Непосредственная образовательная деятельность «Перелетные птицы в лесу»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Цель: Познакомить детей с перелетными птицами. Где живут, чем питаются, почему так называются.
Образовательная – познакомить детей с внешним видом перелетных птиц и их образом жизни; формировать новые понятия и знания; содействовать закреплению уже имеющихся представлений.
Развивающая – развивать интерес к жизни птиц; развивать внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику рук (аппликация); способствовать развитию речи детей; пополнению активного и пассивного словаря.
Воспитательная – создать положительный и эмоциональный настрой; воспитывать доброе, бережное отношение к птицам и к природе.
Оборудование: картинки с изображением соловья, грача, журавля, ласточки, скворца; аудио звуки птичьих трелей, заготовки для аппликации, клей, цветные мелки;
— И так ребята, как я уже вам сказала – сегодня будет необычное занятие. Сегодня я хочу вам предложить отправиться в путешествие. Вы хотите отправиться в путешествие? (да)
— А для того чтобы узнать и понять, куда мы сегодня отправимся, вам надо отгадать загадки:
«Что за время года?» — спросим.
— Конечно – осень! Так вот ребята я неспроста вам загадала загадки о лесе и об осени. Сейчас я вам хочу предложить отправиться в осенний лес. Хотите туда поехать? (да)
— А как вы думаете, для чего мы отправимся в осенний лес? (ответы детей)
— Мы туда отправимся для того, чтобы познакомится с перелетными птицами. Скажите ребята, что значит «перелетные птицы»? Почему их называют — перелетные? (ответы детей)
— Да, они при наступлении холодов улетают в теплые края, а когда у нас наступает весна перелетные птицы к нам возвращаются.
— А почему они улетают в теплые края? (ответы детей) Конечно им не хватает корма, т. к ним питаются насекомыми, а зимой насекомые прячутся и впадают в спячку. Именно поэтому птицы вынуждены улетать, чтобы не погибнуть. –
В русском фольклоре существует немало пословиц и поговорок о птицах. Давайте, вспомним некоторые из них. Я буду называть первую часть пословицы, а вы — их заканчивать: 1. На чужой сторонушке… (рад своей воронушке) 2. Лучше синица в руках… (чем журавль в небе)
3. У каждой птицы … (своя песня) 4. Одна ласточка… (весны не делает) 5. Слово не воробей… (вылетит не поймаешь)
6. Всякий кулик -свое… (болото хвалит) 7. Соловей месяц поет… (а ворона год каркает) 8. Рано пташка запела… (как бы кошечка не съела)
— И так, занимайте места в волшебном паровозике. Мы отправляемся в путь. Нас ждет осенний лес и перелетные птицы!
(Звучит музыка и дети колонной за воспитателем изображают, что едут на паровозе). Музыка останавливается.
— Вот мы и приехали! Долго мы ехали, устали. Давайте с вами немного разомнемся.
Восп: Молодцы! А сейчас, ребята, посмотрите, как красиво вокруг. Все деревья в разноцветном наряде. Вокруг все усыпано золотыми листьями! Красота-то какая! Ребята, Посмотрите, как красиво на лесной поляне. Давайте, поиграем со своими ручками. На минутку представим, что наши ручки-птички (садятся на колени)
— А кто помнит для чего мы приехали в осенний лес? (ответы детей)
— Конечно, чтобы познакомится с перелетными птицами. Смотрите, а вот и одна из перелетных птиц.
(Воспитатель показывает на картинку с изображением соловья, прикрепленной на стене в группе)
— Вы знаете как называется эта птица? (нет) Для того чтобы узнать, как называется эта птица надо отгадать загадку. Готовы? (да)
Кто без нот и без свирели
— Правильно – соловей. Посмотрите на соловья – с виду это обычная коричневая птичка. А звук, который она издает очень похож на пение – послушайте (включается запись пения соловья). Соловей зимует в Африке, а потом с наступлением весны он вновь прилетит к нам.
— Ну, а нам пора познакомиться с другой перелетной птицей, для этого садитесь в паровозик, мы отправимся дальше.
