Конспект урока «Природная зональность»
Цель урока — познакомить обучающихся с причинами неоднородности географической оболочки иформирование природных зон и высотных поясов; природной зональностью в Мировом океане; особенностями природной географической зональности материков; мерами по сохранению природныхкомплексов.
Мы уже делили с вами Землю на климатические зоны – это были климатические пояса. На этом уроке мы ещё раз вернёмся к вопросу природной зональности: рассмотрим типы зональности, рассмотрим деление земли на природные зоны.
Сегодня мы рассмотрим два типа природной зональности: широтную зональность и высотную поясность. Наша цель — понять закономерности изменения природных комплексов и зональности их размещения.
Прежде чем начнем новую тему, нам необходимо вспомнить некоторые понятия. Для этого отгадайте определения и запишите их тетрадь.
— многолетний режим погоды, характерный для данной территории;
— все неровности земной поверхности;
— может находиться в трех состояниях;
— все вещества, залегающие к земной коре;
— Климат, рельеф, воды, горные породы, почвы, растения и животные – чем они являются?.
— А теперь дайте определение ПК.
Прервитесь. Сделайте физминутку для глаз:
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторять 4-5 раз.
2. Крепко зажмурить глаза(считать до 3), открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторять 4-5 раз.
3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторять 4-5 раз.
4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом перенести взор вдаль на счет 1 – 6. Повторять 4-5 раз
5. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторять 1-2раза
Или работай с учебником, найдем по учебнику и запишем в тетрадь определение Природная зона (запись в тетради).
— Как же размещаются ПЗ на суше? Для этого попутешествуем вдоль 20-ого меридиана восточной долготы. Но сначала вспомним и напишем в тетрадях в столбик климатические пояса от экватора к северу (запись в тетрадях).
— Начнем путешествие от экватора. На экваторе жарко и очень влажно → здесь формируются влажные экваториальные леса.
Климатические пояса Природные зоны
— экваториальный — влажные экваториальные леса
— субтропический — жестколистные вечнозеленые леса
— умеренный — тайга, смешанные леса, широколиственные леса
— субарктический — тундра, лесотундра
— арктический — арктическая пустыня
Вывод. Размещение ПЗ находится в тесной связи с климатическими поясами. Как и климатические пояса ПЗ тоже сменяют друг друга к северу и югу от экватора в связи с уменьшением солнечного тепла и неравномерностью увлажнения.
1. Географический диктант в тетради.
— Крупный ПК, обладающий общностью температурных условий почв, увлажнений, растительности и животного мира – это…
— Главная причина образования различных ПЗ …
— Смена ПЗ на равнинах при движении от экватора к полюсам называется –…
— Самый нижний высотный пояс в горной системе расположенной в ПЗ степей является …
Источник
Разарботка урока по географии 7 класс по теме «Природная зональность»
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему
Цель: Сформировать знания о закономерности распространения природных комплексов от экватора к полюсам в зависимости от географической широты – природная зональность.
Образовательные: обобщить и углубить знания о природных зонах, как зональном природном комплексе с помощью различных источников информации.
Развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе, с учебником, анализировать, делать выводы; развивать творческие , коммуникативные способности, воображение учащихся.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе на примере глобальных проблем человечества
— на предметном уровне: сформированы знания о закономерности распространения природных комплексов от экватора к полюсам в зависимости от географической широты, продолжают формировать умения работы с географической картой. У учащихся сформированы понятия «природная зона», «широтная зональность», «высотная поясность», знают и умеют различать природные зоны, давать им характеристику, могут делать выводы по особенностям их смены и причинами, вызывающими эту смену;
— на метапредметном уровне: формирование умений: 1) определять понятия; 2) устанавливать причинно-следственные связи; 3) строить логическое рассуждение и делать выводы; 4) работать с текстом и картами.
осознание целостности природы;
осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления
Образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
Регулятивные образовательные результаты : определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической. Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально. Планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации Работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки.
Коммуникативные образовательные результаты : излагать свое мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии. Понимать позицию другого, выраженную в явном и НЕ явном виде (в т.ч. вести диалог с автором текста)
Различать в речи другого мнения, доказательства, факты. Корректировать свое мнение под воздействием контраргументов, достойно признавать его ошибочность. Создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения – с помощью и самостоятельно.
Основные понятия, изучаемые на уроке:
географический пояс, природная зона, закон географической зональности, высотная поясность, влажный экваториальный лес, саванна, жестколистные леса и кустарники, степь, тайга, широколиственный лес, смешанный лес, тундра, арктическая пустыня, холодная пустыня.
Тип урока: комбинированный урок
частично – поисковый, наглядно – иллюстративный
Приемы обучения: анализ, умозаключение, обобщение и систематизация
Оборудование, средства обучения: компьютер, проектор, презентация, карточки для индивидуального опроса
Организационная структура урока
Организационный период 1 мин.
Здравствуйте, ребята. Начинаем наш очередной урок географии. Предлагаю вам проверить вашу готовность к уроку, проследить за тем, чтобы на партах были все необходимые инструменты и школьные принадлежности. Все готовы, начинаем урок.
Дети проверяют готовность к уроку.
- Географическая оболочка – целая и непрерывная оболочка Земли, включающая … .
- Большинство процессов, происходящих в географической оболочке происходят за счет энергии … .
- Природный комплекс – это территория, в пределах границ которой существует определенное закономерное сочетание … .
- Компоненты природного комплекса …
- Крупнейший природный комплекс планеты Земля …
Одинаковы ли ПК Земли по территории? Назовите их
Обучающиеся устно с места отвечают на вопросы
Источник