Конспект урока на тему «День птиц»
Цель : формирование у детей бережного отношения к птицам.
· расширять знания учащихся о птицах через беседу по теме занятия;
· закреплять знания о том, какие звуки издают птицы через прослушивание аудиозаписи;
· закреплять умение распознавать птиц по их признакам через проведение экологической игры;
· развивать у детей внимание, познавательную активность на протяжении всего занятия;
· способствовать развитию наглядно-образного мышления через работу с иллюстрациями;
· развивать фонематический слух у учащихся через прослушивание аудиозаписи.
· воспитывать заботливое отношение и интерес к птицам через беседу;
· воспитывать любовь и бережное отношение к природе на протяжении всего занятия;
· воспитывать уважительное отношение друг другу через выслушивание мнений других.
Участники: ученики начальных классов.
Оборудование и оснащение: компьютер с мультимедийным проектором и экраном .
Подготовительная работа:
1. Оформление помещения для проведения классного часа.
2. Карточки с пословицами.
3. Карточки с изображением птиц.
4. Карточки с названиями продуктов питания.
5. Карточки с буквами.
6. Музыка: “Голоса птиц”,
7. Презентация: кроссворд
8. Разучивание с детьми сценки «Этот случай был в апреле»
9. Подготовка детей с мини-докладами о птицах.
Наглядный и раздаточный материал: Карточки с пословицами; карточки с изображением птиц; карточки с названиями продуктов питания; карточки с буквами; карточки со словами для сценки и доклада.
2.Постановка темы занятия и проблемной ситуации
5.Рубрика «Народные мудрости»
9.Рубрика «Есть или не есть» 10. Физкульминутка 11. Рубрика «Перекличка» 12.Рубрика «Отгадай если сможешь» 13. Рубрика «Юные натуралисты» 14. Подведение итогов
1.Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Мы рады вас приветствовать на сегодняшней телепередаче, а чему она будет посвящена, вы узнаете немного позже. С вами сегодня ведущие: Я- Татьяна Сергеевна.
И немного о погоде. Сегодня солнечный день, осадков не ожидается, за окном +2. Весна стремительно вступает в свои права.
2.Постановка темы занятия и проблемной ситуации.
Ребята, а с чем у вас ассоциируется весна? (тает снег, бегут ручьи, прилетают птицы…)
Сегодня мы поговорим птицах. Но о чем конкретно пойдет сегодня речь, вы узнаете из нашей постоянной рубрики «Письмо дня». Для этого закройте глаза,внимательно прослушайте стихотворение, которое нам прислала одна из наших телезрительниц. И подумайте, о чем в нем говорится.
Вед.1. Читает стихотворение под музыкальное сопровождение «пение птиц».
Что ты тискаешь утенка?
Он малыш, а ты — большой.
Ишь, задравши головенку,
Рвется прочь он всей душой.
Ты представь такую штуку —
Если б толстый бегемот
Захотел с тобой от скуки
Поиграть бы в свой черед?
Взял тебя бы крепко в лапу,
Языком бы стал лизать.
Ух, как стал бы звать ты папу,
И брыкаться, и кричать.
Ты снеси утенка к утке,
Пусть идет купаться в пруд.
Лапы мальчика не шутки,
Чуть притиснешь — и капут.
О чем же говорится в этом стихотворении?
Что хочет донести автор до читателя этими словами? (Нельзя ловить птиц, обижать их, держать в клетке и т.д.)
Я с вами полностью согласна.
А как же мы можем обобщить это все?
Такова тема нашей телепередачи «Берегите птиц».
Рубрика «Народные мудрости».
Итак, первая рубрика «Из истории»
Сегодня, дети, мы поговорим о наших добрых и верных друзьях – птицах. Вот уже 111 лет во всем мире и 91 год в России традиционно в марте и начале апреля отмечают Международный день птиц. Официально этот день 1 апреля.
Для всех не секрет, что птицы населяют все уголки нашей планеты.
-Ребята, а в каких необычных местах мы можем встретить птиц?(в горах, в лесу)
Они встречаются и высоко в горах, и в ледяной приполярной пустоте, и в безводных песках, и над безбрежными просторами океанов.
-А чем птицы полюбились так человеку? Ведь они просто летают, живут своей жизнью.
Действительно, они радуют нас стремительным легким полетом, красивым пением, разнообразной окраской оперения. Многие птицы приносят большую пользу, уничтожая вредных насекомых и личинок. А другие просто украшают нашу чудесную и обширную Родину.Мы привыкли к соседству птиц, привыкли видеть и слышать их. Возможно, поэтому множество поверий и поговорок, так или иначе, связано с пернатыми.
