Конспект урока по окружающему миру с презентацией по теме: «Природа. Разнообразие природы».
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Ознакомить учащихся с разнообразием природы и её классификацией; рассмотреть взаимосвязи в природе и значение природы для человека. Развивать мыслительную деятельность учащихся и углубить знания по теме урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока «Природа. Разнообразие природы», 3 класс, УМК «Школа России» | 81 КБ |
Презентация к уроку «Природа. Разнообразие природы», 3 класс, УМК «Школа России» | 1.57 МБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №183
с углубленным изучением английского языка
Центрального района г. Санкт-Петербурга
Степура Галина Михайловна
учитель начальных классов
Учитель : Степура Галина Михайловна
Класс: 3 класс УМК «Школа России»
Тема урока: Природа. Разнообразие природы.
Тип урока : «Открытие новых знаний»
Технология урока: личностно-ориентированного обучения
Цели урока: ознакомить с разнообразием природы и её классификацией; рассмотреть взаимосвязи в природе и значение природы для человека; воспитывать бережное отношение к природе.
- Закрепить знания о природе живой и неживой.
- Формировать коммуникативные умения учащихся.
- Развивать мыслительную деятельность учащихся.
- Определить значение природы для человека.
- знать особенности живой и неживой природы;
- уметь находить взаимосвязи живой и неживой природы;
- сравнивать и сопоставлять живую и неживую природу;
- выявлять признаки сходства и различия;
- умение применять имеющие знания в определённой ситуации, структурирование знаний из личного опыта;
- работа с дополнительными источниками информации;
- формировать интеллектуальные умения (рассуждение, сравнение, умение делать выводы;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую
- развивать навыки самооценивания;
- применять эффективные способы решения познавательных задач
- формировать аргументировать и отстаивать своё мнения;
- уметь планировать совместную деятельность;
- слушать и слышать учителя;
- оценивать свою деятельность на уроке
- развивать навыки сотрудничества;
- развивать самостоятельность;
- воспитывать у детей бережное отношение к природ
1. Ахмалишева А.Х. Естествознание в таблицах и схемах/ А.Х.Ахмалишева. – М.: Лист, 1998 – 143 с.
2. Голубева Е.Б. Занимательное естествознание/ Е.Б.Голубева – СПб.: Тригон, 1997 – 368 с.
3. Дмитриева О.И. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 3 класс/ О.И.Дмитриева. – М.: ВАКО, 2009. – 400 с.
4. Муковникова О.Г. Поурочные планы по учебнику А.А.Плешакова «Мир вокруг нас»/ О.Г.Муковникова. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2002 – 136 с.
I I. Постановка учебной задачи.
- Правильно, тема нашего урока: «Природа». Сегодня мы познакомимся с разнообразием природы и её классификацией. Рассмотрим взаимосвязи в природе и значение природы для человека.
III. Разнообразие природы и её классификация. Слайд№1 .
Прочитайте слова на экране ( радуга, книга, дуб, трактор, медведь, кирпич, глина) .
(Убираются слова рукотворных объектов)
- Прочитайте названия объектов природы (радуга, дуб, медведь, глина)
- Подумайте, как распределить эти слова на две группы? (Живая и неживая )
Схема — опора : природу классифицируют или распределяют по группам на живую и неживую.
- Прочитаем первый абзац текста учебника на с. 4.
- Назовите объекты природы, которые относятся к живой природе .( бабочка, трава, муравьи).
- Что отнесём к неживой природе? (солнце, звёзды, небо, океан).
- Как отличить живую природу от неживой?
- Продолжим читать текст на стр. 5 учебника и найдем ответ на этот вопрос.
- Какой вывод вы сделали?
Вывод: живые организмы дышат, питаются, растут, развиваются, приносят потомства и умирают.
IV. Выведение нового понятия. Слайд № 3
Живую природу изучает особая наука — биология. Биология — совокупность наук о живой природе. Это слово произошло от двух греческих слов: «биос » — жизнь и «логос» — наука.
- Домашняя птица. Несёт яйца. (Курица).
- Домашнее животное с густой, вьющейся шерстью . (Овца).
- Дерево с белым стволом и тонкими ветвями. (Берёза).
- Гриб, который следует искать вблизи осин. (Подосиновик).
- Грызун; живёт в земле, копает ходы и норы. (Крот).
- Травянистое растение, весной с жёлтыми цветками, летом — с белыми парашютиками. (Одуванчик).
- Ядовитый гриб с белыми крапинками. (Мухомор).
- Прочитайте, какое слово мы получили ещё? (Царство).
- Как вы представляете себе «царство»?
В природе люди условились выделять особые «царства»
V. Решение учебной задачи с опорой на схему . Слайд №4.
Царства — это большие группы органического мира. Учёные-биологи делят живую природу на большие царства: царство растений, царство животных, царство грибов и царство бактерий.
