Конспект урока ФГОС «Природные сообщества»
o убедить в том, что понятие экосистема шире, чем понятие природное сообщество.
o научить систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи; способствовать развитию воображения;
o научить формулировать цели урока, пользоваться предметным языком, грамотно выражать свои мысли;
o развивать поисково-информационных умения: работать с конспектом урока;
o развивать учебно-организационных уменийя: организовать себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности;
o способствовать развитию коммуникативности.
o формировать познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха.
o формировать культуру общения, устойчивое положительное отношение к доброте, как ценностному отношению к живому миру.
o развивать привычку дисциплинированного поведения, прививать умения поступать по совести.
o формировать ценность сопереживания успехам и неудачам товарищей.
o прививать любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
· Организация и осуществление учебно-познавательной деятельности.
o Перцептивный аспект (аспект восприятия):
o Гностический аспект (познание):
§ эвристические (частично – поисковый) методы.
o Логический аспект (мыслит. операции при подаче и усвоении уч. матер.):
§ дедуктивные методы (от общего к частному), синтез и анализ, классификация.
o Управленческий аспект (степень самостоятельности ученика):
· Стимулирования и мотивации учебной деятельности.
o Стимулирование и мотивация долга и ответственности:
§ использование заданий для самоконтроля, поощрение.
o Стимулирование и мотивация познавательного интереса:
§ создание ситуации успеха, неожиданность, проблемный вопрос, новизна.
· Контроль и самоконтроль учебной деятельности:
o письменные (программированный контроль).
Оборудование: компьютер, проектор, экран, термины, конспект-тетрадь.
· ученик – литературный источник (конспект) – Приложение 2 ;
· ученик – ученик (работа в парах).
Каналы восприятия: визуальный, аудиальный.
Уровень усвоения ЗУН, на который планирую вывести класс: на V уровень (по Бабанскому) – перенос ЗУН в новые ситуации.
Психологический аспект построения урока: восприятие – осмысление – понимание – запоминание – воспроизведение материала в речь – обобщение – систематизация.
I. Организационный этап
а) Вступление – приветствие.
– Добрый день, юные мыслители! Я рада видеть ваши умные и добрые лица! Прошу вас присесть. Нам предстоит очень необычная работа. И я даже слегка волнуюсь: а все ли задуманное осуществится…
Для этого мне понадобиться ваша помощь.
Я готова начать работу и поэтому показываю вам этот знак (открытые ладошки).
Ответьте мне, пожалуйста, этим же знаком те, кто хочет начать работу со мной? (ладошки).
Спасибо, я уважаю смелых и отзывчивых людей!
Подержите их – почувствуйте мое тепло, а я почувствую вашу поддержку! Спасибо!
Ответьте мне этим знаком те, кто еще сомневается.
Спасибо, я ценю честных людей!
Почувствуйте мое тепло и мне станет теплее от вашего участия. Спасибо!
б) Озвучивание темы. ( Приложение 1 – презентация Power Point)
СЛАЙД 1: Тема сегодняшнего урока: Природные сообщества. Экосистема.
в) Постановка задач урока самими учащимися.
– Как вы думаете, как можно сформулировать цели урока? Что нам предстоит изучить? С чем познакомиться?
II. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний
а) Постановка проблемного вопроса.
– Много интересного, необычного и загадочного таит в себе прекрасный мир живой природы.
СЛАЙД 2: Знаете, изучая природу, меня всегда волновал один вопрос: в битве двух гигантов – белого медведя и варана – кто победит? Вы сегодня поможете мне найти ответ на этот вопрос. Начнем.
III. Этап перехода учащихся к активному сознательному усвоению знаний
– Что же, а теперь начнем искать ответы на поставленные вопросы. Нам сегодня в работе помогут конспекты, которые я попрошу разместить перед собой.
СЛАЙД 3–6: Попробуйте объяснить мне, почему животные распределены по группам именно в таком порядке? Давайте посмотрим и назовем известных животных.
СЛАЙД 7: Если вы позволите, я попытаюсь вам помочь. Какие ассоциации у вас возникают с понятием: белый медведь – белый, снег, холодно
· Варан, ящерица – пустыня, жарко, песок
· Лягушка, аист – болото, вода
· Волк, лиса, лось – лес, тайга, шерсть.
СЛАЙД 8: Скажите, пожалуйста, а можно встретить вместе, например,
– А почему? (Живут в разных природных зонах, где разные благоприятные условия.)
– А в каких условиях могут жить живые организмы? (В благоприятных.)
– Значит, одной из причин, позволяющей разместиться живым организмам по планете, это:БЛАГОПРИЯТНЫЕ ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ. Хорошо.
СЛАЙД 9: Тогда помогите мне пожалуйста, разрешить мой вопрос: в битве белого медведя и варана – кто победит? Умницы!
СЛАЙД 10: Мы выяснили, что одной из причин, позволяющей разместиться живым организмам по планете, это: БЛАГОПРИЯТНЫЕ ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ.
