Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи для детей подготовительной группы»Перелетные птицы осенью».
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)
Представлен конспект НОД с детьми подготовительной группы по развитию речи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №59 комбинированного вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Конспект НОД для детей подготовительной группы
Составила: Филимонова Светлана Александровна,
воспитатель первой категории
Тема: «Перелетные птицы осенью»
Цель: расширить и углубить знания дошкольников о жизни перелетных птиц в осенний период.
Образовательные: закреплять и расширять знания детей о внешнем виде, питании и поведении птиц; изучать особенности отлета перелетных птиц. Развивающие: развивать активный и пассивный словарь; развивать память, фонематический слух, координацию речи с движением; развивать мелкую моторику, развивать внимание, наглядно-логическое мышление.
Воспитательные : формировать бережное отношение к природе.
Словарная работа: перелетные: (журавли, грачи, утки, гуси, ласточка, скворец), стаей, вереницей, клином, шеренгой, насекомоядные, водоплавающие.
Оборудование: мультимедийные средства для просмотра презентации, картинки с изображением птиц, силуэт птицы, конверты с разрезными картинками, альбомные листы для рисования, акварельные краски, простой карандаш, стаканчик для воды, кисточки.
Предварительная работа: наблюдение в природе за птицами, рассматривание альбома «Перелетные птицы», слушание музыкальных композиций с голосами птиц, беседа с детьми, отгадывание загадок, чтение художественной литературы: Иван Соколов-Микитов «Ласточки и стрижи», В. Бианки «Мастера без топора. Сказки о животных», Н. Сладков «Ласточка» и другие.
Воспитатель расставляет перед детьми иллюстрации с различными видами перелетных птиц.
— Ребята утром, когда шла на работу, я встретила птичку. А какую, вы узнаете, если отгадаете загадку.
Под крышей я леплю гнездо
Для птенчиков стелю на дно
— Да, это была ласточка. Она вся дрожала…. А как вы думаете, почему она дрожала? (ей было холодно, нечего кушать)
Я забрала эту ласточку и принесла ее в группу.
(Картинка ласточки, запись пения. Я хотела узнать, почему одни птицы остаются тут зимовать, а другие улетают. )
— Ребята, а давайте расскажем ласточке, почему некоторые птицы улетают в теплые края, а другие остаются.
— Давайте, поможем ласточке, подуем на ее и отогреем.
— А какое сейчас время года? ( Осень)
— Какой первый осенний месяц? Второй? Третий? Назовите все осенние месяцы.
— Назовите признаки осени? (День становится короче, ночь — длиннее. Листья желтеют и опадают. Часто идут дожди.)
— Какие птицы остаются на зиму рядом с нами?
— Как можно назвать, их одним словом? (зимующие)
— А птицы, которые улетают, называют? (перелетными)
— А сейчас, мы покажем ласточке, какие птицы перелетные, а какие зимующие.
Грач, ласточка, воробей скворец. Кто лишний? – воробей, так как он зимующая птица .
Голубь, ласточка, скворец, гусь. Кто лишний? – голубь, так как он зимующая птица.
Кукушка, лебедь, снегирь, утка.
Ворона, воробей, голубь, скворец.
Журавль, аист, снегирь, лебедь.
— Рассмотрите изображение птиц, скажите, какое строение тела у птицы.
У птиц есть голова. У птиц есть туловище с двумя крыльями.
У птиц есть две лапы. У птиц есть хвост.
У птиц есть клюв. Тело птиц покрыто перьями.
— Ребята, какие птицы улетают первыми? (Раньше всех улетают насекомоядные птицы).
— В слове насекомоядные прячутся два слова: едят насекомых. Повторите: насекомоядные. Они едят майских жуков, бабочек, ос, стрекоз и пчёл. А улетают эти птицы сразу после первых заморозков, как только исчезают насекомые. Раньше всех улетают: ласточки, трясогузки, скворцы, жаворонки, овсянки…
— Когда замерзают водоёмы (реки, озёра, пруды), направляются к югу водоплавающие птицы.
-Какие водоплавающие птицы вы знаете? (гуси, утки и лебеди).
В слове водоплавающие тоже прячется два слова – плавать в воде. Повторите: водоплавающие.
— А знаете, как птицы находят дорогу на юг и обратно сюда?
— Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепится негде.
В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания земли.
— Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают « стайками», все вместе; некоторые, например, журавли, выстраиваются « клином » в виде треугольника; другие выстраивают — « цепочкой», в одну линию.
( Шеренгой, фронтом или поперечным рядом, летят кулики, цапли, утки. Гуси чаще всего летят косяком. Углом или клином летят гуси, журавли, лебеди и другие крупные птицы.
Опустел скворечник, (машут руками, как крыльями)
Листьям на деревьях (приседают)
Целый день сегодня (встают, идут по кругу и машут руками)
Видно тоже в Африку улететь хотят (бегут по кругу)
– Это ласточка, у нее длинный хвост. Значит, какая ласточка. (Длиннохвостая.)
-Ласточка любит тепло, она… (теплолюбивая).
-У ласточки острые крылья, она…(острокрылая).
-У аиста длинные ноги, он какой….(длинноногий).
— У аиста длинный клюв, он…(длинноклювый).
Упражнение « Продолжи предложение, найди причину»
Воспитатель начинает, а дети продолжают
-Первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что…(Насекомые прячутся и им нечем питаться).
-Дятла можно назвать лесным доктором, потому что …. (Он достает жучков и насекомых).
Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что… (она не вьет себе гнезда).
Все люди любят слушать соловья, потому что … (он красиво поет).
Весной перелетные птицы прилетают назад, потому что … (им нужно выводить птенцов)
— Ребята, у нас в конвертах разрезные картинки.
— Достаньте разрезанные на части картинки и попробуйте собрать их.
Детям, затрудняющимся в выполнении, воспитатель дает зрительную опору в виде целостной картинки.
— Расскажите, чьи изображения вы сложили.
— Правильно. Сравни свое изображение с целой картинкой. И т.д.
— Молодцы. Вы выполнили очень сложное задание. Сложите разрезанные картинки в конверты, а целые положите поближе.
Спасибо, вам ребята. Я поняла, что я перелетная птица и мне надо улетать на юг, а весной я обратно прилечу к вам.
— Ребятки, а давайте теперь поможем ласточке отправиться в путь. А чтобы ей не было скучно лететь одной, мы нарисуем ей подружек, с которыми она полетит в теплые края.
-Что интересного вы узнали о перелетных птицах?
-Как они находят дорогу в теплые края и обратно к нам?
-Вы сегодня молодцы! Много рассказали о птицах, проявили старание при выполнении работы. Давайте закончим наше занятие стихотворением, которое мы учили. (Дети хором рассказывают стихотворение.)
«Берегите птиц» Муса Джангазиев
У нас растит своих птенцов,
Источник