Конспект урока география 10 класс природные ресурсы

Конспект урока по географии 10класс «Мировые природные ресурсы»

Образовательная: усвоить понятие «ресурсообеспеченность»; представ­лять основные закономерности размещения минеральных ресурсов мира и обеспеченности стран и регионов полезными ископаемыми, уметь определять по таблицам и картам степень ресурсообеспеченности стран и регионов мира.

Воспитательная: воспитать бережное отношение к природе

Развивающая: развивать умения и навыки работы с картами и текстом, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

— выявить существенные признаки и компоненты понятия «ресурсообеспеченность»;

— квалифицировать страны мира в связи с обеспеченностью полезными ископаемыми;

— определять по таблицам и картам степень ресурсообеспеченности стран и регионов мира;

— приводить примеры негативного влияния жизнедеятельности человека на природу;

Оборудование: карта «Природные ресурсы мира», таблицы, атласы.

Тип урока: комбинированный

Вариант 1. Показать на карте страны с монархической формой прав­ления, унитарные государства.

Вариант 2. Показать на карте страны с республиканской формой прав­ления, федеративные государства.

II .Изучение нового материала

Учитель: Сегодня мы ознакомимся с географией минеральных ре­сурсов. Научимся определять уровень обеспеченности ресурсами стран и регионов мира. Вы выполните практическую работу по определению ресурсообеспеченности стран и регионов.

Мы с вами знаем, что природные ресурсы делятся на исчерпаемые и неисчерпаемые.

Неисчерпаемые ресурсы — это энергия ветра, Солнца, приливов и отливов, геотермальная энергия. Эти виды ресурсов не исчезнут на Зем­ле, не смотря на объёмы их использования. Сколько бы мы не построили солнечных электростанций, Солнце не будет менее ярко светить.

Другая группа ресурсов — исчерпаемые. Они могут истощаться при больших объёмах их использования. Исчерпаемые ресурсы делятся на возобновимые и невозобновимые. К невозобновимым ресурсам относят­ся минеральные ресурсы или полезные ископаемые. Возобновимые ре­сурсы можно восстановить. К возобновимым относятся земельные, лес­ные, водные, биологические, рекреационные ресурсы.

Вопрос: Вспомните, как можно восстановить эти ресурсы? (Земель­ные — с помощью рекультивации и мелиорации, биологические с помощью создания особо охраняемых территорий — заповедников, заказников, наци­ональных парков.)

Запасы природных ресурсов не одинаковы и распределены неравно­мерно. В разных странах и регионах степень ресурсообеспеченности нео­динакова.

Что такое ресурсообеспеченность и как ее можно определить? (Ресурсообеспеченность — это соотношение между величиной природных ресурсов и раз­мерами их использования.Её можно выразить количеством лет, на которые дол­жно хватить данного ресурса, либо его запасами из расчета на душу населения.)

На показатель ресурсообеспеченности (Р) влияет не только величина запасов ресурсов, но и величина их добычи. Минеральные ресурсы отно­сятся к невозобновимым. Добыча минеральных ресурсов постоянно рас­тет, и это является причиной того, что ресурсообеспеченность полезными ископаемыми в мире резко уменьшается.

Читайте также:  Департамент природных ресурсов свердловской области директор

Задание № 1. Определите ресурсообеспеченность стран топливными ресурсами (углем), используя данные приложение учебника таблицы 5:

Ресурсообеспеченность (на сколько лет хватит ресурса)

Сделайте выводы о ресурсообеспеченности различных стран углем.

Вывод: Страны обеспечены углем неодинаково. Ресурсообеспечен­ность углем в целомзначительна, так как угля в странах хватит на сотни лет. Большая часть стран, имеющая запасы угля — развитые страны. Са­мые большие запасы угля имеет США, но при больших объемах добычи, ресурсообеспеченность этой страны не самая высокая.

Задание № 2. Определите ресурсообеспеченность стран нефтью ис­пользуя данные приложения учебника таблица 3.

Сделайте вывод о ресурсообеспеченности стран нефтью.

