Конспект НОД по экологии в старшей группе «Перелетные птицы весной»
1. Уточнить и расширить представления о перелетных птицах, об их жизни в весенний период, дать сведения о звуковых сигналах птиц, о видах гнезд и их размещении.
2. Развивать интерес к жизни птиц, воображение, мышление, речь детей, обогащать их словарь.
3. воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам.
1. Разучивание пословиц, поговорок, загадок о птицах.
2. Чтение рассказов о птицах.
Публикация «Конспект НОД по экологии в старшей группе „Перелетные птицы весной“» размещена в разделах
3. Заучивание наизусть стихотворения «Ласточка» Майкова.
4. Рассматривание картины Саврасова «Грачи прилетели»
5. Наблюдение на прогулке за птицами.
Как приятно проснуться, встать,
Синее небо в окно увидать
И снова узнать, что повсюду весна,
Что солнце и утро прекраснее сна.
Сегодня я проснулась от веселого пения и перезвона птичьих голосов за окном. Птицы весело и громко пели свои песни. На улице появились птицы, которых не было зимой. Откуда же прилетело столько птиц.
Дети: из теплых стран, с юга.
Воспитатель: Почему птицы прилетели к нам?
Дети: они вернулись на свою родину, наступила весна, растаял снег, стало тепло.
Воспитатель: наступила весна, а какая она?
Дети: теплая, светлая, радостная, звонкая, добрая, солнечная, зеленая, ласковая.
Воспитатель: какие изменения происходят весной?
Дети: Снег превращается в воду, появляются первоцветы — подснежники, лопаются почки, появляются маленькие листочки, земля позеленела от пробившейся травки и т. д.
Воспитатель: но самое главное чудо – это то, что именно весной к нам прилетают наши первые друзья и приносят весну на своих крыльях
— как называют птиц, которые улетают на зиму в теплые края, а весной прилетают обратно?
— ребята, а вам хотелось бы увидеть перелетных птиц?
Раньше на Руси дети становились в хоровод, и все вместе звали птиц закличкой. Давайте и мы с вами их позовём так же.
Уж вы пташечки щебетушечки,
Весну ясную, весну красную
Воспитатель обращает внимание детей на чудо-дерево! Какие красивые птицы прилетели к нам! Вы узнали?
— как одним словом можно назвать этих птиц? (перелетные)
— а теперь отгадайте загадки о них!
Всех прилетных птиц черней,
Вдоль по пашням мчится вскачь, а зовется птица (грач)
Песню нам свою запел. (скворец)
Хвост раздвоен словно вилы.
Значит дождик где-то близко. (ласточка)
И о птенцах не вспоминает. (Кукушка)
То споет на зависть флейте,
То как кошка, запищит. (Иволга)
Воспитатель: Ребята, а какие вы знаете пословицы о птицах?
Дети: Ласточка весну начинает, соловей лето кончает.
Грач на горе- весна на дворе.
Где ласточке не летать, а к весне опять прибывать.
Увидел скворца — весна у крыльца.
Больше птиц — выше урожай.
Воспитатель: А стихи о птицах вы знаете?
Ласточка с весною
И весна милей.
Скворец. (Шевчук) А у нас в саду жилец
С солнцем скворушка встает
На солнце темный лес зардел.
В долине пар белеет тонкий.
В лазури жаворонок звонкий.
«Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны.
Каждый год в кустах калины
Соловей поет весной.
Под калиной слушать стану,
Воспитатель: Птицы радуют нас не только своим внешним видом, чудной окраской своего оперения, но и своими песнями. Окружающий человека мир полон звуков, и среди них особое место занимают звуковые сигналы птиц.
-Ребята, а вы знаете, что песни у птиц бывают разные? Иногда голос одной и той же птицы меняется. Иногда выражает тревогу, волнение, страх, иногда радость.
-А сейчас послушайте пение птиц и догадайтесь, какое у них настроение Звучит аудиозапись «Голоса птиц в лесу»
-Какое настроение вызвало у вас пение птиц?
-Что мы слышим (чириканье воробьев, щебетание, звонкий голос синиц, карканье ворон) Мы слышали как в вышине
Поют свои нам песни птицы,
Поют о солнце, о весне,
И нет их песенок чудесней.
Воспитатель: Ребята. А теперь давайте с вами поиграем в игру «Прилетели птицы». Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь, вы услышите что- то другое, то можно хлопать в ладоши.
Прилетели птицы :
Прилетели птицы :
Галки, макароны (хлопают)
Прилетели птицы :
Голуби, куницы (хлопают)
Прилетели птицы :
Прилетели птицы :
Воспитатель: А сейчас проведем физминутку.
Ветки согнули, снег отряхнули
Деревья встречают весну.
В стороны руки, плавно помашем
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем:
Воспитатель; Ребята, чем весной занимаются птицы? ЗАХОДИТ КАРЛСОН.
