Конспект занятия по экологии «Зимние явления в неживой природе» (Старшая группа)
учебно-методический материал (старшая группа) на тему
1. Формировать представление о снеге и его свойствах.
2. Учить детей отвечать на поставленные вопросы; анализировать, делать выводы в процессе экспериментирования.
3. Развивать мышление, игровой замысел, интерес к зимним явлениям природы.
4. Вызвать положительные эмоции; радость от открытий, полученных в результате опытов.
1.Рассматривание картин на зимнюю тематику.
2.Чтение стихотворений о зиме, снежинках.
3.Наблюдения за падающим снегом, снежинками, игры со снегом на прогулках.
5.Вырезывание снежинок из салфеток.
Дем. – модели планет (Солнца и Земли); наглядные модели снежинок с обозначением свойств снега;
Разд. — одноразовые тарелочки для снега (на каждом столе по глубокой и плоской тарелке), снег, лупы по количеству детей, по половине разрезанного яблочка на салфетке, ложка одноразовая, три емкости воды, кружочки разного цвета, салфетки и полотенце.
Воспитатель говорит: «Ребята, сели удобно, послушайте стихотворение внимательно и скажите, всё ли в нём правильно»
Восп: Ребята, а вы знаете, почему наступает зима?
Восп: (обобщает ответы детей) Земля, наша планета, в зимнее время наиболее удалена от солнца, получает мало солнечных лучей, а значит тепла и света. Поэтому понижается температура воздуха, дни становятся короче, а ночи длиннее.
Восп: Одна из примет зимы — с неба падает снег. Как вы думаете, почему зимой идет снег, а не дождь?
Восп: А сейчас внимательно послушайте рассказ В.Архангельского «Летят снежные пушинки»
Беседа с детьми по содержанию прочитанного рассказа.
— О каких снежных пушинках идет речь?
— Давайте вспомним, какие образные выражения использовал автор? Как называл он снежинки? ( «Цветок с шестью лепестками», «Звездочка с шестью лучами»)
— Почему хрустит снег под ногами?
— Как автор говорит о беге зайца по насту?
— Кому трудно передвигаться по насту? Почему?
Поплясать теперь нам можно,
Попляши и встань в кружок.
Сегодня мы еще больше с вами узнаем о снеге. Теперь мы с вами ученые-исследователи (А кто такие ученые?) , будем выяснять, какой он снег и каковы его свойства. А помощником нашим будет специальный прибор для исследования. Найдите его на своих столах, как этот прибор называется? ( лупа) . А что такое лупа? ( увеличительное стекло).
3. Ребята, с утра я принесла в группу снег, а что же стало со снегом? (растаял) Почему? (на доску крепится снежинка с изображением 1 свойства, на снежинке нарисована капелька воды: снег тает в тепле). А как мы теперь будем исследовать снег? Где нам его взять? (попросим принести второго воспитателя, используя волшебное слово «пожайлуста») Давайте внимательно рассмотрим растаявший снег. Что вы видите? (вода грязная). Ребята, я видела, что некоторые дети едят снег. Правильно ли они поступают? А какой снег на ощупь? (холодный). Можно ли есть снег? (нет, снег холодный и может быть грязным)
4. Проведем эксперимент. У вас под плоскими тарелочками лежат геометрические фигуры, назовите их (круги) . Какого они цвета? Положите один круг на пустую тарелочку, наверх мы положим снег, а другой опустите в воду. Где круг видно, а где нет? Почему? (на доску крепится 2 снежинка: снег непрозрачный — нарисован закрытый глаз)
5. Сравним: какого цвета вода и снег (снег белый, вода бесцветная) А что еще бывает белым? (крепится 3 снежинка: снег белый — в центре снежинки вата).
6. Ребята, а как узнать, снег пахнет? (надо понюхать) . Понюхаем сначала яблоко, какое яблоко? (ароматное, душистое) . А теперь снег (у снега нет запаха) (крепится 4 снежинка: снег не имеет запаха — на снежинке нарисован нос)
8. Молодцы! Вы мне столько опытов показали, а сейчас я хочу вам показать, садитесь удобнее. Смотрите: у меня три баночки. В одну наливаем воду ( приглашается ребенок проверить температуру воды), (холодная). Во вторую нальем теплую, но как нам получить теплую воду, какую воду нужно налить сначала: горячую или холодную, почему? ( холодную, затем горячую). В третью баночку я налью горячую. В три баночки я буду опускать снег одновременно. Где снег растаял быстрее, а где медленнее? (чем теплее вода, тем быстрее растал снег, быстрота таяния снега зависит от температуры воды).
9. Ребята, а теперь давайте вспомним, какими свойствами обладает снег? (по окончанию каждого опыта на доску крепились снежинки со свойствами снега) . Обращает внимание детей на то, что снег — это замерзшие капельки водяного пара.
