Конспект урока где зимуют птицы

Конспект урока по окружающему миру 1 класс «Где зимую птицы»
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Цели: расширять знания о птицах, зимующих в наших краях, и перелетных; воспитывать заботливое отношение к птицам.

Планируемые результаты: учащиеся поймут, что птицы зимуют по-разному.

Какие районы есть на Земле? (Холодные и теплые.)

О каких холодных районах Земли мы узнали? (О Северном Ледовитом океане и Антарктиде. )

Чем похожи эти районы? (Покрыты снегом и льдом.)

В каких районах Земли круглый год жарко? (В саванне и тропическом лесу. )

— Ребята, сейчас я прочитаю вам два рассказа, но в них есть ошибки. Слушайте внимательно и найдите их.

Один из холодных районов Земли — это Северный Ледовитый океан. Здесь расположен Южный полюс. Океан скован мощными льдами и покрыт снегом. Здесь холодно, но, несмотря на это, животные не замерзают. Белых медведей, пингвинов, моржей и тюленей спасают густая шерсть и толстый слой подкожного жира.

( Ошибки : в районе Северного Ледовитого океана расположен Северный полюс; пингвины здесь не живут, они обитают в Антарктиде.)

На Земле есть районы, где круглый год жарко. Здесь расположены поросшие травой открытые пространства — саванны, а также густые влажные тропические леса. В жарких районах Земли живут слоны, моржи, носороги, львы, зебры, обезьяны. А в реках тропического леса можно встретить крокодилов и тюленей.

( Ошибки: моржи, тюлени — животные Северного Ледовитого океана. )

Не может наш Муравьишка без загадок. Вот и сегодня ему не терпится их вам загадать. Кто сможет отгадать?

«Пор-р-ра! Пор-р-ра!» А что — пора?

В лесу под щебет, звон и свист

Стучит лесной телеграфист:

Очень уж суровы Филины и… (совы).

(Учитель читает рассказ Ю. Дмитриева.)

Птиц на земле, конечно, меньше, чем насекомых, но все-таки их очень много — около 9 тыс. видов. Есть птицы очень большие, чуть ли не двухметровой величины, есть и совсем крошечные, не больше бабочки или стрекозы, и весящие несколько граммов.

Есть птицы, которые могут летать выше облаков, а есть и такие, которые вовсе не могут летать.

Одни птицы живут в лесу, другие — в степи. Но есть и такие, которые не могут жить ни в степи, ни в лесу. Они живут только в пустыне или горах. А другие — только на берегу моря.

Одни птицы питаются рыбой, другие — насекомыми. Есть хищные птицы, которые поедают других зверей и птиц, а есть «вегетарианцы», которые едят только растительную пищу, в основном ягоды и семена.

Одни птицы селятся в дуплах, а другие вьют себе гнезда на земле или в ветвях деревьев и кустов. В гнездах у птиц — птенцы. Но птенцы тоже бывают очень разные…

— Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке. (О птицах.) –

Прочитайте тему урока на с. 16 учебника. (Где зимуют птицы?)

— Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.

— Что вам уже известно о птицах? (Птицы — это животные, тело которых покрыто перьями.)

Читайте также:  Вред птицам от мусора

(Дети также знакомы со строением птиц, знают зимующих птиц и могут вспомнить, как правильно их подкармливать.)

— Птиц, которые остаются в наших краях на зиму, так и называют — Зимующие. Назовите этих птиц. (Воробей, ворона, дятел, синица, свиристель, поползень, дрозд-рябинник, сорока, галки, голуби и др.)

Эти птицы не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы. И все-таки тяжело им зимой. Особенно трудно маленьким птичкам. Из десяти, может быть, одна-две доживают до весны.

— Как можно помочь птицам зимой? (Сделать кормушки и на-сыпать туда зерна, крупу или хлебные крошки.)

— Но кроме зимующих птиц есть и другие, например ласточка, жаворонок, соловей. А где же они проводят зиму? (Улетают в теплые края.)

— Поэтому их называют перелетными. Отгадайте загадки про этих птиц.