-Вот, ребята, посмотрите, что делают птицы. ( В руках у него пакет: там веточки, бумажки, перья, вата, тряпочки, проволочки). Собирают всякий мусор, зачем он им? Не пойму!
Воспитатель: Здравствуй, Карлсон. Мы очень рады видеть тебя. Как ты к нам попал?
Мы с ребятами поможем тебе разобраться с твоей находкой. Ребята, как вы думаете, что такое принес нам Карлсон? Для чего птицам ветки, тряпочки, соломинки?
Дети: Строят птицы гнезда.
Воспитатель: Правильно, ребята. Первая забота у птиц весной это поправить старые гнезда и построить новые. -Карлсон, а ты знаешь, какая птица, какой дом строит?
Карлсон: Дом у меня есть, на крыше дома, а у птиц. .не знаю. Воспитатель: Где птицы строят гнезда?
Дети: На земле, на деревьях, под крышей, под балконом, в кустах.
Воспитатель: Грачи, вороны, сороки строят гнезда на высоких деревьях и гнездятся стаями. Гнездо грача напоминает разлохмаченную шапку. Грачи строят гнезда из сучьев, а внутри, чтобы помягче было будущим птенцам — выстилают сухой травой и тонкими ветками. Ласточки строят гнезда под крышами, карнизами, балконами. Гнездо ласточки имеет форму полушария и строится только из комочков размокшей глины и земли после дождя.
Соловей поселяется в густых зарослях черемухи, ивы, или камыша. Устраивает гнездо прямо на земле.
А гнездо иволги похоже на корзиночку, устраивают они его на деревьях высоко от земли, в разветвлении гонких веточек. Скворцы любят старые парки и леса, где много дуплистых деревьев. В дуплах они и строят гнезда. А еще селится в скворечниках, которые им делают люди. Выстилают его мягким мхом, пухом, травинками. Вот, когда гнезда готовы, какая же следующая забота у перелетных птиц?
Дети: Отложить яйца, вывести птенцов.
Воспитатель: А кто заботится, высиживает яйца?
Дети: Мама-птица, самка.
Воспитатель: Ребята, а мы с вами можем как-то помочь птицам весной?
Дети: Сделать скворечники, развесить по кустам вату, лоскутки для гнезд.
Воспитатель: а что произойдет, если птицы вдруг не вернутся к нам весной?
Дети: Некому будет защищать парки, сады, леса, поля, огороды от вредных насекомых.
Некому будет разносить по земле семена ягод, трав, цветов. —
Мы никогда не услышим их чудных песен.
Чтоб от вредных насекомых
Сады цветущие не гибли зря,
Всегда в любое время года
Берегите всяких птиц, друзья!
Теперь вам понятно, почему говорят: птицы — наши помощники и друзья
Карлсон: Спасибо, ребята, за интересные рассказы о птицах, я узнал о птицах много нового и интересного. Мне пора. До свидания.
Акция в детском саду: «Весна-красна» Цель акции: развить интерес к родной природе, желание больше узнать об особенностях природы своего края развивать бережное отношение ко.
Конкурс «Прилетайте в гости к нам» В конкурсе принимали участие воспитанники первой младшей группы и их родители. Цель конкурса: Расширить и уточнить представления детей об.
Источник
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Перелетные птицы весной» в старшей группе.
план-конспект занятия (старшая группа)
Расширить и уточнить словарь по теме. Развивать речевую активность, речевой слух, зрительное восприятие. Воспитывать бережное, заботливое отношение к природе.
Задачи:
— уточнить и расширить представления о перелетных птицах, об их жизни в весенний период,
— упражнять в классификации перелетных и зимующих птиц, в выделении лишнего объекта.
— развивать интерес к жизни птиц,
— воспитывать желание заботиться о птицах,
— воспитывать бережное отношение к природе.
Предварительная работа:
Знакомство с перелётными птицами, их местом обитания, чем питаются, как выращивают птенцов. Просмотр презентации «Птицы Кубани». Игры «Назови сколько», «Кто, как летит», «Один — много», «Четвёртый лишний», «Кто ,где обитает», «Скажи какой», «Составление загадок описания», «Составление рассказа по серии сюжетных картин».
Материалы и оборудование:
— тематические картинки по теме: весна, перелётные птицы.
Ход деятельности
Воспитатель загадывает загадку.
Воспитатель. О каком времени года говорится в загадке?
Воспитатель. Правильно, о весне.
Воспитатель. О весне хочется, говорить красивые слова, «Весна, какая?»
Воспитатель: Давайте встанем в круг, передавайте птицу (из бумаги) друг другу и тот, у кого она в руках, должен назвать один из признаков весны.
Дети: (Весной тает снег. Весной ярче светит солнце. Весной прилетают птицы. Весной на деревьях набухают почки. Весной появляются первые проталины. Весной появляются первые весенние цветы.)
