Конспект урока по окружающему миру по теме»Тундра»
Цели: сформировать представление о природной зоне тундре; ознакомить с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром, деятельностью человека.
Планируемые образовательные результаты:
— Знать географическое положение зоны тундры, ее особенности, животный и растительный мир, роль человека.
— Уметь работать с картой, приводить примеры представителей разных групп растений и животных тундры, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни, использовать полученные знания для поиска дополнительной информации о родной стране.
— Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
— Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
— Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
— В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
— формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с учебной задачей и условиями её реализации;
— освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
— готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
Оборудование: электронное приложение к учебнику, карточка с текстом для индивидуального задания, карта природных зон, кроссворд, , дополнительный материал для групп.
I . Организационный момент
II . Актуализация опорных знаний
1. Природная зона арктических пустынь расположена:
а) на островах Тихого океана
б) на островах Индийского океана
в) на островах Северного Ледовитого океана
2. Территория Арктики:
б) не имеет коренного населения
в) не пригодна для жизни людей
3. В Арктике для растений и животных:
4. В зоне арктических пустынь растут:
б) лишайники, мхи, полярные маки
5. Верная схема цепи питания:
а) водоросли -» рачки -> рыбы -» гагарки —> белый медведь
б) водоросли -зрачки —> сайки —»тюлень
в) мхи -> кайры -> морж -»овцебык
6. Большое скопление птиц на скалах называют:
7. Для защиты природы арктической зоны приняты следующие меры:
а) для птиц и животных завозятся корм и рыба, запрещено движение судов по Северному морскому пути
б) полярники делают во льду проруби для ныряния моржей, тюленей, расчищают поверхность островов от снега, освобождая мхи и лишайники
в) ограничен отлов рыбы, запрещена охота на редких животных, взяты под охрану птичьи базары
8. Как изменится температура воздуха в зоне арктических пустынь за полярную ночь?
б) температура не изменится
в) температура понизится
9. Арктический заповедник расположен на:
2. Конкурс рисунков
— Как вы представляете себе Арктику?
( Рассказ с опорой на выполненный дома рисунок.)
3. Индивидуальное задание на карточке
— Исправьте географические ошибки в тексте.
Арктика — это огромное пространство, расположенное на площади Северного Ледовитого океана с морями и полуостровами (правильно — островами). Солнце направляет на зону арктических пустынь свои прямые (правильно — косые, наклонные) лучи. Зимой в Арктике бывает полярный день (правильно — полярная ночь), а летом — полярная ночь (правильно — полярный день). Температура воздуха зимой опускается до —60 °С, а летом не поднимается выше нуля (правильно — поднимается на несколько градусов выше нуля).
III . Самоопределение к деятельности Кроссворд
Новая природная зона приглашает нас — Снова в экспедицию отправляется класс. А чтобы тему урока узнать, Кроссворд нам надо разгадать.
1. Короткое название ледяной зоны. (Арктика.) 2. Птица с необычным красным клювом. (Тупик.) 3. Название острова, на котором расположен заповедник. (Врангеля,) 4. Арктика — это снег и . (Лед.) 5. Растения, живущие в толще воды. (Водоросли.) 6. Вид рыбы, обитающий в северных морях. (Сайка.)
( Ключевое слово в выделенных клетках: тундра.)
— Молодцы! Мы узнали название природной зоны, по которой сегодня будем путешествовать. Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?
— Что мы будем делать для достижения этой цели? (Работать по учебнику, выполнять задания в тетради, работать в парах, группах, рассуждать, отвечать на вопросы, отстаивать свою точку зрения, делать выводы и т. д.)
— Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.
( Учитель записывает вопросы на доске.)
IV . Открытие нового знания
1. Работа с картой
— Цель нашей экспедиции — тундра. Найдите эту природную зону на карте. Что вы можете о ней рассказать, глядя на карту? (Тундра протянулась с запада на восток почти по всему побережью северных морей. Эта зона находится южнее арктических пустынь. Тундра расположена на материке Евразия.)
— Тундра в переводе с финского языка означает «бесплодная» или «враждебная». Расскажите, какой вы представляете эту природную зону. (Тундра находится на побережье северных морей, за Северным полярным кругом, значит, там холодно. Туда попадают косые солнечные лучи, а это значит, что зима должна быть суровой, много снега. Это должна быть равнина, потому что часть зоны расположена на Восточно-Европейской равнине, а часть — на Западно-Сибирской.)
— А сейчас включаются в работу наши ботаники, зоологи и экологи. Им предстоит выяснить, что растет, кто живет, как живут.
( Ученики рассаживаются по группам.)
— Ботаники, , учебник (с. 85—87), картину «В тундре весной», карточки с изображением растений, ответьте на вопросы.
1. Какие растения растут в тундре?