Вывод: Ресурсообеспеченность стран нефтью ниже, чем углем. Страны имеют неодинаковуюресурсообепеченность нефтью. Среди богатых нефтью стран выделяются страны развивающиеся (ОПЕК, страны Персидского зали­ва). Самая высокая обеспеченность нефтью у Ирака, ОАЭ, Кувейта. Для раз­витых стран характерны большие объемы добычи, но постепенно исчерпыва­ющиеся запасы нефти, поэтому степень ресурсообеспеченности их невысока.

Задание № 3. Определите ресурсообеспеченность стран газом, исполь­зуя данные приложения учебника, таблица 4.

Вывод: Ресурсообеспеченность газом в целом в мире невысока. Стра­ны имеют неодинаковуюресурсообеспеченность газом. Самая высокая обеспеченность газом у ОАЭ, Саудовской Аравии, Венесуэлы. Из стран, имеющих значительные запасы газа, наименьшую обеспеченность дан­ным ресурсом имеет США. Россия имеет самые большие запасы газа, но и очень большие объемы добычи, поэтому газа в России хватит на 87 лет. Наибольшаяресурсообеспеченность газом в развивающихся странах.

Задание № 4. Определите ресурсообеспеченность мира и его реги­онов топливными ресурсами, используя данные приложения учебника, таблица 3.

Сделайте вывод о ресурсообеспеченности мира и регионов топливны­ми ресурсами.

Вывод: Ресурсообеспеченность топливными ресурсами в мире неоди­накова. Наиболее высокая обеспеченность газом и углем. Ресурсообес­печенность нефтью невысока (40 лет). Зарубежная Азия имеет более вы­сокую обеспеченность топливом, чем Зарубежная Европа. В 21 веке че­ловечество будет больше использовать угля и газа, так как этими видами топлива мир в целом обеспечен лучше, чем нефтью.

Учитель: Вспомните, какова закономерность размещения полезных ископаемых? (Нерудные полезные ископаемые залегают в осадочных чех­лах платформ, а рудные — в фундаментах платформ и в складчатых обла­стях.)

Рассмотрим ресурсообеспеченность стран и регионов рудами. Наибо­лее используемые руды — железные, медные, алюминиевые, оловянные.

I V . Вопросы для закрепления

1. Почему о ресурсообеспеченности нельзя судить только по разме­рам запасов?

2. Какие страны имеют наибольшую обеспеченность углем?

3. Какие страны наиболее обеспечены нефтью?

Читайте также:  Выращивание томата природное земледелие

4. Назовите страны, имеющие наибольшую обеспеченность газом.

5. Где на земле находятся рудные пояса?

6.Какими рудами богата Юго-Восточная Азия?

7. Где находятся «медные пояса»?

8. В чем заключаются изменения, происходящие в структуре земельного фонда?

9. Каким топливом мир наиболее обеспечен? (Уголь, газ.)

10. Что означает выражение: «поиски полезных ископаемых идут по двум направлениям — «вглубь» и «вширь»?

1. Прочитать текст учебника, с.50, задание 2

2. Нанести на контурную карту основные месторождения угля, нефти, газа, железной, медной, оловянной руд.

3. Подготовить сообщение на одну из тем:

1. Водные ресурсы суши: проблемы пресной воды.

2. Биологические ресурсы планеты.

5. Климатические и космические ресурсы.

Источник

Конспект урока по теме: «Природные ресурсы и их виды.» — 10 класс

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.
Технология: урок с применением приёма «зигзаг»..

· карта «Полезные ископаемые мира»

· УМК для учащихся: учебник В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира», тетрадь с печатной основой к учебнику, атлас

· раздаточный материал для выполнения групповой работы

· настенная контурная карта

Цель урока: сформировать представ­ление об основных закономерностях размещения природных ресурсов мира и обеспеченности стран и регионов полезными ископаемыми; закрепить умение определять по таблицам и картам степень ресурсообеспеченности стран и регионов мира; развивать умения и навыки работы с картами и текстом.

  1. Закрепить понятие «природные ресурсы»,
  2. Развивать коммуникативные навыки работы в группах при выполнении заданий.
  3. Развивать навыки взаимоконтроля и взаимооценки.
  4. Воспитывать культуру умственного труда и уважение к работе с товарищами.

