Конспект урока природная зона тундра 4 класс

Конспект урока по окружающему миру по теме»Тундра»

Цели: сформировать представление о природной зоне тундре; ознакомить с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром, деятельностью человека.

Планируемые образовательные результаты:

— Знать географическое положение зоны тундры, ее особенности, животный и растительный мир, роль человека.

— Уметь работать с картой, приводить примеры представителей разных групп растений и животных тундры, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни, использовать полученные знания для поиска дополнительной информации о родной стране.

— Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

— Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

— Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

— В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

— формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с учебной задачей и условиями её реализации;

— освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

— готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

Оборудование: электронное приложение к учебнику, карточка с текстом для индивидуального задания, карта природных зон, кроссворд, , дополнительный материал для групп.

I . Организационный момент

II . Актуализация опорных знаний

1. Природная зона арктических пустынь расположена:

а) на островах Тихого океана

б) на островах Индийского океана

в) на островах Северного Ледовитого океана

2. Территория Арктики:

б) не имеет коренного населения

в) не пригодна для жизни людей

3. В Арктике для растений и животных:

4. В зоне арктических пустынь растут:

б) лишайники, мхи, полярные маки

5. Верная схема цепи питания:

а) водоросли -» рачки -> рыбы -» гагарки —> белый медведь

б) водоросли -зрачки> сайки —»тюлень

в) мхи -> кайры -> морж -»овцебык

6. Большое скопление птиц на скалах называют:

7. Для защиты природы арктической зоны приняты следу­ющие меры:

а) для птиц и животных завозятся корм и рыба, запрещено движение судов по Северному морскому пути

б) полярники делают во льду проруби для ныряния мор­жей, тюленей, расчищают поверхность островов от снега, освобождая мхи и лишайники

в) ограничен отлов рыбы, запрещена охота на редких живот­ных, взяты под охрану птичьи базары

8. Как изменится температура воздуха в зоне арктических пу­стынь за полярную ночь?

Читайте также:  Динамика и структура природных комплексов

б) температура не изменится

в) температура понизится

9. Арктический заповедник расположен на:

2. Конкурс рисунков

— Как вы представляете себе Арктику?

( Рассказ с опорой на выполненный дома рисунок.)

3. Индивидуальное задание на карточке

— Исправьте географические ошибки в тексте.

Арктика — это огромное пространство, расположенное на площа­ди Северного Ледовитого океана с морями и полуостровами (правиль­но — островами). Солнце направляет на зону арктических пустынь свои прямые (правильно — косые, наклонные) лучи. Зимой в Арктике бывает полярный день (правильно — полярная ночь), а летом — полярная ночь (правильно — полярный день). Температура воздуха зимой опускается до —60 °С, а летом не поднимается выше нуля (правильно — поднимает­ся на несколько градусов выше нуля).

III . Самоопределение к деятельности Кроссворд

Новая природная зона приглашает нас — Снова в экспедицию отправляется класс. А чтобы тему урока узнать, Кроссворд нам надо разгадать.

1. Короткое название ледяной зоны. (Арктика.) 2. Птица с необычным красным клювом. (Тупик.) 3. Название острова, на котором расположен заповедник. (Врангеля,) 4. Арктика — это снег и . (Лед.) 5. Растения, живущие в толще воды. (Водоросли.) 6. Вид рыбы, обитающий в северных морях. (Сайка.)

( Ключевое слово в выделенных клетках: тундра.)

— Молодцы! Мы узнали название природной зоны, по кото­рой сегодня будем путешествовать. Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

— Что мы будем делать для достижения этой цели? (Работать по учебнику, выполнять задания в тетради, работать в па­рах, группах, рассуждать, отвечать на вопросы, отстаивать свою точку зрения, делать выводы и т. д.)

— Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.

( Учитель записывает вопросы на доске.)

IV . Открытие нового знания

1. Работа с картой

— Цель нашей экспедиции — тундра. Найдите эту природ­ную зону на карте. Что вы можете о ней рассказать, гля­дя на карту? (Тундра протянулась с запада на восток почти по всему побережью северных морей. Эта зона находится юж­нее арктических пустынь. Тундра расположена на материке Евразия.)

Тундра в переводе с финского языка означает «бесплод­ная» или «враждебная». Расскажите, какой вы представ­ляете эту природную зону. (Тундра находится на побережье северных морей, за Северным полярным кругом, значит, там холодно. Туда попадают косые солнечные лучи, а это значит, что зима должна быть суровой, много снега. Это должна быть равнина, потому что часть зоны расположена на Во­сточно-Европейской равнине, а часть — на Западно-Сибир­ской.)

Читайте также:  Для чего нужна плесень в природе

— А сейчас включаются в работу наши ботаники, зоологи и экологи. Им предстоит выяснить, что растет, кто живет, как живут.

( Ученики рассаживаются по группам.)

— Ботаники, , учебник (с. 85—87), картину «В тундре весной», карточки с изображением растений, ответьте на вопросы.

