Тема «Водоплавающие птицы» (старшая группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительная работа: Просмотр презентации «Водоплавающие птицы», рассматривание иллюстраций и картин о птицах, просмотр мультфильмов – «Гадкий утёнок», «Серая шейка», чтение рассказов, стихов, потешек о птицах.
Материал: шапочки- лаборанта, картинки с изображением птиц, перья пуховые и маховые, лупы, ёмкости с водой, бумага пропитанная маслом, чистые салфетки, карточки «исследователей», словесный алгоритм решения проблемной ситуации, символы «птицы».
Мотивация: Дети с воспитателем заходят в группу и видят следы птиц и перья.
-Ребята, как вы думаете кто оставил следы (птицы)
-А какие птицы? (водоплавающие птицы)
-Почему решили , что это водоплавающие?(по особенностям следов)
-А как вы думаете водоплавающие птицы из воды выходят какими?(сухими)
I этап — постановка проблемы
Воспитатель фиксирует внимание детей на обнаружении противоречий:
Водоплавающие птицы много времени проводят в воде, но перья остаются сухими…но какие свойства перьев этому способствуют, мы не знаем.
Проблемный вопрос: какие свойства перьев помогают птицам оставаться сухими.
Воспитатель выкладывает этапы словесного алгоритма решения проблемной ситуации.
Дети осознают создавшееся противоречие: тело птиц покрыто перьями, чтобы защитить их от холода и от воды. Но, свойства перьев , которые помогают птицам, мы не знаем.
Дети « осознают» цель поиска.
— Нам нужно узнать свойства перьев птиц.
Дети «присваивают» проблему, участвуют в ее формулировке.
Дети на доске последовательно выставляют этапы решения проблемной ситуации и называют их.
II этап — актуализация знаний
— Мы сегодня поговорим о птицах,
По каким признакам мы узнаем птиц?
-Как мы их отличаем от других животных? Вспомните модели…
-Для чего нужны перья птицам?
-Где живут водоплавающие птицы?
Есть такая поговорка « Как с гуся вода», действительно искупался гусь, крыльями взмахнул и сухой…
рассматривают схемы «Строение птицы», перечисляют части тела,
тело покрыто перьями, они помогают сохранить тепло, защитить от воды, для полёта. живут около воды.
Дети выставляют символ пера, воды.
III этап — выдвижение гипотез, предположений
Посмотрим внимательно на символы тех природных условий, которые характерны для обитания водоплавающих птиц.
— Будем размышлять: если мы утверждаем, что перья защищает птиц от холода, воды, то мы можем предположить, что свойства перьев должны быть такими, чтобы уберечь птиц от мороза, ветра и воды.
— Значит, чтобы уберечь птиц от мороза и стужи, перья должны быть.
— Уберечь птиц от ветра сможет.
— Попробуйте догадаться, какое свойство перьев спасет птиц от воды?
— Мы предполагаем, что перья птиц обладает следующими свойствами…
— Пришло время проверить наши предположения.
Физминутка «Вышли уточки гулять»
Вышли уточки на луг,
Кря-кря-кря! (Шагаем.)
Пролетел веселый жук,
Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.)
Гуси шеи выгибают,
Га-га-га! (Круговые вращения шеей.)
Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.)
Ветер ветки раскачал (Качаем поднятыми вверх руками.)
Шарик тоже зарычал,
Р-р-р!
(Руки на поясе, наклонились вперед, смотрим перед собой.)
Зашептал в воде камыш,
Ш-ш-ш! (Подняли вверх руки, потянулись.)
И опять настала тишь,
Ш-ш-ш.
Дети рассматривают символы.
Дети участвуют в размышлении.
Предположение детей: перья должны быть теплыми.
Дети выставляют символ «пух».
Дети высказывают предположение: перья птиц должны быть не продуваемыми.
Дети выставляют символ «не продуваемая».
Предположение детей: перья должна быть непромокаемыми.
Дети выставляют символ «непромокаемая».
Дети обобщают предположения: перья должна быть пуховая, не продуваемая и непромокаемая.
IV этап — проверка решения
— Куда мы с вами отправимся для проверки?
Воспитатель предлагает детям разделиться на пары.
Воспитатель осуществляет коррекционную и консультационную помощь в процессе поисковой деятельности.
— Предлагаю каждой группе «исследователей» рассказать о результатах своей работы.
— Что можно сказать о наших предположениях?
Дети переходят в птичью лабораторию.
Дети парами проводят поисковую деятельность по «карточкам исследователей»,
проверяя свойства перьев опытным путем ( через лупу рассматривают строение пера, определяют плотность пере и перышка, определяют впитывают ли перо воду, проводят опыт с бумагой и с бумагой обработанной маслом), фиксируют результат.
Дети озвучивают результаты своих поисков: — что перо – эластичное, пружинистое, плотное, жёсткое, и что перо не впитывает влагу т.к. оно пропитано жиром.
V этап – введение в систему знаний
Воспитатель предлагает детям сделать вывод о свойствах перьев.
Воспитатель предлагает разметить символ новых знаний в Уголке открытий
Воспитатель организует д/и «Летает, плавает, ходит»
Звучит музыка «Голоса птиц»
Дети формулируют вывод: выясняют, что у водоплавающих птиц есть специальная жировая железа, жиром которой птицы при помощи клюва смазывают перья, поэтому перья не промокают.
