Зима. Зимующие птицы 1
Конспект логопедического занятия по программе Н.В. Нищевой для детей старшей группы. Лексическая тема «Зима. Зимующие птицы» . Занятие № 1
Коррекционно-образовательные цели. Закрепление представле¬ний о зиме и ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима» (зима, снег, снежинка, хлопья, крупка, ме¬тель, вьюга, поземка, снегопад, гололед, сугроб, узор, ворона, сорока, голубь, воробей, снегирь, синица, кормушка, корм, помощь; холодный, белый, пушистый, снежный, морозный, сильный, голодный’, замер¬зать, покрывать, выпадать, завывать, заметать, кормить, сы¬пать). Совершенствование грамматического строя речи (образо¬вание однокоренных слов). Совершенствование навыков звуково¬го анализа и синтеза слов (выделение согласного на фоне слова). Совершенствование слоговой структуры слов Коррекционно-развивающие цели. Развитие длительного плав¬ного выдоха, диалогической речи, зрительного внимания, мыш¬ления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координа¬ции речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само¬стоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование. Альбом «Круглый год», пред¬метные картинки по теме «Зима», запись пьесы П. И. Чайковского «Зимнее утро», наклейки, тетрадь № 1 по числу детей, контейнер с карандашами.
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Вид деятельности: Развитие речи
Тема:«Зима. Зимующие птицы»
Коррекционно-образовательные цели. Закрепление представле ний о зиме и ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима» (зима, снег, снежинка, хлопья, крупка, ме тель, вьюга, поземка, снегопад, гололед, сугроб, узор, ворона, сорока, голубь, воробей, снегирь, синица, кормушка, корм, помощь; холодный, белый, пушистый, снежный, морозный, сильный, голодный’, замер зать, покрывать, выпадать, завывать, заметать, кормить, сы пать). Совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов). Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза слов (выделение согласного на фоне слова). Совершенствование слоговой структуры слов
Коррекционно-развивающие цели. Развитие длительного плав ного выдоха, диалогической речи, зрительного внимания, мыш ления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координа ции речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование. Альбом «Круглый год», пред метные картинки по теме «Зима», запись пьесы П. И. Чайковского «Зимнее утро», наклейки, тетрадь № 1 по числу детей, контейнер с карандашами.
Предварительная работа. Прогулка: наблюдение за зим ними изменениями в природе. Разучивание упражнения «Снего вик». Слушание и обсуждение с музыкальным руководителем пьесы П. И. Чайковского «Зимнее утро». Чтение рассказов В. Зо това «Снегирь», «Клест-еловик».
Ход образовательной деятельности
1. Мотивация. [Объявление темы занятия. Со здание эмоционально положительного фона. Совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренные слов). ]
Логопед приглашает детей в кабинет. В кабинете тихо звучит запись пьесы П. И. Чайковского «Зимнее утро». Дети здороваются с логопедом и встают рядом со стульчиками. На столе перед каждым из них лежит предметная картинка.
Логопед. Рассмотрите и назовите картинки.
1 –й р е б е н о к. Снежинка.
Логопед. Вы правильно назвали картинки. Садитесь и по думайте, от какого слова образованы слова снежинка, снеговик, Снегурочка, снежок.
Дети. Эти слова образованы от слова снег.
Логопед. Вспомните еще несколько слов, образованных от слова снег.
Логопед убирает предметные картинки и, если детям трудно выполнить задание, оказывает им помощь.
Логопед. Как называются первые цветы, появляющиеся из- под снега?
Логопед. Какую бабу слепили из снега?
Логопед. Каким станет парк, если его занесет снегом?
Логопед. Когда идет сильный снег, как мы это называем?
Далее логопед выключает магнитофон и предлагает детям вспомнить, как называется пьеса, которая звучала, о чем она. Дети отвечают на вопросы логопеда. Логопед спрашивает детей, почему сегодня занятие началось с пьесы «Зимнее утро» и разговора о снеге.
Дети объясняют, что наступила зима. Логопед сообщает детям, что занятие будет посвящено разговору о зиме, ее признаках, зиму ющих птицах.
2. Рассматривание картины «В зимнем парке» и беседа по ней. [Закрепление представлений о зиме и ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима». Развитие диа логической речи.]
Логопед помещает на мольберт картину «В зимнем парке», задает детям вопросы и предлагает задания.
Логопед. Какое время года изображено на картине? Почему вы так думаете?
Дети. На картине нарисована зима.
Логопед. Расскажите о земле. Как она выглядит?