2. Как растения приспособились к жизни?
— Зоологи, используя карточки с изображением зверей и птиц, материал учебника (с. 86—90), ответьте на вопросы.
1. Какие животные обитают в тундре?
2. Как они приспособились к жизни?
• Птицы (не хищные): чем питаются, оперение, окраска.
• Травоядные животные: чем питаются, мех, окраска.
• Хищные птицы: кем питаются, оперение, окраска.
• Хищные животные: кем питаются, мех, окраска.
— Экологи, пользуясь учебником (с. 90—92), ответьте на вопросы.
1. Основные занятия населения тундры.
2. Экологические проблемы тундры.
( Учащиеся самостоятельно изучают материал и обсуждают в группах. Если возникают вопросы, учитель консультирует.)
V . Первичное закрепление Сообщения учащихся
( Выступления представителей каждой группы.)
Рассказ ботаников
В тундре растут мох ягель, морошка, голубика, брусника, карликовая береза, карликовая ива (показ гербарного материала или слайдов). Все растения низкорослые. Мох ягель — пища северных оленей. Растет на поверхности почвы, похож на маленькие деревца или кустики. Клюква — стелющийся кустарничек, имеет короткие корни, небольшие листочки, красные ягоды. Ягоды и листья остаются на зиму. Карликовая береза имеет невысокий изогнутый ствол, листья небольших размеров, небольшие корни. Растения стараются прижаться к земле, там теплее, а зимой снег закроет их полностью и защитит от морозов.
— Итак, какие в тундре растения? (Растения низкорослые, стелющиеся, почти у всех небольшие корни и маленькие листья.)
Рассказ зоологов
Постоянно живут в тундре белая куропатка, белая сова, лемминги, песцы, кречет, дикий северный олень, волки. Летом прилетают журавли, гуси, лебеди, кулики, много комаров, мошек (показ карточек или слайдов). Белая куропатка — травоядная птица, меняет оперение в зависимости от времени года, зимой покрывается перьями до самых когтей, защищаясь от холода. Белая сова — хищная птица, оперение всегда белое, хорошо защищает от холода, потому что плотное. Питается леммингами, куропатками. Песец — хищник, имеет густой серый мех, его лапы короткие и широкие, питается леммингами и куропатками. Зимой у него появляется еще подшерсток. Дикий северный олень — низкорослое животное, травоядное — питается мхом ягелем. Из всех-животных тундры это самое крупное, имеет густой мех, зимний подшерсток и, конечно, подкожный слой жира. Копыта раздвоенные, чтобы не проваливаться в снег и выкапывать мох из-под снега.
— Итак, как приспособились к жизни представители животного мира тундры? (У птиц густое оперение и защитная белая окраска, у зверей — густой мех.)
Рассказ экологов
Основное занятие коренного населения тундры — оленеводство (показ фотографий или слайдов). Ведется добыча полезных ископаемых — нефти и газа. В тундре возникли экологические проблемы: 1) разрушается поверхность почвы гусеницами тракторов и вездеходов, гибнут растения; 2) местность загрязняется нефтью во время ее добычи; 3) незаконная охота — браконьерство; 4) оленьи пастбища вытаптываются, потому что оленей не всегда вовремя перегоняют на другие места.
Природные богатства тундры взяты под охрану, созданы заповедники. Под особую охрану взяты редкие животные — белый журавль, тундровый лебедь, краснозобая казарка, кречет (показ фотографий).
— Что нужно сделать, чтобы не допустить нарушения экологических связей в тундре? (Запретить браконьерство, взять под охрану оленьи пастбища, не использовать тяжелую технику, бережно относиться к природным богатствам.)
Молодцы! Было очень приятно работать в экспедиции с умными, заботливыми и наблюдательными исследователями.
VI . Физкультминутка
VII . Работа по новой теме
— Сейчас поработаем в парах и выполним задание Рассмотрите знаки. Подумайте, какие экологические проблемы они отражают? (1. Разрушение почвы от вездеходов и тракторов. 2. Сильное загрязнение окружающей местности во время добычи нефти. 3. Ягель исчезает, так как оленей не всегда вовремя перегоняют на другое пастбище. 4. Незаконная охота — браконьерство.)
— А какие меры охраны природы помогут решить эти проблемы? (Высказывания детей.)
VIII . Подведение итогов урока
— Почему растительный и животный мир тундры богаче, чем в зоне арктических пустынь?
( Высказывания детей. Ответы на вопросы рубрики «Проверь себя» нас. 93.)
— На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?
( Учитель обращается к записанным вопросам на доске.)
— Где можно применить новые знания?
IX . Рефлексия
— В графу «П» — «плюс»- записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции.
В графу «М» — «минус»- записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным.
В графу «И» — «интересно»- учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке.
Источник