Дети размещают в Уголке открытий символ новых знаний.
Дети размещают птиц на макете в соответствии со средой обитания, называют водоплавающих птиц(лебеди,утки, гуси, пингвины, чайка, пеликан)
Присваивают новые знания: птицам помогают выжить перья, у которой есть такие свойства: наличие пуха, не продуваемость, не промокать помогает жировая железа, которым птицы смазывают свои перья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия на тему «Зимующие птицы». (старшая группа)
Конспект занятия по ИЗО, на тему «Зимующие птицы».
Папка-раскладушка по теме «Перелетные птицы». Старшая группа
Папка-раскладушка по теме «Перелетные птицы» предназначена для консультативной помощи родителям детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Открытое занятие на тему: «Водоплавающие птицы» старшая группа
Цель занятия: расширить и уточнить представление детей о водоплавающих птицах.( на лапах перепонки, перья смазываются жиром) Учить находить признаки сходства и различия объектов, выражать и.
Советы родителям. Лексическая тема: Зимующие птицы. Старшая группа.
Задания для детей пяти лет, направленные на обогащение словаря, освоение грамматических категорий и развитие связной речи в рамках данной темы.
Открытое занятие по оригами. Тема: «Волшебные птицы» Старшая группа
Обобщить и систематизировать знания детей о технике “Оригами”;Закреплять умения и навыки создавать поделки в технике “Оригами”;Продолжать совершенствовать навыки детей делать правильные, четкие сгибы.
Конспект НОД по изобразительной деятельности (декоративное рисование) на тему: «Сказочная птица» старшая группа.
ЗАДАЧИ: -ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: Формировать у детей способность соотносить реальные и сказочные образы. Формировать обобщенные знания, различать стиль декоративной хохломской живописи. Учить создавать .
Методическая разработка НОД «Водоплавающие птицы» (старшая группа)
Интегрированное занятие в старшей группе по формированию целостной картины мира и рисованию.
Источник
Открытое занятие на тему: «Водоплавающие птицы» старшая группа
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Учить находить признаки сходства и различия объектов, выражать их в речи. Воспитывать бережное отношение к природе.
Обогащение тактильных ощущений., через опытно-экспериментальную работу
Активизация словаря (перепонки, водоплавающие , вертихвосточка, водостойкие,). Развивать память, внимание, мышление.
Формировать навыки исследовательской деятельности, развивать познавательную активность.
Самостоятельно делать выводы по результатам исследования.
1- беседа
— Чем отличаются птицы от животных? Ответ: (летают, есть перья, клюв, пух).
( большие, маленькие, пестрые, красивые, зимующие, перелетные , лесные , домашние, дикие, водоплавающие, степные)
2-Д/и: Продолжить предложение.
У птицы есть…(клюв, перья, 2 лапы, крылья, умеют летать).
У птицы нет…( шерсти, зубов, 4 лап).
3- Кто лишний и почему?
То по воде плывет крякуша, то не спеша идет по суше.
За ней птенцов пушистый ряд, бегут за мамой семенят.
— Что уточка умеет делать? (плавать)
— Какие еще птицы умеют плавать? 9лебедь, утка, гусь)
— Как называются птицы, которые умеют плавать?( водоплавающие)
— Назовите водоплавающих птиц
Почему эти птицы умеют плавать? (возможно дети уже знают, а так ли это доказать опытом)
— Рассмотрим лапу водоплавающей птицы.
Ответ: лапа широкая, с перепонками между пальцев.
— Для чего нужна такая лапа, мы узнаем, когда проведем опыт.
Опустим руку с растопыренными пальцами в воду, проведем ею в воде. Результат: вода проходит между пальцев. Мы не можем оттолкнуться от воды.
Затем проделаем тоже самое, но на руку наденем полиэтиленовый пакет.
— В каком случае рука сильнее отталкивает воду?
Наша рука стала похожа на лапу с перепонками. У кого такие лапы?
— Зачем перепонки на лапах? (чтобы лучше отталкиваться от воды, чтобы двигаться)
— Какие предметы придумал человек, которые напоминают утиные лапки (весла, ласты). Могла бы лодка плыть , если мы будем грести не веслами, а вилами) Человек наблюдая за животными , придумывает такие удобные вещи как весло, самолет. ласты
-А курочка может плавать и почему?( нет перепонок на лапках и…..(узнают из дальнейшего опыта)
Сейчас мы узнаем еще одно важное отличие у водоплавающих птиц. Если в воду попадает курица, она тут же намокнет. В народе так говорят, «Мокрый как курица», а гуси, утки, лебеди не намокают, хотя находятся в воде весь день. Узнаем почему.
Опустим руку в воду, сразу вынем и встряхнем – рука мокрая. Вытрем ее насухо, и смажем любым жиром. Снова опустим в воду, вынем, встряхнем, вода капельками слетает с руки, рука сухая. Почему же утки не мокнут?
Их перышки покрыты тонким слоем жира. Сальная железа у птиц находится на хвосте – водоплавающая птица клювом смазывает каждоё пёрышко жиром
Скороговорка.
Игра: Чьи крылья?
Рисование- штриховка. Закрасить штриховкой птицу.
Источник