Что за весенняя черная птица

Любит за плугом ходить и кормиться?

Что за весенняя черная птица

Прямо на трактор чуть не садится? (Грач.)

Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка.)

Кто без нот и без свирели

Гнездо свое он в поле вьет,

Вашли в стихотворения. (Жаворонок.)

В голубенькой шапочке, бурой сорочке

В саду, где набухли на яблоне почки,

Он ежится, зябнет на ветке росистой.

Но песни не бросит певец голосистый:

На яблоньке звонко поет, не смолкая,

Встречая зарю долгожданную мая. (Зяблик.)

«Фи-тиц!» — флейтой на рассвете

У речки слышен звук высокий…

И прячется в густой осоке.

Чуть свет блеснет, она задорно

Два цвета — золотой и черный –

Пестрят в наряде птицы звонкой.

Вспугни ее хотя б немножко –

Народом исстари зовется. (Иволга.)

Им с ходулей не сойти. (Журавли. )

— Рассмотрите рисунок на с. 16. Отметьте синими фишками зимующих птиц, а красными — перелетных. (Самопроверка по учебнику (с. 84-85).)

VI. Продолжение работы по теме урока

Где же все-таки зимуют перелетные птицы? Порассуждайте об этом с соседом по парте. Выскажите свои предположения, а он пусть выскажет свои. Объясните, почему вы так считаете.

(Работа в парах. Проверка. Учащиеся высказывают предположения и доказывают их.)

— Узнайте новую информацию об этом из фотографий на с. 17. (Учащиеся сначала объясняют своими словами, затем читают текст на с. 85.)

— Куда улетают ласточки? (В Африку.)

— Что вместо колец в последнее время используют ученые? (Радиопередатчик. )

— Мудрая Черепаха приготовила для вас хитрый вопрос: почему одни птицы остаются на зиму, а другие улетают? Чтобы ответить на этот вопрос, можно использовать подсказку на с. 17. (Птицам не хватает корма.)

(Учитель читает описание птицы. Задача детей — как можно ка зеленая, на гол быстрее узнать ее. Команда, отгадавшая птицу раньше, получает одно очко, затем описание птицы учитель дочитывает до конца)

1. Обычно эти птицы прилетают весной на старое гнездо и тут же начинают его ремонтировать, поэтому каждый год оно увеличивается и иногда становится таким большим, что в нем вьют гнезда мелкие птички — воробьи, скворцы. Гнездо можно увидеть на деревьях, на столбах и даже на крышах домов. Считается, что эта крупная белая птица приносит счастье, поэтому люди всегда радуются, если она вьет гнездо на крыше дома.

Читайте также:  Вся польза от птиц

Каждый год у этих птиц появляются птенцы. Больше месяца родители высиживают их: мама сидит обычно ночами, а папа — днем. К концу лета птенцы вырастают и улетают одни, без родителей, зимовать в Африку. Взрослые птицы улетают позднее. У этих птиц нет голоса: они не умеют петь и кричать. Разговаривают друг с другом, треща клювом, постукивая нижней половинкой клюва о верхнюю. (Аисты. )

2. Рано весной, едва зазеленеют леса, из березовой рощи послышится знакомый голос этой перелетной птицы. Она зимовала в жаркой Африке, а теперь прилетела сюда, чтобы отложить яйца и продолжить свой род. Но делает она это не так, как все птицы. Она не вьет гнезда и не заботится о своих птенцах. В течение весны она откладывает более 20 яиц и по одному подбрасывает их в гнезда других птиц. Эта птица — большая труженица. Она поедает мохнатых гусениц, которых не едят другие птицы, и спасает лес от гибели. (Кукушка. )

3. Из соломинок, глины лепят эти птички гнезда на домах, сараях, под балконами и карнизами. Некоторые гнездятся в норах на высоком берегу реки. Норы они выкапывают сами. Глядя на птиц, резвящихся в небе, мы думаем, что они играют. На самом деле они неустанно ловят мелких мошек, мух и комаров, которые летают в воздухе. Эти птички редко и неохотно опускаются на землю, а для отдыха садятся на тонкие ветки или провода. Даже воду пьют и купаются на лету, проносясь над водой и зачерпывая ее клювом. (Ласточки.)