Логопед. Что вы можете сказать о снеге, лежащем на земле? Какой он? Подберите как можно больше слов, отвечающих на во прос «Какой?» Начните ответ со слова снег.
Дети. Снег белый, пушистый, холодный, блестящий.
Логопед. Опишите небо. Какое оно? Начните ответ со слова небо.
Дети. Небо светлое, чистое, высокое.
Логопед. Что вы можете сказать о деревьях? Какие они? На чните ответ со слова деревья.
Дети. Деревья голые, заснеженные.
Логопед. Каких птиц мы видим на картине? Как мы называем птиц, которые зимуют у нас?
Дети. Мы видим снегирей и синичек. Это зимующие птицы.
Логопед. Как вы думаете, от какого слова образовано слово зимующие?
Д е т и. От слова зима.
Логопед. Верно. Каких еще зимующих птиц вы знаете?
Д е т и. Ворону, сороку, воробья, щегла, клеста, свиристеля.
Логопед. Что делают в парке дети?
Дети. Они гуляют, катаются на санках и лыжах, лепят снежную бабу, играют со Щенком в снегу.
Логопед. Как они одеты? Почему?
Дети. Они одеты тепло. На улице холодно, мороз.
Логопед. Как вы думаете, детям нравится гулять в зимнем парке?
Дети. Детям нравится гулять в парке. Им весело.
3. Упражнение «Телефон». [Совершенствование слоговой структуры слов (трехсложные слова с одним закрытым слогом). Закрепление представления о предложении. Составление предло жений со словом снеговик.]
Логопед убирает картину с мольберта.
Логопед. Кого дети слепили на прогулке?
Дети. Они слепили снеговика.
Логопед. Давайте все вместе четко произнесем и прохлопа ем это слово.
Логопед. А теперь давайте произнесем это слово по очереди, прохлопывая его.
Дети по очереди проговаривают и прохлопывают слово.
Логопед. Попробуйте придумать предложения со словом снеговик.
Дети придумывают предложения и выбирают самое красивое из них. Победитель получает наклейку на тетрадь.
4. Работа в тетради №1. [Развитие тонкой моторики. Профи лактика нарушений письменной речи.]
Логопед раздает детям тетради, ставит на стол контейнер с карандашами.
Логопед. Откройте тетради там, где лежит закладка. Посмотрите на страничку слева. Что вы видите?
Дети. Лыжи, снеговика, санки.
Логопед. Послушайте загадку об одном из предметов, изоб раженных на этой странице.
На них поставишь две ноги —
Логопед. Почему вы так решили? Объясните. Дети дают объяснения.
Логопед. А теперь обведите лыжи по контуру и любым цветным карандашом раскрасьте их. Если хотите, нарисуйте на лыжах крепления.
За хорошую работу все дети получают наклейки. Логопед убирает тетради и карандаши.
5.Упражнение «Снеговик». [Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков.]
Логопед приглашает детей пройти на ковер и сделать уже знакомое упражнение.
Давай, дружок, смелей, дружок, Идут по кругу, изображая, будто катят
Кати по снегу свой снежок. передсобой снежный ком.
Он превратится в толстый ком, «Рисуют» руками большой круг.
И станет ком снеговиком.«Рисуют» снеговика из трех комков.
Его улыбка так светла! Широко улыбаются.
Два глаза, шляпа, нос, метла. Показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, дотрагиваются до носа, вста ют прямо, как бы держат воображае мую метлу.
Но солнце припечет слегка — Медленно приседают.
Увы! — и нет снеговика.Разводят руками, пожимают плечами.
6.Упражнение «Повтори за мной». [Автоматизация звука [ж] в открытых слогах и словах с ними.)
Логопед приглашает детей к зеркалу, делает вместе с ними 2—3 упражнения из артикуляционной гимнастики для шипящих звуков, а затем отрабатывает отраженное произношение открытых слогов со звуком (ж] и слов с ними, используя материалы методического пособия «Будем говорить правильно».
7.Рефлексия.[Оценка работы детей.]
Логопед предлагает детям вспомнить по порядку все задания, которые они выполняли, рассказать, что им понравилось делать. Потом он оценивает работу каждого ребенка.
Источник
Конспект нищева зимующие птицы
Автор: Южакова Ирина Львовна
Организация: БДОУ г Омска «Детский сад № 206 комбинированного вида»
Цель: Заучивание стихотворения с помощью мнемотехники
Образовательные:
— уточнять и закреплять знания детей о зимующих птицах. Совершенствовать навыки словообразования; приобщать детей к поэзии, учить слушать стихотворение, отвечать на вопросы.
