Конспект урока класс птицы общая характеристика

План урока «Класс Птицы»

Класс Птицы. Общая характеристика класса Птицы. Места обитания и особенности внешнего строения птиц. Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности птиц. Размножение и развитие птиц. Сезонные явления в жизни птиц. Экологические группы птиц. Происхождение птиц. Значение в природе и жизни человека. Охрана птиц. Птицеводство. Домашние птицы, приемы выращивания и ухода за птицами. Лабораторная работа «Изучение внешнего строения и перьевого покрова птиц»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Цель урока:
Познакомить учащихся с характеристикой птиц, раскрыть особенности их организации в связи с приспособленностью к воздушной среде обитания

образовательные (формирование познавательных УУД):

• Сформировать знания об основных характерных признаках внешнего строения птиц, в связи с приспособленностью к полету. — воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.

развивающие (формирование регулятивных УУД)

умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям; формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Тип урока Урок первичного предъявления новых знаний .

Организация деятельности учащихся на уроке:

-самостоятельно выходят на проблему и решают её;

-самостоятельно определяют тему, цели урока;

-оценивают себя и друг друга;

Необходимое техническое оборудование: Компьютер, проектор, интерактивная доска, учебники , раздаточный материал (технологическая карта, карточки с дополнительным заданием, карточки с домашним заданием), электронная презентация, выполненная в программе Power Point

Структура и ход урока

Деятельность учеников

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку;

Учащиеся готовы к началу работы,

Коммуникативные: уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им.

Л: уметь осуществлять самоопределение.

Фронтальная беседа на основе имеющихся знаний.

1. Какую группу животных изучали на прошлых уроках?

2. Кто относится к пресмыкающимся?

3. Где преимущественно обитают эти животные?

Ценный хвост. Во время опасности, чтобы спастись от врагов, ящерицы отбрасывают хвост. Как называется такое явление?

Маскировка. В зелёной траве он зелёный, а в высохшей и пожелтевшей – он желтоватый. На стволе дерева он имеет цвет коры или листьев. Кто он?

Ответ. Это хамелеон обыкновенный. Эта способность помогает ему маскироваться, избегать опасностей.

Рекорды. Это самые хищные и самые крупные ящерицы. Их длина достигает до 3-4 метров, вес – 365 кг. Обитают в Новой Гвинее, острове Комодо.

Читайте также:  Вышивка чудесная игла птицы

Ответ. Комодский дракон, полосатый варан.

Самый-самый. Назовите самую большую змею на планете Земля.

Ответ: Это анаконда, её длина может достигать до 11 метров.

Надёжная защита. Эти животные единственные среди позвоночных животных обладатели такого оригинального защитного приспособления. Оно образовано не только из роговых щитков, развивающихся в коже костных пластин и сросшихся с ними рёбер, позвонков, ключиц.

Ответ: Это панцирь у черепах.

Слух да зрение – не всегда спасение. Видят змеи плохо. Слуха у них нет. Каким же образом они обнаруживают добычу?

Ответ. У многих змей есть особые органы чувств – термолокаторы, которые способны улавливать тёплые лучи, исходящие от жертвы. Расположены они на голове.

Зов предков. Предположительно именно эти гигантские животные были предками современных пресмыкающихся. Их название в переводе на современный язык переводится как страшный ужасный ящер.

Званый обед У этого представителя пресмыкающихся в пасти находится от 60 до 100 зубов длиной от3 до 5 см.

Змеиный вопрос. На её хвосте чешуйки образуют погремушку, что отразилось в её названии

Хоть часов не завожу. петух

Дарит мягкие перинки. гусь

Всех под крылья подбивает (курица)

И так о ком сегодня пойдет речь?

1 Учащиеся решают примеры.

2. Отвечают на вопросы, пишут под диктовку:

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний.

Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других

Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке

Отгадайте загадку: «С земли и ребенок поднимет, а через забор и силач не перекинет»? (Перо).

Перо является одной из черт присущих птицам, благодаря которой их еще называют пернатыми.

Вы каждый день встречаете птиц. А задумывались ли вы над тем, почему они имеют возможность летать? Где взялись эти животные на земле и почему распространены по всей планете? На эти и другие вопросы мы дадим ответы изучая данную тему.

Птицы — это теплокровные яйцекладные наземные позвоночные с передними конечностями, превращенными в крылья, тело которых покрыто перьями.

Распространены на всех континентах, во всех климатических зонах. Питаются в основном животными организмами (от мелких беспозвоночных до млекопитающихся), но есть и растительноядные виды. Класс Птицы объединяет 8500 видов птиц. С помощью передних конечностей-крыльев они летают, а их задние конечности помогают им перемещаться по земле, воде, ветвях деревьев. Дышат они с помощью легких. Размножаются эти животные, откладывая яйца. У них хорошо развиты органы чувств – зрение и слух.

Читайте также:  Где живут птички удод

Основные прогрессивные признаки класса Птицы

Значительное развитие центральной нервной системы по сравнению с пресмыкающимися. Высокоразвитая способность к терморегуляции, обусловившая относительно постоянную температуру тела. Хорошо развита способность к передвижению в воздухе (у большинства представителей).

Выражена забота о потомстве (насиживание яиц и выкармливание птенцов).

