Конспект природа планет земной группы

Урок астрономии по теме «Планеты земной группы»
план-конспект урока на тему

Образовательные: проверить знания обучающихся о строении и физических характеристиках планет земной группы.

Развивающие: формирование мировоззрения обучающихся, развитие умений работать с информационными источниками, кратко, четко и быстро излагать свои мысли, развитие логического мышления.

Воспитательные: развитие навыков работы в группах, воспитание уважения к своим товарищам.

Задачи урока:

  1. Проверить знания о строении и физических характеристиках планет земной группы.
  2. Организовать групповую работу учащихся по составлению обобщающей таблицы.
  3. Организовать диагностику уровня усвоения знаний о планетах земной группы.

Скачать:

Вложение Размер
Microsoft Office document iconplan_uroka_astronomii.doc 59 КБ

Предварительный просмотр:

Урок астрономии по теме «Планеты земной группы»

Преподаватель: Бардонова Инна Юрьевна

Дата проведения урока: 04.04.18 г.

Образовательные : проверить знания обучающихся о строении и физических характеристиках планет земной группы.

Развивающие : формирование мировоззрения обучающихся, развитие умений работать с информационными источниками, кратко, четко и быстро излагать свои мысли, развитие логического мышления.

Воспитательные : развитие навыков работы в группах, воспитание уважения к своим товарищам.

  1. Проверить знания о строении и физических характеристиках планет земной группы.
  2. Организовать групповую работу учащихся по составлению обобщающей таблицы.
  3. Организовать диагностику уровня усвоения знаний о планетах земной группы.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Планеты земной группы», раздаточный материал в группы.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: указывать параметры сходства внутреннего строения и химического состава планет земной группы; характеризовать рельеф поверхностей планеты; объяснять особенности вулканической деятельности и тектоники на планетах земной группы; описывать характеристики каждой из планет земной группы.

Метапредметные : использовать основы теории формирования Солнечной системы для объяснения особенностей планет земной группы; сравнивать планеты земной группы; работать с текстом научного содержания, выделять главную мысль, обобщать информацию, представленную в неявном виде, характеризующую планеты земной группы

Личностные: организовывать самостоятельную познавательную деятельность, высказывать убежденность в возможности познания окружающего мира, единстве методов изучения характеристик Земли и других планет.

Читайте также:  Будь другом природе выражения

Учитель: «Семь блуждающих звезд чрез порог переходят Олимпа.
Каждая круг совершая в свое неизменное время.
Ночи светильник – Луна, легкокрылый Меркурий, Венера.
Марс дерзновенный, угрюмый Сатурн, и веселое Солнце.
И прародитель Юпитер, природе всей давший начало.
Феон Александрийский (древний иудейский философ)

  1. О чем говорится в выражении Ф.Александрийского?
  2. Чем являются Земля, Меркурий, Венера и Марс?
  3. Назовите тему нашего урока.
  1. Актуализация знаний. Проверка знаний учащихся, необходимых для изучения нового материала, осуществляется устно.

1.На самом близком расстоянии от Солнца обращается планета Меркурий .

2.На самое близкое расстояние к Земле подходит планета Венера .

3.Самый короткий период обращения вокруг Солнца среди планет-гигантов имеет планета Юпитер .

4.Самая большая по размеру планета земной группы – Земля .

5.Самую большую массу имеет планета Юпитер .

6.Самое близкое значение массы к массе Земли имеет планета Венера .

7.Самую большую среднюю плотность имеет планета Земля .

8.Быстрее всех вокруг оси вращается планета Юпитер .

9.Не имеют спутников планеты Меркурий и Венера .

10.К планетам земной группы относятся Меркурий , Венера , Земля , Марс.

3. Мотивационно — целевой: — вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес к теме:

— организовать самостоятельное формулирование вопросов и постановку цели и задач урока.

Обучающиеся выступают с сообщением «Характеристика Земли», остальные заполняют строку Земля в обобщающей таблице.

1.Узнали ли вы для себя что-то новое?

2. Что даст нам сравнение природы Земли с природой других планет? (выявить общность их свойств и индивидуальных особенностей).

3. А зачем это нужно? (чтобы понять особенности эволюции нашей планеты и те процессы, которые на ней происходят).

4.Изучение нового материала согласно плану характеристики планет

Используя план характеристики планет, заполните обобщающую таблицу:

— масса и радиус планеты
-внутреннее строение,

— плотность атмосферы,
— температура на поверхности планеты,

— магнитное поле,
— оборот вокруг Солнца;
— спутники;

  1. Закрепление изученного материала: выявление отличительных особенностей каждой из планет с Землей (в устной форме, беседа).
Читайте также:  Охрана природы г борисова

При обсуждении характеристик Меркурия.

