Конспект урока по окружающему миру «Птицы — лесные жители», 2 класс
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Перелётные птицы улетают на зиму в теплые края. Переселения могут совершаться как на близкие, так и на дальние расстояния.Оседлыми называют птиц, обитающих вблизи человека и зависящих от него: сизый голубь, домовый воробей, серая ворона, галка, рябчик, тетерев, глухарьи некоторые другие.Кочующими называют птиц, которые вне сезона размножения постоянно передвигаются с места на место в поисках пищи. К ним относят поползня, сойку, клеста, щура, чижа, снегиря, свиристельи др.- Птичьи голоса неповторимы и прекрасны. Своим пением птицы предупреждают об опасности; сигнал, созывающий вместе; привлекать внимание самочек; сигнал, помогающий не потеряться;
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Птицы – лесные жители»
Тип урока: открытие нового знания
Цель урока: Формирование представления о лесных птицах
Знать: зачем птице перья, отличия от других групп животных (перья, крылья, клюв), что птицы бывают оседлые, кочующие и перелетные, роль птиц в природе, почему осенью птицы улетают
Уметь: различать и называть следующих птиц: большая синица, синица-лазоревка, ласточка, свиристель, трясогузка, сова, дятел, кукушка, дрозд, тетерев
- Личностные УУД : ценностная ориентация учащихся, желание и умение ответить на вопросы, умение видеть, какое значение и какой смысл имеют для него те или иные знания.
- Регулятивные УУД : организация учебной деятельности, способность принять учебную задачу, самостоятельно определять последовательность выполнения действий, способность контролировать результат и исправлять возможные ошибки.
- Коммуникативные УУД : умение планировать и распределять роли при парной и групповой работе, умение точно выражать свои мысли.
- Познавательные УУД : поиск и отбор необходимой информации, формирование представления о приставке как о значимой части слова, о способах словообразования.
Учебно-методическое обеспечение (средства, оборудование):
учебник «Окружающий мир» часть 2, Н.Ф. Виноградовой «Начальная школа XXI века»; карточки и конверты с заданиями для работы в группе и индивидуальной работе; Виноградова Н.Ф. «Окружающий мир» рабочая тетрадь №2; мультимедийная презентация к уроку, компьютер, проектор, классная доска.
учебник «Окружающий мир» часть 2, Н.Ф. Виноградовой «Начальная школа XXI века»; Виноградова Н.Ф. «Окружающий мир» рабочая тетрадь №2.
Словесный(рассказ) , практический(упражнение), анализ, сравнение
Проверьте, все ли необходимое для урока лежит у вас на столах: пенал, ваши рабочие тетради и учебники, ТПО.
Учащиеся приветствуют учителя, встают из-за парт.
Слушают учителя, проверяют все ли необходимое для урока лежит у них на столах.
Слушать и понимать речь других (К),
Осуществлять анализ объектов(П)
Повторение изученного материала
Практический (письменное упражнение)
— Ребята, давайте вспомним, какие животные обитают в лесу?
— Чем звери отличаются от других представителей животного царства?
— Каких зверей, обитающих в лесу, вы можете назвать?
— Какие органы чувств хорошо развиты у кротов?
— Почему крот считается подземным жителем?
— Чем похожи и чем различаются белки от бурундуков?
— Дома вы должны были подготовить рассказ об одном из животных леса. Пожалуйста, кто желает?
— Живородящие (не откладывают яйца), выкармливают детенышей молоком, покрыты шерстью.
Волк, лисица, заяк, медведь, лось, белка, бурундук, крот, еж
— Для защиты от хищников, лис, волков и медведей.
— Потому что он питается червями и насекомыми, роя подземные ходы, он отыскивает себе пищу.
Лазают по деревьям при помощи пушистых хвостов, укутываются хвостом, ложась спать.
Белка живет в дупле. Бурундук устраивает нору под упавшими деревьями или пнями. Бурундук меньше белки, шубка у него полосатая.
4 ученика рассказывают об одном из животных леса.
Принимать и сохранять учебную задачу , учитывать установленные правила, различать способ и результат действий.
Осуществлять запись, осуществлять анализ объектов, строить рассуждения;
Умение слушать, формулировать собственные мысли
Изучение нового материала
Словесный (рассказ, объяснение, беседа)
— На прошлом уроке вы изучали зверей (млекопитающих), чтобы узнать, с какими жителями леса мы будем сегодня знакомиться, отгадайте загадку:
У них есть крылья, голова,
Две лапки, клюв и перья.
Все появляются с яйца.
Слышны их песенки с деревьев.
— Правильно! Сегодня мы будем изучать лесных жителей — птиц. Узнаем, их отличительные особенности, зачем и куда улетают птицы осенью, почему они поют, почему их так называют, кто и что умеет и о многом другом из жизни пернатых.
Откройте рабочие тетради на 21 стр.