Воспитатель продолжает: «Ребята, а что мы любим больше всего лепить из снега зимой? (Снеговика) Давайте слепим из пластилина снеговиков». Занятие окончено.
Источник
Конспект занятия «Явления неживой природы. Гроза в природе.»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Программное содержание: продолжать знакомить детей с явлениями неживой природы – грозой. Формировать представление о грозе. Познакомить с правилами поведения во время грозы в лесу, в поле, в квартире. Закреплять знания детей о лесе и луге.
Материал и оборудование : Письмо-приглашение от Лесовика; модель солнца; рисунок с изображением туч; аудиокассета «Голоса леса». Набор картинок «Что бывает сначала, что потом при грозе» (солнце, тучи, молния, молоток для изображения грома. ). Записка на ветке дерева с объяснением, как добраться до подсказки. Конверт с фотографиями деревьев (дуб, сосна, ель, береза) и стрелочками-молниями возле них. Рисунки с изображением леса и луга, фломастеры (по количеству детей). Картина с изображением луга; искусственные травянистые растения; небольшой стог сена; рисунок с изображением оврага.
Воспитатель читает детям письмо-приглашение от Лесовика.
Воспитатель: Ребята, Лесовик приглашает нас в свой лес. Сейчас мы отправимся туда, но для того, чтобы попасть в лес, надо преодолеть препятствия. Перед нами река. Как нам преодолеть реку? (Переплыть.). Контур реки выложен на полу лентами. Дети садятся на ковер (так, чтобы оказаться внутри лент) и выполняют наклоны вперед, руками стараются достать пальцы ног, затем разводят руки в стороны. Вот мы достигли противоположного берега. Но берег обрывистый, крутой, нам предстоит подняться по нему. Ох, и трудно же по нему подниматься!
Дети выполняют движения: ходьба на месте, высоко поднимая колени, в разном темпе, с попеременным подниманием рук.
Воспитатель: Вот мы и пришли в лес. Какие деревья растут в этом лесу. (Дети называют деревья.) Посмотрите, какая чудесная поляна! (Звучит музыка.) Давайте присядем, отдохнем, послушаем голос леса. (Дети садятся на ковер, закрывают глаза, звучит аудиозапись «Голоса леса».) Среди голосов птиц и шелеста листьев я слышу еще что-то. А вы что слышите? (Подул сильный порывистый ветер.) ( Вместо солнца вешает тучи, выключает одну лампу .) Давайте посмотрим, что изменилось в лесу! Откройте глазки. Стало светлее или темнее? ( Дети открывают глаза и говорят: «Стало темнее». ) Почему? Что изменилось на небе? (Тучи закрыли солнце.) Как быстро стемнело! Небосклон быстро заволокли нагромождающиеся друг на друга свинцовые тучи. Покажите, что произошло с деревьями, что изменилось в их внешнем виде.
Проводится игровое упражнение «Деревья перед грозой». Дети изображают деревья: ноги вместе, руки подняты вверх, делают наклоны в стороны, вперед, назад; выполняют дыхательные упражнения, подражая ветру: «Ш-ш-ш».
Воспитатель: Вы слышите голоса птиц? Замолкли птицы в лесу.
Педагог имитирует грозу—быстро включает и выключает свет, ударами изображает гром; включает аудиозапись «Гроза».
Воспитатель: Что это такое? Как называется это явление природы? (Гроза.) Что мы подразумеваем, когда говорим «гроза»? (Молния, гром, ливень.) Как вы думаете, что опаснее — гром или молния? Чтобы правильно ответить на этот вопрос, давайте подумаем — что такое молния? Молния — это электрический разряд, который происходит между сближающимися тучами. ( Раздает детям по два облака и стрелочке-молнии.)
Воспитатель: А что такое гром? (Гром — это звук, треск.) Правильно, гром — это треск от разряда. Что бывает вначале: молния или гром? (Сначала молния, потом гром.) Давайте попробуем изобразить молнию и гром. Наши ладошки —это тучи. Сначала они были далеко друг от друга. Но вот они стали сближаться, при полном сближении сверкнула молния. И только потом ударил гром.
Проводится игровое упражнение «Что сначала, что потом». Дети стоят, разведя руки в стороны, и выполняют движения: сближение прямых рук перед собой, волнообразное движение рук, с опусканием их вниз (имитация молнии). Поднимание рук через стороны, хлопок над головой (гром).
Педагог предлагает детям составить из предложенных картинок последовательность изменений, происходящих перед грозой и во время нее. Дети сидят на ковре, перед ними наборы картинок «Что сначала, что потом»; они выкладывают картинки в нужной последовательности.
