Конспект занятия водоплавающие птицы

Тема «Водоплавающие птицы» (старшая группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Предварительная работа: Просмотр презентации «Водоплавающие птицы», рассматривание иллюстраций и картин о птицах, просмотр мультфильмов – «Гадкий утёнок», «Серая шейка», чтение рассказов, стихов, потешек о птицах.

Материал: шапочки- лаборанта, картинки с изображением птиц, перья пуховые и маховые, лупы, ёмкости с водой, бумага пропитанная маслом, чистые салфетки, карточки «исследователей», словесный алгоритм решения проблемной ситуации, символы «птицы».

Мотивация: Дети с воспитателем заходят в группу и видят следы птиц и перья.

-Ребята, как вы думаете кто оставил следы (птицы)

-А какие птицы? (водоплавающие птицы)

-Почему решили , что это водоплавающие?(по особенностям следов)

-А как вы думаете водоплавающие птицы из воды выходят какими?(сухими)

I этап — постановка проблемы

Воспитатель фиксирует внимание детей на обнаружении противоречий:

Водоплавающие птицы много времени проводят в воде, но перья остаются сухими…но какие свойства перьев этому способствуют, мы не знаем.

Проблемный вопрос: какие свойства перьев помогают птицам оставаться сухими.

Воспитатель выкладывает этапы словесного алгоритма решения проблемной ситуации.

Дети осознают создавшееся противоречие: тело птиц покрыто перьями, чтобы защитить их от холода и от воды. Но, свойства перьев , которые помогают птицам, мы не знаем.

Дети « осознают» цель поиска.

— Нам нужно узнать свойства перьев птиц.

Дети «присваивают» проблему, участвуют в ее формулировке.

Дети на доске последовательно выставляют этапы решения проблемной ситуации и называют их.

II этап — актуализация знаний

— Мы сегодня поговорим о птицах,

По каким признакам мы узнаем птиц?

-Как мы их отличаем от других животных? Вспомните модели…

-Для чего нужны перья птицам?

-Где живут водоплавающие птицы?

Есть такая поговорка « Как с гуся вода», действительно искупался гусь, крыльями взмахнул и сухой…

рассматривают схемы «Строение птицы», перечисляют части тела,

тело покрыто перьями, они помогают сохранить тепло, защитить от воды, для полёта. живут около воды.

Дети выставляют символ пера, воды.

III этап — выдвижение гипотез, предположений

Посмотрим внимательно на символы тех природных условий, которые характерны для обитания водоплавающих птиц.

Читайте также:  Геншин загадка со статуями птиц

— Будем размышлять: если мы утверждаем, что перья защищает птиц от холода, воды, то мы можем предположить, что свойства перьев должны быть такими, чтобы уберечь птиц от мороза, ветра и воды.

— Значит, чтобы уберечь птиц от мороза и стужи, перья должны быть.

— Уберечь птиц от ветра сможет.

— Попробуйте догадаться, какое свойство перьев спасет птиц от воды?

— Мы предполагаем, что перья птиц обладает следующими свойствами…

— Пришло время проверить наши предположения.

Физминутка «Вышли уточки гулять»

Вышли уточки на луг,
Кря-кря-кря! (Шагаем.)
Пролетел веселый жук,
Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.)
Гуси шеи выгибают,
Га-га-га! (Круговые вращения шеей.)
Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.)
Ветер ветки раскачал (Качаем поднятыми вверх руками.)
Шарик тоже зарычал,
Р-р-р!
(Руки на поясе, наклонились вперед, смотрим перед собой.)
Зашептал в воде камыш,
Ш-ш-ш! (Подняли вверх руки, потянулись.)
И опять настала тишь,
Ш-ш-ш.

Дети рассматривают символы.

Дети участвуют в размышлении.

Предположение детей: перья должны быть теплыми.

Дети выставляют символ «пух».

Дети высказывают предположение: перья птиц должны быть не продуваемыми.

Дети выставляют символ «не продуваемая».

Предположение детей: перья должна быть непромокаемыми.

Дети выставляют символ «непромокаемая».

Дети обобщают предположения: перья должна быть пуховая, не продуваемая и непромокаемая.

IV этап — проверка решения

— Куда мы с вами отправимся для проверки?

Воспитатель предлагает детям разделиться на пары.

Воспитатель осуществляет коррекционную и консультационную помощь в процессе поисковой деятельности.

— Предлагаю каждой группе «исследователей» рассказать о результатах своей работы.

— Что можно сказать о наших предположениях?

Дети переходят в птичью лабораторию.

Дети парами проводят поисковую деятельность по «карточкам исследователей»,

проверяя свойства перьев опытным путем ( через лупу рассматривают строение пера, определяют плотность пере и перышка, определяют впитывают ли перо воду, проводят опыт с бумагой и с бумагой обработанной маслом), фиксируют результат.

Дети озвучивают результаты своих поисков: — что перо – эластичное, пружинистое, плотное, жёсткое, и что перо не впитывает влагу т.к. оно пропитано жиром.

V этап – введение в систему знаний

Воспитатель предлагает детям сделать вывод о свойствах перьев.

Воспитатель предлагает разметить символ новых знаний в Уголке открытий

Воспитатель организует д/и «Летает, плавает, ходит»

Звучит музыка «Голоса птиц»

Дети формулируют вывод: выясняют, что у водоплавающих птиц есть специальная жировая железа, жиром которой птицы при помощи клюва смазывают перья, поэтому перья не промокают.