Я предлагаю вам игру на внимательность. Ваш соперник – сосед по парте. Вам нужно в течении 5 секунд посмотреть на рисунок с синичками. Постарайтесь взглядом охватить весь рисунок. Затем переверните страницу и назовите, сколько синиц прилетело на кормушку. Выигрывает тот, кто называет число наиболее близкое к числу синиц на рисунке. Время пошло. Переверните страницу. Победители поднимите руки. Давайте поаплодируем ребятам, они проявили внимательность.
— Обратно переверните страницу, обратите внимание на то, какая часть рисунка осталась незамеченной, чтобы в следующий раз быть внимательней. Возьмите синюю ручку и отметьте галочкой одно утверждение внизу.
— Посмотрите на синичек. Чем птицы отличаются от зверей?
— Все млекопитающие кормят молоком, а птицы кормят молоком своих птенцов?
Свой клюв птицы используют, чтобы добывать пищу, строить гнезда, кормить птенцов, чистить перья, защищаться от врагов
— А как они рождают птенцов?
— Правильно! Закройте тетради. Ребята, как вы считаете, для чего птице нужны крылья?
— Откройте учебник на стр. 67, прочитаем первый абзац, чтобы узнать, верны ли ваши предположения.
— Самый главный признак птиц — это перьевой покров. Он защищает от перегрева, холода и ушибов, помогает маскироваться, привлекать самочек и оставаться сухими в воде. Кроме птиц больше ни у кого его нет. Остальные признаки тоже являются главными. Но есть птицы, у которых этих признаков нет. Например: пингвины не летают.
Птицы летают чтобы строить гнезда повыше; защищаться от врагов; высматривать добычу на земле; добираться в теплые края.
— Ребята, на страницах учебника 67-69, найдите ответы на следующие вопросы:
«Какая птица может кувыркаться в воздухе?»
«Какую птицу называют «циркачкой»?»
«Какая птица по земле потряхивает хвостиком?»
«У какой птицы крылья с красными пятнами и черной каймой?»
Встаньте из-за парт. Кто хочет провести разминку?
Откройте страницу учебника 70 и прочитайте рассказ «Почему птицы осенью улетают».
-Как вы думаете, почему же некоторые птицы осенью улетают?
Откройте страницу 69. Рассмотрите рисунок, как вы думаете, ласточку мы видим зимой?
Перелётные птицы улетают на зиму в теплые края. Переселения могут совершаться как на близкие, так и на дальние расстояния.
Оседлыми называют птиц, обитающих вблизи человека и зависящих от него: сизый голубь , домовый воробей , серая ворона , галка , рябчик, тетерев, глухарь и некоторые другие.
Кочующими называют птиц, которые вне сезона размножения постоянно передвигаются с места на место в поисках пищи. К ним относят поползня , сойку , клеста , щура , чижа , снегиря , свиристель и др.
— Птичьи голоса неповторимы и прекрасны. Своим пением птицы предупреждают об опасности; сигнал, созывающий вместе; привлекать внимание самочек; сигнал, помогающий не потеряться; Откройте 71 страницу, рассмотрите рисунок. Я буду включать вам пение птиц, попробуйте угадать, кому из этих птиц принадлежит голос:
- Правильно. Кукушки – плохие матери. Они подбрасывают своих птенцов в гнезда других птиц, а не высиживают их сами.
- Все верно! В народе сову прозвали большой головой. Летает она так бесшумно, что мелкие зверьки не успевают ее заметить, погибают в острых когтях.
- Дрозды в пении способны соперничать с соловьями, чей сладкий голосок мы так любим. Поэтому его часто называют «лесным соловьем»
- Все дятлы отменные строители. Выдолбленные ими дупла, в которых дятлы выводят птенцов, впоследствии служат убежищами для многих зверей и птиц. Дятлы еще и музыканты. Это единственные птицы, которые для выражения чувств используют «музыкальные инструменты» – сухие сучья деревьев. Дятлов прозвали лесными лекарями. Они выбирают больное дерево, в котором поселились жучки и вытаскивают их своим бойким клювом. Дерево выздоравливает.
- Самки издают быстрые, кудахтающие звуки «ко-ко-ко», на конце часто растягиваемые. Самцы звонко и продолжительно бормочут, либо в случае приближения опасности издают глухой крик «чуу-ишш»
- Сорок называют воровками. К пище животного происхождения, которую ест сорока, можно отнести различных насекомых, пауков, слизняков, сороконожек, червяков, двукрылых и ползающих. Могут питаться яйцами птиц и мелкими птенцами, она считается очень сильным разорителем гнезд птиц.
Каково же значение птиц в природе и жизни человека? Как вы считаете?
Ребята, птицы истребляют бесчисленное множество насекомых-вредителей. Своей красотой и пением птицы доставляют человеку эстетическое наслаждение. Многие птицы, питаясь плодами и семенами, способствуют их распространению. И конечно же разведение домашней птицы, производство мясной продукции и яиц.
Работа в парах. Игра на внимательность.
Источник