Конспект урока почва особое природное тело география 8 класс

Конспект урока по географии на тему «Почва — особое природное тело. Почвообразующие факторы» 8 класс

Выявить значение почвы; · углубить знания о почве; определить почвообразующие факторы; познакомить со строением почвенного профиля; определить особенности механического состава и структуры почвы.

Предметные: формирование знаний о строении почвы, её механическом составе и структуре, о различных типах почв и их распространении на территории России, о зональности почв. Метапредметные: формирование умений: 1) подготавливать и обсуждать презентации об изменении почв в ходе их хозяйственного использования; 2) наблюдать образцы почв своей местности, выявлять их свойства и особенности хозяйственного использования; 3) создавать таблицы; 4) анализировать почвенную карту и почвенный профиль и делать выводы, 5 осуществлять смысловое чтение.

Личностные: осознание значения плодородия почвы.

Физическая карта России, карта почвы России, атлас, учебник, : География. Россия. 8 класс; учебник для общеобразовательных учреждений / А. И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К.Липкина и др. — М.: Просвещение, 2014.-255 с.: ил.,карт.- (Полярная звезда), портрет В. Докучаева, образцы почв своей местности.

I. Орг. момент. Мотивационный этап.

Приветствие. Проверка подготовленности класса к уроку.

Ребята перед вами портрет ученого. Вопрос. Кто это? Чем занимался?.

После ответов учащихся (В.В. Докучаев, русский геолог и почвовед) определяем тему урока и озвучиваем цели урока.

II. Мобилизирующий этап. Актуализация опорных знаний.

Так как почву учащиеся изучали в предыдущих классах проведим фронтальную беседу:

2. Какое основное свойство почвы.

3. Как и почему изменяются почвы в природных зонах.

III . Восприятие и первичное осознание новых знаний.

Почва – это продукт взаимодействия горных пород, климата, растительного и животного мира. Мощность почвы в разных природных зонах неодинакова – от нескольких сантиметров до нескольких метров.

Вопрос: Чем почва отличается от горной породы? (плодородием)

Рассматриваем почвенный профиль (дерново – подзолистая почва). Анализируем и выявляем горизонты.

IV Первичная проверка понимания усвоенного, первичное закрепление усвоенного

Перед учащимися ставится задание выяснить причины образования той или иной почвы, формулируется понятие – почвообразующие факторы.

Учащимися заполняется таблица.

Следствие влияния фактора

Материнская горная порода

Наличие механических частиц, химических элементов.

Черноземы степи имеют наибольшее содержание гумуса

Изменение климатических показателей по сезонам года и зонально

Со сменой высоты местности изменяется климат и растительность

Древние поверхности имеют более развитые почвы

1 мм почвы образуется за 400 лет

Читайте также:  Классификация царство живой природы

Распашка, орошение, осушение, внесение удобрений.

V Применение учащимися знаний в стандартных условиях с целью усвоения навыков

Почвы различаются не только плодородием, они имеют неодинаковый механический состав и структуру, а также

химический состав. Ребята самостоятельно читают текст учебника и разбираются с механическим составом и структурой почвы. Затем, используя образцы почв своей местности (по три образца на каждую группу) и определяют структуру и механический состав представленных образцов почвы.

1. Почему почва считается особым природным телом?

2. От каких факторов зависит процесс почвообразования?

3. Какими особенностями характеризуется почва?

4. Почему плодородие является основным свойством почвы?

5. Приведите примеры изменения человеком почв своей местности.

Изучить параграф 31. Ответить на вопросы и выполнить задания после параграфа

Какие знания мы использовали в ходе урока? — Какие новые знания выявили? — Что оказалось наиболее сложным? — Насколько цель урока достигнута?

Источник

Методическая разработка урока географии в 8 классе. Тема: Почва — особое природное тело.

Нажмите, чтобы узнать подробности

· определить особенности механического состава и структуры почвы.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: формирование знаний о строении почвы, её механическом составе и структуре, о различных типах почв и их распространении на территории России, о зональности почв.

Метапредметные: формирование умений: 1) наблюдать типы почв своей местности, выявлять их свойства и особенности хозяйственного использования; 3) создавать схемы; 4) анализировать почвенную карту и почвенный профиль и делать выводы.

Личностные: осознание значения плодородия почвы.

1. На какой из перечисленных рек половодье наблюдаются летом?

2. Что лишнее? Выделяют следующие типы озёр по происхождению озёрных котловин:

а) тектонические; б) карстовые; в) эрозионные; г) ледниковые.

3. Большинство болот в России находится:

а) в Восточной Сибири; б) в Западной Сибири; в) в европейской части.

4. Объясните причины водного дефицита, сокращения и загрязнения водных ресурсов.

5. Сформулируйте, с какими проблемами столкнутся люди при строительстве ГЭС на равнинных реках.

В чем уникальность почвы как особого природного тела.

4. Изучение нового материала

В начале урока обучающиеся, опираясь на знания о почвах из курсов 5—6 и 7 классов, отвечают на вопросы: «Что называется почвой? Каково основное свойство почв? От чего оно зависит? Кто из учёных внёс вклад в развитие учения о почвах? Почему почву называют «зеркалом ландшафта»?»

Затем ученики устанавливают, чем почва отличается от горной породы. Обучающиеся высказывают свои предположения, а учитель уточняет их ответы и раскрывает особенности главного компонента почвы — гумуса, обеспечивающего почвенное плодородие.

