накапливается много влаги от таящего снега. Постепенно почва на поверхности подсыхает, а в глубине остается влажной.

Снег в городе тает раньше, потому, что он грязный, а черное нагревается быстрее, чем белое. В городе дороги посыпают солью и теплее, потому что под землей проходят трубы теплотрассы.

Мы учились работать в группе: слушать и понимать других членов группы, оформлять свои мысли в устной форме.

Анализ объектов с целью выделения признаков.

Выбор основания для сравнения.

Выслушивать партнера, договариваться и приходить к общему решению, работая в группе.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать других.

Участвовать коллективном в обсуждении учебной проблемы.

Извлекать информацию, представленную в различных формах.

Уметь выполнять самостоятельную работу и предъявлять её результаты.

Метапредметные: рассказывать по своим наблюдениям о весенних изменениях в окружающей среде;

Сравнивать иллюстрации учебника с действительностью.

(слова записаны на приставной доске)

При каждом «Ух!» ребята прыгают через ручеёк, занимая место друг друга. Руки детей при этом на поясе друг друга.

Цель: Организовать усвоение детьми понятий: таяние снега, ледоход, половодье.

1. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Узнай явление». Я буду зачитывать отрывок из стихотворения, а вы должны догадаться, о каком весеннем явлении идет речь.

С окрестных гор уже снега

2. -Дети, есть ли весной какой — либо примечательный день?

-Весной есть примечательный день — 21 марта — день весеннего равноденствия, когда день равен ночи. После этого дня дни становятся длиннее, а ночи короче.

— Что интересного сегодня узнали, нового?

— Какие весенние изменения в неживой природе происходят?

(на доске заполняем таблицу)

— А вот второй столбик нашей таблицы мы заполним на следующем уроке, как вы думаете, что там будет?

Источник

Оцените статью