Конспект урока поэзия родной природы 8 класс коровина

Тема урока: «Поэзия родной природы»
методическая разработка по литературе (8 класс)

а также размещены иллюстрации, выполненные учащимися к данному уроку, и репродукции с картин Грабаря и Пластова.

Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, парная

  1. Организационный момент (выборы оценочного жюри; объяснение, как и кем будут выставляться оценки за урок; комментарий к раздаточному материалу: текстам стихов для анализа и перечню «Средств языковой выразительности», которые до урока были размещены на каждом столе.
  2. Вступительное слово учителя.

Как видите, на доске отсутствует тема урока. Давайте прочитаем эпиграф к уроку (один ученик выразительно читает строчки из стихотворения Н.Заболоцкого).

— Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? (О природе)

— Обратите внимание на раздаточный материал на ваших столах. Что он вам подсказывает? (Природа в поэзии)

— Как бы вы сформулировали тему урока? (учащиеся предлагают свои варианты темы урока, учитель корректирует их работу)

Учитель , подводя итог сказанному, объявляет тему урока («Поэзия родной природы» )и его цели.

Русских поэтов всегда привлекала родная природа, лишённая ярких ,

бьющих в глаза красок. Она пленяет и трогает прелестью полевых цветов, журчанием весеннего ручья, половодьем рек с туманами над водой, белой бескрайней пустыней снегов. Она дорога каждому большому поэту скромной простотой, в которой много внутренней красоты, спокойствием, степенностью и величием.

Она возвышала и призывала забыть о всякой суете и эгоизме. Она укрепляла дух человека, исцеляла от душевных недугов, вызванных неправедными устоями жизни человеческого общества. Она вносила в жизнь успокоение и гармонию.

Поэты относятся к природе по-разному. Одни черпают в ней силы для борьбы и веры в лучшее будущее, другие, обращаясь к природе, задумываются о философских проблемах бытия, третьих она наполняет светлым оптимизмом. Так или иначе, русская природа в изображении наших поэтов – самостоятельная и очень важная тема. И даже само поэтическое творчество – дар природы, такой же естественный, как течение воды или рождение цветка.

Но природа никогда не была просто фоном, на котором проходит жизнь и деятельность человека. Она неотъемлемая часть его души, связующее звено с родной землей, родным краем, Родиной.

Сегодняшний урок мы разделим на два этапа. Сначала обратимся к произведениям А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и Ф.И. Тютчева, а затем А.А.Фета и А.Н. Майкова.

(Чтение подготовленными учащимися наизусть стихотворений А.С.Пушкина «Цветы последние милей …», М.Ю. Лермонтова «Осень» и Ф.И. Тютчева «Осенний вечер»).

(Анализ прочитанных стихотворений в форме эвристической беседы)

— Какое настроение создаётся при чтении (прослушивании) этих стихов?

(С одной стороны, это яркие краски осени, с другой, это печальная картина увядающей , умирающей природы. И отсюда – грусть, тоска, печаль.)

— Давайте посмотрим на иллюстрации, выполненные вами к уроку. Удалось ли нашим художникам передать цветом настроение этих стихотворений?

(Учащиеся рассматривают и обсуждают рисунки, оценивают их. Жюри, учитывая мнение учащихся, выставляет оценки в оценочные листы.)

Работа с текстами стихотворений.

— Давайте обратимся к текстам стихов и посмотрим, какие средства языковой выразительности используют авторы этих произведений?

Читайте также:  Департамент охраны природных ресурсов свердловской области

(5-6 минут учащиеся работают в малых группах – парами – подчёркивают выявленные средства языковой выразительности.)

— Какие средства языковой выразительности сразу обращают на себя внимание? Без чего невозможно «нарисовать» пейзаж?

(Учащиеся должны найти эпитеты, назвать их.)

— Какие же чувства авторов подчёркивают эти эпитеты?

— Какие ещё средства языковой выразительности вы увидели в текстах стихов Пушкина, Лермонтова, Тютчева?

(У Пушкина – инверсия – «разлуки час».

У Лермонтова – олицетворение – «листья летят».

У Тютчева в стихотворении «Осенний вечер» средства языковой выразительности представлены наиболее ярков: метафора – «кроткая улыбка увяданья», оксюморон – «светлость вечеров», сравнение – «И, как предчувствие сходящих бурь, Порывистый, холодный ветр порою…»)

Эти стихи не просто показывают определенное состояние природы, а передают нерасторжимое единство человека и природы, потому что у русских поэтов природа не фон для происходящего, а живое действующее лицо. (Та кроткая улыбка увяданья,

Что в существе разумном мы зовём

Божественной стыдливостью страданья.)