4. Птичка ростом с воробья. С утра до вечера без устали перепархивает она с ветки на ветку, внимательно осматривая каждый утолок и каждую трещинку на дереве, беспрестанно склевывая мушек и притаившихся жучков. Зимой эти птицы прилетят к нашим домам за помощью; они будут клевать все, что вы дадите: зерно, крупу, крошки хлеба, кусочки мяса и сала. У этих птичек белые щечки и грудка, желтое брюшко, спинка зеленая, на голове черная шапочка, а крылья серо-голубые.(Синицы.)

3. Выполнение заданий в рабочей тетради

— Рассмотрите рисунки. Каких птиц вы смогли узнать? Соедините линиями изображения и названия птиц.

— Остальных птиц узнайте с помощью атласа-определителя.

— Прочитайте задание и внимательно рассмотрите схемы.

— Каким цветом нужно обозначить направление осенних пе-релетов птиц? (Синим.)

— Выполните задание. (Проверка.) Можно организовать работу со школьным словариком «Птицы России».)

Игра «Третий лишний» (Учитель говорит названия трех птиц, учащиеся должны назвать лишнюю птицу и объяснить свой выбор.

Скворец, поползень, журавль.

— Оцените свои достижения на уроке.

VIII. Подведение итогов урока

— Вернемся к учебной задаче урока. Мы узнали о том, птицы зимуют по-разному. Какие названия они получил в зависимости от этого? (Те, которые зиму проводят в наших краях, называются зимующими, а те, которые на зиму улетают в теплые края, — перелетными.)

Рекомендации для занятий дома

  1. Узнать дополнительные сведения о жизни птиц. Можно воспользоваться школьным словариком «Птицы России» или другими источниками.
  2. Познакомиться с информацией на страничках для любознательных в учебнике (с. 18-19).

С утра до позднего вечера слышится в лесу стук дятла. Упершись в ствол хвостом и зацепившись сильными лапами, он долбит дерево крепким клювом, чтобы достать из-под коры насекомых. У дятла длинный и узкий язык, которым он добывает жучков и гусениц из выдолбленных отверстий.

Читайте также:  Какие звуки издают домашние птицы

Зимой дятлы кормятся семенами сосен и елей. Сорвет дятел шишку и несет ее в свою кормушку — щель в дереве. Зажмет шишку и за пять минут выберет все семена. Целый день работает дятел, и под деревом скапливается гора пустых шишек.

В наших лесах живут несколько видов дятлов: черный, зеленый и пестрый. Каждый дятел выводит свои барабанные трели. Трели бывают длинные и короткие. Длина каждой барабанной дроби имеет свое значение: так, он может сердиться на соперника, который прилетел на его территорию, или звать подругу в гнездо.

Дятел — лесной санитар. Он прилетает и в сады, чтобы избавить их от вредителей. Понаблюдайте за этой красивой и неутомимой птицей.

И осину полечу. (Г. Ладонщиков)

Источник

Открытый урок по окружающему миру ТЕМА: ГДЕ ЗИМУЮТ ПТИЦЫ? 1 класс ШКОЛА РОССИИ
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Материал урока поможет детям научиться различать зимующих и перелетных птиц; группировать их по определенным признакам; объяснять причины отлета птиц в теплые края; приводить примеры зимующих и перелетных птиц. Используя представленную информацию для получения новых знаний, смогут научиться выдвигать предположения и доказывать их.

Скачать:

Предварительный просмотр:

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 1 КЛАСС ШКОЛА РОССИИ

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся различать зимующих и перелетных птиц; группировать птиц по определенным признакам; объяснять причины отлета птиц в теплые края; приводить примеры зимующих и перелетных птиц; получат возможность научиться выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни; владеть диалогической формой речи в заданной ситуации.

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности; формирование личностного смысла учения, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться):

Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме по теме урока; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают учебную задачу; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа.

Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партнером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые высказывания.

Организационная структура урока

Источник

Оцените статью