5.Рубрика «Народные мудрости»
Переходим к рубрике «Народные мудрости»
Птицы постоянно, везде и всегда, на протяжении всей жизни сопровождают человека.люди даже складывали оних народные мудрости.
-А сейчас каждому ряду я раздам по 1 пословице. Ее вам необходимо собрать и объяснить смысл.
1р. Красна птица пером, а человек- умом.
2р. Слово — не воробей, вылетит- не поймаешь.
3р. К недоброму человеку и голубь не летит.
6. Рубрика «Своими словами»
Рубрика «Своими словами», в которой мы проведем с вами экологическую игру.
Сейчас я раздам по 1 картинке на 2 парты с изображением птиц. Вам необходимо составить описание этой птицы. Подход к этому заданию должен быть творческий. Описание может быть в виде загадки, стихотворения. Изображение птицы, которая вам достанется, вы не должны показывать никому. Так как по вашему описанию класс должен узнать, о какой птице идет речь.
(аист, воробей, дятел, пингвин, сорока, голубь)
Итак, слушаем первую группу…вторую…
-Молодцы, ребята! Вы отлично знаете птиц и их характеристики.
Прошу всех встать. Повторяем движения за нами.(море море привет)
8.Рубрика «Юные таланты»
А мы переходим к рубрике «Юные таланты».
-Вашему вниманию, мы предлагаем посмотреть небольшую миниатюру «Этот случай был в апреле».
Этот случай был в апреле.
С юга птицы прилетели
Должен жить здесь я – Скворец!
Воробей :
— Ни за что! Моя квартира!
А сейчас под этой кровлей
Для семьи гнездо готовлю.
И не тронусь! Хоть убей!
Не упрямься! Мне в наследство
Этот дом достался с детства.
Вылетай, мой клюв остер…
А не то…(подбрасывает незаметно перышки)
Со скворечней Миша вышел
Быстро с нею влез на крышу,
Крепко-крепко привязал
Только Миша слез долой,
В новый дом переселился
И с соседом помирился. (Уходят.)
-О чем эта миниатюра?( о птицах)
-Почему произошел конфликт? (потому что каждая птица хочет жить в домике, но птиц 2, а домик 1)
-Кто помог выйти из ситуации?(мальчик)
— Ребята, как вы считаете, птицам нужна помощь человека?
-Для чего?( для того, чтобы птицы могли пережить трудные времена-зиму, чтобы было где птицам жить)
-Когда мы помогаем птицам? (всегда, особенно осенью и зимой)
-А как человек может помочь птицам?
-Совершенно верно. Птицы нуждаются в человеке. Особенно это происходит на кануне зимы и в начале весны. Зимой, мы помогаем птицам – зимующим, а весной мы встречаем перелетных птиц. И вы только представьте, как тяжело перелетным птицам. Долгий путь, плохая погода, мало еды- все это преодолевают они. И ,к сожалению, не все птицы возвращаются обратно.
— И вы правильно сказали, что мы- люди, делаем самые различные кормушки, скворечники.
-Ребята, поднимите руку, кто уже делал кормушку или скворечник?
-Посмотрите, какие кормушки можно сделать из деревянных дощечек, из пластиковых бутылок (на экране).
9.Рубрика «Есть или не есть»
— А что мы можем положить в кормушку, сейчас узнаем из рубрики «Есть или не есть?»
— На столе лежат карточки,на которых написаны различные продукты питания. Вам необходимо определить, что можно класть птицам в кормушку, а что нельзя. По цепочке, выходите к доске, возьмите карточку и повесьте ее туда, куда посчитаете правильным: к столбику «есть» или к столбику «не есть».
— А теперь, уважаемые телезрители, давайте немного поиграем.
Когда я буду называть птиц, которые летают ,вы, как птицы, раскрываете руки в стороны, а если птица, которую я назову не летает- опускаете.( пингвин, лебедь, воробей; страус, синица, чайка; ворона; индюк).
А сейчас мы усложним задачу. Когда я назову перелетную птицу- вы хлопаете, неперелетную- топаете.
И мы продолжаем наш прямой эфир в рубрике «Перекличка»
Обратите внимание на доску
Здесь вы видите набор букв. Из них нужно составить как можно больше слов, имеющих отношение к миру пернатых. Буквы можно использовать только один раз в одном слове. Задание выполнять вы будете в парах, записывая полученные слова на листах.
(Птица, аист, ястреб, стриж, цапля и т. д.)
Итак, зачитываем слова, которые у вас получились.
12. Рубрика «Отгадай , если сможешь»
Следующая рубрика «Разгадай, если сможешь».
Вашему вниманию предлагается кроссворд, ответы на который вы получите, отгадав загадки.
Кроссворд
Хищный клюв — всегда крючком.
Спит на дереве лишь днем. (Сова.)
И в полях поет, поет. (Жаворонок.)
