Конспект урока природные зоны земли 6 класс

Конспект урока «Природные зоны Земли».

Цель урока: расширить знания учащихся о природных зонах Земли.

Задачи урока :

— предметные : сформировать понятие «природная зона», с формировать представление о приспособленности растений и животных к среде обитания в разных природных зонах.

— личностные : развитие мышления и мировоззрения школьников через использование метода научного познания; развитие умений делать выводы, обобщать, сравнивать; развитие познавательного интереса, познавательной активности, коммуникативных, информационных компетенций учащихся.

— метапредметные: формирование способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью, устанавливать причинно-следственные связи; создание условий для повышения интереса к изучаемому материалу и предмету в целом.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, группавая.

Методы обучения : наглядно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый.

Приемы: Анализ, синтез, умозаключение, обобщение.

Оборудование: проектор мультимедиа, презентация «Природные зоны Земли», карта атласа «Природные зоны Земли», учебник, раздаточный материал.

1.Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя

3.Сообщение темы урока. Постановка цели задач урока.

4 .Актуализация знаний.

— Везде ли на Земле одинаковый климат? (Нет)

— От чего зависит различие климат? (От количества тепла, температуры, о угла падения солнечных лучей. Чем ближе к экватору, тем выше температуры, чем дальше от экватора – ближе к полюсам, тем ниже температуры.)

Что такое широтная зональность? (Изменение природных зон с широтой)

— Как на Земле изменяется широтная зональность? (От экватора к полюсам, по широтам)

— Что такое высотная поясность? (Изменение соотношения тепла и влаги с высотой: чем выше поднимаешься в горы, тем ниже температура и больше осадков. Смена высотных поясов от подножий к вершинам гор происходит так же, как смена природных зон на равнинах по направлению от экватора к полюсам)

5. Изучение нового материала

— Сегодня будет не простой урок, мы вместе с вами совершим увлекательное путешествие. Во время путешествия вы узнаете много и услышите много интересного о природе нашей планеты.

— Ребята, а что такое природная зона? Есть пространства на Земле, которые получают от Солнца примерно одинаковое количество тепла и света, а с осадками — влаги. В этих местах одинаковые природные условия и живут приспособившиеся к ним одинаковые растения и животные.

Природная зона это большая территория со сходными климатическими условиями, имеющая определенный растительный и животный мира (Запись в тетради)

Читайте также:  Дезодорант лайм дом природы

Природные комплексы Земли отличаются большим разнообразием. Названия природные зоны получили от характера преобладающей растительности. (Работа с атласом)

— Зона арктических и антарктических пустынь

— Влажные экваториальные леса

— Итак, сегодня мы побываем в роли путешественников . Для этого мы разделились на команды по числу основных природных зон. Каждая команда, используя атлас, дополнительный материал, который лежит в конверте (Приложение), создаст творческий проект своей природной зоны.

Затем от каждой группы выступит представитель и защитит свой проект по плану.

1. Название природной зоны и географическое положение.

– Не забывайте, что, работая в команде, нужно помогать друг другу, выслушивать мнения друг друга, каждый человек команды вносит свои идеи и старания в общее дело.

Перед афишированием каждого проекта звучит отрывок из песен, стихов, той природной зоны, которую необходимо представлять.

После представления природной зоны степи, заостряем внимание на региональном компоненте.

— А почему для нас значима именно эта природная зона?

(Чтение стихотворения ставропольского поэта о степи )

7. Закрепление изученного материала.

О какой природной зоне идёт речь:

1. Растительность образует несколько ярусов, нет времён года, круглый год тепло (влажные экваториальные леса).

2. Территории с травянистой растительностью и отдельными группами деревьев. Здесь различают зимний тёплый сухой сезон и летний жаркий сезон дождей (саванны).

3. Формируются в результате недостатка влаги, скудная растительность. Обитают грызуны, змеи, ящерицы, скорпионы, пауки, муравьи (пустыни).

4. Обширные равнинные пространства, покрытые травянистой растительностью. Распаханы и густо заселены людьми. (степи)

5. Холодная зима, тёплое и короткое лето. Состоит из хвойных деревьев (тайга).

6. Долгая суровая зима, короткое холодное лето, мёрзлый грунт, скудная малорослая растительность (тундра).

7. Царство снега и льда. Полярный день, полярная ночь

(арктические и антарктические пустыни).

— Наш урок- путешествие подошел к концу. Я хочу прочитать вам стихотворение, которое является заветом нам с вами.

На ней мы с тобой родились,

Так будем же, люди все вместе

Мы к ней относится добрей!

— Урока время истекло. Я вам ребята благодарна.

— нанести на контурную карту природные зоны Земли ;

— нарисовать рисунок понравившейся природной зоны.

Источник

Природные зоны Земли.
план-конспект урока по географии (6 класс)

— показать изменения природных зон под воздействием хозяйственной деятельности человека.

— развивать у учащихся умение описывать природные зоны.

— воспитывать чувство ответственности в работе;

— воспитывать уважение к мнению других.

— знать определение понятия «природная зона»;

Читайте также:  Какая страна обладает наибольшими природными богатствами

— знать основные причины смены природных зон;

— называть и показывать границы природных зон;

— приводить примеры основных представителей растительного и животного мира некоторых природных зон;

— описывать внешний облик природных зон;

— приводить примеры взаимодействия человека и природы в пределах рассматриваемой природной зоны;

— на конкретных примерах раскрывать черты приспособленности растительного и животного мира условиям конкретной природной зоны.