Воспитатель. А как называются птицы, которые прилетают к нам весной?
(картинки с изображением птиц: грач, скворец, иволга,соловей, аист, цапля, кукушка, ласточка, журавль).
Воспитатель. Почему этих птиц называют перелётными?
Дети. Потому что осенью улетают в тёплые края, а весной возвращаются.
Воспитатель. Почему птицы улетают осенью?
Дети. Потому что становится холодно и им нечем питаться.
Воспитатель. Что для перелётных птиц страшнее: холод или голод?
Дети. Голод, потому что они питаются только насекомыми, а от холода можно спрятаться.
Воспитатель. Почему они возвращаются?
Дети. Корма стало достаточно, появились насекомые, на проталинах можно найти прошлогодние семена и плоды.
Отгадайте, пожалуйста ,загадки:
2. Под крышей я леплю гнездо,
Для птенчиков стелю на дно
3. Эта птица никогда,
Не строит для себя гнезда,
И о птенцах не вспоминает. (Кукушка)
4. С ветром повстречается, как бы не унёс
На гнезде качается в зелени берёз. (Иволга)
Воспитатель. У различных птиц весна наступает в разное время. Какая птица прилетает раньше всех?
Дети. Раньше всех прилетают грачи.
Воспитатель. Почему грачи прилетают первыми?
Дети. Они могут ходить по земле и собирать семена, плоды, оттаявших первых червяков.
Воспитатель. Грачей называют также «Вестниками весны». В народе говорят: «Грачи на горе – весна на дворе».
Воспитатель. Позже всех прилетают ласточки и стрижи. Потому что высоко в небе, где они обитают и питаются, насекомые появляются позднее.
(показать ласточку и стрижа)
Воспитатель: Молодцы! Я сейчас раздам карточки, по ним каждый из вас должен рассказать, чем питаются птицы. (карточки по числу детей)
Воспитатель. Ребята, чем весной занимаются птицы.
Воспитатель. Правильно. Первая забота у птиц весной это поправить старые гнезда и построить новые.
Воспитатель. Зачем птицы строят гнёзда?
Дети. Гнездо необходимо, чтобы отложить яйца, высидеть птенцов, выкормить их.
Воспитатель: А теперь ответьте мне на следующие вопросы.
Где вьёт гнездо ласточка? (под крышей дома).
Где строит гнездо грач? (на высоких деревьях).
Где живут скворцы? (в скворечнике).
Где гнездо у жаворонка? (в траве).
Где гнездо у стрижа? (в песчаном берегу реки).
Где гнездо у иволги? (в густой кроне дерева)
Воспитатель. Из чего строят гнезда птицы? (Из сухих травинок, веточек, соломинок, пушинок, лоскутков, мха, березовой коры и др.)
Воспитатель. Вот, когда гнезда готовы, какая же следующая забота у перелетных птиц?
Дети. Они откладывают яйца, выводят птенцов.
Воспитатель. А кто заботится, высиживает, согревает, бережет их?
Воспитатель. Кто заботится, кормит маму и птенцов?
Воспитатель. Кто вскармливает и растит потомство?
Воспитатель. Можно ли разорять гнезда?
Дети. Нет. Некому будет защищать парки, сады, леса, поля, огороды от насекомых. Насекомые съедят всю растительность, уничтожат урожай хлеба, фруктов, овощей. Некому будет разносить по земле семена ягод, трав, цветов. Мы никогда не услышим их чудесных песен.
Физкультминутка:
Насекомые пропали,
Птицы в лесу заскучали.
( Взмахи руками (крыльями).
Стали думать и гадать,
Как беды им избежать?
( Пальцы рук к вискам головы,
покачивание головы вправо – влево.)
Вместе собрались,
Стаей назвались.
(Дети встают в круг, взявшись за руки.)
Дружно взлетели,
На юг полетели.
(Поворачиваются направо, машут руками, бегут по кругу.)
Долго летели, устали,
Сели, отдыхали,
(Останавливаются, приседают.)
Снова взлетели,
Дальше полетели.
( Встают, бегут по кругу, машут крыльями.)
Вот и южные края,
Долетели мы, друзья!
Вы устали, отдохните.
Насекомых поищите.
( Дети останавливаются, расходятся в разные стороны.)
Воспитатель: Слушайте внимательно, подойдите к столу и выберите каждый себе конверт. В этом конверте игра «Собери и назови» (разрезные картинки, вам надо собрать птицу и назвать её.
Назовите одним словом всех собранных птиц. (Перелётные)
Воспитатель: О каких птицах мы говорили сегодня? (О перелётных.) Какое сейчас время года? (Весна). Какие перелётные птицы уже прилетели к нам? (грачи, стрижи, ласточки)
Воспитатель. Молодцы, ребята! Вы много интересного знаете о жизни птиц. Я горжусь вами!
Источник