(Включается музыка. Дети в колонне за воспитателем продолжают движение по группе. Доехав до следующей птицы, прикрепленной к стене, в другом уголке группы, музыка останавливается).
— А вот и следующая птичка нас встречает. Давайте познакомимся с ней.
Всех перелетных птиц черней,
Взад, вперед по пашне вскачь,
— Правильно – грач. Посмотрите, какая это серьезная, важная, черная птица. Грачи питаются червями и личинками насекомых, которых они находят в земле, копаясь своим крепким клювом.
— Давайте попрощаемся с грачом, ведь нам пора знакомиться со следующей перелетной птицей.
(Садятся в паровоз и под музыку едут в другую часть группы. Музыка останавливается. Птичка также прикреплена к стене).
— Посмотрите ребята, какая нас тут птица ждет. Давайте узнаем, как она называется.
С ним весело и не до скуки —
Красавчик, умничка…(Скворец). Динамическая пауза «Скворцы»
Ой, летали скворушки-скворцы.
Все летели, песни распевали,
Крыльями махали . (Махи руками)
Стайкою на землю сели,
Червячков они поели . (Развернуться в сторону кормушки)
Клю, клю, клю, клю , (Сесть на корточки)
Клю, клю, клю, клю,
Как я червячков люблю . (Указательными пальцами постучать по полу)
Перышки почистим,
Чтобы были чище . (Руками потереть предплечья, как бы обнимая себя)
Вот так, вот так,
Вот так, вот так,
Чтобы были чище.
Прыгаем по веткам,
Чтоб сильней стать деткам. (Развернуться в сторону деревьев за окнами)
Прыг-скок, прыг-скок,
Прыг-скок, прыг-скок,
Прыгаем по веткам.
Скворец — красивая птица с блестящим черным в мелкую крапинку опереньем. Короткий хвост, длинные крылья, прямой длинный клюв (черный – у самочки, ярко-желтый – у самца). Ест червей и насекомых. Хорошо поет, подражает голосам других птиц. Часто встречается огромными стаями, а в небе они кажутся черной тучей.
-Ну полетели дальше. Посмотрите ребята, какая нас тут птица ждет. Давайте узнаем, как она называется.
— Конечно эта птица называется – журавль. Журавли крупные длинноногие и длинношеие птицы, а голова у них маленькая с прямым острым клювом.
— Понравился вам журавль? (да) Нам пора прощаться с журавлем, потому что нас ждет еще одна красивая птичка, которой очень одиноко одной. Едем. (да)
(Садятся, едут под музыку. Доезжают до следующей птицы, которая прикреплена к доске. Музыка останавливается).
— А вот и наша одинокая птичка. Давайте с ней познакомимся.
Кто прилетает к нам с теплом
— Конечно же это – ласточка. Ребята, ласточка и вправду строит себе гнезда из глины, чтобы глина легко лепилась ласточка смачивает ее своей слюной. А питается ласточка на лету насекомыми, пьет она тоже прямо на лету. Посмотрите, как она выглядит – у нее белая грудка и очень необычный хвост – разделенный на две части.
— Ребята, ласточка мне рассказала, что в лесу она осталась одна, ее подружки уже улетели, а ей не с кем лететь. И ей очень скучно одной. А давайте мы с вами сделаем, для нашей милой ласточки, подружек, чтоб ей было не одиноко в полёте. «Птицы»
/загибаются пальцы обеих рук/
(Дети садятся за столы и выполняют коллективно с воспитателем аппликацию. Работа вывешивается в рамку).
Итог: Ребята, где мы с вами сегодня побывали? А с кем познакомились? Как этих птиц можно назвать одним словом? Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии?
Источник
Конспект прогулки осенью в старшей группе «Перелетные птицы»
план-конспект занятия (старшая группа)
В:Ребята, посмотрите какой сегодня чудесный день.Я загадаю вам загадку и вы внимательное послушайте и попробуйте отгадать ее.
Журавли летят на юг,
Засыпает майский жук.
Каждый день идут дожди,
Ты тепла уже не жди.
В: Ребятки, о каком времени года идет речь?