— давать определения понятиям;

— владеть устной (письменной) речью;

— структурировать тексты, выстраивать последовательность описываемых событий;

— строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

— создавать и преобразовывать схемы для решения задач.

— использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей, мотивов, потребностей;

— формировать убеждённость в познаваемости окружающего мира и достоверности научного метода его изучения.

Учитель задаёт учащимся вопросы:

1)Приведите примеры взаимодействия компонентов географической оболочки.

2)Кто разработал учение о географической оболочке?

3)Перечислите и охарактеризуйте свойства географической оболочки.

(целостность, ритмичность, зональность)

4)Что называют природной зоной?

Учащиеся отвечают на вопросы.

Природная зона – крупный природный комплекс, обладающий сочетанием тепла и влаги, почв, растительности и животного мира.

Используя карту «Природные зоны мира» (с. 188 – 189 в учебнике), назовите природные зоны, сменяющие друг друга в направлении от экватора к полюсам.

Задание для практической работы:

6 на с. 76 в тетради «Мой тренажёр» (таблица)

Учащиеся перечисляют природные зоны: постоянно влажные экваториальные леса, переменно-влажные леса, саванны, постоянно влажные леса тропического и субтропического поясов (Африка, Австралия, Южная Америка, Северная Америка), полупустыни и пустыни, жестколистные вечнозелёные леса и кустарники, лесостепи и степи, смешанные и широколиственные леса, тайга, тундра и лесотундра, арктические пустыни в северном полушарии, антарктические пустыни – в южном полушарии.

Учащиеся выполняют задание 6 в тетради «Мой тренажёр» по описанию природных зон:

1 вариант : влажные экваториальные леса, саванны, пустыни, степи,

2 вариант: смешанные и широколиственные леса, тайга, тундра, арктические и антарктические пустыни.

Чему вы научились сегодня на уроке?

Что было для вас проще, а что труднее?

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

П. 52 – пересказ, вопросы после параграфа устно.

Учащиеся записывают домашнее задание и слушают пояснения учителя.

Практическая работа «Описание природных зон»

Влажные экваториальные леса

Вдоль экватора; весь год тепло и влажно

Пальмы, папоротники, фикусы

Обезьяны, птицы, змеи, ящерицы, бегемоты, крокодилы

К северу и к югу от экваториальных лесов; сухой и влажный сезоны

Баобаб (Африка), высокие травы

Антилопы, зебры, львы, гепарды и др.

Тропики; недостаток влаги, высокие температуры

Читайте также:  Департамент природных ресурсов иркутской области

Финиковая пальма (в оазисах), кактусы и др.

Тушканчики, песчанки, антилопы, верблюды, змеи, ящерицы, скорпионы, пауки, муравьи

Средние широты; жаркое сухое лето, суровая зима, почвы чернозёмы

Злаковые растения (ковыль, типчак)

Смешанные и широколиственные леса

Дуб, берёза, осина, хвойные растения (в смешанных лесах)

Волки, лисы, медведи, лоси, олени

Северная часть Евразии и Северной Америки; холодная зима, тёплое и короткое лето

Ель, сосна, кедр, пихта, лиственница; почвы – подзолистые или мерзлотно-таёжные

Бурый медведь, бурундук, сова, горностай, ласка, лось, рысь

Северная окраина Евразии и Северной Америки; долгая суровая зима и короткое холодное лето, мёрзлый грунт

Мхи, лишайники, карликовые ивы и берёзы, клюква, брусника, голубика

Песец, северный олень, заяц-беляк, полярный волк, лемминг, перелётные птицы

Побережье и острова Северного Ледовитого океана; полярный день и полярная ночь по полгода

Белый медведь, тюлень, морж

Источник

Конспект урока по географии на тему: «Природные зоны»

Цель урока: показать, как размещаются природные комплексы по поверхности Земли; объяснить смену природных зон на Земле; показать изменение природных зон под воздействием хозяйственной деятельности человека.

Обучающие: конкретизировать понятия «природная зона», «широтная зональность», «высотная поясность»; сформировать понятие о природных зонах Земли как зональных природных комплексах; выявить закономерность размещения природных зон на Земле.

Развивающие: продолжать формирование умения работы с географической картой, составлять комплексные характеристики природных зон.

Воспитательные: Воспитывать интерес к изучению географии, показать уникальность каждой природной зоны, формировать бережное отношение к животному и растительному миру.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: карта природных зон Земли, контурные карты, компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация « Природные зоны Земли»..

Метод обучения: репродуктивной, проблемно – поисковой.

Методы осуществления учебно – познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.

Форма обучения: рассказ, беседа, практикум.

Средства обучения: компьютер, дидактический материал.

Форма организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная.

Прогнозируемый результат:

1) о размещении природных комплексов по поверхности Земли

2) о разнообразии и смене природных зон Земли

3) о изменение природных зон под воздействием человека

4) развивают умение работы с географическими картами, умение сопоставлять, анализировать, делать выводы.

1. Организационный момент (1 мин.)

2. Постановка цели и задач урока (1мин.)

3. Актуализация знаний (3мин.)

4. Изучение нового материала

1) Постановка познавательной задачи (1мин.)

2) Решение познавательной задачи

— рассказ с элементами беседы ( 7мин.)

— работа с картой «Природные зон Земли» (5мин.)

3) Постановка познавательной задачи (1мин.)

4) Решение познавательной задачи

рассказ с элементами беседы (15 мин.)

Источник

Оцените статью