Конспект урока по окружающему миру по теме»Проект «разнообразие природы родного края»
Поурочный план по окружающему миру № урока: 20Дата проведения:15.11.2018г. Класс: 3 Шаповалова И.С.
Тема урока: Проект «Разнообразие природы родного края».
Тип урока: комбинированнный
Оборудование: учебник, тетрадь , наглядный материал
1)Образовательная : Ознакомить с разнообразием природы родного края и её классификацией; рассмотреть взаимосвязи в природе и значение природы для человека.
2) Развивающая: Развивать речь учащихся, умение слушать товарищей, умение вести беседу, кругозор.
3) Воспитательная: Воспитывать чувство коллективизма, трудолюбие, бережное отношение к природе.
Виды преподавания : словесный, наглядный, самостоятельная работа
Виды учебной деятельности: опрос, работа с разно уровневыми заданиями, ответы на вопросы..
Методы учебной деятельности: обсуждения, самооценки и взаимооценка,
Технологии: Педагогика сотрудничества, проблемное обучение, здоровьесберегающая технология, коллективная система обучения, дифференцированное обучение, система инновационной оценки
Планируемые результаты урока:
· Формировать мотивацию природоохранной деятельности, сформулировать важнейшие правила поведения детей в природе. Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.
· Формировать умение работать с текстом, выделять главное, анализировать, сравнивать, выполнять работу по образцу, формулировать свои ответы.
· Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно делать обобщения и выводы;
- Осознание необходимости учения.
- Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха и неуспеха в учебной деятельности.
- Учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности.
- Работать над осознанием ответственности за общее дело.
- Учиться выражать свое мнение
Структура поурочного плана:
Содержательный (на каждом этапе урока)
Технологический (на каждом этапе урока)
Организационный момент
Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм
1-2-3-4-5! Светит солнышко опять!
1-2-3-4! Все прекрасно в этом мире!
1-2-3-4-5! Мы умеем рассуждать!
Окружающий нас мир интересно познавать
Его тайны и загадки мы готовы разгадать?! (Готовы!)
Проверка наличия учебных принадлежностей
Проверка выполнения Д/З
Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция
коллективная система обучения
Самооценка, взаимооценка по установленным критериям.
Мотивация и актуализация опорных знаний
Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний
На доске –« Любить природу — значить охранять её».
— А теперь ребята закройте глаза.
— Представьте себе различные предметы, которые нас окружают. Вы их не видите, но перед вами создаются, возникают образы. Это и есть природа.
Усвоение новых знаний и способов действий
1.Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий.
2.Максимальное использование самостоятельности в работе с различными источниками информации
3. Что относится к живой природе?
4. Что относится к не живой?
1. Что сделано руками человека?
2) Укажите, что не сделано руками человека
3) Какое выражение правильно?
1- Природой называется всё то, что окружает человека.
2- Природой называется всё то, что сделано руками человека.
3- Природой называется всё то, что окружает человека и не сделано его руками.
— А лес относится к природе?
— Человек от природы получает многое. По схеме рассказать, что природа даёт человеку?
Проблемное обучение, здоровьесберегающая технология
Контроль хода выполнения задания, с целью дать пояснения и уточнения
Первичная проверка знаний
Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала
— Я называю предметы, если этот предмет относится к живой природе, то вы делаете 2 хлопка, если к не живой природе топаем ногам.
Контроль хода выполнения задания, с целью дать пояснения и уточнения
Закрепление знаний и способов действий
Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации
1. Он пятнистый, длинношеий.
3. В яме спит зимою длинной,
Но чуть солнце станет греть,
В путь за медом и малиной
5. В лесу под щебет и под свист
Стучит лесной телеграфист:
Крикунья хрипловатая. (Ворона.)
7. У какой кисочки на ушах кисточки? (Рысь.)
8. Пышный хвост торчит с верхушки,
Контроль умение самостоятельно выполнять задание по алгоритму и в измененной ситуации
Обобщение и систематизация знаний
Формирование целостной системы знаний по теме. . Продуктивная деятельность учащихся по включению части в целое, систематизации учебного материала.
— Сегодня мы подводим итоги нашей внеурочной детельности по проекту «Разнообразие природы родного края».
— Какова цель нашего проекта?
(познакомиться с разнообразием природы родного края)
-Ребята, принявшие участие в исследовательской работе, подготовили презентации и сообщения, и мы с удовольствием предоставляем им слово
Подведение итогов занятий
Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы
— Теперь представьте себе, что над вами висит чудесная звезда. Это — ваша звезда, она принадлежит вам. Представьте себе, что вы озарены светом этой звезды, светом экологической радости. И этот свет насквозь пронизывает вас. Теперь приложите свои руки к своему сердцу. Представьте, что вы, как и эта звезда, тоже излучаете лучи экологического света, и что этот свет рассеивается по всей нашей планете. Будем беречь нашу планету!
Система инновационной оценки
Использование формирующего оценивания, обсуждение критериев с учащимися
Информация о домашнем задании
Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения Д/З
Проверка соответствующих записей
Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества
А теперь возьмите в руки ваши карандаши: зеленый, желтый и красный. Поднимите ЗЕЛЕНЫЙ карандаш, если — вы довольны собой, вам понравился урок, у вас все получилось, во время урока не возникало трудностей. ЖЕЛТЫЙ, если — у вас не все получилось, что-то было непонятно, но вы постараетесь на следующем занятии.
И КРАСНЫЙ – вам ничего не понятно и сегодняшний урок не понравился.
Система инновационной оценки
Источник
«Разнообразие природы»
Цели урока: ознакомить с разнообразием природы родного края и её классификацией; рассмотреть взаимосвязи в природе и значение природы для человека; воспитывать бережное отношение к природе.
Планируемый результат:
Формировать умение работать с текстом учебника, дополнительной информацией, рисунками, использовать Интернет-ресурсы.
Развитие творческих способностей: Формировать потребности к использованию информационных ресурсов, стремление к самообразованию.
Тип урока – урок-исследование с применением ИКТ и технологии развития критического мышления.
Задачи урока: предварительно провести исследования природы родного края, изучить растения родного края в ходе экскурсий в лес. Закрепить знания о природе родного края (живой и неживой), формировать коммуникативные умения учащихся, развивать мыслительную деятельность учащихся, определить значение природы для человека, учить правильно ставить цель исследования, развивать умения самостоятельно заниматься проектной деятельностью.
Оборудование урока: учебник А. А. Плешакова «Окружающий мир. 3 класс» 1 часть, мультимедийная презентация урока; энциклопедии; книги и журналы о природе; Интернет-ресурсы; материалы-заготовки учащихся к проектным работам, проектные работы учеников.
I. Организационный момент
2.Постановка учебной задачи (вызов).
Доскажите словечко и узнайте тему нашего урока.
Итак, давайте вспомним, что же такое природа? (Это всё, что нас окружает и не сделано руками человека.)
А сейчас кто желает поработать у доски? (собрать опорную схему «Живая-неживая природа»)
4.Проверка домашнего задания.
Пока . составляет схему, проверим, как вы подготовили домашнее задание. Дома, вы должны были поработать со словарём и найти определение значения слова — науки, изучающей природу.
Кто желает выступить? (Биология — от греческих слов «биос»-живое, «логос» — наука).
Оцените ответ . с помощью смайликов.
Правильно ли составлена схема? Оцените работу . используя сигналы светофора.
Вопрос всему классу: Назовите особенности живой природы. (Живые организмы дышат, питаются, растут, развиваются, приносят потомство и умирают).
5.Актуализация знаний.
Послушайте стихотворение, которое прочитает вам Цыганова Яна и попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего урока. (Стихотворение «Малая родина»)
Правильно, тема нашего урока: «Разнообразие природы нашего края». Мы — частички этой красивой планеты Земля. Это — наш общий дом. Поэтому, если все люди будут беречь и заботиться о природе родного края, то мы сумеем сохранить для наших потомков всю единую экосистему нашей чудесной планеты.
В каком краю мы живём? (Нижегородская область, Кулебакский район, село Шилокша)
Кто желает показать и рассказать нам по карте Нижегородской области расположение нашего района и с кем мы соседствуем.
А чем же богата наша область? (леса, реки, озёра, горы)
С помощью чего обозначены богатства нашей области на карте? (цвет, знаки полезных ископаемых. )
6. Решение учебной задачи с опорой на проекты учащихся.
Настя Воронина нам расскажет по своему мини-проекту о нашем селе. (презентация)
Ребята, я попыталась на доске воссоздать картину природы нашего края. (на доске фрагмент села без растений). Удалось ли мне это? (Нет, чего-то не достаёт. ) Оцените мою работу используя сигналы светофора. (показывают красный цвет) Помогите мне воссоздать полноценную картину природы нашего села! Если вы любите природу и заботитесь о ней, то сегодня вы можете стать настоящими исследователями и принять участие в нашем общем проекте «Разнообразие природы нашего края». (совместный проект учителя и учащихся)
7.Физкультминутка. Игра «Живое — неживое».
Я называю слова. Если это объект живой природы, вы прыгаете и хлопаете в ладоши. а если неживой природы — стоите на месте. (Рыбка, дождь, гора, сова, рябина, ветер, маслёнок, ученик, подсолнух, гром).
8. Практическая работа. Выполнение мини-проектов.
А сейчас вернёмся к нашей сегодняшней задаче — воссоздадим картину природы нашего края.
Давайте вспомним правила работы в группах. (не шуметь, работать дружно, слаженно, называть друг друга по имени. )
Мы сейчас разделимся на группы и выполним мини-проекты:
1 группа «Гидрологи» — займутся исследованием водоёмов нашего края. Плакат «Реки и их обитатели»
2 группа «Зоологи» — изучат и создадут плакат «Животных нашего края».
3 группа «Ботаники»- покажут красоту растительного мира нашего края. Презентация «Растения нашего края.
4 группа «Археологи» — займутся изучением природных богатств нашего села. Создадут карту полезных ископаемых нашего села.
9.Презентация и защита мини-проектов.
1 группа «Реки нашего села.»
2 группа представление плаката «Животные нашего края».
3 группа проект-презентация Голубевой Вероники по теме «Растения нашего края».
4 группа «Карта природных богатств нашего села».
Групповое оценивание выступлений детьми по шкале самооценки.
Лист самооценки _________________________
Работа на уроке Оценка ученика Оценка учителя
1. Помогал выполнять задания в группе
2. Работал на уроке с учебником, выполнял письменные задания
3. Внимательно слушал учителя, одноклассника
4. Активно работал на уроке
1. Прочитать статью «Природа» (учебник, с. 98-99)
Источник