Конспект урока природное сообщество 3 класс

Тема: Природные сообщества 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Оборудование: раздаточный иллюстративный материал для организации работы в группах, учебник « Мы и окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, листы форматом А-4 для моделирования.

2).Актуализация опорных знаний

-Вспомните, какие события заставили наших предков славян уйти в Залеские земли?

— В 13 веке Киевская Русь была покорена татаро – монголами, разрушена, сожжена, разграблена. Славянам трудно было в этих условиях жить, да ещё и платить дань. Спасаясь от преследования завоевателей, славяне уходили всё дальше на север, осваивая новые территории.

— Что пришлось им увидеть на новом месте, как вы, думаете?

— Это были леса, иные климатические условия, другие птицы и звери.

— Считали ли славяне себя защищёнными от врагов?

— Не совсем. И всё же, татаро – монголы опасались заходить в Залеские земли, поэтому жизнь здесь была более спокойной.

-Облегчили ли славяне своё существование, как вы думаете? Почему?

— Надо было приспосабливаться к новым условиям жизни. Основное занятие славян было земледелие, но в лесу не было пашней, а для того, чтоб их создать, надо было корчевать лес. А это требовало времени. Поэтому славяне старались быстрее изучить возможности новой территории.

— А о каких возможностях они уже знали?

— Можно срубить дом, охота и рыбалка давали пищу.

— Из тех загадок, что я просила вас приготовить, выбрала несколько. Разгадайте их.

— Дети наизусть читают загадки:

Ничего, что плод мой мелок. (дуб)

Маленькие зверьки – серенькие шубки,

Чёрненькие глазки, остренькие зубки. (мыши)

Звонко вдруг застрекотала

лягушка дуб мышь кузнечик

Все слова-отгадки вывешиваются на доске:

— Разделите ряд слов на группы.

Р ассматриваются и обсуждаются все варианты. Остановимся на следующем:

— Где каждый живёт: в болоте, на озере, в пруду, т.е. в водоёме, в лесу, в поле, на лугу.

дуб мышь кузнечик суша /лес поле луг

Так мы решили квартирный вопрос: нашли какую квартиру в каком доме занимают эти представители. Дома многоэтажные, густозаселённые. Верно ли, что жизнь в таком доме будет многообразной?

Потому что живут разные животные и растения.

— А может ли, например, мышка переехать жить в другой дом, скажем в озеро, а карасик на поле?

-Нет, для мышки нет в озере, а для карася на поле подходящих условий жизни.

— Учитывая всё сказанное, определите тему урока.

— Мы будем рассматривать и обсуждать жизнь леса, поля, луга и водоёма, как новые условия, к которым должны были приспособиться славяне.

В ходе обсуждения, я надеюсь, мы сможем дать определение, закончив предложение

Вспомните правила работы в группе.

Правила сотрудничества в группе:

  • Работать дружно, выслушивать каждого, не ссориться, подготовить отвечающего.
  • Общаться вполголоса, по сигналу об окончании работы в группе — обсуждение прекратить.
  • Отвечать чётко, кратко.
  • Члены группы могут дополнить ответ.
Читайте также:  Какая она природа цель

Правила этикета при работе в группах:

  • Терпеливость
  • Доброжелательность
  • Вежливость
  • От твоей работы зависит общий результат работы в группе

— Выберите карточку с ключевым словом и соответствующее приложение. Прочитайте

внимательно приложение: оно поможет вам выполнить задание: вы сможете оживить дом, связав в единое целое его обитателей. (Выбор произвольный. Например:

1 группа –дуб. 2 группа – мышь. 3 группа – кузнечик. 4 группа – лягушка.)

В наших лесах растёт много замечательных деревьев. Самое примечательное дерево – дуб .

Дуб богатырского сложения. Он раскидистый, могучий, любит солнышко, поэтому высокий . Прожить дуб может 500 — 1000 лет. А некоторые дубы доживают до двух тысяч лет.

Наши предки, славяне, считали дуб святым деревом и посвящали его богу Перуну. Дуб не любит слишком влажных почв, а вот небольшой недостаток влаги он переносит хорошо. Хотя дуб сильное дерево, но очень боится морозов. Его молодые веточки и листики погибают при заморозках. Поэтому дуб начинает зеленеть позже всех деревьев.

Плоды дуба – жёлуди . Они содержат большой запас питательных веществ и его проростки растут быстрее и лучше, чем проростки других растений.

В лесу у дуба много друзей. Его веточки, листья, кора привлекательны для гусениц, жуков, лосей . А желудями лакомятся кабаны, мыши, сойки, белки и одновременно расселяют дубки на новые территории. На лакомок охотятся волки, лисицы, совы, орлы и змеи .