Воспитатель: Мы оказались в лесу во время грозы. А дождь, какой сильный! Надо прятаться! Куда же мы можем спрятаться? ( Дети предлагают свои варианты .) Посмотрите, на дереве висит записка. Дети подходят к дереву, снимают записку. Педагог читает записку: «Встаньте спиной к дереву, которое кормит лесных свиней, сделайте от него три воробьиных шага вперед, затем поверните направо и сделайте еще, пять шагов цапли вперед. Приподнимите мох —и вы увидите подсказку».
Дети выполняют задание: прыгают вперед на двух ногах; поворачивают направо; ходят, высоко подняв колени. Затем садятся на ковер и рассматривают фотографии деревьев (дуб, сосна, ель, береза), которые лежат в найденном конверте с подсказкой.
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, что означают стрелочки, нарисованные возле каждого дерева? ( Ответы детей .) Какое дерево молнии поражают чаще всего? (Дуб.) А реже всего? (Березу.) Где же мы можем спрятаться? (Ответы детей.)
Проводится игра «Найди себе убежище».
Воспитатель: Я считаю до трех, а вы ищите себе убежище, ведь гроза еще не закончилась. На счет «три» дети разбегаются и прячутся в том месте, которое они считают самым безопасным. После того как все ребята спрячутся, педагог предлагает им объяснить, почему они выбрали именно это место.
Воспитатель: Гроза утихла. Пора нам выбираться из леса. Посмотрите, у нас на пути болото! Как же его преодолеть? Как можно передвигаться по болоту? (С кочки на кочку.) Вот мы вышли из болота. Посмотрите, какой чудесный открылся вид. Как можно назвать одним словом то, что мы увидели? (Луг.) А может, это тоже лес? Почему? (Ответы детей.) Какие растения растут на лугу? (Травянистые.) Давайте изобразим травянистые растения. Не забывайте, что у них тонкие, слабые стебли, даже небольшой ветерок их качает.
Воспитатель: Ой, ребята, опять подул резкий, сильный, порывистый ветер. Изобразите этот ветер. Резко потемнело. Мне кажется, что это признаки начинающейся. Чего? (Грозы.) Посмотрите, вот стоит стог сена. Давайте спрячемся в него. Можно во время грозы прятаться в стог сена? Чтобы правильно ответить на этот вопрос, давайте подумаем. Что на лугу самое высокое? (Стог сена.) А молния любит все самое высокое и ударяет в самые высокие места. Так будем мы прятаться в стог сена? (Нет.) Что же нам делать? Может, побежим быстрее домой? Можно ли бежать во время грозы? (Ответы детей.) Бежать во время грозы нельзя, так как молния любит не только все высокое, но и все движущееся. Бежать нельзя, в стог сена залезть нельзя, так как он самый высокий на лугу. Где же можно спрятаться? (В самом низком месте.) Давайте вместе найдем самое низкое место на лугу.
Дети ходят по «лугу» и ищут самое низкое место; находят низину, овраг и садятся на корточки, чтобы быть меньше.
Воспитатель: А еще молния любит металлические предметы.
Дети откладывают в сторону все металлические предметы, которые были у них в руках.
Воспитатель: Вот и гроза прошла, пора домой возвращаться. Сколько воды вокруг! Ручейки получились широкие. Давайте перепрыгнем через них и побежим домой. Всегда ли безопасно дома? Есть молния, которая имеет вид шара — это шаровая молния. Возьмите в руки мячи и представьте, что мяч — шаровая молния. Попала молния на крышу дома. Что она будет делать? (Спускаться вниз.) Но вот мяч достиг окна. Что он сделает? (Попадает через открытое окно в дом.)
Дети отпускают мячи, и они падают внутрь дома. А что такое молния? Что произойдет, если в дом попадет молния? (Ответы детей.) Что надо сделать, чтобы в доме было безопасно? (Закрыть окна.) Давайте мы тоже закроем окна нашего дома. ( Дети закрывают окна дома ).
Воспитатель: Что еще мы можем сделать, чтобы обезопасить дом? Представьте, что во время грозы мы смотрим телевизор. Может ли молния по проводам, по антенне попасть внутрь телевизора? Что произойдет? (Ответы детей.)
Педагог дает каждому ребенку рисунки «Лес» и «Луг», фломастер и предлагает нарисовать человечка там, где можно спрятаться во время грозы. Дети, сидя на ковре, схематически изображают человечков, располагая их в наиболее безопасных во время грозы местах. Возьмите рисунки и отнесите их домой; покажите дедушкам и бабушкам, папам и мамам, братьям и сестрам, друзьям; обязательно расскажите, какие места самые безопасные во время грозы.
Дети берут рисунки и идут в группу.
Источник