(Чтение учащимися стихов А.А. Фета и А.Н. Майкова)

— Меняется ли настроение в стихах Фета и Майкова?

— Что происходит с природой?

— Как это отражается на настроении человека?

— Назовите средства языковой выразительности, которые используют поэты для создания совсем иного настроения.

(Олицетворение, инверсия, риторические обращения, риторические восклицания.)

— О чём шла речь сегодня на уроке?

— Как, по вашему мнению, урок прошел в традиционной форме или не совсем?

— Что было необычным на уроке?

— Дайте оценку вашей деятельности. Согласны ли вы с оценками жюри (жюри зачитывает оценки, выставленные учащимся за урок)?

— Какие выводы мы можем сделать из сегодняшнего урока?

(1. Русская природа в изображении наших поэтов – самостоятельная и очень важная тема.

2. Без любви к родной природе, без внимательного, бережного отношения к ней немыслима и любовь к Родине) – выводы обязательно записать.

Источник

Открытый урок литературы в 8 классе «Поэзия родной природы в творчестве А. Пушкина, М. Лермонтова, Ф. Тютчева, А.Фета, А. Майкова»
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Эпиграф урока я выбрала неслучайно. Что вы видите общего между эпиграфом и нашим уроком?

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами

  • Продолжить знакомство со стихами А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова о русской природе;
  • Совершенствовать навыки анализа стихотворения; развивать интерес к поэзии- помочь вызвать зрительные образы при чтении стихотворений, понять настроения, чувства поэтов и узнаем каковы же будут ваши чувства после данного урока.
  • Будем работать в группах и учиться оценивать себя и своего одноклассника, воспитывать чувства прекрасного, дисциплинированность, внимательное отношение к словам товарища.

Поэзия родной природы в творчестве

А. Пушкина, М.Лермонтова, Ф. Тютчева, А.Фета, А. Майкова.

Каждому учащемуся раздается набор таких картинок, с помощью которых можно определить настроение ребенка в начале урока и в конце урока увидеть результат работы, изменилось настроение или нет.

Читайте также:  Камера дикая природа африки

19 век – золотой век русской литературы. Именно тогда творили А.Пушкин, М.Лермонтов, Ф.Тютчев, А. Фет, Я.Полонский, И.Никитин, А.Майков, И.Суриков, и др. Именно в это время были написаны непревзойденные шедевры поэтического слова. Родная природа всегда вдохновляла поэтов. Неяркий русский пейзаж преображается под их пером и, являясь, всякий раз по – новому, волнует и удивляет нас. Но только ли о природе говорят их стихи, может быть через описание пейзажа, леса, луга поэт передает настроение, чувства, мысли человека? Как вы думаете?

Русских поэтов всегда привлекала родная природа, лишенная ярких, броских, экзотических красок. Со стихами о природе поэтов первой половины XIX века А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова вы хорошо знакомы, а вот стихи Ф. И. Тютчева, А.А.Фета и А. Н. Майкова (поэтов второй половины XIX венка) вы только начинаете узнавать. (Обращение к наглядному материалу – портреты писателей).

Ребята разделены на группы.

3. Работа со статьей учебника «Поэзия родной природы», стр. 41-42, аналитическое чтение, беседа. Слайд 4

Вопрос 3 группе: Что привлекало поэтов в русской природе?

Милая прелесть и скромная простота, внутренняя красота, спокойствие, величие, степенность.

Вопрос группе № 4. Согласны ли вы с тем, что природа выступает искусным «врачом», укрепляющим дух, вносящим успокоение и гармонию.

Согласны. Одни поэты черпают в ней силы для борьбы и веры в лучшее будущее народа, других природа побуждает проникнуться светлым оптимизмом.

Вопрос группе № 5 Какую еще роль играет природа в жизни человека?

Природа изображалась в лирике не просто фоном, на котором проходит жизнь и деятельность человека, но и неотъемлемой частью его души. Природа неотделима от чувства родной земли, связана с «малым домом» родного края и с «большим домом» — Отчизной, но у каждого поэта свое видение и отношение к русской природе.

расскажет нам о лирике Пушкина и поработает с его стихотворением, ответит на предложенные вопросы. Выскажет свое мнение о его стихотворении. Остальные внимательно слушают, могут высказывать свое мнение.

-Индивидуальное сообщение ученика «Природа в лирике А.С.Пушкина»- Борисова Д.

-Выразительное чтение стихотворения «Цветы последние милей» — по желанию.

