Конспект занятий логопеда перелетные птицы

Конспект подгруппового логопедического занятия на тему: «Перелётные и зимующие птицы»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Развитие связной речи детей, совершенствование грамматического речи.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового логопедического занятия

на тему: «Перелётные и зимующие птицы»

для детей подготовительной группы с фонетическим недоразвитие речи и

фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Цель: Развитие связной речи детей, совершенствование грамматического речи.

Задачи: Образовательная: развитие лексико-грамматического строя речи у детей по теме «Перелётные и зимующие птицы», закрепление знаний детей о птицах; развитие представлений детей о причинах перелетов и зимования птиц (перелетные, зимующие птицы); упражнение в образовании существительных единственного и множественного числа; упражнение в умении образовывать сложные прилагательные; развитие и обогащение словарного запаса детей; формирование грамматически правильной речи у детей.

Коррекционная: развитие артикуляции и общей моторики; развитие речевого дыхания; развитие темпа и ритма речи.

Воспитательная: воспитывать навыки общения, взаимодействия, чувства доброжелательности; воспитывать у детей умение бережного отношения ко всему живому, к природе.

1. Птички на ниточках (дыхательная игра)

2 Снежинка, солнышко и карточки с изображением птиц .

3. Иллюстрации по теме занятия.

5. Дидактическая игра «Зимующие и перелётные птицы».

6. Дидактическая игра «4 лишний».

Словарь : перелётные птицы, зимующие птицы, сорока, голубь, воробей, ворона, глухарь, дятел, снегирь, ласточка, иволга, зярянка, цапля, скворец, лебедь.

Предварительная работа: беседа по теме, чтение стихов по теме, разгадывание загадок, повторение чистоговорок по теме занятия, прослушивание голоса разных птиц.

1. Организационный момент: «Круг радости».

Создание положительного эмоционального фона, организация детей на познавательную деятельность и сообщение темы занятия.

– Добрый день, дорогие ребята! У меня сегодня прекрасное настроение и я хочу его передать всем вам . А поможет мне в этом – «волшебная птичка». Я приглашаю всех вас встать в «круг радости» сказать друг другу добрые пожелания.

(Дети выходят из-за столов и становятся в круг, педагог с игрушкой сорокой обращается к детям, дети садятся за столы).

– Кто скажет, что это за птица? (Сорока) .

– Ребята, вы знаете, почему именно сорока прилетела к нам в гости? ( Ответы детей)

– Правильно, потому что сегодня мы будем говорить о перелётных и зимующих птицах.

2. Беседа о перелётных и зимующих птицах .

– Ребята! Знаете ли вы, что всех птиц, которые живут в наших краях, можно разделить на две группы: птицы зимующие и перелётные.

– Напомните мне, как называются птицы, которые остаются зимовать?

– Правильно, ребята. А как вы думаете, почему зимующие круглый год живут у нас, никуда не улетая?

– Эти птицы не боятся морозов, так как приспособились к суровому времени года и могут найти себе пропитание даже в сильный мороз. Птицам трудно прокормиться, ведь аппетит у них огромный, а корма, особенно в зимнюю пору, не хватает. Поэтому многие птицы поступают так: найдя еду, они сразу сообщают об этом остальным – криком подзывают их. Помогая друг другу, птицы переживают холодную зиму. Кроме того, некоторые из птиц, например синица, сойка и поползень, ещё осенью делают запасы.

Читайте также:  Красивая легенда птица феникс

– Ребята, вспомните и назовите названия зимующих птиц, которых вы знаете.

– Зимующие птицы: голубь, воробей, ворона, глухарь, дятел, снегирь.

– Зимующих птиц мы вспомнили, а теперь поговорим о перелётных птицах. Кто мне может рассказать, почему их так называют?

– Их называют перелётными, потому что на зиму они улетают в тёплые края.

– А как вы думаете, почему перелётные птицы не остаются зимовать, а улетают на юг?

– С наступлением холодов все насекомые исчезают, водоёмы замерзают, шишки и листики опадают, птицы не могут добывать корм и им приходится улетать в тёплые края. В конце осени и в начале зимы перелётные птицы собираются в стаи и готовятся к отлёту на юг. Как правило, эти птицы питаются насекомыми, которые с приходом холодов забираются в щели древесной коры, зарываются в сухие листья, прячутся под старыми гнилыми корягами. Корма становится мало, и насекомоядные птицы улетают в тёплые края, а весной они возвращаются в родные края. Мелкие птички прилетаю незаметно. А вот большие, хотя и летят часто ночью, издают громкие звуки. Это вожак подаёт сигнал: не отставайте. Летите за мной. Самцы перелётных птиц прилетают с юга раньше самочек. И сразу начинают заботиться о жилище для будущей семьи.