дуб, лисы, волки, лоси, белки, сойки, совы, змеи, орлы, кукушка, гусеницы, мыши, кабаны, клевер.

— Что лишнее пришлось исключить из цепочки слов:

На равнинах, где деревьям не хватает влаги , появляется поле, поросшее в основном хлебной и зерновой растительностью.

Человек распахивает поля и засевает их пшеницей, рожью, овсом, ячменем, просом, подсолнечником, кукурузой, сахарной свёклой и кормовыми травами . Культурным растениям мешают злостные сорняки – прежние жители дикого поля: пырей, осот, полынь, лебеда, сурепка, овсюг и другие . Большой вред полю наносят разного рода грызуны: суслики, мыши .

Мыши небольшие грызуны серого цвета. Они могут жить в доме, в лесу. А в поле живёт полевая мышь, где она легко лазая по стеблям растений, поедает хлебные зёрна, светлячков, сверчков, кузнечиков, кобылок, червей . Все мыши предпочитают жить в норках, а эта прямо на земле свивает гнездо из прутиков, соломы, травы.

Крупным животным в поле не наесться вдоволь, ни спрятаться, а вот, кролики, лисы захаживают частенько. Многие птицы считают поле своим домом и столовой: перепёлки, скворцы, жаворонки, вороны, канюки, луни, коршуны, ястребы.

волк, лисица, пырей, заяц, хорёк, осот, змея, полоз (уж), суслик, сурок, сверчки, кузнечики, кобылки, перепёлки, травы, коршун, лунь, канюк, ворона, скворец, жаворонок, лось .

— Что лишнее пришлось исключить из цепочки слов:

В каждом крае есть немало мест, где растут только одни травянистые растения. Небольшие участки с травянистой растительностью обычно называют лужайками, большие –лугами. Часто луга расположены по берегам рек, озёр. Эти луга – одни из самых лучших. Во время весеннего половодья вода заливает прибрежные территории и выносит на них много ила. Ил обогащает почву перегноем. Поэтому травы здесь особенно разрастаются. Эти луга так и называются — заливные.

Уже в апреле луг становится золотым и радостным –это расцветают одуванчики . Пройдёт время и полетят на пуховичке-парашютике семена. Красивы луга в летнюю пору. Жарким днём удивителен аромат от пёстро цветущих трав, над которыми порхают бабочки, деловито жужжат пчёлы, гудят толстяки-шмели. В сочной зелени тимофеевки луговой, мышиного горошка, ежи сборной, клевера ползают гусеницы, снуют жуки-навозники и жуки-могильщики, мышкуют лисы. Божьи коровки заняты поиском тли, а кузнечики стрекочут, перепрыгивая с места на место, будто рассылают телеграммы со срочными новостями.

Читайте также:  Какие природные особенности балканского полуострова могли привести

Над лугом летают множество птиц: перепела, коростели, трясогузки. Их привлекают насекомые. Зорко оглядывает луг коршун. Чем сегодня поживиться? А под землёй кипит своя жизнь, роют мышки норки, червячки ходы — проходы, а самый главный землекоп – крот. Свежие холмики земли петляют то тут, то там.

одуванчики, лопухи, жаворонки, дождевые черви, бабочки, пастушья сумка, мыши, стрекозы, пчелаы, жужелицы, кузнечики, ромашки, ласка, карась.

— Что лишнее пришлось исключить из цепочки слов:

Водоёмы в виде болот, прудов, озёр, речек, канав, ям с водою и просто луж имеются всюду и все густо заселены. Велик и многообразен мир пресных водоёмов.

Во время купания мы часто наступаем на скользкие, покрытые зеленоватым налётом камни. Это водоросли. Водоросли и водные цветковые растения (ряска, элодея, кувшинка, кубышка) – жители наших водоёмов. Они берут питание из воды, грунта или ила на дне водоёма. Водные растения разрастаются, обогащают воду кислородом и становятся пищей для разных животных: моллюсков, рыб, насекомых.

Зелёные ковры на поверхности водоёма- ряска. Это крошечные цветки, листьев у ряски нет, состоит она из пластинки и корешка, погружённого в воду. Ряску любят утки, гуси.

Берега, на которых сильно разросся камыш, тростник, осока, рогоз, хвощ – стали домом для лягушек. Благодаря своей зелёной окраске, она нашла надёжное убежище от врагов – аиста, цапли, щуки, выдры, лисиц. Сама же лягушка предпочитает на обед комаров, стрекоз, клопов, жучков, пауков, улиток, а иногда не отказывается и от маленьких рыбок.