1. Какова близость к Солнцу у Меркурия? Что представляет собой его орбита? (Выраженная эллиптическая орбита приводит к тому, что на долготах 0 0 и 180 0 можно наблюдать три восхода и три захода Солнца).

2. В чем причина отсутствия атмосферы у Меркурия? (Атмосфера Меркурия существует, но, в отличие от земной, пополняется за счет захвата атомов солнечного ветра и непрерывно рассеивается).

3. С чем связано колебание температуры на Меркурии? (Меркурий не имеет собственной атмосферы и не может удержать тепло, как следствие, ночью температура опускается до минус 170 С, здесь самая большая разница температур в нашей Солнечной системе).

4. Почему поверхность Меркурия сильно повреждена? (из-за отсутствия атмосферы, которая могла бы защитить поверхность планеты, и метеориты не сгорают из-за трения).

5. Есть ли у Меркурия спутники? (нет).

Интересные факты. Значительная продолжительность солнечных суток — на экваторе планеты день и ночь сравнимы с меркурианским годом.

По международному соглашению крупным кратерам присваиваются названия в честь выдающихся деятелей гуманитарных наук и искусства.

Среди них — М. Ю. Лермонтов, А. С. Пушкин, П. И. Чайковский и др.

При обсуждении характеристик Венеры.

1. Чем похожи Земля и Венера? (размерами, массами и крупным железным ядром внутри).

2. Из чего состоит атмосфера Венеры? Какова её плотность? (углекислого газа, капелек серной кислоты, она очень плотная).

3. К чему приводит высокая плотность атмосферы? (к парниковому эффекту, что выражается в повышенной температуре и высокому давлению на поверхности этой планеты)

Интересный факт. Следствием своеобразия атмосферы выступает явление «сумеречной дуги» — вблизи нижнего соединения Венеры в фазе узкого серпа «рога» удлиняются, а иногда и смыкаются друг с другом — и объясняется преломлением солнечного света в атмосфере планеты.

4. Почему рельеф Венеры испещрен кратерами? (вулканической деятельностью и столкновениями с большими метеоритами).

5. Какова скорость вращения Венеры вокруг собственной оси и в чем заключается особенность её вращения? (медленная — 1 оборот за 225 земных суток. Венера вращается назад — Солнце на ней всходит на западе и заходит на востоке)

Читайте также:  Короткие ресницы от природы

При обсуждении характеристик Марса.

1. Почему Марс называют красной планетой?

2. Почему на Марсе, в отличие от Меркурия, есть атмосфера? (на Марсе температура в 2,5 раза меньше, поэтому скорость молекул газа в 1,5 раза меньше. Но атмосфера очень разрежена).

3. Чем сформирована поверхность Марса? (вулканическими процессами, столкновениями с метеоритами и атмосферными явлениями).

4. В чем сходство между Марсом и Землей? (одинаковый сидерический оборот, порядка 24 часов и схожесть в осевом наклоне, то есть возможно существование сезонности на Марсе).

5. Есть ли спутники у Марса? (Движение спутников отличается друг от друга скоростью. Так, Фобос за один марсианский день более 3 раз успевает «обежать» вокруг планеты в прямом направлении, Деймос имеет меньшую, чем Марс, угловую скорость вращения, следовательно, восходит и заходит не каждый день).

Интересный факт. Вследствие выраженной эллиптической орбиты планеты каждые 15—17 лет происходит Великое противостояние, когда планета максимально приближена к Земле.

1.Самый большой перепад дневной и ночной температур поверхности у планеты Меркурий .

2.Высокая температура поверхности Венеры обусловлена парниковым эффектом .

3.Планета земной группы, средняя температура поверхности которой ниже 0 0 С, — это Марс .

4.Большая часть поверхности покрыта водой у планеты Земля .

5.В состав облаков входят капельки серной кислоты у планеты Венера .

1.Планета, суточный перепад температур поверхности которой составляет около 100 0 С, — это Марс .

2.Планеты, температура поверхности которых бывает выше +400 0 С, — это Меркурий и Венера .

3.Планета, в атмосфере которой часто происходят глобальные пылевые бури, — это Марс .

4.Практически не имеют атмосферы планета Меркурий

5.Планета, обладающая биосферой, — это Земля .

Анализ своего эмоционального состояния: напишите ответы на вопросы:

  1. понравился ли вам урок?
  2. как вам работалось на уроке?
  3. чего вам не хватило?
  1. Домашнее задание. Подготовить сообщение о планетах — гигантах.

Источник

Оцените статью