План урока «Класс Птицы»
Класс Птицы. Общая характеристика класса Птицы. Места обитания и особенности внешнего строения птиц. Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности птиц. Размножение и развитие птиц. Сезонные явления в жизни птиц. Экологические группы птиц. Происхождение птиц. Значение в природе и жизни человека. Охрана птиц. Птицеводство. Домашние птицы, приемы выращивания и ухода за птицами. Лабораторная работа «Изучение внешнего строения и перьевого покрова птиц»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Цель урока: Познакомить учащихся с характеристикой птиц, раскрыть особенности их организации в связи с приспособленностью к воздушной среде обитания
— образовательные (формирование познавательных УУД):
• Сформировать знания об основных характерных признаках внешнего строения птиц, в связи с приспособленностью к полету. — воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.
— развивающие (формирование регулятивных УУД)
умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям; формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Тип урока Урок первичного предъявления новых знаний .
Организация деятельности учащихся на уроке:
-самостоятельно выходят на проблему и решают её;
-самостоятельно определяют тему, цели урока;
-оценивают себя и друг друга;
Необходимое техническое оборудование: Компьютер, проектор, интерактивная доска, учебники , раздаточный материал (технологическая карта, карточки с дополнительным заданием, карточки с домашним заданием), электронная презентация, выполненная в программе Power Point
Структура и ход урока
Деятельность учеников
Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку;
Учащиеся готовы к началу работы,
Коммуникативные: уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им.
Л: уметь осуществлять самоопределение.
Фронтальная беседа на основе имеющихся знаний.
1. Какую группу животных изучали на прошлых уроках?
2. Кто относится к пресмыкающимся?
3. Где преимущественно обитают эти животные?
Ценный хвост. Во время опасности, чтобы спастись от врагов, ящерицы отбрасывают хвост. Как называется такое явление?
Маскировка. В зелёной траве он зелёный, а в высохшей и пожелтевшей – он желтоватый. На стволе дерева он имеет цвет коры или листьев. Кто он?
Ответ. Это хамелеон обыкновенный. Эта способность помогает ему маскироваться, избегать опасностей.
Рекорды. Это самые хищные и самые крупные ящерицы. Их длина достигает до 3-4 метров, вес – 365 кг. Обитают в Новой Гвинее, острове Комодо.
Ответ. Комодский дракон, полосатый варан.
Самый-самый. Назовите самую большую змею на планете Земля.
Ответ: Это анаконда, её длина может достигать до 11 метров.
Надёжная защита. Эти животные единственные среди позвоночных животных обладатели такого оригинального защитного приспособления. Оно образовано не только из роговых щитков, развивающихся в коже костных пластин и сросшихся с ними рёбер, позвонков, ключиц.
Ответ: Это панцирь у черепах.
Слух да зрение – не всегда спасение. Видят змеи плохо. Слуха у них нет. Каким же образом они обнаруживают добычу?
Ответ. У многих змей есть особые органы чувств – термолокаторы, которые способны улавливать тёплые лучи, исходящие от жертвы. Расположены они на голове.
Зов предков. Предположительно именно эти гигантские животные были предками современных пресмыкающихся. Их название в переводе на современный язык переводится как страшный ужасный ящер.
Званый обед У этого представителя пресмыкающихся в пасти находится от 60 до 100 зубов длиной от3 до 5 см.
Змеиный вопрос. На её хвосте чешуйки образуют погремушку, что отразилось в её названии
Хоть часов не завожу. петух
Дарит мягкие перинки. гусь
Всех под крылья подбивает (курица)
И так о ком сегодня пойдет речь?
1 Учащиеся решают примеры.
2. Отвечают на вопросы, пишут под диктовку:
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний.
Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других
Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке
Отгадайте загадку: «С земли и ребенок поднимет, а через забор и силач не перекинет»? (Перо).
Перо является одной из черт присущих птицам, благодаря которой их еще называют пернатыми.
Вы каждый день встречаете птиц. А задумывались ли вы над тем, почему они имеют возможность летать? Где взялись эти животные на земле и почему распространены по всей планете? На эти и другие вопросы мы дадим ответы изучая данную тему.
Птицы — это теплокровные яйцекладные наземные позвоночные с передними конечностями, превращенными в крылья, тело которых покрыто перьями.
Распространены на всех континентах, во всех климатических зонах. Питаются в основном животными организмами (от мелких беспозвоночных до млекопитающихся), но есть и растительноядные виды. Класс Птицы объединяет 8500 видов птиц. С помощью передних конечностей-крыльев они летают, а их задние конечности помогают им перемещаться по земле, воде, ветвях деревьев. Дышат они с помощью легких. Размножаются эти животные, откладывая яйца. У них хорошо развиты органы чувств – зрение и слух.
Основные прогрессивные признаки класса Птицы
Значительное развитие центральной нервной системы по сравнению с пресмыкающимися. Высокоразвитая способность к терморегуляции, обусловившая относительно постоянную температуру тела. Хорошо развита способность к передвижению в воздухе (у большинства представителей).
Выражена забота о потомстве (насиживание яиц и выкармливание птенцов).