Читайте также:  Белорусы могут позвонить птицам

Дети размещают в Уголке открытий символ новых знаний.

Дети размещают птиц на макете в соответствии со средой обитания, называют водоплавающих птиц(лебеди,утки, гуси, пингвины, чайка, пеликан)

Присваивают новые знания: птицам помогают выжить перья, у которой есть такие свойства: наличие пуха, не продуваемость, не промокать помогает жировая железа, которым птицы смазывают свои перья.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия на тему «Зимующие птицы». (старшая группа)

Конспект занятия по ИЗО, на тему «Зимующие птицы».

Папка-раскладушка по теме «Перелетные птицы». Старшая группа

Папка-раскладушка по теме «Перелетные птицы» предназначена для консультативной помощи родителям детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Открытое занятие на тему: «Водоплавающие птицы» старшая группа

Цель занятия: расширить и уточнить представление детей о водоплавающих птицах.( на лапах перепонки, перья смазываются жиром) Учить находить признаки сходства и различия объектов, выражать и.

Советы родителям. Лексическая тема: Зимующие птицы. Старшая группа.

Задания для детей пяти лет, направленные на обогащение словаря, освоение грамматических категорий и развитие связной речи в рамках данной темы.

Открытое занятие по оригами. Тема: «Волшебные птицы» Старшая группа

Обобщить и систематизировать знания детей о технике “Оригами”;Закреплять умения и навыки создавать поделки в технике “Оригами”;Продолжать совершенствовать навыки детей делать правильные, четкие сгибы.

Конспект НОД по изобразительной деятельности (декоративное рисование) на тему: «Сказочная птица» старшая группа.

ЗАДАЧИ: -ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: Формировать у детей способность соотносить реальные и сказочные образы. Формировать обобщенные знания, различать стиль декоративной хохломской живописи. Учить создавать .

Методическая разработка НОД «Водоплавающие птицы» (старшая группа)

Интегрированное занятие в старшей группе по формированию целостной картины мира и рисованию.

Источник

Открытое занятие на тему: «Водоплавающие птицы» старшая группа
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Учить находить признаки сходства и различия объектов, выражать их в речи. Воспитывать бережное отношение к природе.

Обогащение тактильных ощущений., через опытно-экспериментальную работу

Активизация словаря (перепонки, водоплавающие , вертихвосточка, водостойкие,). Развивать память, внимание, мышление.

Формировать навыки исследовательской деятельности, развивать познавательную активность.

Самостоятельно делать выводы по результатам исследования.

1- беседа

— Чем отличаются птицы от животных? Ответ: (летают, есть перья, клюв, пух).

Читайте также:  Какая птица может перелететь океан

( большие, маленькие, пестрые, красивые, зимующие, перелетные , лесные , домашние, дикие, водоплавающие, степные)

2-Д/и: Продолжить предложение.

У птицы есть…(клюв, перья, 2 лапы, крылья, умеют летать).

У птицы нет…( шерсти, зубов, 4 лап).

3- Кто лишний и почему?

То по воде плывет крякуша, то не спеша идет по суше.

За ней птенцов пушистый ряд, бегут за мамой семенят.

— Что уточка умеет делать? (плавать)

— Какие еще птицы умеют плавать? 9лебедь, утка, гусь)

— Как называются птицы, которые умеют плавать?( водоплавающие)

— Назовите водоплавающих птиц

Почему эти птицы умеют плавать? (возможно дети уже знают, а так ли это доказать опытом)

— Рассмотрим лапу водоплавающей птицы.

Ответ: лапа широкая, с перепонками между пальцев.

— Для чего нужна такая лапа, мы узнаем, когда проведем опыт.

Опустим руку с растопыренными пальцами в воду, проведем ею в воде. Результат: вода проходит между пальцев. Мы не можем оттолкнуться от воды.

Затем проделаем тоже самое, но на руку наденем полиэтиленовый пакет.

— В каком случае рука сильнее отталкивает воду?

Наша рука стала похожа на лапу с перепонками. У кого такие лапы?

— Зачем перепонки на лапах? (чтобы лучше отталкиваться от воды, чтобы двигаться)

— Какие предметы придумал человек, которые напоминают утиные лапки (весла, ласты). Могла бы лодка плыть , если мы будем грести не веслами, а вилами) Человек наблюдая за животными , придумывает такие удобные вещи как весло, самолет. ласты

-А курочка может плавать и почему?( нет перепонок на лапках и…..(узнают из дальнейшего опыта)

Сейчас мы узнаем еще одно важное отличие у водоплавающих птиц. Если в воду попадает курица, она тут же намокнет. В народе так говорят, «Мокрый как курица», а гуси, утки, лебеди не намокают, хотя находятся в воде весь день. Узнаем почему.

Опустим руку в воду, сразу вынем и встряхнем – рука мокрая. Вытрем ее насухо, и смажем любым жиром. Снова опустим в воду, вынем, встряхнем, вода капельками слетает с руки, рука сухая. Почему же утки не мокнут?

Их перышки покрыты тонким слоем жира. Сальная железа у птиц находится на хвосте – водоплавающая птица клювом смазывает каждоё пёрышко жиром

Скороговорка.

Игра: Чьи крылья?

Рисование- штриховка. Закрасить штриховкой птицу.

Источник

Оцените статью