– А как вы полагаете, если человеку создать все благоприятные условия, комфортно ли ему будет жить на земле одному? А почему? (Общение – взаимодействие – иначе тоска и одиночество. Легче добыть пищу, защититься от врагов.)
Значит живым организмам, как и человеку трудно выжить в одиночку? Действительно это так. Живые организмы постоянно вступают во взаимоотношения. Котенок нам напоминает о том, что мы должны продолжить запись в тетради.
Взаимоотношения делятся на три вида: «+», «–» и «0».
Как вы можете это объяснить? Помогают, враждуют и не встречаются.
СЛАЙД 11: приведите примеры, глядя на экран – разных типов взаимоотношений («+»: забота о потомстве, проживание в стае; «–»: паразитизм, хищничество, уничтожение растений).
СЛАЙД 12: Таким образом, живые организмы образуют природные сообщества. СОО – вместе, ОБЩЕСТВО – общий.
Как бы вы сказали, что такое природное сообщество? Давайте прочитаем в конспекте!
Природное сообщество с точки зрения биологии называют – БИОЦЕНО- БИО – означает “жизнь”, а ЦЕНОЗ – “общий”.
СЛАЙД 13: Природные сообщества делят на два вида: естественные и искусственные. А как вы считаете, по какому признаку их делят? Естественный создан? ПРИРОДОЙ, БЕЗ УЧАСТИЯ ЧЕЛОВЕКА, а Искусственный – создан ЧЕЛОВЕКОМ.
СЛАЙД 14: А теперь поработаем в парах: постарайтесь распределить природные сообщества на две группы. Заполните в конспекте пробелы.
Посмотрим, что у вас получилось. (2–3 пары)
СЛАЙД 15: Проверьте вашу работу. Поднимите руки, у кого не было ошибок. Вы замечательные и умные ученики!
СЛАЙД 16: Живые организмы не только не могут жить без взаимодействия друг с другом. Но и не могут жить без неживой природы. Такое взаимодействие природного сообщества с неживой природой называют ЭКОСИСТЕМОЙ.
Как вы думаете, а какое понятие шире: ЭКОСИСТЕМА или ПРИРОДНОЕ СООБЩЕСТВО. Почему?(Природное сообщество входит в состав экосистемы.)
IV. Этап закрепления знаний
– Итак, сегодня на уроке мы с вами узнали, что природное сообщество – это группа организмов, совместно обитающих на одной территории и взаимосвязанных между собой. Что природные сообщества бывают искусственными и естественными. И что взаимодействие природного сообщества с факторами неживой природы образуют экосистему.
СЛАЙД 17: Игра называется “Кто лишний7”: в тетради поставьте в столбик цифры от одного до четырех. Напротив этих цифр вам необходимо поставить номер лишнего понятия. Работаем самостоятельно. Готовы?
· № 1: 1 – аист, 2 – лиса, 3 – лягушка;
· № 2: 1 – морской котик, 2 – белый медведь, 3 – лось;
· № 3: 1 – заяц, 2 – ящерица, 3 – змея;
· № 4: 1 – жаба, 2 – черепаха, 3 – аист.
· № 1: ? 2 – лиса; ПОЧЕМУ? 1 и 3 — болото
· № 2: ? 3 – лось; ПОЧЕМУ? 1 и 2 — арктика
· № 3: ? 1 – заяц; ПОЧЕМУ? 2 и 3 – пустыня (степь)
· № 4: ? 2 – черепаха; ПОЧЕМУ? 1 и 3 – болото.
– Поднимите руки – у кого не было ни одной ошибки. Умницы! Поставьте себе – 5!! У кого одна ошибка – поставьте себе – 4!! А других оценок у нас сегодня нет.
И, поэтому, выполнить домашнее задание вам не составит никакого труда. Посмотрите распечатанный конспект, вы его прикрепите в тетради и используя его, выберите одно задание из трех – на выбор:
1. Разделите на две группы примеры природных сообществ: луг, поле, болото, река, огород, море, лужа, пруд.
2. Составьте кроссворд “Природное сообщество”, используя на выбор одно из сообществ — луг, поле, болото, река.
– Я была бы рада, если вы закончите одно из предложений:
1. Больше всего мне понравилось …
2. Сегодня я понял (а), что думать …
3. Главным на уроке для меня было …
– Спасибо, я просто очарована вашей работоспособностью. Мне очень приятно, что тепло наших ладошек сохранилось на протяжении всего урока. Давайте еще раз согреем друг друга. Ваше тепло всегда меня будет согревать в трудную минуту. Мне было очень приятно в вашей теплой и дружной компании.
Источник
Конспект урока природные сообщества 5 класс пономарева
Если Вы не нашли темы для своего учебника, то можете добавить оглавление учебника и получить благодарность от проекта «Инфоурок».
49 минут
Инструменты онлайн-обучения: основы работы с программой BANDICAM
53 минуты
Проблема компьютерной зависимости у детей и подростков: профилактика и коррекция
32 минуты
Как занять ребенка, если под рукой ничего?! Игры с бумагой для младших школьников
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник