Конституционная природа федерального собрания

121. Конституционно-правовое регулирование статуса Федерального Собрания и его палат.

Статус Федерального Собрания — представительного и законодательного органа Российской Федерации, ее парламента — закрепляется в гл. 5 Конституции Российской Федерации, которая специально посвящена Федеральному Собранию.

Вместе с тем и в других главах Конституции (гл. 1, 4 и др.) содержатся нормы, относящиеся к российскому парламенту: они определяют взаимоотношения парламента с органами государственной власти, участие его палат в процессе внесения конституционных поправок и пересмотра Конституции.

Организация и деятельность Федерального Собрания, его палат, внутренних органов палат, права и обязанности членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы подробно регулируются регламентами палат, принимаемыми на основе и в развитие Конституции.

Конституционный статус Федерального Собрания определяется прежде всего основами конституционного строя: принципом народного суверенитета, обусловливающего ведущую роль Федерального Собрания в выражении интересов и воли многонационального народа России, принципом разделения властей, в рамках которого Федеральное Собрание олицетворяет федеральную законодательную власть.

Статья 11 Конституции в числе федеральных органов, осуществляющих государственную власть на основе принципа разделения властей, называет (сразу после Президента Российской Федерации), Федеральное Собрание, состоящее из Совета Федерации и Государственной Думы. Таким образом, место и роль Федерального Собрания в конституционной системе государственной власти, его двухпалатная структура относятся к основам конституционного строя. Поэтому структура Федерального Собрания, его место в системе органов государственной власти могут быть изменены только путем принятия новой Конституции Российской Федерации. При этом конституционные поправки, затрагивающие статус Федерального Собрания, не должны противоречить положениям ст. 11 Конституции и другим основам конституционного строя.

Конституция, закрепляя статус Федерального Собрания в целом, определяет также статус его палат. Нормы Конституции устанавливают гарантии представительного характера палат Федерального Собрания, срок полномочий и численный состав Государственной Думы, принципы формирования Совета Федерации, определяют взаимоотношения Совета Федерации и Государственной Думы, порядок их работы, вопросы их ведения, отдельные формы парламентской деятельности (парламентские слушания и др.), стадии законодательной процедуры, гарантии деятельности депутатов (членов палаты), а также основания и порядок роспуска Государственной Думы. При этом Конституция не предусматривает возможность самороспуска Государственной Думы.

Конституция Российской Федерации очерчивает сферу законодательных полномочий Федерального Собрания, определяя, по каким вопросам могут издаваться федеральные конституционные законы и федеральные законы (ст. 76).

Конституционные положения о Федеральном Собрании и его палатах получают свое развитие и конкретизацию в регламентах палат, принятие которых предусматривает Конституция. Каждая палата самостоятельно разрабатывает и принимает свой регламент, который утверждается постановлением палаты, и это является одной из гарантий автономии палат в вопросах внутреннего распорядка своей деятельности.

Читайте также:  Государственного природного заказника горненский

Регламент палаты — это принимаемый на основе и в развитии конституционных норм особый нормативный правовой акт, объединяющий и систематизирующий нормы, устанавливающие внутреннее устройство палаты, полномочия ее органов и должностных лиц, права и обязанности депутатов (членов палаты), порядок и процедуры работы палаты, принятия решений по вопросам ее ведения. В регламенты вносятся также изменения и дополнения с учетом развития законодательства, в котором затрагиваются вопросы компетенции парламента, его палат.

Правовое регулирование парламентской деятельности осуществляется также рядом федеральных законов, таких как законы о порядке формирования Совета Федерации и выборах Государственной Думы, о парламентском расследовании Федерального Собрания, о статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы и др.

Источник

122. Конституционно-правовое регулирование статуса Федерального Собрания и его палат.

Высшую законодательную власть в государстве осуществляет парламент. Парламент – это представительный орган страны, наделенный полномочиями по осуществлению законодательной власти в государстве и олицетворяющий ее. Парламент РФ – это Федеральной Собрание РФ, оно является высшим представительным и законодательным органом РФ (ст. 94 Конституции РФ). Федеральное Собрание осуществляет законодательную власть в РФ независимо от других органов государственной власти РФ.

Федеральное Собрание состоит из двух палат:

  1. Совета Федерации (в него входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ: один – представитель законодательной власти субъекта РФ, а другой – исполнительной власти). Совет Федерации состоит из сенаторов и бывшего президента РФ;
  2. Государственной Думы (в ее состав избираются депутаты путем всеобщего открытого голосования).

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают особым статусом представителей народа. Принципы их деятельности:

  1. принцип «императивного мандата» (т. е. обязательности исполнения наказов избирателей и отчетность перед ними);
  2. принцип «свободного мандата» (т. е. свободного своего волеизъявления без влияния со стороны какого бы то ни было органа власти или должностного лица).