По рисунку 62 (с. 122 учебника) школьники знакомятся со строением почвы и зарисовывают почвенный профиль (вертикальный разрез почвы) в тетради.

Читайте также:  Геология природные ресурсы земли

Чтобы установить, как различаются почвы по механическому составу, обучающиеся рассматривают образцы различных почв: супесчаную, суглинистую. Затем они из увлажнённой почвы скатывают жгут и делают из него кольцо. Если кольцо разваливается, то это песчаная почва; если в кольце образуются глубокие трещины — супесчаная; если трещины неглубокие — суглинистая; если трещин нет — глинистая.

Далее учитель рассказывает о том, какие бывают почвы по своей структуре. После объяснения учитель на доске, а ученики в тетради создают схему.

— Структурная (имеет зернистую и комковатую структуру), Плодородная.

— Бесструктурная (из-за отсутствия гумуса почва структуры не имеет), Малоплодородная.

Учитель обращается к школьникам: «Вы уже знакомы с почвенным разнообразием. Посмотрите на почвенную карту России. Особенность почвенной карты — её мозаичность, пестрота. Какие факторы влияют на образование почв?» Учитель в беседе с обучающимися формулирует факторы почвообразования и представляет их в виде схемы.

Факторы почвообразования: Климат; Время; Деятельность человека; Грунтовые воды; Горные породы; Рельеф; Животные; Растительность

При анализе почвенной карты России учитель просит выяснить, в какой последовательности почвы сменяют друг друга в направлении с севера на юг, и задаёт вопрос: «Какую закономерность можно выявить?» Обучающиеся вспоминают закон широтной зональности, установленный В. В. Докучаевым.

На основе текста параграфа, почвенной карты и рисунка 63 на с. 124 учебника школьники составляют таблицу.

Тундровая глеевая: Мало тепла, избыточное увлажнение, скудная растительность,малый опад.

Менее 1% Неплодородная Зона тундры

Подзолистая: Избыточное увлажнение, малый опад; 1—2% Малоплодородная Северная часть лесной зоны (зона тайги)

Дерново-подзолистая: Достаточное тепло и увлажнение, большой опад; 2—4% Относительно плодородная Южная часть лесной зоны (зона смешанных лесов)

Серая лесная: Количество осадков и испарение практически равны; 4—8% Плодородная Лесостепная зона

Чернозёмная: Недостаточное увлажнение, слабый промыв, большой ежегодный опад; 5—10% Наиболее плодородная Степная зона

Каштановая: Скудное увлажнение, незначительный опад; До 1,5% Малоплодородная Сухая степь

Бурая: Очень скудное увлажнение, незначительный опад; Менее 1,5% Неплодородная Полупустыни

Учитель вводит понятия «земельные» и «почвенные ресурсы». Особое внимание обращается на бережное отношение к почвенным ресурсам и охрану почв.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Источник

Конспект урока по географии 8 класс «Почва — особое природное тело»

ЦЕЛЬ: формирование представления о почве, как особом природном теле; выявление значения почвы, установление типов почв, распространённых в России; знакомство со строением почвенного профиля и способами определения особенностей механического состава и структуры почвы.

Познавательные : сформировать умение самостоятельно формулировать познавательную цель, искать и отбирать необходимую информацию; переносить информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, и наоборот; работать со схемами, таблицами, рисунками, тематическими картами); развивать логическое мышление (взаимосвязь между количеством гумуса и свойствами почв), монологическую речь, выбирать наиболее эффективные способы решения задач, умение определять характерные типы почв в каждой природной зоне.

Читайте также:  Земля создает человека природа

Регулятивные: планирование своей деятельности (что должен сделать, в какой последовательности: познакомиться с новым материалом, ответить на вопросы, проанализировать причины его изменения, сформировать образное представление о свойствах почв, их влиянии на человека и наоборот-влиянии человека на свойства почвы); контроль своей деятельности в форме сличения с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона; коррекция и оценка своей деятельности на уроке.

Коммуникативные: умение слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, планировать учебное сотрудничество с учащимися и учителем.

Личностные: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности; желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков; готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.

Планируемые результаты:

Предметные: формирование знаний о строении почвы, её механическом составе и структуре, о различных типах почв и их распространении на территории России, о зональности почв.

Метапредметные : формирование умений: 1) подготавливать и обсуждать презентации об изменении почв в ходе их хозяйственного использования; 2) наблюдать образцы почв своей местности, выявлять их свойства и особенности хозяйственного использования; 3)) анализировать почвенную карту и почвенный профиль и делать выводы.

Личностные: осознание значения плодородия почвы; осознание целостности природы; осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации) .

Основное содержание: строение почвы (почвенный профиль), почвенный горизонт, механический состав и структура почвы, типы почв в России.

Ресурсы: комплект мультимедийного оборудования (компьютер, проектор, экран); образцы почв, атлас 8 класса; учебник 8 класса; опорный конспект урока и презентация, видеофрагмент «Все хотят есть». Для практической части : поднос, наборы из 3-х стаканчиков с почвой, стакан с водой .

Формы организации работы в классе: фронтальная, групповая.

Методы обучения: по источнику знания: словесные, наглядные, практические;
по характеру познавательной деятельности: частично-поисковый, проблемный, исследовательский.

Педагогические технологии: проблемно-поисковая, использование ИКТ, здоровьесберегающая.

Организационная структура урока

УУД: познавательные — П, регулятивные — Р, коммуникативные — К, личностные — Л

Источник

Оцените статью