urok_na_sayt.doc
Урок : Класс Птицы. Общая характеристика .
Цели урока: познакомить учащихся с особенностями внешнего и внутреннего строения птиц, приспособлениями к полету, сформулировать понятие «теплокровность».
Оборудование: слайды с фото птиц, проектор, экран, ПК, презентация «Внешнее строение птиц в сравнении с земноводными и пресмыкающимися», набор перьев, иллюстрации учебника.
— с какими классами Типа Хордовых мы с вами уже познакомились? (рыбы, земноводные, пресмыкающиеся);
— какие отличительные особенности им характерны?
— почему в настоящее время (зима, февраль) мы не встречаем представителей этих классов на улице? (они холоднокровные, в состоянии анабиоза);
— а каких животных можно встретить зимой? (звери, птицы) почему? (имеют постоянную температуру тела, теплокровные);
— что означает понятие «теплокровность» (в вашем понимании)? Чем она полезна или вредна? (независимость от среды обитания);
— чем обеспечивается постоянная температура тела? почему у ящериц её нет, а у птиц есть? (высокий обмен веществ, требуется больше пищи, есть теплоизолирующие приспособления).
Сегодня на уроке мы знакомимся с группой теплокровных животных, а именно с классом Птицы, узнаем, как у них обеспечивается постоянство температуры тела, какие у них есть приспособления к полету.
— Запишем и запомним понятие:
теплокровность – способность живых организмов сохранять постоянную температуру тела независимо от температуры окружающей среды (схема значения теплокровности на доске).
— Происхождение птиц (соответствующий слайд): от пресмыкающихся, умеющих перепрыгивать с ветки на ветку и планировать в воздухе за счет имеющихся складок;
— Доказательствами родства птиц с пресмыкающимися могут служить и черты сходства современных птиц с рептилиями (работа с учебником стр.134, слайд);
— Индивидуальные особенности строения птиц (учебник — стр. 134, 3 абзац, слайд).
— Самыми главными отличительными чертами во внешнем строении птиц являются:
1) Преобразование передних конечностей в крылья
Источник