Черты Федерального Собрания РФ:

  1. Федеральное Собрание – это коллегиальный орган, состоящий из представителей населения;
  2. это высший законодательный орган в РФ, т. е. акты Федерального Собрания и законы, им принимаемые, должны соответствовать только Конституции РФ, в отношении же всех остальных нормативных актов эти акты обладают высшей юридической силой.

Принципы деятельности Федерального Собрания РФ:

  • порядок формирования и компетенция палат Федерального Собрания устанавливаются Конституцией РФ
  • Федеральное Собрание является представителем народа России и отстаивает его интересы;
  • Федеральное Собрание – единственный орган, обладающий правом принятия государственного бюджета и контроля за его исполнением
  • выборы Президента РФ назначаются Федеральным Собранием.
Читайте также:  Исчерпаемые невозобновимые природные ресурсы климатические

Основной функцией Федерального Собрания является принятие (нижней палатой) и одобрение (верхней палатой) ФКЗ и ФЗ.

Федеральное Собрание РФ осуществляет:

  1. распоряжение федеральными средствами государственной казны (принимает федеральный бюджет и осуществляет контроль за его исполнением);
  2. контроль за исполнительной властью.

В полномочия Федерального Собрания входит производство процедуры отрешения Президента РФ от должности на основании заключения Генерального прокурора РФ о наличии состава преступления в действиях Президента РФ и процедуры объявления «вотума недоверия» Правительству РФ.

Федеральное Собрание независимо в осуществлении своих полномочий, но его нижняя палата (Государственная Дума РФ) может быть распущена Президентом РФ в случаях:

  • трехкратного неодобрения Федеральным Собранием кандидатуры Председателя Правительства РФ, предложенной Президентом РФ;
  • объявления «вотума недоверия» Правительству РФ, с которым дважды не согласился Президент РФ
  • Государственная Дума может выразить недоверие Правительству РФ. Постановление о недоверии Правительству РФ принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству РФ Президент РФ вправе объявить об отставке Правительства РФ либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ, Президент РФ объявляет об отставке Правительства РФ либо распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

Источник

52. Юридическая природа Федерального Собрания рф

Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Порядок формирования Совета Федерации и всенародные выборы депутатов Государственной Думы обусловливают представительный характер Федерального Собрания. Федеральное Собрание является единственным федеральным органом законодательной власти и обладает полной компетенцией в сфере законотворчества в пределах предметов ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ, в установленном Конституцией РФ порядке принимает законы о поправках к Конституции РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы. Как законодательный орган Федеральное Собрание (точнее, его палаты) имеет некоторые контрольные и кадровые полномочия. Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ — по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти (всего 178 членов от 89 субъектов РФ). Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается гражданами РФ сроком на четыре года по смешанной пропорционально-мажоритарной системе. Иногда Совет Федерации называют верхней палатой, а Государственную Думу нижней палатой. Совет Федерации, Государственная Дума избирают соответственно Председателя Совета Федерации и его заместителей, Председателя Государственной Думы и его заместителей, которые ведут заседания и ведают внутренним распорядком палат. Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии. В настоящее время в Совете Федерации на постоянной основе действуют 11 комитетов, в Государственной Думе — 28 комитетов, а также постоянные и временные комиссии. В Государственной Думе действуют также Совет Государственной Думы, депутатские объединения (фракции и депутатские группы). Федеральное Собрание (в отличие от бывшего Верховного Совета) не имеют общего для обеих палат Председателя, Президиум либо иной координирующий орган. Федеральное Собрание является постоянно действующим органом. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента РФ, Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств, на совместных заседаниях голосования не проводятся и решения не принимаются. Заседания палат, как правило, являются открытыми, исключения могут быть установлены регламентами палат. Совет Федерации и Государственная Дума проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания. Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности. Палаты Федерального Собрания (Совет Федерации и Государственная Дума) принимают постановления по вопросам их ведения. Постановления Совета Федерации и постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы соответственно, если Конституцией не установлен иной порядок принятия решений. Для принятия некоторых решений необходимо квалифицированное большинство — три пятых, две трети или три четверти голосов от общего числа членов Совета Федерации, три пятых или две трети голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Общее число членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы согласно Постановлению Конституционного Суда РФ следует понимать как конституционно установленную численность палат — 178 членов Совета Федерации и 450 депутатов Государственной Думы. Законы о поправках к Конституции РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы рассматриваются последовательно Государственной Думой, Советом Федерации, в порядке, установленном Конституцией РФ (см. вопросы 18, 44). Счетная палата является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием и подотчётным ему. Коллегия Счётной палаты состоит из Председателя, назначаемого Государственной Думой, его заместителя, назначаемого Советом Федерации, и двенадцати аудиторов, назначаемых по шесть аудиторов каждой палатой Федерального Собрания. Счётная палата осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета, внебюджетных фондов и другие контрольно-финансовые полномочия. Счётная палата обладает организационной и функциональной независимостью и не является структурным подразделением Федерального Собрания.

Читайте также:  Живая неживая природа 2 класс тех карта

Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:

Источник

Оцените статью