Развивающие:
— развивать у детей умение с помощью графической аналогии (мнемотаблице) рассказывать стихотворение;
— развивать общие речевые навыки (голос, выразительность речи), развивать память, внимание.
Воспитательные: — воспитывать любовь к поэтическому слову, к природе.
Тип занятия: фронтальное
Материал к занятию: снежинки, презентация к стихотворению, мнемотаблица по содержанию стихотворения, раскраска «Снегирь».
Предварительная работа: беседа с детьми о времени года «Зима. Зимующие птицы», рассматривание зимних пейзажей и иллюстраций с птицами, чтение стихов и рассказов о птицах, лепка, аппликация птиц.
Методы и приёмы: словесные, наглядные и практические (беседа, вопросы, чтение художественных произведений, демонстрация наглядного пособия, просмотр презентации «Снегири», мнемотаблицыа, игровые методы).
Ход занятия
Логопед: Дети, посмотрите, пожалуйста, в окно. Какое сейчас время года? (Ответы детей)
Логопед: Да, на улице зима. А почему вы так думаете?
Дети: Холодно, мороз, всюду лежит снег.
Логопед: Каждому из вас на стол упала снежинка. Давайте возьмем ее и подуем. У кого снежинка дольше будет летать? Воздух вдыхаем носом, щеки не надуваем, губы трубочкой.
Логопед: Давайте скажем слово «снежинка» по-разному: испуганно, грустно, удивленно и радостно.
Логопед: Садитесь на свои места. А сейчас поиграем, хотите?
1.3. Игра «Назови неподходящее слово»
— спица, спица, синица, спица
— око, сорока, око, око
— ворона, корона, корона, корона
— приятель, дятел, приятель, приятель
— воробей, бармалей, бармалей, бармалей
— прорубь, прорубь, голубь, прорубь
— мизгирь, снегирь, мизгирь, мизгирь
— постель, свиристель, постель, постель
Логопед: Скажите, а что за слова вы сейчас называли? (ответы детей)
А какие это птицы? А почему они так называются?
А вы догадались, о ком мы будем сегодня говорить? (ответы детей)
1.4. Сообщение цели Правильно, мы поговорим о птицах, поиграем в разные словесные игры, выполним пальчиковую и физкультурную гимнастику, будем заучивать стихотворение по табличке.
2.1. Логопед: Игра: «Составь новое слово»
Нужно послушать предложение и закончить его правильно:
— У синицы желтая грудка, поэтому ее называют… желтогрудой.
— У снегиря красная грудка, поэтому его называют… красногрудым.
— У сороки белые бока, поэтому ее называют…белобокой.
— У сороки длинный хвост, поэтому ее называют…длиннохвостой.
— У вороны черные крылья, поэтому ее называют…чернокрылой.
— У дятла длинный клюв, поэтому его называют…длинноклювым.
— У синицы звонкий голос, поэтому её называют… звонкоголосая.
— У ворона громкий голос, поэтому его называют… громкоголосый.
— У воробья быстрые крылья, поэтому его называют… быстрокрылый
2.2. Логопед: Можно ли услышать зимой пение птиц?
Дети: Можно.
Логопед: А чьи голоса можно услышать? (ответы детей)
Логопед: А как воробей голос подаёт? Правильно, чирикает, значит, мы можем услышать:
3. Пальчиковая гимнастика
хоть он скрылся под корой
3.1. Физкультурная минутка
3.2. Логопед: Садитесь на места, ребята послушайте загадку о зимующей птице и угадайте кто это?
С красной грудкой… (снегири)
3.3 Логопед: А сейчас давайте с вами послушаем стихотворение Натальи Нищевой
3.4. Беседа по содержанию стихотворения.
— Кто догадался, для чего нам картинки? (ответы детей).
Логопед: Правильно, ребята, они будут помогать нам заучивать стихотворение.
Посмотрите внимательно на эту таблицу. Показываю мнемотаблицу.
В этой табличке спряталось стихотворение «Снегири».
Рассказываю с помощью мнемотаблицы.
Предлагаю рассказать 2-3 детям с использованием схем. Дети рассказывают стихотворение Н. Нищевой «Снегири».
Логопед: А сейчас подведем итог, скажите, вам понравилось наше занятие?
А чем? Что вы узнали нового? Кто, по вашему мнению был самым активным?
А кто лучше всех рассказывал стихотворение?
Я хочу подарить вам раскраски. На них изображены снегири. Вам домашнее задание: раскрасить картинку и рассказать стихотворение «Снегирь» дома.
Источник