Особенности внешнего строения птиц (Рассказ с елементами беседы)

Тело птиц имеет двустороннюю симметрию. Есть две пары конечностей, первая из которых видоизменяется в крылья. Тело разделено на голову, туловище, конечности и хвост. Четко выраженная шея, что имеет высокую подвижность.

Кожа покрыта перьями. Перья расположены на определенных участках(птеридиях). Есть участки, свободные от перьев(аптерии), есть копчиковая железа.

Типы перьев: (Составление схемы. Типы перьев.)

Строение пера. Самостоятельная работа с учебником

Движение крыльев обеспечивается хорошо развитыми грудными мышцами. Они попеременно поднимают и опускают крыло.

Несущая поверхность крыльев может образовываться перьями, которые как черепица перекрывают друг друга.

Типы полета птиц: (Сообщение учащихся)

Черты приспособленности к полету:

— наличие перьевого покрова;

— компактный скелет с полостями в костях;

— наличие легочных и воздушных мешков;

развит мозжечок, что позволяет делать сложные характерые движения;

— отсутствие мочевого пузыря;

— отсутствие правого яичника у самок.

Учащиеся внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы

П: уметь добывать новые знания.

К: уметь оформлять мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других.

Р: принимать и сохранять учебную задачу

Поднимает руки класс – это «раз».
Повернулась голова – это «два».
Руки вниз, вперед смотри – это «три».
Руки в стороны пошире развернули на «четыре»,
С силой их к плечам прижать – это «пять».
Всем ребятам надо сесть – это «шесть».

Ученики выполняют задание

Выполнение Лабораторной работы

Тема:“Изучение внешнего строения птиц и строения перьев”.

Цель: изучить внешнее строение птиц на примере голубя.

Оборудование: тетрадь, дидактический материал, коллекция перьев, рисунки птиц.

1. Рассмотрите чучело птицы. Найдите отделы тела: голову, шею, туловище, хвост.

2. Рассмотрите голову. Какие органы размещены на ней? Указать на их значение.

3. Рассмотрите туловище птицы. Какие органы размещены на нем? Какую роль играют эти органы в жизни птицы?

4. Рассмотрите конечности. Какое их строение?

5. Обратите внимание на неоперившуюся часть ноги – цевье и пальцы с когтями. Чем они покрыты? Вспомните, у каких животных, изученных ранее вы встречали такой покров.

Читайте также:  Где находятся зимующие птицы

6. Рассмотрите перья птиц, которые находятся на туловище, голове и хвосте.

7. Рассмотрите контурное перо. Зарисуйте его в тетрадь и обозначьте основные части.

8. Найдите пуховое перо, определите его сходство с контурным. Схематически изобразите его и обозначьте основные части.

9. Заполните таблицу «Внешнее строение птиц»

Признаки строения птиц

Особенности строения птиц, черты приспособленности к полету.

Источник

Конспект урока: Класс Птицы. Общая характеристика.
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме

Конспект урока по теме с использованием элементов проблемного обучения, наглядно-графических средств, лабораторной работы.

Скачать:

Вложение Размер
Microsoft Office document iconurok_na_sayt.doc 43.5 КБ
Office presentation iconpredki_ptits.ppt 919.5 КБ
Microsoft Office document iconk_uroku_po_ptitsam.doc 42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок : Класс Птицы. Общая характеристика .

Цели урока: познакомить учащихся с особенностями внешнего и внутреннего строения птиц, приспособлениями к полету, сформулировать понятие «теплокровность».

Оборудование: слайды с фото птиц, проектор, экран, ПК, презентация «Внешнее строение птиц в сравнении с земноводными и пресмыкающимися», набор перьев, иллюстрации учебника.

— с какими классами Типа Хордовых мы с вами уже познакомились? (рыбы, земноводные, пресмыкающиеся);

— какие отличительные особенности им характерны?

— почему в настоящее время (зима, февраль) мы не встречаем представителей этих классов на улице? (они холоднокровные, в состоянии анабиоза);

— а каких животных можно встретить зимой? (звери, птицы) почему? (имеют постоянную температуру тела, теплокровные);

— что означает понятие «теплокровность» (в вашем понимании)? Чем она полезна или вредна? (независимость от среды обитания);

— чем обеспечивается постоянная температура тела? почему у ящериц её нет, а у птиц есть? (высокий обмен веществ, требуется больше пищи, есть теплоизолирующие приспособления).

Сегодня на уроке мы знакомимся с группой теплокровных животных, а именно с классом Птицы, узнаем, как у них обеспечивается постоянство температуры тела, какие у них есть приспособления к полету.

— Запишем и запомним понятие:

теплокровность – способность живых организмов сохранять постоянную температуру тела независимо от температуры окружающей среды (схема значения теплокровности на доске).

— Происхождение птиц (соответствующий слайд): от пресмыкающихся, умеющих перепрыгивать с ветки на ветку и планировать в воздухе за счет имеющихся складок;

— Доказательствами родства птиц с пресмыкающимися могут служить и черты сходства современных птиц с рептилиями (работа с учебником стр.134, слайд);

— Индивидуальные особенности строения птиц (учебник — стр. 134, 3 абзац, слайд).

— Самыми главными отличительными чертами во внешнем строении птиц являются:

1) Преобразование передних конечностей в крылья

Источник

Оцените статью