Лягушка интересно ловит добычу: у неё резко и сильно растягивается язык, который покрыт слизью. Насекомые к нему и прилипают.

В теплые весенние ночи эти животные любят петь, устраивая целые концерты. Личинка лягушки – головастик, который появляется в воде из икринки, становится добычей для многих рыб, ужей.

лягушка, аист, водоросли, пиявки, мошки, лисицы, комары, стрекозы, клопы, ряска, жучки, ерши, рачки, мотыль, карась, выдра, окунь, уж, утки, щука, гуси, суслик .

— Что лишнее пришлось исключить из цепочки слов:

7) Обсуждение результатов работы групп. Моделирование .

— По какому принципу вы связали в одно целое обитателей (водоёма, поля, леса, луга)?

приспособленность к определённым условиям и по пищевым связям)

— Покажите на примере такую связь.( Дети могут использовать памятку докладчику)

Мы …… ( работали изучили, анализировали, рассмотрели ) с текстом о жизни …..( поля ).

В результате анализа текста мы выяснили, что

на ( поле )растут …… ( злаки, культурные растения, сорняки )

и обитают …….( следующие животные ………. )

Их связывает то, что ( они приспособлены к данным условиям жизни(к среда обитания), и пищевые связи )

— Мы исключили ……( лося ), потому, что……

Читайте также:  220 приказ министерства природных ресурсов

-Если дети не в полном размере показали взаимосвязи внутри сообщества, предлагаю объяснить схему пищевых связей: зерно – мышь — лисица

— Прочитайте статью в учебнике на странице 125. Выделите самое существенное.

-Итак, вы заметили, что в определённых условиях окружающей среды образуются особые связи между живой и неживой природой и одновременно между живыми организмами – растениями, животными.

Сделаем вывод : Единство живой и неживой природы, которые складывается в определённых условиях окружающей среды, называется природным сообществом .

А теперь продолжим предложение:

Лес, поле, луг, водоём – природное сообщество.

— Угадайте о каком природном сообществе говорят:

— А на нём растут ромашки, лютик едкий, клевер-кашка.

Кошачьи лапки, одуванчиковы шапки,

Подорожник, васильки, грамафончики – вьюнки.

Ещё много разных травок у тропинок и канавок

И красивых и пушистых, разноцветных и душистых! (луг)

— Бежит тропинка по равнине,

Куда ни глянь – пшеницы море,

Здесь земля как будто тесто.

Нет опоры для ноги. (болото)

— — О чем вы хотели бы поговорить на следующем уроке?

— Да, мы рассмотрим каждое сообщество, проследим подробнее связи внутри сообществ и между ними, попытаемся сделать выводы о том какова роль человека в сохранении жизни на Земле.

И закончить урок хочется таким стихотворением:

А весь большой и старый дом

Кто любит раньше всех вставать,

Быть может, он порой для нас –

Кто больше пользы принесёт,

С ним есть чем поживиться

— Что нового вы узнали на уроке?

— Что вас заинтересовало, обрадовало или огорчило, заставило задуматься?

Приготовьте сообщения или выполните творческое задание (панно, сборник загадок, сочинение, сказку, подборку стихотворений) к теме «Лес – природное сообщество».

— Кого в своей группе вы хотели бы отметить?). Объясните свой выбор.

— Оцените свой вклад в этот урок самостоятельно: заполните карточку достижений.

Источник

Конспект урока окружающего мира «Обобщение по разделу «Природные сообщества»» 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира по теме «Луг- природное сообщество» 4 класс

Урок с использованием мультимедийных технологий по теме «Луг- природное сообщество» 4 класс + презентация.

Конспект урока окружающего мира»Обобщение по теме»Путешествие по природным зонам России»

Это обобщающий урок по теме «Путешествие по природным зонам России» УМК «Перспективная начальная школа».

Урок окружающего мира по теме «Лес — природное сообщество».

Лес — это целый мир. Данный материал представляет собой разработку урока окружающего мира по данной теме.

Урок окружающего мира по теме «Лес — природное сообщество».

Данный материал представляет собой подробный конспект урока по окружающему миру по заданной теме.

Урок окружающего мира «Жизнь леса. Лес — природное сообщество»

Материал открытого урока окружающего мира (4 класс. УМК «Школа России»).

Конспект урока окружающего мира «Обобщение по разделу «Природа»

Материал урока позволяет систематизировать, обобщить и проверить знания учащихся по разделу «Природа&quot.

урок окружающего мира по теме «Лес — природное сообщество»

Урок на темй «Лес — природное сообщество». На уроке — работа в группах: географы, ботаники, зоологи, экологи. Группы получают задание — о какой продной зоне пойдёт речь. Объект исследо.

Источник

Оцените статью