– Ребята, каких перелётных птиц вы знаете?

– Перелётные птицы: ласточка, иволга, зярянка, цапля, скворец, лебедь.

3. Артикуляционная и дыхательная гимнастика.

– Ребята, перед вами лежат птички, они не успели улететь в тёплые края, давайте поможем им?

– Возьмите птичку за край ниточки и поднимите над головой, вдыхая воздух носом и выдыхая ртом, губы в трубочке, щёки не надуваются, плечи не подымаются. Я вам покажу, а вы повторите за мной.

(дети выполняют дыхательное упражнение)

– Замечательно, теперь наши птички доберутся до тёплых стран. А что же делать с птицами, которые остаются зимовать? Давайте представим, что мы птицы. А у птиц вместо рта есть что?

– Я предлагаю вам выполнить упражнения для нашего клювика, чтобы согреться.

(дети выполняют артикуляционную гимнастику)

4. Дидактическая игра «Зимующие и перелётные птицы»

– Я подготовила для вас игру, но проказница сорока перепутала все картинки, вы поможете мне собрать всех перелётных птиц на солнышко, а зимующих на снежинку? А потом их назвать.

5. Упражнение «Скажи какая? Какой?»

– Ребята, а давайте вспомним и назовём признаки птиц.

— Если у ласточки белый бок, она какая? (Белобокая)

— Если у снегиря красная грудка, он какой? (Красногрудый)

— Если у вороны толстый клюв, она какая? (Толстоклювая)

— Если у цапли длинные лапы, она какая? (Длиннолапая)

— Если у воробья короткий клюв, он какой? (Короткоклювый)

– Вы, наверное, засиделись? Предлагаю вам встать из-а столов и немного размяться, вы готовы?

(логопед читает стихотворение и показывает движения, а дети выполняют в такт словам движения)

Раз – подняться, потянуться,
Два – нагнуться, разогнуться,
Три – в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть.

Читайте также:  Воробей птица зимующая птица или перелетная

– Ребята, с нами остаются зимовать много птиц. Давайте, вместе их сосчитаем.

(дети с опорой на картинку считают птиц)

8. Повторение чистоговорок «перелётные птицы»

– Предлагаю вам разработать свои клювики, а для этого мы будем чётко и красиво произносить чистоговорки.

ИЦЫ – ИЦЫ – ИЦЫ — улетают птицы

НЫ – НЫ – НЫ — улетают до весны

ДО – ДО – ДО — опустевшее гнездо

УШКИ – УШКИ – УШКИ — улетают все кукушки

ВЬИ – ВЬИ – ВЬИ — поют соловьи

АПЛЮ – АПЛЮ – АПЛЮ — не увидим цаплю

ДЕЙ – ДЕЙ – ДЕЙ – стая белых лебедей

ШАТА – ШАТА – ШАТА — запищали кукушата

ДО – ДО – ДО — птицы вьют гнездо

ДЕ – ДЕ – ДЕ — птенчики в гнезде

ЦЫ – ЦЫ – ЦЫ – важные птенцы

9. Дидактическая игра «4 лишний»

– Посмотрите, здесь нарисованы 4 картинки, 3 из них подходят друг-другу, их можно назвать одним словом, а 4-ая лишняя. Какая? Найдите её и объясните свой выбор.

– О ком мы сегодня говорили? (ответы детей)

– Наша сорока оказалась забывчивой птицей, напомните ей, ребята, чем отличаются перелётные от зимующих птиц (ответы детей)

– Какая игра вам больше всех понравилась? (ответы детей)

– Спасибо, вы сегодня хорошо поработали.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия на тему: «Морское путешествие. Звук С»

Данный конспект был тспользован и составлен для проведения итогового занятия в 3 периоде обучения в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Конспект подгруппового логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука «Р» в словах и предложениях»

Вашему вниманию представлен конспект подгруппового логопедического занятия «Автоматизация звука «Р» в словах и предложениях». Данное занятие было проведено в логопункте детского сада с детьми старшего.

Конспект подгруппового логопедического занятия на тему «Зима»

Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции лексико-грамматического строя речи с детьми подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи II-III уровня речевого развития.

Конспект подгруппового логопедического занятия на тему «Зима»

Коррекционно-образовательные цели:Уточнить и расширить представление о зиме, ее приметах.Уточнить и активизировать словарь по теме «Зимние забавы», учить отвечать на вопросы, составлять пр.

Конспект подгруппового логопедического занятия по теме «Зима» для детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

В конспекте представлены игры, загадки, чистоговорки, скороговорки и стихотворения по автоматизации звука «С» (Лексическая тема «Зима»).

Конспект подгруппового логопедического занятия на тему «Зимующие птицы»

Задачи: 1.Расширять представления о зимующих птицах. Формировать понятие «зимующие птицы».2.Активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения.3.С.

Конспект подгруппового логопедического занятия на тему Тема: « Школа. Школьные принадлежности»

-Закрепить с детьми полученные знания, продолжать учить находить слова противоположные по смыслу, активизировать словарь, уточнить знания о звуках, делить слова на слоги, звукового анализа слова.

Источник

Конспект логопедического занятия по теме «Перелетные птицы»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему

Закрепить название птиц, их внешние признаки, строение, питание, повадки, условия проживания.

Читайте также:  Веревка птице на лапы

Активизация словаря по теме.

Формирование грамматического строя речи.

Упражнять в образовании сложных прилагательных.

Развитие конструктивного праксиса в составлении разрезных картинок.

Развитие внимания, памяти, мышления.

Воспитывать у детей интерес к пернатым обитателям природы, бережное отношение к ним.

Скачать:

Вложение Размер
Файлperel_ptitsy_vesnoy.docx 15.9 КБ
Office presentation iconperelyotnye_ptitsy.ppt 2.88 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия Тема: Перелетные птицы

Закреплять представления детей о перелетных птицах.

Закрепить название птиц, их внешние признаки, строение, питание, повадки, условия проживания.

Систематизировать знания детей о видах птиц, упражнять в классификации перелетных и зимующих птиц и выделении лишнего объекта.

Активизация словаря по теме.

Формирование грамматического строя речи.

Познакомить детей с голосами птиц.

Упражнять в образовании сложных прилагательных.

Развитие конструктивного праксиса в составлении разрезных картинок.

Развитие внимания, памяти, мышления.

Воспитывать у детей интерес к пернатым обитателям природы, бережное отношение к ним.

Наступила долгожданная, теплая, солнечная весна. Из теплых стран возвращаются перелетные птицы. Они тоже рады весне. Птицы торопятся, ведь за весну им надо успеть построить и отремонтировать свои дома, отложить яйца, высидеть их и вывести свое потомство – птенцов. А осенью снова соберутся в стаи и улетят зимовать в теплые страны.

2. Игра «Какой? Какая?» Образование сложных прилагательных.

— Ребята мыс вами познакомились с перелетными птицами. Они очень красивые и разные. Скажите, как можно назвать аиста, если у него длинный клюв.

У Аиста красный клюв – красноклювый.

У Грача черные глаза – черноглазый.

У Лебедя длинная шея – длинношеий.

У журавля широкие крылья – ширококрылый.

У Цапли длинные ноги – длинноногая.

У Лебедя короткие лапы – коротколапый.

Бегут, журчат, звенят… (ручьи).

Пробиваются, распускаются… (подснежники).

Распускаются, зеленеют… (листочки).

Возвращаются, поют, вьют гнезда… (перелетные птицы).

«Ласточки летели» Координация речи с движением.

Бегут по кругу, взмахивая руками как крыльями.

Приседают, сложив руки за спиной.

Делают ритмичные наклоны головой.

Опять бегут по кругу, взмахивая руками.

На слайдах демонстрируются изображение разных птиц, а дети выбирают лишний объект и словесно обосновывают свой выбор.

Голубь , ласточка, скворец, кукушка. Кто лишний? – голубь, так как он зимующая птица.

Ворона, воробей, голубь, скворец .

Соловей, жаворонок, воробей , ласточка.

Сорока, грач , снегирь, синица.

Лебедь, цапля, голубь , аист.

Встали в круг. Кому я кину мяч, тот называет птенца той птицы,

У кукушки – кукушата, у ласточки — .

7. ИГРА «Кто за кем прилетел?»

Сначала прилетели грачи, за грачами – скворцы, за скворцами –

ласточки, за ласточками – журавли.

***, повтори, кто за кем прилетел.

6. Игра «Собери разрезную картинку»

Каждому ребенку даются конверты с разрезными картинками с изображением птиц. По ходу выполнения задания с детьми закрепляется названия птиц.

О ком мы сегодня с вами говорили? Какие птицы прилетают к нам весной из теплых стран? Птицы приносят большую пользу в природе. Они поедают вредных насекомых. Поэтому птиц нужно беречь. Зимой мы птиц подкармливали. А летом птицы сами могут находить себе корм. Птиц нельзя пугать, обижать, и нельзя разорять гнезда.

Источник

Оцените статью