Конспект птицы нашего двора 2 класс

Классный час «Птицы нашего двора»

Цели: расширить представления о жизни птиц ( из отряда воробьиных: воробей, ворона; голубиных: голубь) в условиях города, о приспособленности, особенностях их поведения, значения птиц в жизни человека, помощи в трудные времена.

Оборудование: иллюстрации с изображением птиц.

I .Вводная часть .

Учитель. Мы с вами совершим экскурсию в птичью галерею.

Учитель сообщает цель занятия и распределяет роли директора птичьей галереи, экскурсоводов, помощников экскурсоводов.

II .Виртуальная экскурсия .

«Директор» встречает посетителей и знакомит с птичьей галереей. «Экскурсоводы» (их заранее подготовил учитель) рассказывает о птицах.

В нашей стране существует два вида воробьёв: городской(обитает в городе) и полевой, или деревенский (в селах). Деревенский воробей меньше по размер, но наряднее, ярче, чем городской. У него есть приметная «шапочка» коричневого цвета, за что его иногда зовут красноголовым. На белых щёках у него – по одному чёрному пятну в форме скобочки. У домового воробья на сложенных крыльях по одной светлой поперечной полоске, а у полевого – по две. И крик разный. Домовой кричит «джив–джив», а полевой – «чирр – чирр». Воробьи зимой ночевать под открытым небом не могут, так как когда – то они были обитателями южных стран. Поэтому воробьи держаться вблизи жилья человека.

Птицы сооружают себе особое «зимние гнездо» для ночёвок – в щели дома, под крышей сарая, в пустом скворечнике. Всюду воробьи перемещались за человеком, а главное – за лошадьми: непереваренные зёрна овса в навозе служили им пищей. Когда машины почти вытеснили с планеты лошадей. Сразу повсюду стало меньше воробьёв.

Эти юркие птички собираются в огородах вредных насекомых, чем приносят большую пользу. Однако в садах они объедают фруктовые деревья, особенно вишни. Вредят они и зерновым культурам. Воробей – умная птица. Поймать его труднее, чем многих других птиц. Натуралист В. Гусев подметил интересное положительное качество: как бы ни было голодно, если воробей нашёл корм, он, прежде всего, издаёт призывное «чив…чив». За едой в воробьиной стае гораздо меньше раздоров, чем скажем, у голубей.

За месяц стая воробьёв уничтожает около восьми килограммов сорняков и до 600 насекомых, которые видят растениям.

Вороны бывают чёрной окраски с металлическим синим или пурпурным отливом. Но чаще всего встречаются серые вороны. У них только чёрная голов, крылья и хвост, остальные перышки серые. Встретить ворон можно на опушке леса, в роще , саду, парке, посёлке, городе. Живут постоянными парами. Они ловят жуков, муравьёв, мышей, мелкую рыбёшку, иногда воруют яйца других птиц. Гнёзда вон часто можно встретить на деревьях, растущих в черте города. Даже в Москве гнёзда ворон часто расположенных вблизи шумных магистралей. Строят гнездо вороны из толстых веток, внутри выстилают шерстью, тряпьём. В последние годы вороны стали вплетать свои гнёзда обрывки проводов, а кое — где сооружают «дома» почти целиком из проволоки. Такие гнёзда лучше поглощают солнечные лучи и, нагреваясь, помогают птице высиживать яйца. В городе ворон можно увидеть около мусорных контейнеров или свалок. Вороны – птицы сильные, смышленые. В неволе ворона может научиться «разговаривать», как попугай. На свободе ворона часто подражает крикам других птиц.

Читайте также:  Все виды болотных птиц

Голубь отличается от других птиц. Одной из характерных особенностей голубей является наличие зоба, своеобразного «мешка» пищевода, куда попадает только что проглоченная пища. Зоб помогает быстро собрать много корма, не заботясь об его измельчении. Когда голубь пьёт, он не только утоляет жажду, но и размачивает твёрдые семена, скопившиеся в зобу. Эти птицы даже пьют воду иначе: погрузив голову в воду, сосут ее. Голубь глотает песок, который помогает ему истирать в желудке твердые семена. Самая замечательная особенность голубей – кормление своих детей «птичьим молоком». « Молочком» называется жидкую кашицу вырабатываемую стенками желудка. В нём есть все полезные вещества – белки, жиры, углеводы, витамины. Каждая птица может прокормить только одного птенца, поэтому в гнезде обычно два яйца. Голуби хорошо бегают и собирают корм на земле, отлично летают. Они ищут места, где много орма: семян различных растений, ягод и др. Селятся голуби ,как правило, рядом с человеком. Люди приручили этих красивых птиц. Существуют различные породы почтовых, спортивных, декоративных голубей. У многих народов голубь является символом мира.