Особенности внешнего строения птиц (Рассказ с елементами беседы)
Тело птиц имеет двустороннюю симметрию. Есть две пары конечностей, первая из которых видоизменяется в крылья. Тело разделено на голову, туловище, конечности и хвост. Четко выраженная шея, что имеет высокую подвижность.
Кожа покрыта перьями. Перья расположены на определенных участках(птеридиях). Есть участки, свободные от перьев(аптерии), есть копчиковая железа.
Типы перьев: (Составление схемы. Типы перьев.)
Строение пера. Самостоятельная работа с учебником
Движение крыльев обеспечивается хорошо развитыми грудными мышцами. Они попеременно поднимают и опускают крыло.
Несущая поверхность крыльев может образовываться перьями, которые как черепица перекрывают друг друга.
Типы полета птиц: (Сообщение учащихся)
Черты приспособленности к полету:
— наличие перьевого покрова;
— компактный скелет с полостями в костях;
— наличие легочных и воздушных мешков;
развит мозжечок, что позволяет делать сложные характерые движения;
— отсутствие мочевого пузыря;
— отсутствие правого яичника у самок.
Учащиеся внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы
П: уметь добывать новые знания.
К: уметь оформлять мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других.
Р: принимать и сохранять учебную задачу
Поднимает руки класс – это «раз».
Повернулась голова – это «два».
Руки вниз, вперед смотри – это «три».
Руки в стороны пошире развернули на «четыре»,
С силой их к плечам прижать – это «пять».
Всем ребятам надо сесть – это «шесть».
Ученики выполняют задание
Выполнение Лабораторной работы
Тема:“Изучение внешнего строения птиц и строения перьев”.
Цель: изучить внешнее строение птиц на примере голубя.
Оборудование: тетрадь, дидактический материал, коллекция перьев, рисунки птиц.
1. Рассмотрите чучело птицы. Найдите отделы тела: голову, шею, туловище, хвост.
2. Рассмотрите голову. Какие органы размещены на ней? Указать на их значение.
3. Рассмотрите туловище птицы. Какие органы размещены на нем? Какую роль играют эти органы в жизни птицы?
4. Рассмотрите конечности. Какое их строение?
5. Обратите внимание на неоперившуюся часть ноги – цевье и пальцы с когтями. Чем они покрыты? Вспомните, у каких животных, изученных ранее вы встречали такой покров.
6. Рассмотрите перья птиц, которые находятся на туловище, голове и хвосте.
7. Рассмотрите контурное перо. Зарисуйте его в тетрадь и обозначьте основные части.
8. Найдите пуховое перо, определите его сходство с контурным. Схематически изобразите его и обозначьте основные части.
9. Заполните таблицу «Внешнее строение птиц»
Признаки строения птиц
Особенности строения птиц, черты приспособленности к полету.
Источник
Конспект урока: Класс Птицы. Общая характеристика.
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме
Конспект урока по теме с использованием элементов проблемного обучения, наглядно-графических средств, лабораторной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
| 43.5 КБ |
| 919.5 КБ |
| 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок : Класс Птицы. Общая характеристика .
Цели урока: познакомить учащихся с особенностями внешнего и внутреннего строения птиц, приспособлениями к полету, сформулировать понятие «теплокровность».
Оборудование: слайды с фото птиц, проектор, экран, ПК, презентация «Внешнее строение птиц в сравнении с земноводными и пресмыкающимися», набор перьев, иллюстрации учебника.
— с какими классами Типа Хордовых мы с вами уже познакомились? (рыбы, земноводные, пресмыкающиеся);
— какие отличительные особенности им характерны?
— почему в настоящее время (зима, февраль) мы не встречаем представителей этих классов на улице? (они холоднокровные, в состоянии анабиоза);
— а каких животных можно встретить зимой? (звери, птицы) почему? (имеют постоянную температуру тела, теплокровные);
— что означает понятие «теплокровность» (в вашем понимании)? Чем она полезна или вредна? (независимость от среды обитания);
— чем обеспечивается постоянная температура тела? почему у ящериц её нет, а у птиц есть? (высокий обмен веществ, требуется больше пищи, есть теплоизолирующие приспособления).
Сегодня на уроке мы знакомимся с группой теплокровных животных, а именно с классом Птицы, узнаем, как у них обеспечивается постоянство температуры тела, какие у них есть приспособления к полету.
— Запишем и запомним понятие:
теплокровность – способность живых организмов сохранять постоянную температуру тела независимо от температуры окружающей среды (схема значения теплокровности на доске).
— Происхождение птиц (соответствующий слайд): от пресмыкающихся, умеющих перепрыгивать с ветки на ветку и планировать в воздухе за счет имеющихся складок;
— Доказательствами родства птиц с пресмыкающимися могут служить и черты сходства современных птиц с рептилиями (работа с учебником стр.134, слайд);
— Индивидуальные особенности строения птиц (учебник — стр. 134, 3 абзац, слайд).
— Самыми главными отличительными чертами во внешнем строении птиц являются:
1) Преобразование передних конечностей в крылья
Источник