I. Организационный этап. Актуализация знаний – 1 мин.

II. Работа в группах –приём «зигзаг» – 20 мин.

III. Проверка выполнения работы и обобщение полученных знаний – 15 мин.

IV. Подведение итогов урока. Рефлексия учащихся – 5 мин.

V. Домашнее задание – 4 мин.

I . Организационный этап урока. Актуализация знаний.

Учитель объявляет тему урока, знакомит с целью и задачами.

Учащиеся настраиваются на урок. Готовятся вести конспект урока в рабочей тетради.

II . Повторение изученного ранее.

1.Развитие человеческого общества связано с использованием им разнообразных богатств природы. Это и тепло, и влага, и древесина, и дары леса, и энергия воды, и полезные ископаемые, и многое другое. На разных уровнях развития общества потребность человека в разных видах природных ресурсов неодинакова. Различны и возможности их использования. Они напрямую зависят от уровня развития науки и техники.

Таким образом, природные ресурсы – это компоненты природы, используемые в хозяйственной деятельности человека на данном этапе развития общества

Читайте также:  Министерство природных ресурсов плотность отходов

С делением природных ресурсов на группы мы познакомились в курсе географии 8 и 9 классов. Давайте вспомним эти классификации: в зависимости от происхождения,

и наиболее распространенную классификацию природных ресурсов по исчерпаемости (ребята отвечают).

2.Запасы разных природных ресурсов истощаются, и перед многими странами остро встает проблема обеспечения основными видами сырья.

Другой проблемой, связанной с использованием природных ресурсов, является неравномерность их распределения. Отдельные районы, страны, регионы, даже материки имеют различную ресурсообеспеченност. Что такое ресурсообеспеченность?

Как можно оценить ресурсообеспеченность страны? (Ребята отвечают).

III . Работа в группах. Для работы необходимо сформировать 5 групп по 6 человек. Группа получает индивидуальное задание по одному из видов природных ресурсов и инструктаж для выполнения задания.

Итак, ребята, на доске расположены цвета, которым соответствуют природные ресурсы. Вы выбираете любой цвет и садитесь за один стол. За столом находиться один вид природных ресурсов. По материалам учебника, картам атласа, статистическим материалам готовите информацию по своему виду природных ресурсов. После того, как соберёте всю информацию, садитесь снова в свои группы и рассказываете каждый о своем виде природных ресурсов. Составляете вопросы, для того, чтобы задать ребятам других групп.

Информация из учебника В. П. Максаковский

1. Земельные ресурсы. Стр.35-38

2. Ресурсы пресной воды. Стр.38-40

4. Ресурсы Мирового океана. Стр.42-43

5. Климатические и космические. Стр. 43-44

6. Рекреационные ресурсы. Стр.44-45.

IV . Проверка выполнения заданий и обобщение полученных знаний.

Ребята, в своих группах делятся информацией. В каждой группе получают знания о каждом виде природных ресурсов. Затем они задают вопросы ребятам других групп.

V . Подведение итогов урока. Рефлексия учащихся.

· Чему ты научился на уроке?

· Ваше мнение об уроке: что получилось, что нет?

Отметить успехи учащихся. Выставить отметки за урок по группам и индивидуально.

VI. Домашнее задание:

Прочитать текст «Мы оцениваем мировые природные ресурсы», стр. 31-45 учебника.

Выполнить задания № 6. 7, 9 из рубрики «Можете ли вы» на стр. 58.

Работа в парах : подготовить сообщения на темы: «Загрязнение атмосферы», «Загрязнения литосферы», «Загрязнения гидросферы», «Охрана окружающей среды».

1. Максаковский В.П. География 10 класса. М.: Просвещение, 2020.

2. Петрова Н.Н. ЕГЭ 2013. География. Сдаем без проблем! / Н.Н.Петрова, Ю.А. Соловьева. – М.: Эксмо, 2012.

3. Еженедельник «География»: №9/2006; №17/2006; №21/2006; №23/2006; №24/2006; №1/2007; №2/2007.

Источник

Оцените статью