«Директор» галереи задаёт вопросы посетителям птичьей галереи.

1.Где сооружают себе особое «зимнее гнездо» для ночёвок воробьи? (В щели дома, под крышей сарая, в пустом скворечнике, на балконе.)

2.Чем отличается домовой воробей от полевого? (Приметная «шапочка» коричневого цвета, на белых щеках у него – по одному чёрному пятну в форме скобочки.)

3.Почему воробьи держаться вблизи жилья человека? (Когда – то они были обитателями южных стран).

4.Почему полевой воробей не селится в городах? (В городе ему не хватает насекомых.)

5. Чем кормится воробей? (Насекомыми, зерновыми культурами, клюютвишню, смородину, виноград др.)

6.какую пользу приносят воробьи? (За месяц стая воробьёв уничтожает около 8 кг.Сорняков и до 600 насекомых.)

7.Какой вред наносят они зерновым культурам, сада? (клюют зерно, фрукты.)

8.Что произойдёт, если истребить воробьёв? ( Увеличится количество вредных насекомых.)

9.Как понимаете пословицу: « Старого воробья на мякине не проведёшь?»

10. Какие виды ворон наиболее распространены в России? (Чёрная и серая.)

11. Где их можно встретить? (На опушке леса, в роще, парке, посёлке, саду, городе.)

12. Из чего вороны делают гнёзда? (Из толстых веток, обрывков проводов, иногда – целиком из проволоки.Внутри выстилается гнёзда шерстью, тряпьём.)

Читайте также:  Виа синяя птица новое

13. Чем питаются вороны? (Ворона часто подражает крикам других птиц.)

14.Умеет ли ворона «разговаривать?» (Ворона часто подражает крикам других птиц.)

15. Какой вред наносит вороны заповедникам и охотничьим хозяйствам? (Разоряют гнёзда других птиц.)

16. Какую пользу приносят вороны человеку? (Уничтожают вредных насекомых и мышей.)

17. Где селятся голуби? ( Как правило , рядом с человеком.)

18. Чем они питаются? Семенами растений.)

19. Что такое зоб? (Своеобразный «мешок 0пищевод,куда попадает только что проглоченная пища.»

20. Для чего пьёт голубь? (Утоляет жажду, размачивает твёрдые семена, скопившиеся в зобу.)

21. Как пьют воду голуби? (Погружают в воду и сосут её.)

22. Для чего голубь глотает песок? (Он помогает ему истирать в желудке твёрдые семена.)

23. Чем кормят голуби своих птенцов? («Птичьим молоком».)

24. Что называется «птичьим молочком»? («Молочком» называют жидкую кашицу.)

25. Какие полезные вещества содержит «птичье молочко»? (Белки, жиры, углеводы, витамины.)

26. Сколько птенцов может прокормить голубь? (Одного птенца.)

27. Сколько яиц в гнезде? (Два.)

28. Какие породы голубей вывели люди? (Почтовые, спортивные, почтовые.)

29. В чём польза голубей для человека? (Почтовые голуби доставляют различные сообщения, кроме того, голубь считается символом мира.)

1.Нарисовать рисунок на тему « Птицы нашего двора», принять участие в выставке рисунков.

2.Придумать рассказ «Веселые и интересные случаи поведения птиц», «Как помочь птицам в трудные времена», принять участие в конкурсе «Проба пера».

Источник

Конспект занятия «Птицы нашего двора», 2 класс

Пресс-конференция для учащихся начальной школы на тему «Птицы нашего двора»

Цели: познакомить детей с многообразием птиц (перелетные птицы, зимующие птицы), их существенными и отличительными признаками, средой обитания (лес, птичник, водоем), значением птиц в жизни человека; воспитывать заботливое отношение к птицам.

Оборудование: список литературы о птицах, картинки с изображением птиц, таблица «Рекомендации по изготовлению скворечника».

Предварительная работа.

Чтение художественных произведений о птицах.

Учитель распределяет роли среди учащихся и дает задания:

• Журналисты (составляют вопросы о птицах).

• Ученые-биологи (ведут «Дневник наблюдений», записывают интересную информацию о птицах).