Д: Осень
В: Послушайте, почему так тихо?
Д: Птицы улетели на юг
В: Правильно! Корма для птиц становится все меньше, начинает холодать — птицы собираются в стаи, пробуют свои силы и тренируют птенцов, готовят их к отлету.
Корма для птиц становится все меньше и меньше; сначала пропадают насекомые, затем увядают растения, уменьшается количество плодов и семян.
Собравшись в стаи, они стремительно носятся в воздухе, упражняясь перед дальним полетом.
Птицы объединяются стаями и улетают. Впереди летит вожак стаи. Он самый главный.
Какие птицы улетают на юг первыми?
Д: птицы, которые питаются насекомыми
В: Правильно. Первыми улетают кукушки, соловьи, трясогузки, скворцы.
А какие птицы улетают последними?
Д: Ответы детей
В: Утки, гуси — водоплавающие, улетают последними, так как пока водоемы не замерзли, им есть чем питаться.
Как назывются птицы, которые зимой улетают на юг?
Д: Перелетные
II Подвижная игра
А сейчас мы поиграем.
-Вы, ребята, будете птицами.
Вы будете стоять врассыпную на одном конце площадки. На другом конце площадки
будут разложены кирпичики.
По сигналу: «Птицы улетают», вы бегаете по площадке и взмахиваете руками, как крыльями птицы.
Птицы летят, расправив крылья (дети, подняв руки в стороны, бегают по всей площадке). По сигналу: «Буря», «птицы» летят к деревьям (кирпичикам), скрываются на них от бури. Когда я скажу: «Буря прекратилась», птицы спускаются спокойно с деревьев (кирпичиков) и летают, продолжают свой путь.
Молодцы ребята. Вам понравилась игра?
III Трудовая деятельность
Развешивание кормушек на участке. Предложить детям покормить птиц.
IV Самостоятельная деятельность детей
А теперь ребята, вы можете самостоятельно поиграть в ваши любимые игры, которые вам больше нравятся. А может кто-то смастерить из природного материала домики для птиц и обыграть получившиеся постройки? Давайте на территории нашей площадке найдём упавшие веточки и построим гнезда.
Далее дети самостоятельно строят гнёзда и домики для птиц и обыгрывают различные сюжеты.
V Индивидуальная работа. Отгадывание загадок с Сашей, Кристиной и Глебом
Гнездо свое он в поле вьет,
Верный страж и друг полей,
Первый вестник теплых дней.
Всех перелетных птиц черней,
Кто без ног и без свирели
Повсюду чудесным певцом слывет.
Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту. (Аист)
И про жизнь твою все знает?
Сколько жить тебе узнаешь!
Бродит по болотам грязным,
Ярким солнцем она согрета.
Брюшко в крапинках как будто,
Промелькнет – не разглядишь,
(Стриж)
Ест, висит на тонких ветках,
Часто дети держат в клетках,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Перелетные птицы»
Учить детей рисовать перелётных птиц, выстраивая изображение из составных частей.
Конспект открытого занятия по окружающему миру в старшей группе «Перелетные птицы»
Открытый просмотр организованно -образовательной деятельности педагога дляпедагогов дошкольного образванияКонспект открытого занятия по познавательному развитию для детей старшей группы»Пере.
Конспект логопедического занятия в старшей группе «Перелетные птицы»
Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной в старшей группе на тему «Перелетные птицы».
Конспект интегрированного занятия по образовательной области «Познание» в старшей группе «Перелетные птицы»
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Перелетные птицы».
Конспект занятия в старшей группе «Перелетные птицы. Весна»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром детей старшего дошкольного возраста (старшая группа) «Перелетные птицы»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯпо ознакомлению с окружающим миромдетей старшего дошкольного возраста (старшая группа)на тему: ознакомления с природойТема занятия: «Перелетные птицы».
План-конспект детского совета в старшей группе «Перелетные птицы»
На детском совете дети знакомятся с темой недели, обсуждают ее и закрепляют знания, работая в центрах активности по интересам. Это позволяет ребятам прожить тему.
Источник