Бактерии — это особое царство живой природы. Впервые их увидели только тогда, когда изобрели микроскоп. Микроскоп — увеличительный прибор. Многие бактерии в тысячу раз меньше песчинки. Бактерии — это микроорганизмы. Они живут повсюду — в воде, в воздухе, даже во рту человека.
VI.Физкультминутка. Игра «Живое — неживое».
Я называю слова. Если это объект живой природы, вы прыгаете и хлопаете в ладоши. а если неживой природы — стоите на месте. (Рыбка, дождь, гора, сова, рябина, ветер, маслёнок, ученик, подсолнух, гром).
VII. Значение природы для человека . Слайд №6.
- Как вы думаете, а к какой природе относится человек: живой или неживой? (Человек относится к живой природе).
- Человек — часть живой природы.
- Верно ли, что без природы невозможна жизнь людей? Вот это мы сейчас попытаемся доказать.
Если человек придёт в лес с добром и не повредит ствола дерева. Его корней, то не погибнут грибы, будет. Чем питаться животным, да и сам человек уйдёт не с пустой корзинкой.
А если человек придёт в лес со злом, сломает ветки, повредит ствол дерева, что произойдёт ? (Дерево погибнет, не будет грибов, белке нечего будет есть).
Да, всем будет хуже. Хуже будет и человеку, ведь растения очищают воздух от пыли, а человеку он необходим для дыхания.
Значит, природа – источник воздуха, пищи, воды.
- Что вам ещё нравится в природе?
- Вам нравится купаться в реке, озере? Почему ? (Становишься здоровее, укрепляется мускулатура)
Значит, природа – источник здоровья.
Значит, природа – источник красоты.
Значит, природа – источник материалов для хозяйственной деятельности.
- Природа вызывает различные чувства: восторг, удивление, радость, а иногда печаль. Когда мы видим сломанную ветку, засорённый родник, какие чувства у вас возникают ? ( Нам их жаль).
- А когда мы полюбовались красотой осеннего леса, какое чувство у нас появилось? (Радости, восторга).
- Смогли бы вы нанести вред природе, сделать что-то плохое ? (Нет. Хочется сделать что-то хорошее, не хочется ни с кем ссориться. Любовь к природе делает человека добрее).
Значит, природа – источник доброты.
- Изучая природу. Мы узнаём, почему летом идёт дождь, а зимой – снег, как образуется почва, из чего она состоит и многое другое.
Значит, природа – источник познания .
- Прочитайте текст на с.6 учебника. Найдите фразу, которой можно заменить предложение «Природа – источник познания». (Природа дарит нам радость открытий).
VIII. Выделение взаимосвязей.
- Рассмотрите иллюстрацию на с. 7 .
- Приведите примеры живой природы.
- А теперь неживой.
- Я знаю, что эти объекты живой и неживой природы тесно взаимосвязаны, но не знаю, как это доказать. Помогите. (Тепло и свет солнца, воздух, вода необходимы для жизни деревьев, грибов, трав. Благодаря этим условиям они живут и растут. Под деревьями растут грибы – пища для животных. Грибы получают от деревьев питательные вещества, а деревья от грибов – воду с растворёнными в ней солями. Грибами питаются белки, а ястреб охотится на белок, добывая себе пищу).
- Какой же можно сделать вывод? (Живая и неживая природа связаны друг с другом).
IX. Углубление знаний по теме урока. Слайд №7.
- Эта страничка для самых любознательных. Мы попробуем найти ответ на вопрос «Кто такие микробы?».
- Слово «микробы» произошло от греческого слова «микрос» — малый. Микробы – это крошечные микроорганизмы, невидимые простым глазом. К микробам относятся бактерии и крошечные грибы, но не те, которые мы видим в лесу.
Картинка №1 . Бактерии появились на Земле много лет назад. Сначала образовалась Земля, возник кислород и водород. Около 3,5 млрд. лет назад появились крохотные бактерии и водоросли. Вот так выглядят бактерии и микробы под микроскопом.
Каринка №2 . Если бы не было бактерий на Земле, не было бы никакой жизни. Был бы один песок, как на Луне.
Картинка №3 . И только 700 млн. лет назад появились в море первые живые организмы: черви и медузы.
Картинка №4 . Но есть и полезные бактерии. Например, в кишечнике человека есть множество бактерий, которые помогают справиться с пищей, переваривая её.
Картинка №5 . Тысячелетиями человек использовал бактерии для создания молочных продуктов. Если в молоко добавить разные бактерии, получится сыр, простокваша, кефир, йогурт, творог.
Картинка №6 . Самые известные микроскопические грибы – это дрожжи. Их добавляют в тесто, когда пекут хлеб, пироги, блины.
Одной бактерии достаточно, чтобы серьезно заболеть , поэтому нужно регулярно мыть руки с мылом и нельзя брать грязные предметы в рот.
— Что нового вы открыли для себя на уроке?
— Какие новые понятия вы запомнили из урока?
— Что больше всего вам понравилось на уроке?
1. Прочитать статью «Природа» (учебник, с. 4 – 6)
2. Ответить на вопросы раздела «Проверь себя» (учебник с.7).
Источник