Задание: изготовление скворечников.

В классе вывешивается таблица «Рекомендации по изготовлению скворечника»:

• Скворечники могут занимать: скворцы, воробьи, синицы и другие птицы.

• Тщательно пригонять друг к другу стенки гнездования не надо — в домике для птиц необходима вентиляция (можно сделать небольшие узкие щели).

• Крышка должна быть съемной — гнездование надо осматривать, удаляя из него прошлогоднюю подстилку и мусор. Проверять скворечник надо два раза в год: весной — перед прилетом, осенью — после отлета птиц на места зимовок.

• Съемные крышки гнездований укрепляются специальными приспособлениями или притягиваются проволокой. Это необходимо, чтобы различные хищники не смогли проникнуть внутрь домика.

• Развеску скворечников лучше проводить задолго до прилета птиц, чтобы гнездования приобрели более естественный, природный вид. Такие домики птицы занимают быстрее.

Читайте также:  Виа синяя птица девушка радуга

• Скворечники должны быть мало заметны. Развешивать их надо в тихих местах, с учетом повадок и поведения их будущих хозяев.

• Развешивать искусственные гнездования нужно таким образом, чтобы не наносить вреда деревьям.

• Скворечники можно размещать недалеко друг от друга, но не следует развешивать много гнездований в одном месте.

Организация занятия.

Учитель объясняет правила игры. «Журналисты» задают вопросы, а «ученые» дают ответы, пользуясь своими записями.

Ход занятия

I. Пресс-конференция «учёных» и «журналистов».

Предполагаемые вопросы.

Ответ. Все птицы имеют две ноги, два крыла, клюв, тело, покрытое перьями. Они могут летать в воздухе.

Вопрос. Какова среда обитания птиц?

Ответ. Среда обитания птиц — это лес, водоём, птичник.

Вопрос. Почему у птиц разные ноги?

Ответ. Разные ноги потому, что обитают пернатые в разных местах. Многие птицы, которые живут на болоте, имеют длинные ноги. Птицы, живущие у воды, имеют ноги с перепонками, а пернатые, селящиеся на деревьях, имеют короткие ноги с цепкими коготками.

Вопрос. Почему у птиц разные клювы?

Ответ. Разные клювы потому, что они едят различную пищу.

Вопрос. Почему осенью птицы улетают?

Ответ. По нескольким причинам:

• Исчезновение основного корма.

• Замерзание водоемов, земли.

• Отмирание вегетативных частей растений.

Вопрос. Какие птицы улетают в теплые края?

Ответ. Перелетные птицы: ласточка, грач, утка, скворец, стриж.

Вопрос. Какие пернатые остаются зимовать?

Ответ. Зимующие птицы: ворона, галка, воробей, синица.

Вопрос. Почему птицы остаются зимовать?

Ответ. Остаются зимовать те виды пернатых, которые питаются ягодами, семенами деревьев.

Вопрос. Почему в холодные дни птицы взъерошивают перья?

Ответ. Они взъерошивают перья, чтобы сохранить тепло.

Вопрос. Почему перья не намокают?

Ответ. Пернатые смазывают их жиром из специальной железы.

Вопрос. От чего зависит прилет птиц весной?

Ответ. Прилет весной зависит от появления корма. Скворцам нужны мелкие насекомые, семена; водоплавающим птицам — рыбы, водные насекомые; соловьям, ласточкам — насекомые. А вот грачи — всеядны.

Вопрос. Чем можно помочь птицам в трудное время?

Ответ. Зимой надо подкармливать их, оставлять небольшие отверстия под крышами, чтобы птицы могли погреться. Развешивать кормушки и скворечники.

Вопрос. Как называются следующие птицы?

Демонстрируются картинки с изображением птиц.

«Учёные» называют птиц, представленных на картинках.

Вопрос. Какая птичка самая маленькая?

Ответ. Колибри — самая маленькая птичка.

Вопрос. А какие птицы являются самыми крупными?

Ответ. Это страус, пингвин, индюк.

Вопрос. Какую пользу приносят птицы?

Ответ. Птицы охраняют сады, леса от вредных насекомых.

Подведение итогов.

Учитель. Каково значение птиц в жизни человека?

II. Чтение стихотворений.

Чтобы были голубыми небеса,

Мы хотим, чтоб солнце грело

И под елкой жил смешной колючий еж.

Что нельзя купить?

III. Практическая деятельность. Вывешивание скворечников.

Источник

Оцените статью