Известная персона. Это. (ворона).
И полоска галстучка. (Синица.)
5 . Кто там прыгает, шуршит,
Кле! Кле! Кле! — поет со свистом. (Клест.)
6 . Он прилетает каждый год
А все же голос свой имеет. (Скворец.)
7. Ведь день рыбак в воде стоял,
Поднялся ввысь — и был таков. (Пеликан.)
Он поет, поет, поет. (Соловей.)
9. Сероспинный, красногрудый,
С первым снегом прилетает. (Снегирь.)
Разве в этом есть нужда? (Вертишейка.)
11 . Кто в беретке ярко-красной,
В черной курточке атласной.
Все стучит, стучит, стучит. (Дятел.)
— Прочитаем хором слово в выделенной строке. (Орнитология.)
— Орнитология — это наука, изучающая жизнь птиц.
-А как вы думаете, как называют людей, которые изучают птиц?
13. Рубрика «Юные натуралисты»
И сейчас, из рубрики «юные натуралисты» будущие орнитологи расскажут вам о некоторых птицах.
Воробушек – птичка маленькая, длина его тела — около 15-17 см, вес — 24-35 г, но при этом он имеет крепкое телосложение. Голова округлой формы и довольно большая. Клювик длиной около полтора сантиметра, толстенький, конической формы. Хвостик приблизительно 5-6 см, лапки – 1.5-2.5 см. Самцы по размерам и весу больше самок.
Клёст — крупная птица окраса спелой малины с длинными и узкими крыльями, короткими толстыми лапами с сильными пальцами, заканчивающимися острыми когтями, коротким раздвоенным хвостом и густым оперением. Главная отличительная особенность клеста — клюв, сложенный крестиком. Такой своеобразный клюв помогает птице отгибать чешуйки шишки и ловко доставать из неё семена. Сосновые и еловые семена содержат в себе много смолы, которую очень любят клесты, она им совершенно не вредна для здоровья.
В природе насчитывается около 20 видов дятлов. Живут в лесной зоне Северной Америки, севере Африки и Евразии. Они бывают мелкого и среднего размера, строение у всех примерно одинаковое. Самый распространенный и известный вид – это большой пестрый дятел. Птица довольно крупная. Туловище длиной до 27 см, а размах крыльев – до 50. Вес небольшой, около 100 г.
Скворцы — из отряда воробьиных.птицы среднего размера, длина тела составляет в среднем 20 см, вес — около 100 г. Клюв у этих птиц прямой и острый, среднего размера, крылья умеренной длины, а хвост прямой, у многих видов длинный. В целом скворцы имеют довольно плотное телосложение, густое и жесткое оперение.
Голуби – птицы из отряда голубеобразные, семейства голубиные. Приручен дикий голубь был около 5 000, а возможно и 10 000 лет назад. Длина крыла голубя составляет 20-27 см, вес колеблется в пределах от 200 до 650 г. Является символом мира.
Вот и подошла к концу наша телепередача.
Завершить ее хотелось бы такими словами:
Берегите, люди, птиц
Галок, голубей, синиц.
Для природы все важны,
Очень ей они нужны.
А нарушится баланс,
Нам не даст природа шанс-
Сократит и наши дни
Всё, чем кормятся они,
Будет жить и процветать,
Урожай уничтожать,
Есть листву в лесах, садах,
А для нас ведь это крах,
Листья — это кислород,
Станет чем дышать народ?
Источник
Конспект занятия «Международный день птиц. Кто такие птицы?»
план-конспект урока по окружающему миру
Цель: познакомить с птицами как одной из групп животных, организовать деятельность по изучению внешнего строения и отличительных признаков птиц, познакомить с их разнообразием.
Скачать:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку окружающего мира «Кто такие птицы? Кто такие звери» Зоопарк»
Данная презентация предназначена для проведения урока окружающего мира в 1 классе по теме «Кто такие звери? Зоопарк».
конспект урока окружающего мира «Кто такие птицы» 1 класс
Конспект внеурочного занятия по окружающему миру «День птиц»
Праздничное мероприятие, посвящённое Дню птиц (22 марта).
Конспект мероприятия «День птиц»
«День птиц» — сценарий праздника в 3 классе.
Конспект экологического праздника «День птиц»
В данном конспекте представлен увлекательный материал,конкурсы для младших школьников, который поможет им лучше узнать о наших пернатых друзьях — птицах.
Конспект мероприятия по внеурочной деятельности «День птиц»
Тема: «День птиц»Цель: познакомить учащихся с историей возникновения Международного дня птиц;Задачи: Расширять кругозор учащихся, поддерживать интерес к получению новых знаний;Развивать по.
Конспект занятия «День птиц»
Конспект внеурочного занятия «День птиц".
Источник