1. Какие растения растут в тундре?

2. Как растения приспособились к жизни?

— Зоологи, используя карточки с изображением зверей и птиц, материал учебника (с. 86—90), ответьте на вопросы.

1. Какие животные обитают в тундре?

2. Как они приспособились к жизни?

• Птицы (не хищные): чем питаются, оперение, окраска.

• Травоядные животные: чем питаются, мех, окраска.

• Хищные птицы: кем питаются, оперение, окраска.

• Хищные животные: кем питаются, мех, окраска.

— Экологи, пользуясь учебником (с. 90—92), ответьте на во­просы.

1. Основные занятия населения тундры.

2. Экологические проблемы тундры.

( Учащиеся самостоятельно изучают материал и обсуждают в группах. Если возникают вопросы, учитель консультирует.)

V . Первичное закрепление Сообщения учащихся

( Выступления представителей каждой группы.)

Рассказ ботаников

В тундре растут мох ягель, морошка, голубика, брусника, кар­ликовая береза, карликовая ива (показ гербарного материала или слайдов). Все растения низкорослые. Мох ягель — пища северных оленей. Растет на поверхности почвы, похож на маленькие деревца или кустики. Клюква — стелющийся кустарничек, имеет короткие корни, небольшие листочки, красные ягоды. Ягоды и листья оста­ются на зиму. Карликовая береза имеет невысокий изогнутый ствол, листья небольших размеров, небольшие корни. Растения стараются прижаться к земле, там теплее, а зимой снег закроет их полностью и защитит от морозов.

— Итак, какие в тундре растения? (Растения низкорослые, сте­лющиеся, почти у всех небольшие корни и маленькие листья.)

Рассказ зоологов

Постоянно живут в тундре белая куропатка, белая сова, лемминги, песцы, кречет, дикий северный олень, волки. Летом прилетают журав­ли, гуси, лебеди, кулики, много комаров, мошек (показ карточек или слайдов). Белая куропатка — травоядная птица, меняет оперение в зави­симости от времени года, зимой покрывается перьями до самых когтей, защищаясь от холода. Белая сова — хищная птица, оперение всегда белое, хорошо защищает от холода, потому что плотное. Питается леммингами, куропатками. Песец — хищник, имеет густой серый мех, его лапы ко­роткие и широкие, питается леммингами и куропатками. Зимой у него появляется еще подшерсток. Дикий северный олень — низкорослое жи­вотное, травоядное — питается мхом ягелем. Из всех-животных тундры это самое крупное, имеет густой мех, зимний подшерсток и, конечно, подкожный слой жира. Копыта раздвоенные, чтобы не проваливаться в снег и выкапывать мох из-под снега.

Читайте также:  Государственный природный заповедник статус

— Итак, как приспособились к жизни представители живот­ного мира тундры? (У птиц густое оперение и защитная бе­лая окраска, у зверейгустой мех.)

Рассказ экологов

Основное занятие коренного населения тундры — оленеводство (по­каз фотографий или слайдов). Ведется добыча полезных ископаемых — нефти и газа. В тундре возникли экологические проблемы: 1) разрушается поверхность почвы гусеницами тракторов и вездеходов, гибнут растения; 2) местность загрязняется нефтью во время ее добычи; 3) незаконная охота — браконьерство; 4) оленьи пастбища вытаптываются, потому что оленей не всегда вовремя перегоняют на другие места.

Природные богатства тундры взяты под охрану, созданы заповедни­ки. Под особую охрану взяты редкие животные — белый журавль, тундро­вый лебедь, краснозобая казарка, кречет (показ фотографий).

— Что нужно сделать, чтобы не допустить нарушения эко­логических связей в тундре? (Запретить браконьерство, взять под охрану оленьи пастбища, не использовать тя­желую технику, бережно относиться к природным богат­ствам.)

Молодцы! Было очень приятно работать в экспедиции с ум­ными, заботливыми и наблюдательными исследователями.

VI . Физкультминутка

VII . Работа по новой теме

— Сейчас поработаем в парах и выполним задание Рассмотрите знаки. Подумайте, какие экологические про­блемы они отражают? (1. Разрушение почвы от вездеходов и тракторов. 2. Сильное загрязнение окружающей местности во время добычи нефти. 3. Ягель исчезает, так как оленей не всегда вовремя перегоняют на другое пастбище. 4. Неза­конная охота — браконьерство.)

А какие меры охраны природы помогут решить эти пробле­мы? (Высказывания детей.)

VIII . Подведение итогов урока

— Почему растительный и животный мир тундры богаче, чем в зоне арктических пустынь?

( Высказывания детей. Ответы на вопросы рубрики «Проверь себя» нас. 93.)

— На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?

( Учитель обращается к записанным вопросам на доске.)

— Где можно применить новые знания?

IX . Рефлексия

— В графу «П» — «плюс»- записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции.

В графу «М» — «минус»- записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным.

В графу «И» — «интересно»- учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке.

Источник

Оцените статью