1.С какой порой связано это стихотворения? (Осень)

2.Каким чувством пронизаны строки? (Грусть, уныние, предчувствие зимы, холодов, бурь).

3. Какие выразительные средства использует Пушкин? (Эпитеты)

4.Как вы думаете, почему последние цветы кажутся поэту милей?

5. Какая мысль поэта воплощена в стихотворении? (Мнение каждого)

расскажет нам о лирике М.Ю. Лермонтова и поработает с его стихотворением, ответит на предложенные вопросы. Выскажет свое мнение о его стихотворении.

-Индивидуальное сообщение ученика «Природа в лирике М.Ю Лермонтова »- Астанин Е

-Выразительное чтение стихотворения «Осень» — по желанию.

1.Как ритм, рифмы стихотворения помогают нам передать настроения поэта?

2. Какие выразительные средства использует Лермонтов? (эпитеты)

2.Как ведут себя люди и звери? Передает ли все это вместе настроение поэта?

Читайте также:  Информация об изменениях нашей природы

3.Какое же оно? Угадывается ли оно в связи с тем, как М.Ю. Лермонтов описывает окружающий мир природы?

4. Какая мысль поэта воплощена в стихотворении? (Мнение каждого)

расскажет нам о лирике Ф.И. Тютчева и поработает с его стихотворением, ответит на предложенные вопросы. Выскажет свое мнение о его стихотворении.

-Индивидуальное сообщение ученика «Природа в лирике Ф.И. Тютчева »- Ополев М.

-Выразительное чтение стихотворения «Осенний вечер» — по желанию.

1.Какие чувства передает Ф.И.Тютчев, описывая осенний вечер (умиления, грусти, радости)?

2.Как вы объясните слова: умильная, таинственная, ущерб, изнеможение, кроткая?

3. Какие выразительные средства использует Тютчев ? (эпитеты, олицетворение).

4. Можно ли сказать, что, рисуя, осенний вечер, поэт открывает нам собственные переживания тихой радости, грусти, умиления, спокойствия, умиротворения перед тем, что он видит вокруг?

5. Что, по мнению Тютчева, происходит с приходом осени?

расскажет нам о лирике А.А.Фета и поработает с его стихотворением, ответит на предложенные вопросы. Выскажет свое мнение о его стихотворении.

-Индивидуальное сообщение ученика «Природа в лирике А.А Фета »- Прусаков А.

-Выразительное чтение стихотворения «Первый ландыш» — по желанию.

1.Как оживает природа весной? Как это отражается на настроении человека?

2.Какие сравнения использует А.Фет при описании первого ландыша?

3.Какие интонации сопровождают слова и словосочетания: девственная нега, первый луч, воспламеняющей весны, избыток жизни молодой?

расскажет нам о лирике А.Н. Майкова и поработает с его стихотворением, ответит на предложенные вопросы. Выскажет свое мнение о его стихотворении.

-Индивидуальное сообщение ученика «Природа в лирике А.Н.Майкова »- Прусаков А.

-Выразительное чтение стихотворения «Поле зыблется цветами» — по желанию.

1. С какой порой связано это стихотворения? (Весна)

2.Каким чувством пронизаны строки?

3. Как оживает природа весной у Майкова? Как это отражается на настроении человека?

4.Какие выразительные средства использует Майков?(метафоры, эпитеты)

5. Какая мысль поэта воплощена в стихотворении? (Мнение каждого)

Вывод: Вот высказались все группы. Какой можно сделать вывод? Что объединяет все эти стихи? Как называется описание природы?

Ответ: Описание природы и чувства, вызванные описанием таких разных времен года. слайд 10

Пейзаж- (франц. paysage, от pays — «местность, страна»; лат. pagus — «село, деревня») — жанр или отдельное произведение искусства , предметом которого является изображение природы , ее преображение и выражение отношения художника к окружающей его среде.

Вывод : художники изображают пейзаж с помощью красок, а поэты рисуют словами.

Вот мы с вами сами прочитали стихи, поговорили о них, а теперь немного отдохнем, послушав. Как эти стихи читают актрисы Елена Габец и Алина Покровская.

Слушание стихов Лермонтов «Осень» слайд 11 , Тютчев «Осенний вечер» слайд 12 , Фет «Первый ландыш». Слайд 13

Красиво прочитаны стихи? Что вы представили, когда слушали их?

Какие выразительные средства использованы в текстах?

Сравнить выразительные средства языка во всех стихотворениях и сделать вывод, что же хотели показать авторы этих стихотворений, когда писали данные стихи.

Источник

Оцените статью